бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Десять лет перемен в сознании человека - (реферат) бесплатно рефераты

p>     Наименьшие изменения, прослеживаемые в ходе трех опросов, наблюдаются в системе ориентации в неопределенной социальной ситуации: при выборе между ценностями успеха и стабильности большинство респондентов явно предпочитают последнюю (см. табл. 11). Устойчивое и растущее большинство выражает предпочтение “советскому” образцу скромных и гарантированных доходов. Все менее популярным становится вариант “малого заработка при большем свободном времени” (по составу предпочитающих - это преимущественно женский выбор). “Собственное дело” в 1989 году было, скорее, благим пожеланием, но после 1994 года стало вполне суровой реальностью для немногих. А установка на то, чтобы “много работать и хорошо получать”, остается характерной примерно для четверти опрошенных. Думается, это немало. Если это не просто мечтания, а реально “работающая установка”, то ее распространенность может определять примерные рамки нового, активного социального слоя. Между тем доля предпочитающих “много работать и хорошо зарабатывать” достигает 32% среди опрошенных в возрасте 25-40 лет и падает до 8% у пожилых (старше 55 лет). Таблица 11

    Гарантии и риск: выбор приоритетов (в %)
    Что бы вы предпочли, если бы могли выбирать
    1989 г.
    1994 г.
    1999 г.

Небольшой заработок, но больше свободного времени, более легкую работу 10

    4
    3
    Небольшой, но твердый заработок и уверенность в
    45
    51
    . 60
    завтрашнем дне

Много работать и хорошо получать, пусть даже без особых гарантий на будущее 26

    _22
    23
    Иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск
    9
    6
    6
    Затрудняюсь ответить
    10
    17
    8

     Наиболее общую картину распределения ценностных ориентации показывают суждения о том, “чего не хватает” человеку в нашем обществе (см. табл. 12). Вполне естественно, что проблема материального достатка остается центральной и все больше беспокоит людей. Резкий спад интереса к политическим правам по сравнению с 1989 годом - по-видимому, результат массового разочарования в новых политических институтах: права как будто имеются, а реального улучшения положения и реального участия рядового человека в государственном управлении также нет. Таблица 12

    “Чего не хватает сегодня человеку? ” (в %)
    Варианты ответов
    1989 г.
    1994г.
    1999 г.
    Материального достатка
    51
    54
    67
    Уверенности в себе
    15
    26
    20
    Политических прав
    11
    5
    2
    Трудолюбия, хозяйственности
    35
    13
    9
    Уважения к своему прошлому
    6
    13
    6
    Нравственных принципов
    15
    12
    12
    Культуры, воспитанности
    41
    25
    12
    Возможности отдохнуть
    6
    7
    5

     Сложнее объяснить, почему столь значительно снизилось внимание к ценностям “трудолюбия” и “культурности”. Вероятно, одна из составляющих такого сдвига - довлеющая ныне “критика критики” образца 1989 года, т. е. отрицание того национального самобичевания, которое было свойственно началу перестройки (и которое, скорее, имитировало, чем инициировало, реальное преодоление ценностных рамок “советского” традиционализма). Нынешняя востребованность “позитивных” опор массового мироощущения (как показывает и представленное выше сравнение характеристик нации) стимулирует тенденцию к более оптимистической оценке отечественного прошлого, в том числе и характерных для него трудовых и нравственных установок. Как бы следуя известному литературному персонажу, человек сегодня требует “не учить его жить”. Значимость такой установки подкрепляется все более распространенной дискредитацией “учительствующих” (интеллигентских, либеральных и демократических) образцов и их носителей. Не следует, впрочем, упускать из виду все более существенное расхождение между установками, пожеланиями, демонстративными ценностями, с одной стороны, и реальностью, к которой приходится приспосабливаться, - с другой. Чаще всего жалуются на недостаток культуры и воспитанности наиболее образованные (21% из получивших высшее образование и только 7% из тех, у кого нет и среднего).      Согласно мнению опрошенных в 1999 году, окружающие их люди чаще всего завидуют богатым (60%), удачливым (38%), занимающим высокое положение (25%), молодым и здоровым (20%), повидавшим мир (16%), талантливым, умным (15%), свободным, независимым (9%). Лишь 4% никому не завидуют. Понятно, что это своего рода фотонегатив собственных позиций респондентов (“у кого что болит.... ”.      . Еще один подход к проблеме динамики ориентации - через установки на будущее детей. Таблица 13 содержит в себе довольно богатую картину, отображающую смену предпочтений за 10 лет. В 1999 году по сравнению с 1989 годом заметны рост установок на возвышение, достижение, хватку, хитрость (в этом ряду, видимо, следует воспринимать и пожелание “быть счастливыми”) и соответственное снижение популярности “советских” ориентации на скромность, общее благо, на “свой дом”. Реже упоминаются честность, порядочность, прямота (“говорить то, что думают”, “быть самим собой”), чаще - память о “корнях”, уважение к родителям. Таблица 13

