бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Детекторы лжи и обмана бесплатно рефераты

В зависимости от многоплановости решаемых полиграфологом задач и психофизиологических особенностей опрашиваемого человека, проверка может длиться от одного-двух часов (при скрининге) до четырех-пяти часов (при проведении расследований) и, в особо сложных случаях - в течение двух-трёх дней.

Словарь Вебстера прав относительного того, что этот аппарат иногда называют детектором лжи, но само по себе это неверно. Ложь как таковую детектор не обнаруживает. Все было бы гораздо проще, если бы существовал некий уникальный признак, всегда и везде свидетельствующий о лжи и никогда ни о чем другом. Но такового нет. И хотя отношение к детектору лжи очень противоречиво, все тем не менее сходятся в одном: ложь как таковую он не обнаруживает. Единственное, что он делает, - измеряет интенсивность проявлений возбуждения ВНС, то есть физиологические изменения, происходящие от эмоционального волнения человека.

То же самое происходит и с поведенческими признаками обмана. Изменения в мимике, жестах и голосе еще не являются признаками лжи как таковой. Это всего лишь сигналы эмоционального возбуждения или свидетельства работы мышления. И заключить из этого, что человек лжет, можно только на основании либо того, что его эмоции не соответствуют его линии поведения, либо того, что он пытается их скрыть. И в этом плане детектор обеспечивает нас менее точной информацией о том, какие именно эмоции задействованы, чем о поведенческих признаках. Микровыражения могут обнаружить гнев, испуг, вину и так далее, а детектор лжи покажет, что у человека появились какие-то эмоции, но какие - не определит.

Перед проведением проверки в ходе расследования обязательно осуществляется подготовительный этап, в ходе которого полиграфолог тщательно изучает все доступные материалы или сведения о чрезвычайном происшествии /ЧП/, вызвавшем необходимость применения "детектора лжи". Во время этого этапа полиграфолог знакомится с материалами опросов, выполненных работодателем (либо его службой безопасности), и/или сам опрашивает лиц, в той или иной мере осведомленных о ЧП, осматривает (если возможно) место происшествия, изучает выдвинутые объяснения (версии) случившегося и прочее.

Если проводится скрининговая провека, полиграфолог внимательно изучает и анализирует "факторы риска", выдвинутые работодателем.

До сих пор не удалось установить физиологической реакции, однозначно указывающей на ложь человека, проверяемого с помощью полиграфа, в связи с чем "технология" проверок на полиграфе не может использовать только проверочные вопросы (т.е. вопросы, направленные на решение задач расследования или кадрового отбора). Поэтому полиграфолог готовит в дополнение к проверочным вопросам вспомогательные - контрольные и нейтральные - вопросы.

При всей кажущейся простоте проверки на полиграфе (часто можно услышать: "Включи прибор, задай вопросы, компьютер все подсчитает, и ложь определена"), проверка представляет собой сложную процедуру общения специалиста с опрашиваемым лицом, в которой применяется прибор и множество гибких правил и требований, несоблюдение или неточное соблюдение которых существенно влияет на ход и результат проводимой проверки.

Подготовленные вопросы по различным логическим принципам объединяются в группы, которые позднее будут применены в ходе проверки на полиграфе.

После завершения подготовительного этапа проводится предтестовая беседа. Предтестовая беседа является строго обязательным этапом процедуры проверки. При проведении испытаний на полиграфе (особенно, в интересах расследований) одна из первейших задач предтестовой беседы - ознакомить опрашиваемого с его правами в ходе проверки и удостовериться в добровольности его согласия на прохождение проверки с помощью полиграфа.

Согласно существующим в мировой практике правилам, полиграфолог обязательно убеждается в том, что человек, подлежащий проверке, осознаёт: проверка - процедура добровольная. Проверяемого информируют о его правах и просят дать письменное согласие на проведение проверки.

Предтестовая беседа позволяет оператору учесть и, по возможности, устранить действия различных побочных дестабилизирующих факторов, которые могут негативно повлиять на физиологические реакции проверяемого, что в итоге может привести к снижению эффективности поверки детктором или его ошибочному результату. Полиграфолог в ходе предтестовой беседы обязательно выясняет у опрашиваемого лица состояние его здоровья.

