бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Дети раздоров - (курсовая) бесплатно рефераты

Дети раздоров - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    ВВЕДЕНИЕ:
    Семья –это общество в миниатюре, от
    целостности которого зависит
    безопасность всего большого
    человеческого общества.
    Ф. Адлер.
    Семья приносит полноту жизни, семья
    приносит счастье, но каждая семья…
    является прежде всего большим
    делом, имеющим государственное
    значение.
    А. С. Макаренко.

Что такое семья? Это семь Я: отец, мать да пятеро детей. Именно столько детей было в средней российской семье сто лет тому назад. Конечно, не все дети выживали, некоторые умирали в младенчестве от болезней и голода, но тем не менее семью, состоящую из родителей и пятерых детей, в те времена никто бы многодетной не назвал. Это было нормой, обусловленной нормой жизни, экономической и хозяйственной необходимостью. К однодетной семье в то время относились как к чему-то немощному, ненормальному больному. Совсем иначе выглядит семья сегодня. Редко в какой увидишь более двух детей. Зато количество“хромающих”семей, ( так с грустной иронией называют демографы семью из трех человек: мать, отец и ребенок, где всегда налицо половой перекос ее членов) неуклонно растет. А ведь для нормального воспроизводства населения (с учетом бездетных семей, которых тоже немало: свыше 20%) в семье должно быть не менее трех детей. Подобное положение отрицательно сказывается не только на воспроизводстве населения. Жизнь показывает, что в семье с одним, двумя детьми появляются условия для формирования у ребенка эгоистических черт. Характерологические качества единственных детей: неуступчивость, капризность, неподготовленность к товариществу–малоприятны и для их семейной жизни в будущем в качестве мужа, жены, отца, матери. Как свидетельствует статистика, семьи, созданные выросшими единственными детьми, нередко неустойчивы, часто распадаются, в них так же бывает не больше одного ребенка. “Однодетная эстафета”, которая истощает не только людские ресурсы страны, но и духовные психологические ресурсы советской семьи, передается все дальше и дальше. Существенным образом изменился не только состав семьи.

Изменились и отношения супругов между собой, главным образом в связи с изменением их ролевых семейных функций.

Раньше отношения полов строились исключительно на фундаменте мужской ответственности за семью. Теперь значительная доля этой ответственности перешла к женщине. Процесс этот объективен, он связан с ее экономическим раскрепощением. Однако, психология семейных отношений меняется не так быстро, как социально-экономические факторы нашей жизни.

Традиции, привычки, обычаи, связанные с семейным укладом жизни, довольно живучи. Здесь, как говорят психологи, довлеет стереотип, то есть совокупность прошлых установок, привычек и взглядов, не только приобретенным самим человеком, но и переданных ему как бы по наследству опытом прошлых поколений, и в первую очередь опытом родителей.

В этой связи сегодня следует констатировать, что мужской семейный стереотип поведения оказался более консервативным, более негибким, чем женский. Женщина, получив экономическую самостоятельность и социальное равенство с большим успехом сумела приспособиться, адаптироваться к новым условиям и использовать их в системе семейных отношений, тогда как для мужчины социальные перемены сыграли не столь очевидную положительную роль.

Более того, до сих пор психологический стереотип, о котором упоминалось, тащит мужчину назад, если не в“домострой”, где муж (отец) был властелином и повелителем, то во всяком случае в семью с авторитарным стилем управления, где муж, выполнял роль ее главы. Но семья-то в реальной жизни стала уже иной! В этой семье женщина из рабыни и домашней хозяйки превратилось в главное действующее лицо на семейной сцене. В результате в сегодняшней семье царит своеобразное семейное“двоевластие”. Он (мужчина) –номинальный глава семьи, она (женщина) –фактический. Такое двоевластие, как и любое другое в социальной общности, долго продолжаться не может. При нормальных отношениях оно должно перерасти в семейное содружество, как в хозяйственно-бытовой сфере, так и в сфере воспитания детей. Одним из необходимых условий такого сотрудничества должно явиться выравнивание семейной нагрузки. Существенные эволюционные изменения произошли не только во взаимоотношениях мужа и жены, но и во взаимоотношениях родителей с детьми. В основе этих изменений лежит переход от преимущественно материально-профессиональной заботы родителей о детях к заботе об их духовном развитии, от воспитания отдельных личностных свойств и качеств к целенаправленному формированию всесторонне развитой личности. Если раньше, например, мать хотела воспитать дочь по своему образу и подобию и старалась вылепить из нее прежде всего верную жену и хорошую хозяйку, то сейчас задачи материнского воспитания значительно шире.

Еще более зримыми стали изменения, происходящие в сфере отношений отца с дочерью. С учетом особенностей малодетной семьи (преимущественно однодетной) усилились эмоциональные контакты, возросла потребность во взаимной поддержке, в совместном проведении свободного времени.

