бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Депрессия в школьном возрасте бесплатно рефераты

Испытуемый

Количество баллов

Уровень

Абдулин

39

Высокий

Антропов

23

Средний

Барбашева

14

Низкий

Ведякина

31

Средний

Габдулина

12

Низкий

Галин

32

Средний

Давлетбаева

19

Низкий

Еникеев

-

Не выражено

Елизарьев

17

Низкий

Кирьянов

-

Не выражено

При анализе видно, что 1 - высокий уровень, 3 - средний, 4 - низкий уровень, 2 - не выражено. При обследовании возникли некоторые трудности в общении с одним учеником. Вел себя вяло, не охотно отвечал на вопросы. Он и представляет один высокий уровень депрессии.

Несмотря на в целом позитивную оценку анализов этих методик, нужно продолжать собирать информацию относительно их депрессий , выяснить воздействие разных факторов, разработать специальные приемы преодоления.

Результаты методики №3

Таблица анализа результатов методики № 3

Испытуемый

Количество баллов

Уровень

Абдулин

40

Высокий

Антропов

22

Средний

Барбашева

8

Низкий

Ведякина

31

Средний

Габдулина

12

Низкий

Галин

17

Средний

Давлетбаева

3

Низкий

Еникеев

7

Не выражено

Елизарьев

21

Низкий

Кирьянов

4

Не выражено

Важно отметить что, наблюдая за учащимися данной группы, можно отметить, что это очень живые, непоседливые дети. На уроках они ни минуты не сидят спокойно, меняют позу, вертят, что-либо в руках, разговаривают с соседом по парте, нетерпеливо тянут руку. У них быстрая походка, быстрый темп речи. Они очень впечатлительны, легко увлекаются, рассказывают оживленно и с увлечением. На уроках откликаются живо на каждый новый факт. Живое, подвижное, выразительное лицо; мимика богатая, подвижная выразительная. По их лицу легко можно угадать, какое у них настроение, каково отношение к данному предмету или человеку. В ходе исследования выяснилось и некоторое несоответствие реального состояния практики и теории.

Наблюдая за одной из испытуемых, можно сказать, что именно одна из выше перечисленных причин дала такой результат, т.к. явно высокая степень ригидности, что проявляется в ее поведении.

Гульсум Д. трудно приспосабливается к новым условиям, требованиям, обстановке. Всегда сидит за одной и той же партой (хотя это и не строгое требование учителя). Когда ее место занимает кто-то из одноклассников, она просит его уступить, обижается, готова расплакаться. С трудом переходит от одного вида деятельности к другому. С трудом берется за что-то новое незнакомое. Выполнение любого задания требует у нее подготовки и раздумий. В данном классе учится с 1-го класса, однако, имеет одну близкую подругу, с которой вместе сидит, ходит домой.

Например, Эльза Б. получив двойку, готова расплакаться, с трудом сдерживает себя. После урока, на перемене сидит, опустив голову, и долго не может успокоиться.

Шамиль Е. постоянно перебивает учителя, выкрикивает, нетерпеливо, тянет руку. Отвечает часто невпопад, после чего раздражается, теряет самообладание. Долго расстраивается и переживает, оказавшись в глупом положении перед классом. Все замечания и шутки принимает на личный счет, обижается.

Изменяется состояние и поведение учеников и при какой-либо "угрозе". На обычном уроке в спокойном состоянии они слушают учителя. Когда же учитель объявляет о какой-нибудь контрольной работе, они начинают беспокоиться, ухудшаете их внимание. Они теряют уверенность в своих силах, возможностях, занижают собственные способности. Например, Максим К. когда учитель дает задачу для самостоятельного решения, но не на оценку, углубляется в решение, работает спокойно и сосредоточенно над задачей. При выполнении же контрольной работы, зная об "угрозе" отметки, теряется, начинает беспокоиться, спрашивает у соседа, который учится намного хуже нее, т.е. при малейшей "угрозе" у нее возникает неуверенность в - своих силах. Элина Г., получив тетрадь с контрольной работой, открывает ее не сразу, а перелистывает по странице, затем отворачивается в сторону, спустя некоторое время, нерешительно смотрит в тетрадь. Увидев там 5, облегченно вздыхает.

Таким образом, можно заключить, что для депрессивных детей характер-но то, что они глубоко переживают неудачи и ошибки, причем относят их на свой счет. Озабочены, самоунижены, недовольны собой. Однако, любое задание учителя или поручение выполняют с особой тщательностью добросовестностью, аккуратностью, вниманием к деталям.