    Что требуется от поколения детей (в %)
    Дети должны
    1989 г.
    1999 г.
    Быть экономными
    25
    21
    Стараться понять другого
    47
    33
    Стремиться к знаниям
    53
    57
    Не упускать своего
    6
    15
    Открыто говорить, что думают
    23
    13
    Не выделяться
    8
    4
    Стремиться занять видное положение
    3
    11
    Помнить о воздаянии за грехи
    2
    8
    Быть честными, порядочными
    74
    65
    Не забывать своих корней
    12
    20
    Уважать родителей
    66
    71
    Уметь быть счастливыми
    15
    24
    Любить свой дом, родину
    45
    36
    Работать для общего блага
    11
    4
    Уметь довольствоваться малым
    5
    6
    Быть хитрее, не давать себя провести
    4
    11
    Быть всегда самими собой
    34
    29

     Но вот - как будто противоречащее всему сказанному - желаемое распределение будущих профессий детей (см. табл. 14). Оказалось, что за пять последних лет установки на желательные профессии детей остались на удивление стабильными. Причем наибольшей популярностью по-прежнему пользуется “советский” набор престижных профессий - врач, учитель, инженер, рабочий.... Правда, рядом с ними заняли стабильные и почетные места также бизнесмены и банкиры. Таблица 14

    Кем бы вы хотели видеть своего сына(дочь, внука)? (в %)
    Варианты ответов
    1994 г.
    1999г.
    Профессором, ученым
    9
    9
    Артистом, писателем, журналистом
    8
    4
    Директором банка
    13
    12
    Владельцем магазина
    7
    8
    Врачом, учителем, инженером
    30
    30
    Военным, офицером
    11
    10
    Спортсменом
    12
    10
    Политиком, министром
    3
    2
    Предпринимателем, бизнесменом
    i 16
    17
    Священником
    2
    1
    Квалифицированным рабочим
    19
    19
    Фермером
    4
    4
         

Толерантность: рамки допустимости или безразличия к человеку

     Программа нашего исследования предполагает сравнение мнений о том, как поступить с носителями девиантных, отклоняющихся от принятых в качестве привычных или преобладающих, норм поведения. В трех опросах, разделяемых пятилетним интервалом, мы интересовались, что следует делать с проститутками, гомосексуалистами, наркоманами, больными СПИДом, бродягами и “бомжами”, алкоголиками, рокерами, родившимися неполноценными и членами религиозных сект. Предлагались четыре варианта ответов: ликвидировать, изолировать от общества, оказывать помощь или предоставить самим себе.      С наибольшей участливостью, полагая, что этим людям прежде всего следует оказывать помощь, относятся у нас к больным СПИДом, к родившимся неполноценными, к наркоманам и алкоголикам, а также к “бомжам”. Рокеров и Членов религиозных сект большая часть опрошенных считает лучше всего предоставить самим себе (хотя, например, в 1994 году практически столько же хотели ликвидировать рокеров, а в 1999 году желающих изолировать от общества членов религиозных сект набралось лишь немногим меньше, чем тех, кто хотел бы предоставить их самим себе). В отношении к гомосексуалистам предпочтения колеблются между “изолировать от общества” и “предоставить самим себе”, но желающих изолировать все же больше. По отношению же к проституткам с 1989 года произошел перелом. Если тогда 33% хотели изолировать их от общества, 27% - ликвидировать, 17% предоставить самим себе и только 8% - оказывать помощь, то в дальнейшем ситуация изменилась: в 1994-м и 1999 годах, соответственно, 30% и 29% были за то, чтобы предоставить их самим себе; число жаждущих их ликвидации снизилось до 18% в 1994 году и до 12% в 1999 году, а число желающих изолировать их от общества - соответственно, до 23% и 20%. Если 12% в 1994 году предложили оказывать им помощь, то в 1999 году таких было уже 20%.      В целом же за прошедшие 10 лет произошло определенное смягчение отношения практически по всем группам девиантов. Единственным исключением служит отношение к сектантам, которое заметно ужесточилось за последние годы. Вероятно, это эхо направленных против них обличении со стороны приобщенной к государству православной иерархии. Вопрос в том, что означают такие сдвиги в массовых установках: распространение более гуманных и цивилизованных критериев толерантности или рост безразличия к нравственным нормам (и к людям), сопутствующий ситуации ценностного кризиса и распада.      Показателем жестокости в общественных настроениях давно служит вопрос о возможности отмены смертной казни. За 10 лет исследования варианты ответов на этот вопрос остаются практически стабильными. Заметно, что более широкое применение “исключительной меры” пользуется все меньшей поддержкой. Если в 1989 году за это высказывались 35% опрошенных, то в 1994 году - 25%, а в 1999 году - 23%. За сохранение же status quo ратовали 33% в 1989 году и 36% в 1999 году. Немедленную или постепенную отмену смертной казни все эти годы поддерживали только 20% населения. Хотя настроения общества далеко не соответствуют “европейским” стандартам, можно отметить отсутствие в них тенденции к ожесточению. А ведь ее можно было бы ожидать в связи с постоянной темой кровавого насилия в масс-медиа и в реальной жизни.      