Во время предтестовой беседы, если она проводится правильно, оператор полиграфа полностью объективен. Должны быть исключены попытки опроса проверяемого с целью добиться от него признаний до тех пор, пока не за вершено испытание на полиграфе (конечно, за исключением тех случаев, когда опрашиваемый сам желает сознаться во время предтестовой беседы).

В предтестовом собеседовании, предшествующем расследованию, полиграфолог уточняет сведения о ЧП, собранные на подготовительном этапе, и устанавливает осведомленность проверяемого человека об этом событии; обсуждает с ним подготовленные вопросы, которые позднее будут заданы этому человеку в ходе проверки и многое другое.

Кроме подтверждения добровольного согласия проверяемого на испытание и общего ознакомления его с предстоящей процедурой, важной задачей предтестовой беседы является необходимость убедить опрашиваемого человека в том, что проверка проводится профессионально, и любая ложь будет очевидной для полиграфолога: этим удаётся снять напряжение с правдивых лиц и повысить тревогу у тех, кто намеревается давать ложные ответы.

В процессе предтестовой беседы, полиграфолог и кандидат на работу (или работающий сотрудник) обсуждают все интересующие работодателя темы, которые в дальнейшем будут проверены с помощью полиграфа.

В случае скрининговой проверке при найме в коммерческую фирму в предтестовой беседе такими темами могут оказаться возможные кражи денег и товаров у предыдущего работодателя, совершение уголовных действий (включая судимости и преступления, которые остались не раскрытыми), приобретение и продажа краденого, употребление Наркотиков, фальсификация анкетных данных и проч. После завершения предтестовой беседы проводится непосредственно сам опрос с использованием полиграфа.

Перед тем как включить полиграф и начать регистрацию физиологических реакций, полиграфолог обязательно обсуждает с проверяемым подготовленные вопросы. Такое обсуждение исключительно важно, оно позволяет исключить многозначность толкования вопросов и добиться тем самым единства их понимания проверяемым и полиграфологом.

В ходе проверки полиграфолог ровным, спокойным голосом задает проверяемому подготовленные вопросы, которые сформулированы таким образом, что на них требуются только односложные ответы - "да" или "нет". Между вопросами делаются паузы 15-20 сек. Полиграфолог задаёт вопросы группами - вопросниками, которые могут содержать от 5-6 до нескольких десятков вопросов. Разработкой вопросников для детектора лжи занимаются операторы-полиграфисты. Любой человек с психологическим образованием и навыками работы на компьютере, окончив двухнедельные курсы, может стать полиграфистом.

Вопросы можно разделить на три группы. Нейтральные, типа "Сегодня среда?" или "На вас надеты очки?" - показывают общий уровень возбуждения организма в момент исследования. Целевые: "Вы принимали наркотики вчера?" или "Вы подделывали документы на прежнем месте работы?" - связаны с целью проверки. А контрольные вопросы - это своего рода индикаторы лжи. При их составлении используют информацию, которую человек будет заведомо отрицать. К примеру, на вопрос "Вы много читаете?" мало кто ответит "нет" - здесь сыграют роль соображения престижа. А ответ на такой вопрос позволяет оператору увидеть индивидуальную реакцию испытуемого на скрываемую правду.

Впрочем, при обследовании возможны и курьезы. К примеру, однажды вопрос "Вы сидите на стуле?" вызвал у человека бурю эмоций. Машина зафиксировала "ложь". А на самом деле под человеком просто за полчаса до того развалилась табуретка, и он упал на пол. Во время опроса этот случай был еще слишком свеж в памяти. Вопрос всегда сформулирован так, что человек может ответить односложно - "да" или "нет". Полный список вопросов предоставляется еще до опроса, чтобы во время процедуры отвечать без размышлений и колебаний. Одни и те же вопросы повторяются многократно, чтобы исключить возможность случайной реакции. Порой вместо вопросов могут предоставляться фотографии людей и предметов, перечисляться имена, названия, числа. Обследование может продолжаться от получаса до нескольких часов - это зависит от цели тестирования.

Появление в ходе проверки на полиграфе более выраженных, интенсивных реакции на те или иные вопросы свидетельствует о том, что эти вопросы являются для проверяемого более значимыми, чем остальные. Определив значимость для данного человека каждого из заданных вопросов, полиграфолог, пользуясь выработанными практикой логическими правилами, выносит суждение о возможном утаивании этим человеком информации.