Общие результаты по методикам

В целом общие результаты совпадают между собой.

По методикам видны следующие результаты. По первой методике (по общим показателям что) показал, что в этой группе из десяти человек с ярко выраженными симптомами фигурирует 3 человека, со средней тяжестью - 2, ниже среднего-2, без проявления признаков депрессии - 3 человека.

По второй методике при анализе видно, что 1 - высокий уровень, 3 - средний, 4 - низкий уровень, 2 - не выражено. При обследовании возникли некоторые трудности в общении с одним учеником. Важно отметить что, наблюдая за учащимися данной группы, можно отметить, что это очень живые, непоседливые дети. На уроках они ни минуты не сидят спокойно, меняют позу, вертят, что-либо в руках, разговаривают с соседом по парте, нетерпеливо тянут руку. У них быстрая походка, быстрый темп речи. Они очень впечатлительны, легко увлекаются, рассказывают оживленно и с увлечением. На уроках откликаются живо на каждый новый факт. Живое, подвижное, выразительное лицо; мимика богатая, подвижная выразительная. По их лицу легко можно угадать, какое у них настроение, каково отношение к данному предмету или человеку.

Подробный анализ представлен в нижеследующей таблице

Испытуемый

Опросник по Maria Kovac

Шкала Гамильтона

Самодиагностический опросник

Абдулин

92

39

40

Антропов

46

23

22

Барбашева

30

14

8

Ведякина

90

31

31

Габдулина

39

12

12

Галин

71

32

17

Давлетбаева

30

19

3

Еникеев

37

-

7

Елизарьев

54

17

21

Кирьянов

30

-

4

Выводы по Главе III

Существуют возрастные особенности депрессии, то есть в каждом возрасте существует своя специфика активности и эмоциональности.

В школьном возрасте наблюдаются следующие особенности депрессий:

В среднем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более старшем возрасте, нервной системой;

Слабость проявляется, прежде всего, в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении

Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение.

Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует пониженная раздражительность

Многие исследования показывают, что именно к среднего школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми.

Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о выраженности и характере его депрессии

Психолого-педагогические рекомендации по преодолению депрессии

Как помочь подросткам в эмоциональном плане? Прежде всего, надо постоянно помнить, что подростки -- эмоционально ещё дети, находящиеся в переходном периоде своего развития. Это еще не взрослые, пусть и молодые. Их потребности, в первую очередь эмоциональные, по-прежнему такие же, как и у детей. Одна из наиболее распространённых ошибок родителей, учителей и других взрослых -- рассматривать подростков как полно-правных взрослых членов общества. Многие люди, работающие с подростками по долгу своей службы, пренебрегают их детскими эмоциональными потребностями. Что же подросткам действительно необходимо? Чтобы их любили безоговорочно и принимали такими, какие они есть, чтобы за ними ухаживали, чтобы с ними были ласковы, но при этом уважали, принимали всерьёз. Очень важно, чтобы сами подростки ощущали заботу и любовь окружающих.

Взрослые, предпочитающие приказной тон в своих отношениях с детьми, уверенные, что их требования не подлежат никаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться, по мнению английских психологов, сильно рискуют здоровьем детей. В результате такого сурового воспитания дети становятся зажатыми и замкнутыми, часто концентрируются на отрицательных эмоциях, склонны к депрессии. Во взрослой жизни они подвержены гораздо большему риску возникновения хронических заболеваний (в первую очередь сердечнососудистых) по сравнению с теми детьми, которые росли в атмосфере нежности и доверия.

У подростков дела обстоят не лучше. Как мы знаем, подростковый период -- это период полового созревания, когда потребность во всех питательных веществах значительно возрастает. Обратите внимание на следующие данные:

* Мясо способствует кальциевому дефициту, а используют в пищу его 66,3% подростков. Поэтому мясоедам нужно больше молочнокислых продуктов и биологически активных пищевых добавок, содержащих кальций.

* 77% подростков предпочитают бисквиты, сладости и шоколад.

* Только 44,2% подростков едят зелёные и корневые овощи 4-6 раз в неделю.

* 73,4% подростков питаются вне дома 4-6 раз в неделю и в основном употребляют так называемую «пищу быстрого приготовления», в которой очень мало ценных питательных веществ.

* У физически активных подростков энергетические затраты гораздо выше, чем у тех, кто ведёт сидячий образ жизни. К сожалению, следят за своим питанием только те подростки, кто заботится о своей внешности, или молодые спортсмены, стремящиеся за счёт более качественного питания улучшить свои спортивные достижения.