    Эмоциональные рамки существования человека

     Опросы выявляют различные по своей природе и функциям эмоциональные механизмы, так или иначе участвующие в определении актов социального поведения. Видимо, самый простой из них - реакции на определенные события или действия: соотнесение ожиданий с реалиями создает “текущие” оценки одобрения/неодобрения и т. п. Более сложные по своей природе обобщенные оценки (например “удовлетворенность собственной жизнью в целом” или упоминавшиеся выше оценки исторических рамок идентификации) строятся на соотнесении текущих раздражителей внимания и более устойчивых, не всегда осознаваемых структур типа ценностных установок и стереотипов социального восприятия. Поэтому обобщенные эмоциональные оценки значительно менее подвижны.      Можно, вероятно, выделить и еще один тип предельно генерализованных оценок, которые во многом задают сами рамки эмоционального восприятия реальности и обеспечивают некий относительно устойчивый баланс между “внешней” (непосредственно социальной) и “внутренней” (личностной, интернализованно-социальной) средами человеческого существования. В эмпирических исследованиях такие генерализованные оценки выглядят константами.      В своем исследовании мы стремились выявить, в каком эмоциональном поле живут наши сограждане. Для этого в 1999 году был задан вопрос “Какие чувства появились, окрепли за последние годы у окружающих вас людей и у вас лично? ” (см. табл. 15). В предложенном сложном наборе эмоциональных оценок явно преобладают негативные - безразличие, обида, отчаяние, страх, ожесточение. Но при этом “личные чувства” заметно более оптимистичны, чем “чувства окружающих”: в правой колонке все позитивные оценки встречаются заметно чаще, а все негативные реже (за исключением чувства обиды, которое чаще упоминают как личное переживание). Таблица 15

    Эмоциональные рамки: “у всех” и “у себя” (в%)
    Какие чувства появились, окрепли за последние годы
    У окружающих
    У мейя
    Надежда
    10
    24
    Усталость, безразличие
    52
    38
    Одиночество
    5
    10
    Страх
    29
    18
    Чувство . собственного достоинства
    3
    8
    Обида
    26
    29
    Растерянность
    24
    20
    Зависть
    8
    2
    Отчаяние
    37
    26
    Уверенность в завтрашнем дне
    3
    6
    Чувство свободы
    4
    7
    Ожесточение, агрессивность
    37
    13
    Ответственность за происходящее в стране
    2
    5
    Гордость за свой народ
    2
    3
    Другое
    2
    3
    Затрудняюсь ответить
    3
    5

