Дети девиантного поведения как объект социальной работы (на примере г. Ульяновска)
Статьей 13 Закона предусмотрено, что к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации относятся:
1)социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной социальной помощи государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;
3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в п. 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим общеобразовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
4) уведомляют родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;
5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей.
Центральная роль координатора действий всей системы в центре и на местах принадлежит межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних, защите их прав. Постановлением Правительства РФ от 5.06.94г. № 546 утверждено Положение о Межведомственной комиссии при Правительстве РФ. В 74 регионах России, представивших данные в Межведомственную комиссию, функционируют 2574 комиссии на разных уровнях исполнительной власти. Объектами их внимания являются семьи группы риска, неблагополучные семьи, учащиеся различных учебных заведений с девиантным поведением, не обучающиеся и неработающие подростки.
В практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и социально реабилитационных центров: КДН и сотрудники центров выявляют неблагополучные семьи, семьи группы риска; КДН анализируют состояние воспитательно-профилактической работы с семьями и детьми на данной территории и предоставляют соответствующую информацию всем участникам системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. КДН и центры совместно с другими субъектами государственной системы профилактики участвуют в проведении широких социальных акций (операция "Подросток"); КДН помогают центрам привлечь различные учреждения к решению проблем материальной поддержки нуждающихся семей и детей (организация бесплатного питания, обеспечение путевками в оздоровительные учреждения, продуктами питания и т.д.); КДН осуществляют привлечение граждан, не выполняющих родительских обязанностей, к административной ответственности, укрепляя тем самым позиции центров в работе с ассоциальными семьями.
В Железнодорожном районе г.Ульяновска в 2007 году количество подростков, состоящих на учете с наркологическими расстройствами составило 48 человек, из которых 39 человек злоупотребляли алкоголем, 4 -токсическими веществами. 8 человек были доставлены в лечебно-профилактические учреждения в статусе безнадзорных несовершеннолетних.
Общее количество детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, до 18лет, находящихся на учете в муниципальном образовании в 2007 году составило 145 человек. Под опеку было определено 21 человек, а проживающих в приемных семьях не оказалось. Однако, 17 человек за отчетный период находились в детских домах и школах-интернатах.
На учете в Комиссии по делам несовершеннолетних состояло 305 подростков, из них 21 - условно осужденных. Следует также отметить, что 22 подростка состояли на учете за общественно-опасные деяния, а 10 - за бродяжничество. Кроме этого, 81 подросток был поставлен на учет в ПДН за употребление спиртных напитков. По данным информационной справки большинство подростков, состоящих на учете в ПДН - этот учащиеся средних специальных учебных заведений (79 человек). Среди тех, кто был поставлен на учет, есть и те, кто нигде не учится и не работает. Таких подростков насчитывается 12 человек.
Основными итогами работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Железнодорожном районе г. Ульяновска по этому направлению стали:
- восстановление трудовых прав несовершеннолетних;
- оказание помощи несовершеннолетним, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
– возвращение жилья.
Ведётся работа по основным направлениям:
- трудоустройство несовершеннолетних.
Всего в 2007 году было трудоустроено 486 несовершеннолетних, из них 4 - постоянно. Особое внимание уделяется вопросу занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в правоохранительных органах. В отчетный период было трудоустроено 209 таких подростков, из которых 4 удалось устроить на постоянное место работы.
- оказание мер воздействия на подростков, обсуждаемых на комиссии по делам несовершеннолетних: извинения, предупреждения, выговоры и строгие выговоры, штрафы, подготовка материалов в суд, направление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, помещение в ЦВСНП, помещение под надзор родителей, под надзор КПДН.
-оказание мер воздействия на родителей (законных представителей): лишение родительских прав, ограничения в родительских правах, штрафы, общественные порицания, предупреждения, восстановление в родительских правах, трудоустройство родителей по ходатайству, курс лечения (от алкоголизма, наркомании) по инициативе комиссии, материальная помощь.
-проведение комплексных проверок.
-проведение организационно-методических мероприятий: совещаний, семинаров, обобщение опыта.
-работа со средствами массовой информации: статьи в газетах, выступлений по радио и телевидении.