каковы потребности подростков в витаминах?

* Витамин С -- до двух граммов в день (не чисто синтетическая аскорбиновая кислота, а натуральный источник витамина С, который содержит биофлаваноиды, без которых витамин С не усваивается как следует).

* Витамин В-6 в форме пиридоксина или пиридоксаль фосфата (дозы дробить и уве-личивать постепенно).

* Комплекс микроэлементов, содержащих цинк и марганец.

* Кальциевый комплекс, где кальций сочетается с магнием, цинком, хромом, бором и витамином Д-3,

* Кодированная соль или таблетки прессованной морской капусты или ламинарии.

* Девочки, которые в подростковом возрасте почти не едят мяса, должны принимать комплекс поливитаминов и микроэлементов, со-держащих, в частности, железо, чтобы предотвратить анемию, и важный микроэлемент молибден, который помогает сбалансировать рост костей в период полового созревания.

Заключение

Итак, депрессия -- это аффективное состояние, которое характеризуется негативным эмоциональным фоном, изменениями в мотивационной, когнитивных представлений и общей сенсивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания -- подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Изменяется восприятие времени, которое течет мучительно долго. В состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки самоубийства.

Различаются:

1) функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования;

2) депрессия патологическая -- один из основных психиатрических синдромов.

Нарушения в эмоциональной и соответственно физической сфере у подростка могут возникнуть из-за самых различных стрессов, характерных именно для этого возраста: экзамены, переход в другую школу, первая любовь, конфликты в школе -- для подростка всё это крайне серьёзно, хотя взрослым эти проблемы зачастую кажутся «ерундой». Не забывайте, пожалуйста, что жизнь ребёнка -- это «драма», как считал педагог Януш Корчак, а в нашей стране, особенно в горячих точках, -- это и трагедия.

Я. Корчак писал: «Но и у взрослого много таких минут, когда ему тоскливо без матери, без отца, когда ему кажется, что только родители могли бы его выслушать, посоветовать, помочь, а если надо, то и простить и пожалеть. Значит, и взрослый может чувствовать себя сиротой.

Плохая успеваемость, задержка полового созревания или, наоборот, чрезмерно ранняя сексуальная активность, подростковая депрессия, склонность к правонарушениям, даже аллергические симптомы могут быть вызваны тем, что организм подростка физически не справляется с чрезмерными стрессами, истощающими внутренние резервы организма. Стрессовой ситуацией для подростка может быть первая любовь, потеря девственности, ощущение паники при сексуальных покушениях лиц одного пола, отъезд из дома при поступлении в колледж или институт, жизнь в общежитии. Армия -- тоже невероятно сильный стрессовый фактор: не привыкшие к стрессовым ситуациям и слишком заласканные маменькины сынки способны даже на самоубийство.

Многим взрослым трудно предугадать и обнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Но всё-таки, если возможно, надо обойти стрессовые ситуации или хотя бы сгладить стресс и всегда быть на стороне своих детей.

Любите подростков, смотрите на них с нежностью, уделяйте им больше внимания, спрашивайте их, разговаривайте с ними, слушайте их внимательно и сосредоточенно, заботьтесь о них, кормите их здоровой пищей и постоянно с самого детства давайте им витамины, а они, когда вырастут и заведут свою семью, понесут эту нелёгкую эстафету безоговорочной родительской любви к детям -- дальше!

Список используемой литературы:

1. Иовчук Н. М. Психология эмоций М. 1999.

2. Александровский Ю. А. Глазами психиатра. М., 1977.

3. Буянов М.И. Беседы о психиатрии.- М.: Просвещение, 1986-208с.

4. Акимова М. К. Психологическая диагностика Спб. 2005

5. Богданович Л. А. Записки психиатра. М., 1956.

6. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

7. Журавлев Д. Причины депрессии в школе // Народное образование.- 2002- №6 - С.182

8. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.

9. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

10. Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом возрасте. М., 1984.

11. Психология подростка/Под ред. А.А. Реана- СПб.: прам- ЕВРОЗНАК,2003- 480с.

12. Подласый И.П.Курс лекций по коррекционной педагогике.- М.: ВЛАДОС,2002.- 352с.

13. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.

14. Фрейд З. Детская патология. М., - 1998 г.

15. Словарь - справочник Дефектология - ее основные понятия М 2005

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6