Примерно у 25 % проверяемых виновность или невиновность может быть легко определена по характеру реакций на вопросы таким образом, что оператор полиграфа может показать их любому непрофессионалу и объяснить их значение. Однако, примерно в 65 % случаев реакции не на столько очевидны; они существенно слабее выражены и для их интерпретации требуется эксперт. И примерно в 10 % случаев оператор полиграфа не в состоянии сделать никакого заключения по результатам проверки, т.е. испытание на полиграфе завершается неопределенным результатом.

В целом, получение определенного результата испытания на полиграфе зависит от многих факторов, и возможность неопределенного итога проверки, т.е. когда нельзя сделать однозначное суждение о причастности или непричастности конкретного человека к устанавливаемому событию, весьма невелика: по зарубежным экспертным оценкам, она составляет менее 5 %.

Испытания на детекторе, как и опора на поведенческие признаки, весьма уязвимы. Невинные люди могут испытывать очень сильное эмоциональное возбуждение, узнав, что их подозревают во лжи. Тем более если их подозревают в совершении преступления. Возбуждение может стать особенно сильным, если подозреваемый имеет основания думать, что оператор детектора и полиция уже сговорились против него. К тому же страх не единственная эмоция, которую может испытывать лжец: он может чувствовать еще и вину, и восторг надувательства. А любая из этих эмоций вызывает усиление деятельности ВНС и отмечается детектором. И также любую эмоцию может испытывать не только лжец, но и человек абсолютно невиновный. Кроме того, какие эмоции будет испытывать подозреваемый, зависит и от его личности, и от существующих отношений между ним и верификатором, и от ожиданий обоих.

Лайдетектор не может читать мысли, он регистрирует состояние испытуемого в определенный момент. А значит его, как и любую машину, можно обмануть. "Существуют три главных подхода, - говорит психолог Виктор Балин. Первый это попробовать снизить чувствительность, "загрубить" входы. Для этого накануне будет достаточно выпить некоторое количество спиртного. На следующий день человек становится слабо чувствительным, его реакции условно говоря "забиты" и на стимулы оператора он не сможет объективно реагировать. Другой подход - это подавление всех эмоций, чтобы ни один стимул не вызывал реакции. Основной принцип здесь состоит в том, что человек старается отвечать на все вопросы автоматически, не обращая на них серьезного внимания. Он должен сосредоточить внимание на рисунке стены, которая находится перед ним, или на каком-нибудь другом нейтральном предмете. Однако, значительно эффективнее оказываются притворные эмоциональные реакции на незначащие раздражители. Если вы хотите вызвать реакцию, попытайтесь просто умножить в уме несколько многозначных чисел или подумать о чем-нибудь, что вызывает ярость или сексуальную эмоцию. Физиологические реакции, характерные для стресса, вызывает также боль, и некоторые люди додумались до того, чтобы в ботинок под большой палец класть кнопку: боль при надавливании на нее должна вызывать "фальшивую реакцию". Понятно, что такими способами можно обмануть только не опытного оператора, профессионал в ваши ловушки не попадется, во всяком случае он точно знает как можно предупредить их. Хотя следует отметить труднее всего разоблачить именно внутренние, мысленные приемы и, если использовать их в подходящие моменты, то можно привести оператора к ошибочным выводам. Для создания фальшивых реакций есть много разных способов, один из таких незаметное для экспериментатора напряжение каких-нибудь мышечных групп. Обычно люди прижимают пальцы ног к полу, сводят глаза к носу или прижимают язык к твердому небу. Все дело в том, чтобы скрыть это движение от допрашивающего".

Но решение принимает не прибор, а человек - полиграфолог. От его профессионализма может зависеть дальнейшая судьба или карьера испытуемого. Полиграфолог должен обладать широким спектром знаний в различных областях - психофизиологии, психологии, физиологии, криминалистике, юриспруденции и т.д.

Спор о детекторе лжи, до сих пор еще не разрешенный научными исследованиями, так и продолжает оставаться горячим и острым. Наиболее ярыми его сторонниками являются лица, наблюдающие за соблюдением законности, разведывательные службы, люди, чья деятельность связана с растратами и мелкими хищениями, а также ученые, занимающиеся его исследованиями. Критика же исходит от гражданских правозащитников, некоторых юристов, адвокатов и остальных ученых, занимающихся изучением этих вопросов.