Как правило, данные органы и учреждения рассматривают большинство дел в срок до двух недель, хотя бывают сложные случаи, решение по которым принимаются в течение месяца, а некоторые дела прекращаются по истечению срока.
Каждый год в КПДН Железнодорожного района г. Ульяновска составляется более 1000 протоков. Большая их часть составляется на родителей несовершеннолетних - 83%, остальные 17% -на подростков. Реже всего протоколы составляются на иных лиц. Например, в 2007 году из 1089 поступивших протоков только 18 (1.6%) были составлены на иных граждан. По результатам рассмотрения дел выносятся следующие решения
- привлечение к административной ответственности (85% всех решений);
- предупреждения (68% всех случаев);
- наложение и взыскание штрафов (24%).(см. Приложение 4):
А с состоящими на учете подростками проводится следующие виды работы:
Индивидуальная работа с несовершеннолетними.
Рейды по неблагополучным семьям, безнадзорным.
Работа с безнадзорными подростками.
Направление на консультацию к психологу в ППЦ "Семья".
Направление на консультацию и постановка на учет к наркологу.
Направление в Центр занятости и постановка на учет для дальнейшего трудоустройства.
Направление в отдел по оказанию социальной помощи (например, выдача путевок в летний оздоровительный лагерь).
Контроль и оказание помощи в проведении культурно-массовых мероприятий для подростков.
Работа по трудоустройству или дальнейшему обучению несовершеннолетних.
Приглашение на заседания КпДН.
Проведение профилактических бесед, постоянный контроль.
КпДН строит свою работу в соответствии с Указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967г. "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 6 августа 1986г.). Организационной формой взаимодействия являются заседания, на которых вырабатываются на основе комплексного подхода различные программы по профилактике девиантного поведения у детей и подростков. Составляются планы мероприятий с учётом мнений всех специалистов. Заслушиваются отчёты о профилактической работе каждого ведомства, С учётом полученных результатов намечаются направления дальнейшего его действия. Обсудив разностороннюю информацию, специалисты всех уровней договариваются о роли и действиях каждого в работе по профилактике отклоняющего поведения у несовершеннолетних.
В рамках областного плана по профилактике безнадзорности и правонарушений на 2007 год в Железнодорожном районе г. Ульяновска органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений проводятся следующие мероприятия (см. Приложение 2):
- "Месячник по борьбе с пьянством несовершеннолетних";
- Операция "Беспризорник";
- Операция "Подросток-игла";
- Операция "Занятость";
- Организационные мероприятия: совещания с директорами учебных заведений района, председателями родительских комитетов, участие в общешкольном родительском собрании в МОУ СОШ № 46, собрание при главе администрации, семинары-совещания, семинары-учебы.
В целом, можно выделить следующие общие мероприятия, направленные на профилактику и решение проблем детей и подростков девиантного поведения:
Контроль и оказание помощи в проведении культурно-массовых мероприятий для подростков.
Работа по трудоустройству или дальнейшему обучению несовершеннолетних.
Индивидуальная работа с несовершеннолетними.
Рейды по неблагополучным семьям.
Работа с безнадзорными подростками.
Координация деятельности учреждений системы профилактики, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в соответствии с Законом РФ № 120 от 09.07.1999 г.
Совместно с РОВД выполнение мероприятий по разобщению молодежных группировок.
Организация занятости и отдыха детей и подростков в летний период времени.
Выполнение мероприятий по укреплению кадрового состава КПДН и материально технического обеспечения.
10. Профилактическая работа с несовершеннолетними, употребляющими алкогольные напитки и токсические вещества.
11. Профилактическая работа с условно осужденными несовершеннолетними.