Меняются цели и задачи отцовского и материнского воспитания по отношению к сыну. Растут их требования к его нравственному, социальному и профессиональному становлению, усилилась необходимость борьбы с различными вековыми отрицательными мужскими привычками (курение, злоупотребление алкоголем, высокомерное отношение к женщине).

Отец в современной семье все больше и больше меняет амплуа законодателя и строгого судьи на роль учителя и старшего друга своего сына. А мать все чаще и чаще задумывается о его будущем как работника, что раньше было заботой одного отца.

Все изменения необходимо учитывать в своей работе воспитателям всех уровней, в том числе и профсоюзным активистам, когда им приходиться иметь дело с трудными семьями и трудными детьми.

В моей курсовой работе речь пойдет о родителях и детях. Мы поговорим о разных семьях–полных, где есть мать, отец, а нередко и бабушки с дедушками, и не полных, где ребенка воспитывает одна мать; познакомимся с особенностями воспитания мальчиков и девочек и задачами, которые в связи с этими особенностями встают перед каждым из родителей; вместе поразмышляем о роли отцовского и материнского воспитания.

    РОДИТЕЛИ И ДЕТИ, ИЛИ
    ПЕДАГОГИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

“Все мы родом из детства”, “Все –и хорошее и плохое –человек получает в семье”. Эти педагогические мудрости известны наверное всем. Именно семья была, есть, и по- видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты условно подразделяют на три группы. Первая–это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира. Вторая–это внутри –и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющейся могучим оружием социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности. Эта группа факторов полностью сохраняет свое значение на селе, но, увы, основательно слабо в городе. Третья группа–это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

Вряд ли кто ни будь возьмется оспаривать утверждение, по которому первые две группы факторов (1 >, 2

Наконец, изучая воспитанников спецшколы –интерната (с явными дефектами воспитания), специалисты выяснили, что в их семьях наблюдался один из трех типов явных нарушений правильного отношения к ребенку. Гиперопека со стороны матери. Полное равнодушие к ребенку. И жестокое, агрессивное отношение со стороны одного из родителей. Нельзя не отметить, что именно нравственно-психологическое благополучие родительской семьи, по обобщенным данным целого ряда работ, является едва ли не главным фактором, определяющим стабильность семейного союза выросших в этой семье юношей и девушек. Особенно это выражается в сохранении своеобразной преемственности отношений. Так, например, оказалось, что характер взаимоотношений супругов–родителей определяет установки на взаимоотношения, сложившиеся у их детей, а стиль этих взаимоотношений, зачастую усваивается как эталонный. Важной областью в семейных отношений выступают “горизонтальные”взаимоотношения между супругами-родителями и прочими взрослыми членами семьи и ее близлежащего семейного окружения–взаимоотношения, которые более всего и задают особенности морально-психологического климата семьи.

В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие:

Сотрудничество –идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимоотношения и взаимоподдержку.

Паритет –равные, союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов. Соревнования –желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция –стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, синтагонизм –резкие противоречия между членами групп, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество. К сожалению, возможность сохранение подобных взаимоотношений дарована далеко не всем семьям, и в случае избыточного взаимопривыкания, усталости, а то и эрозии семейных чувств общесемейные взаимоотношения могут перейти в паритет, то есть, равенство и равноправие сторон при разбирательстве каких либо конфликтов. Что ж, это тоже не плохо, хотя момент необходимый для приоритета взаимовыгодны может временами становиться излишне острым: далеко не всегда то, что выгодно одному, является таковым же и для другого, да и для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть признана идеальной–слишком важна для них эмоциональная связь с родителями, а вот эмоций –то здесь как раз и не достает. Однако, еще раз подчеркнем, что паритет –это все-таки не плохо. И конкурентные, и антогонистические отношения пагубны для семьи в целом, но еще страшнее они сказываются на детях, которые в подобной семье непрерывно сталкиваются с целым рядом препятствующих нормальному формированию личности моментов. По мнению специалистов, отрицательный опыт конфликтной семьи для будущей брачной семейной жизни детей может быть сведен к следующему: Ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений. Духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, то есть необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей.

Резко возрастает риск нервно-психических заболеваний детей. Растет безнадзорность и бесконтрольность поведения.

    Снижается способность ребенка к адоптации.

Ребенок не усваивает целый ряд нравственных общечеловеческих норм. У него очень часто формируются противоречивые чувства к своим родителям, а иногда и враждебное отношение к одному из них.

Остановимся на одном важном моменте педагогике семейных отношений –на роли отца в семье. Дело в том, что с возрастом детей его влияние на психику ребенка увеличивается. В частности в школьном возрасте социальный статус отца важен для чувства уверенности и стабильности психики ребенка, тогда как статус матери определяет для него специфику его будущей семьи и собственной роли в ней, а братья и сестры расширяют общественное познание ребенка, его социальную активность и способность ориентироваться в микрогруппах.