     Непременным условием существования человека в стабильной или, напротив, бурно изменяющейся социальной обстановке является постоянное поддержание некоего эмоционального баланса между “раздражителями” различного уровня. Как показали и наши предыдущие исследования по программе “Советский человек”, источники напряженности носят чаще всего социальный характер, а источники радостей и удовлетворенности - преимущественно личные, семейные (см. табл. 16). Данные таблицы показывают, что наиболее существенные изменения в иерархии вызывающих страх событий - выдвижение в число первостепенных безработицы и бедности. Более редки в последние годы упоминания о страхе перед мировой войной и возвратом к массовым репрессиям. Таблица 16

    Чего боятся современные россияне*
    1989 г.
    Ранг
    1994 г.
    Индекс
    1999 г.
    Индекс
    Болезни близких
    1
    Болезни близких
    4, 3
    Болезни близких
    li 4, 5
    Мировая война
    2'
    Преступники
    3, 9
    Безработица,
    4, 1
    бедность
    Свои болезни
    3
    Произвол
    3, 7
    Свои болезни
    3, 9
    властей
    Стихийные бедствия
    4
    Болезнь, смерть
    3, 6
    Произвол властей
    3, 8
    Старость
    5
    Мировая война
    3, 6
    Преступники
    3, 6
    Гибель человечества
    6
    Безработица,
    3, 5
    Мировая война
    3, 6
    бедность
    Произвол властей
    7
    Насилие на на
    3, 4
    Насилие на нацио
    3, 3
    циональной
    нальной почве
    почве
    Страдания, боль
    8
    Публичные
    3, 2
    Стихийные
    3, 1
    унижения
    бедствия
    Публичные унижения
    9
    Возврат к массо
    3, 2
    Публичные
    3, 0
    вым репрессиям
    унижения
    Преступники
    10
    Стихийные
    3, 1
    Возврат к массо
    2, 9
    бедствия
    вым репрессиям

     Из-за различия в методических средствах опрос 1989 года позволяет представить только “иерархию” (по частоте упоминаний) пугающих событий. Данные 1994-го и 1999 годов - средние показатели, построенные на основе пятибалльной шкалы (от “совершенно не испытываю страха” до “испытываю постоянный страх”).      Другой эмоциональный полюс - определение того, что доставляет человеку наибольшую радость, удовольствие (см. табл. 17). Данные таблицы демонстрируют некоторые изменения. Они невелики, но показательны. Реже упоминаются, дети, книги, семья, работа, зато чаще - деньги, телевизор, хорошая еда, секс. Вероятно, в этом сказываются не только изменения в реальном образе жизни и привычек людей, но также изменения акцентов в демонстративном поведении, в тематике публичного обсуждения. Таблица 17

    “Что доставляет вам наибольшую радость, удовольствие? ”*
    Варианты ответов
    1989 г.
    1999г.
    Заниматься с детьми
    53
    35
    Получать хорошие деньги
    i 19
    33
    Заниматься садом, огородом ' ,
    25
    28
    Бродить по лесу
    24
    26
    Читать книгу, журнал
    40
    26
    Смотреть телевизор
    18
    24
    Вкусно поесть
    14
    >- 23
    Проводить время с мужем/женой
    23
    18
    Заниматься любовью
    10
    18
    Работать в полную силу
    25
    18

     Приведены только первые 10 позиций (ранжированы по частоте упоминаний в 1999 году).      В заключение остановимся на некоторых генерализованных показателях эмоционального состояния человека, которые могут быть представлены в качестве констант его существования. В последние годы не только по рассматриваемой программе, но и в рамках мониторинговых исследований ВЦИОМ регулярно задавался вопрос о том, чувствуют ли наши сограждане себя свободными людьми. Оказалось, что положительно отвечают на этот вопрос от 29% (1995 год) до 36% (1997-й и 1999 годы), отрицательно - от 58% (1995 год) до 51% (1999 год). В целом при всех колебаниях и пертурбациях социальной конъюнктуры в обществе сохраняется почти неизменным соотношение “свободных” и “несвободных” (по их субъективным оценкам) людей: около трети первых и несколько больше половины вторых, причем с годами доля последних даже уменьшается.      Другой пример почти стабильного показателя - доля людей, считающих себя счастливыми. По данным исследования “Советский человек”, счастливыми себя чувствовали 45% в 1989 году, 46% в 1994 году и 49% в 1999 году, считали себя несчастливыми, соответственно, 32%, 34% и 38%, а затруднялись с ответом 23%, 21% и 13%. Таким образом, доля считающих себя счастливыми практически стабильна - несколько меньше половины населения. Увеличение процента “несчастливых” в последние годы явно происходит за счет неопределившихся с ответом, т. е. - как можно полагать - за счет людей, не решавшихся демонстрировать свою обделенность радостями жизни “в целом”. (При том, что люди довольно охотно показывают нехватку конкретных благ, денег, здоровья и т. д. ) Как показывают международные сравнительные исследования, процент “счастливых” в разных странах (во многих из них, например в США и Японии, он значительно выше отечественного “стандарта”) стабилен и сложным образом коррелирует с самооценками людей, страны, истории, мало связан с текущей социально-экономической или социально-политической конъюнктурой.      