Лжецы могут выдать себя из-за боязни разоблачения, из-за угрызений совести или благодаря восторгу надувательства. Верификаторы же могут забыть об индивидуальных различиях в эмоциональном поведении людей. Операторы детектора тоже могут совершить и ошибку веры лжи и ошибку неверия правде. В верификации большая часть опасностей и предосторожностей одинакова, вне зависимости от того, определяется ложь посредством детектора или поведенческим признакам. Но существуют и более сложные понятия:

соотношение точности и полезности, то есть знание того, какую пользу можно извлечь из показаний детектора в случае сомнительности результатов;

необходимость истины, то есть точного знания лжи правды в момент испытаний;

базовая норма лжи, то есть необходимость для оценки точности работы детектора достаточного количества лжецов, ибо даже очень тщательно отобранные результаты могут вызывать сомнения, если лжецов среди подозреваемых слишком мало;

устрашение неизбежностью, то есть создание у испытуемого убеждения, что благодаря детектору ложь непременно будет обнаружена, даже несмотря на возможные погрешности процедуры.

Операторы детектора никогда не делают свои выводы о лжи испытуемого, основываясь только на показаниях прибора. Им известны не только результаты предварительного расследования, но и та информация, которую получили они сами в интервью с подозреваемым перед прохождением испытания. Кроме того, операторы считывают информацию с мимики, голоса, жестов и манеры говорить и в ходе предварительного интервью, и при самом испытании, и в интервью после его окончания. О том, должен ли оператор детектора для своего заключения о подозреваемом в добавление к результатам испытания рассматривать также и поведенческие признаки, мнения разделились.

Пока только четыре исследования сравнивают результаты, основанные на показаниях детектора и поведенческих признаках, с теми, которые получены на основе только показаний приборов. Два из них предполагают, что точность поведенческих признаков равна точности показаний детектора, а одно - что точность детектора выше, хотя и не намного. И все три исследования страдают одними и теми же изъянами: неопределенностью истины, слишком малым количеством подозреваемых и слишком малым количеством операторов, выносящих решения.Эти изъяны исправлены в четвертом исследовании, исследовании Рэскина и Кирчера, до сих пор еще не опубликованном. Они пришли к выводу, что суждения, сделанные на основе поведенческих признаков, ничуть не лучше случайных, в то время как суждения, сделанные на основе показаний детектора без контактов с подозреваемым, все же имеют лучший результат, чем при случайном угадывании.

Люди очень часто пропускают поведенческие признаки обмана, неверно интерпретируют их или просто заблуждаются в их отношении. Ведь поведенческие признаки могут дать информацию о том, какая именно эмоция испытывается, а разве детектор способен определить страх, гнев, удивление, утомление или возбуждение?

Такую специфическую информацию, конечно, можно извлечь из показаний детектора. Однако никто еще не попытался применить этот подход в интерпретации показаний детектора. Информация же о конкретных эмоциях (полученная одновременно из поведенческих признаков и показаний аппаратуры) могла бы помочь уменьшить как ошибку неверия правде, так и ошибки веры лжи. Еще одним важным вопросом, подлежащим рассмотрению, является вопрос о том, насколько хорошо раскрываются комбинацией обнаруженных поведенческих признаков и показаний детектора предпринятые подозреваемым контрмеры.

Детектор можно применять только в отношении готового к сотрудничеству, согласного подозреваемого, а поведенческие признаки считываются и без всякого разрешения и предупреждения о том, что лжец находится под подозрением. К тому же в то время как применение детектора можно объявить незаконным, сделать то же самое с наблюдением за поведенческими признаками невозможно. И даже если испытания на детекторе никогда не признают законным средством выявления государственных служащих, повинных в утечке секретной информации, верификаторы все равно могут заниматься изучением поведенческих признаков всех подозреваемых.

Во многих областях, где часто подозревается обман, таких как дипломатия, супружеские отношения или торговля, применение детектора лжи просто невозможно. И дело здесь не в том, что поскольку в этих отношениях правда не предполагается, то и не возможности устроить строгий и последовательный допрос, как на следствии. Даже там, где правду предполагают, как например в отношениях между супругами, друзьями, родителями и детьми, такие прямые вопросы вообще могут поставить под угрозу дальнейшие отношения. Так что даже родитель, имеющий над своим ребенком больше власти, чем любой верификатор над подозреваемым, вряд ли согласится платить такую цену за свое расследование. Нежелание признавать то, что ребенок по большей части все-таки старается говорить правду, постоянное подозрение его, даже при полной зависимости ребенка от родителей, может в конце концов привести к полному разрыву с ним.