Анализ деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Железнодорожном районе г. Ульяновска позволил сделать несколько выводов. Во-первых, в основном в районе преобладают правонарушения, связанные с употреблением спиртных напитков и уклонением от учебы в образовательных заведениях района. Причем, больше всего это характерно для учащихся средних учебных заведений. В рамках борьбы с употреблением спиртного среди несовершеннолетних, комиссией, совместно с ПДН, отделом по делам молодежи, органами здравоохранения, проводится профилактическая работа, которая включает в себя разъяснительную работу, проведение специальных операций, вовлечение подростков в клубы по интересам и ряд других. Во-вторых, можно отметить не очень активное использование такого вида устройства детей на воспитание как приемная семья. В основном для этой цели прибегают к оформлению опекунства. В-третьих, несмотря на определенные недостатки в работе данного рода учреждений, их деятельность можно охарактеризовать как позитивную, а результаты их деятельности считать удовлетворительными. Главная причина этого - совместная деятельность различных органов и направление совместных усилий на достижение одной цели: решение проблем детей и подростков, улучшение их положения в обществе.
Разносторонние связи складываются у центров с таким субъектом государственной системы профилактики детской безнадзорности, как органы опеки и попечительства. В соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса РФ и ст. 121 п.2 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Их основная задача - обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав.
Социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки и попечительства при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для жизнедеятельности в семье. Специалисты центров (психологи, педагоги, медицинские работники) проводят предварительную работу с потенциальными усыновителями и опекунами, тестируют их, не оставляют без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми. Центры взаимодействуют с органами опеки и попечительства в случае возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов детей.
Одной из старейших структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются приемники распределители органов внутренних дел, действующие сегодня как центры временной изоляции. Из них дети, не связанные с криминальной практикой, направляются в социально- реабилитационные центры.
Центры временной изоляции организуют и самостоятельно осуществляют возвращение детей и подростков к месту их постоянного проживания или устройства. В этом случае дети фактически попадают в сферу влияния социально-реабилитационных учреждений, для которых контакт с сотрудниками центров временной изоляции, их информация о ребенке имеют большое значение для дальнейшей работы по его социальному возрождению. Это тем более важно, что сегодня подобная информация приобретает новое качество, так как в бывших приемниках начался процесс гуманизации содержания детей: вводятся ставки психологов, с детьми работают учителя-предметники.
Деятельность социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе " О социальном обслуживании населения в Российской Федерации ", распоряжении Правительства РФ от 3.07.96г. № 1063-р и Постановлении Правительства РФ от 13.09.96г. № 1092, утвердившем Положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Создание специализированных учреждений реабилитации дезадаптированных детей и подростков изменило ситуацию, при которой наличие беспризорных и безнадзорных детей и подростков изменило ситуацию, при которой наличие беспризорных и безнадзорных детей признавалось, однако не было определено, какие службы, какие органы управления должны заниматься их судьбой.
Социально-реабилитационные учреждения берут на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В стационары центров помещаются дети, не нуждающиеся в изоляции, из приемников-распределителей, а также из больниц, где их вынужденно содержали до помещения в интернатное учреждение.
Наличие социально-реабилитационных учреждений в большинстве территорий позволяет оперативно поместить ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к жизни в замещающей семье или интернатном учреждении, избавляет специалиста по охране прав детства от утомительной процедуры сбора необходимых справок.
В учреждениях представляют четкую картину семейного неблагополучия. Заведены необходимые документы, опросники, анкеты, карты социальной реабилитации, ведется анализ результатов оказанной специалистами юридической, социальной, медико-психолого-педагогической и другой помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Значительное внимание уделяется профилактике социального сиротства.
На предотвращение беспризорности, безнадзорности и ассоциального поведения детей и подростков направлена работа каждого из дейстующих социально-реабилитационных центров, но особое значение имеет тот факт, что большинство из них помимо медико-психологической коррекции ребенка восстанавливают его связи с семьей или находят замещающую семью, стараются создать благоприятный социальный фон его дальнейшей жизни.
Значительная часть поступающих в учреждения детей - это подобранные на вокзалах и улицах, не имеющие никаких документов дети с неустановленной личностью.
Поэтому основной задачей на первом этапе реабилитации становится восстановление социального статуса несовершеннолетнего, выявление причин его дезадаптации, так как без достаточно полного социального портрета ребенка невозможна его реабилитация, а в дальнейшем и полное решение его судьбы. Медико-психолого-педагогические консилиумы, создаваемые в учреждениях, поэтапно следят за ходом реабилитации, добиваясь, чтобы за время пребывания в Центре ребенок был максимально адаптирован к жизни.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|