Именно активное, деятельное участие отца в жизни семьи делают ее подлинно благополучной. В связи с этим в работе с семьей учителю следует уделять внимание разъяснению значения отца в воспитании, прежде всего ориентируя представителей сильного пола на осуществление воспитательных воздействий в сфере досуга. Не будем скрывать, что пока только сравнительно небольшая часть родителей приблизительно 1, 3 постоянно организует досуг своих детей, реализуя тем самым возможности воспитания содержащиеся в совместных досуговых и любительских занятиях.

Однако весьма симптоматично, что по данным социологов, участие детей в длительном семейном отдыхе современные отцы и матери расценивают как одно из решающих условий его эффективности.

А как определить, на кого именно из учащихся в первую очередь следует обратить внимание в связи с возможными нежелательными последствиями педагогики семейных отношений? Можно предложить учителю некоторые инструменты психологического изучения взаимоотношений в системе“родители и дети” в своей семье. С одним из них –тестом психолога из ГДР Т. Шрайбера мы и хотели бы познакомиться. Предложите учащимся выразить с помощью пятипунктовой шкалы степень своего согласия с нижеприведенными высказываниями.

    Индекс высказывния
    Высказывание
    Шкала
    Полностью согласен
    согласен
    Не знаю
    Не согласен
    Совершенно не согласен
    А
    Охотнее всего, я уехал бы из дома
    Б
    Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю
    В

В моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы с друзьями, которые меня понимают.

    Г
    Для семьи я делаю только то, что мне поручают.
    Д

Если в семье возникают какие-либо проблемы, я иногда способствую их разрешению.

    Е

Я старалась использовать малейшую возможность чтобы доставить радость своей семье.

    Ж

Я стараюсь понять родителей, братьев и сестер, даже тогда, когда не считаю правильным то, что они от меня требуют.

    З

Если я чем ни будь озабочен, то говорю об этом откровенно с родителями, братьями и сестрами и прошу у них совета.

Теперь можно подсчитать сумму баллов, которую набрал каждый из учеников, с учетом“веса” суждения и “веса” высказывания по таблице. Для этого необходимо последовательно перемножить эти “веса”по каждому из высказываний а потом суммировать результаты произведений. Последнее, что осталось сделать, это рассчитать процентное выражение отношения каждого из учащихся к жизни в своей семье по формуле:

    “Вес” суждений оценочной шкалы.
    Оценочные суждения
    Их “вес” в
    Положительных
    высказываниях
    (Д, Е, Ж, З)
    Отрицательные
    высказывания
    (А, Б, В, Г)
    Полностью согласен
    Согласен
    Не знаю
    Не согласен
    Совершенно не согласен
    5
    4
    3
    2
    1
    1
    2
    3
    4
    5
    “Вес” высказываний.
    Индекс высказывания
    Его “вес”
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    Ж
    З
    1, 10
    1, 95
    3, 0
    4, 0
    6, 0
    7, 0
    8, 0
    8, 95

Объектом самого пристального внимания должны стать семьи, выходцы из которых продемонстрировали относительно низкие оценки отношения к жизни в своей семье.

    ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СЕМЕЙНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ.
    РАЗВОДЫ, ИХ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.

Первое, что необходимо сделать учителю, - это проанализировать и оценить некоторые характеристики семьи, что бы с их учетом и осуществлять педагогические взаимодействия. При этом, целесообразно учитывать следующие факторы, раскрывающие в первом приближении особенности отношений в семье: Образ жизни и поведение в семье.

    Нравственный и культурный уровень отца и матери.
    Взаимоотношения их друг с другом.
    Отношения матери и отца к своему ребенку.

Осознание и понимание ими целей, задач семейного воспитания и средств, способов их достижения.

Особое внимание следует уделить неблагополучным семьям, характеризующимся той или иной степенью дезорганизации семейных связей. Это исходно неполные семейные группы (незаконнорожденность), где потенциальный“отец-муж”не может выполнять свои ролевые функции по отношению к матери и ребенку, распавшиеся и“заброшенные”(частые отлучки одного из родителей) семьи (в первых из них к отсутствию одного из родителей добавляется еще и психотравмирующее влияние разрыва семейных отношений); семьи–пустые “оболочки”, где их члены поддерживают минимальные контакты и связи друг с другом и не способны выполнять свои обязанности, особенно связанные с эмоциональной поддержкой; “внешне кризисные”семьи, в которых какие либо события извне привели к длительному временному или постоянному отсутствию одного из супругов (тюремное заключение, смерть, семьи с внутренним кризисом, в которых существует сложившиеся невыполнения своей роли члена семьи–из-за болезни или патологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6