Некоторые люди считают, что лучше (или более нормально) и вовсе не пытаться выявлять ложь, а всегда верить на слово и, воспринимая жизнь как ценность саму по себе, даже не стремиться уменьшить возможность быть обманутым. Лучше оказаться обманутым, чем незаслуженно осудить кого-либо. Иногда это действительно самый правильный ход. Но это во многом зависит от того, что поставлено на карту, кто находится под подозрением, какова вероятность быть обманутым и кем является сам верификатор.

Единственное соображение, которое надо всегда иметь в виду, пытаясь выбрать то или иное решение, заключается в следующем: никогда не делайте окончательного вывода о том, лжет подозреваемый или нет, основываясь только на показаниях детектора или только на поведенческих признаках.

Верификатор должен также всегда помнить, что лжец может и вовсе не ошибаться. Некоторые обманывают с такой легкостью, что невозможно заметить никаких поведенческих признаков, а некоторые - настолько тяжело, что ошибок в поведении - а значит, и признаков обмана - множество.

2. ПРИМЕНЕНИЕ ДЕТЕКТОРОВ ЛЖИ

Использование детектора для выявления всевозможных форм обмана распространено весьма широко и имеет тенденцию увеличиваться.

В настоящее время полиграф применяется более чем в 60 странах, причем не только силовыми структурами, но и в сфере безопасности бизнеса. В США за год проводится порядка миллиона проверок на полиграфе. Современные полиграфы - это компактные устройства на базе персональных компьютеров, позволяющие проводить регистрацию параллельно протекающих процессов: дыхания, кровяного давления, биотоков мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатуры, голоса и т.д.

Последнее время некоторые государственные и коммерческие предприятия испытывают все больше трудностей с подбором не только квалифицированных, но и благонадежных специалистов. К примеру, из главного компьютера банка стерта важная информация, доступ к которой был только у трех сотрудников. Как определить, кто из них это сделал? Во многих странах эта проблема успешно решается "детектором лжи". Задача перед любым руководителем состоит в том, чтобы выяснить, нет ли у кандидата на рабочее место нежелательного прошлого или не скрывает ли ответственный сотрудник что-либо компрометирующее его. В США по некоторым оценкам таких тестов проводится до нескольких миллионов в год. Хотя некоторые специалисты полагают, что использование "детектора лжи" перед наймом на работу может оказаться намного более коварным, чем его применение в криминалистике. Объясняют это тем, что при найме на работу, в деловой обстановке, лгать будут лишь относительно немногие и от ошибок метода может пострадать значительно большее число ни в чем не повинных людей. Поэтому особенно остро стоит вопрос опытности исследователя, а это значит, что при достаточной квалификации полиграф может с успехом применяться для отличения лжеца от говорящего правду. При этом в руках неопытного исследователя детектор лжи может стать реальной угрозой для гражданских свобод.

Применение полиграфа при приеме на работу позволяет выяснить, нет ли у кандидата проблем, связанных со здоровьем, употреблением наркотиков, злоупотреблением спиртными напитками, не занимался ли он кражей товаров или денег на предыдущем месте работы, есть ли у него связи в криминальной среде, не внедряется ли он в данную фирму конкурентами или криминальными структурами.

Подобные скрининговые проверки длятся от 30 мин. до полутора часов. Пожалуй, никакая другая методика не позволяет в столь короткое время с минимальными затратами собрать и проверить необходимую информацию о вашем будущем сотруднике.

При составлении вопросника учитывается специфика должности, на которую претендует человек, и особые требования, выдвигаемые руководством фирмы. К примеру, один крупный банкир заявил: "Меня не интересует, есть ли у него любовница и чем он болен. Скажите лучше, насколько этот человек азартен, играет ли он в казино?". Вакантное место было связано с хранением крупных денежных сумм.

Фирмы всегда стремятся оградить себя от алкоголиков и наркоманов - соответствующие вопросы обязательны. Проверке подлежит и то, какими знаниями и умениями обладает человек, где он работал до этого, - часто в анкетах претенденты сильно приукрашивают собственную персону. Вопросы типа "На прежней работе вы что-нибудь крали со своего рабочего места?" или "Вы передавали конкурентам коммерческую информацию?" - тоже вполне законны. Кстати, при вопросе о "кражах с производства" кривая почти всегда подскакивает вверх - даже такая мелочь, как пачка бумаги или коробка скрепок, остается в подсознании.