    * * *

     Краткий обзор некоторых результатов нового исследования по программе “Советский человек” позволяет сделать - в предварительном порядке - некоторые выводы принципиального характера. Первый из них имеет методологическое значение и упоминался в начале статьи: вновь подтверждена реальная возможность использования данных периодических массовых опросов для изучения фундаментальных изменений в общественных институтах и структурах, в том числе в структуре человека как социальной личности.      Три волны исследования - 1989-го, 1994-го и 1999 годов - выявили существенные особенности динамики общества и общественного мнения в сложных условиях общественных переломов и кризисов переходной эпохи. Опрос 1989 года застал российских - тогда и номинально советских - людей в момент подъема “перестроечных” иллюзий и первых признаков разочарования и недоумения. Опрос 1994 года прошел в атмосфере широко распространенной переоценки результатов перемен и поисков стабилизирующих механизмов. Последний опрос 1999 года - в условиях доминирующей в массовых настроениях ностальгии по прошлому и попыток адаптироваться к изменившейся социальной реальности. Исследования охватили все важнейшие сдвиги в настроениях и оценках общественного человека за последние 10 лет и представили материал для анализа основных “загадок” его поведения (в их числе пресловутое российское терпение, пассивный русский бунт и постоянная “мобилизационная” готовность).      В опросах общественного мнения, связанных с изучением политической или коммерческой конъюнктуры, часто бывает достаточно выявления позиций абсолютного или относительного большинства населения, избирателей, потребителей. Но в настоящем исследовании основной объект изучения - скорее, не большинство, а некое “меньшинство” опрошенных - значимое меньшинство, которое своим поведением определяет (но не обязательно осознает) характер и устойчивость перемен в различных сферах жизни общества.      При любых переменах большинство (“средняя”) общества инертно, консервативно, подвержено влиянию ностальгических и даже просто реставраторских настроений. Судьба перемен определяется соотношением сил и влияний определенного значимого меньшинства (правда, чаще принято использовать термин “элита”, который представляется в данном случае менее продуктивным). Если социальный человек в соответствии с представленным ранее замыслом всего исследования - эмпирически дан как распределение человеческих позиций и типов, то его характер и его способность изменяться зависят от соотношения определенных значимых меньшинств и “массы” (которая, впрочем, всегда выступает как достаточно условное образование). Притом соотношения не только “долевого”, но и “ролевого” (в смысле функций, влияний таких меньшинств)3.      Неоднократно приходилось отмечать “вынужденный” характер перемен в нашем обществе “после 1985-го” и последствия этого для состава и способов действий вовлеченных в них субъектов социального действия [7L Массовая сторона такого процесса (а именно она непосредственно изучается в исследованиях, основанных на опросах общественного мнения) - вынужденное приспособление к результатам перемен. Серия опросов по программе “Советский человек” дает обширный материал для анализа таких перемен на уровне человека.      

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х годов. М. , 1993.      2. Левада Ю. А. “Человек советский” пять лет спустя: 1989-1994 (предварительные итоги сравнительного исследования) // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. 1.      3. Левада Ю. А. Возвращаясь к феномену “человека советского”: проблемы методологии анализа // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. 6.      4. Левада Ю. А. “Человек советский” пять лет спустя: 1989 1994 (предварительные итоги сравнительного исследования) // Куда идет Россия? .. Альтернативы общественного развития. М. , 1995.      5. Левада Ю. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997. 4.      6. Вебер А. Третий или четвертый человек // Вебер Л. Избранное: кризис европейской культуры. СПб. , 1999.      7. Левада Ю. 1989-1998: десятилетие вынужденных поворотов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. 1.      © Ю. Левада, 1999

Страницы: 1, 2, 3