Это излюбленная метода множества работодателей, профессиональных операторов детектора лжи и даже многих государственных чиновников, особенно работающих в разведывательных управлениях.

Таким образом, уже при приеме на работу можно значительно снизить степень риска и потенциальные потери, связанные с нечистоплотностью или психологической непригодностью своих сотрудников.

Периодические проверки персонала на полиграфе позволяют прояснить возможные сложности, связанные с исчезновением материальных ценностей или денег, утечкой конфиденциальной информации, выяснить степень лояльности сотрудников и т.д. Причем эти проверки могут быть как плановыми, так и выборочными, например, после важных для фирмы переговоров, сделок и тому подобных мероприятий.

Для того чтобы получить работу, кандидаты обязаны пройти тест, в то время как уголовные подозреваемые имеют возможность выбора, проходить этот тест или нет, причем их отказ никак против них не свидетельствует. Предварительное тестирование на детекторе лжи является принудительным и, вероятно, вызывает чувство возмущения, которое может сильно повлиять на точность результатов. Что касается нарушения прав человека, то тут можно поспорить. Психологическое тестирование, которое используется повсеместно по поводу и без оного, нарушает все мыслимые запреты и этические нормы. Сравните ситуацию: полиграфолог заранее согласует все вопросы с обследуемым лицом, которое дает письменное согласие на проведение процедуры и в любой момент времени может от нее отказаться. Причем все вопросы относятся к заранее согласованным темам.

Наказание за разоблачение обмана в предварительном тестировании при приеме а работу гораздо меньше, чем в делах уголовных. А поскольку ставки ниже, то и боязнь разоблачения лжецы здесь испытывают в гораздо меньшей степени, и поймать их труднее. Правда, честные и очень желающие получить работу люди могут бояться, что их оценят неправильно, но именно из-за этого страха их могут неправильно оценить.

Множество кандидатов после такого испытания получают допуски к таким вещам, о которых и не подозревали до испытания. И не имеет значения, насколько точно детектор выявляет лжецов, если в результате все равно выявляются те, кого не надо принимать на работу. А значит, детектор полезен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По оценкам экспертов, точность проверок на полиграфе составляет 80-95 %. Учитывая высокую надежность и оперативность, можно утверждать, что проверка на полиграфе значительно превосходит другие методы проверки в изучении кадров. По данным американских специалистов, экономический эффект от подобных проверок составляет за год около 3 млрд. долларов.

Иногда возникает вопрос о законности использования полиграфа. В отношении государственных ведомств, силовых структур, правоохранительных органов его использование регулируется “Законом об оперативно-розыскной деятельности”. Негосударственные предприятия, используя полиграф в кадровой работе, опираются на Кодекс законов о труде: работодатель имеет право выдвигать определенные требования к кандидатам, продиктованные конкретными условиями трудовой деятельности. Следовательно, правомерно использование полиграфа в соответствии с инструкциями внутреннего пользования.

Таким образом, хотя применение полиграфа непосредственно законодательством не регламентируется, его использование является законным во всех его практических приложениях.

На протяжении полувека единственным прибором детекции лжи являлся перьевой полиграф. Предлагаемые на российском рынке перьевые детекторы лжи американского производства используются во многих странах мира и в особой рекламе не нуждаются. Компьютерные полиграфы позволяют осуществлять не только экспертный анализ, ни и количественную оценку реакций проверяемого человека.

Однако не следует считать, что приобретение полиграфа раз и навсегда снимает все проблемы работы с персоналом. Полиграф - это инструмент и, как любой инструмент, эффективен только в руках мастера. Поэтому для решения кадровых вопросов имеет смысл обращаться к специалистам, имеющим опыт подобной работы.

Не секрет, что успех предприятия зависит от его сотрудников. Традиционные методы подбора персонала лишь частично решают эту проблему. Благодаря информативности, надежности и рентабельности метод проверок на полиграфе зарекомендовал себя как один из необходимых инструментов обеспечения кадровой безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Комиссарова Я.В. Особенности невербальной коммуникации входе расследования преступлений.- М.: Юрлитинформ,2004-222с.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение. Учеб. для вузов.-СПб.: Питер,2002-544с.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -Ростов на Дону.:Феникс,1999-592с.

Пол Экман. Психология лжи. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 272 с.

Страницы: 1, 2