бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Демография бесплатно рефераты

Коэффициент младенческой смертности (КМС) - число детей, умерших в течение первого года жизни, в среднем на 1000 родившихся в том же году. Самые низкие показатели КМС варьируются в пределах 5-8‰ в Японии, Швеции, Норвегии, Исландии и некоторых других высокоразвитых странах мира. В России уровень младенческой смертности постоянно снижается, но еще достаточно высокий (в 1987 г. КМС составил 25,4‰, в 1990 г. - 17,4‰, в 2000 г. - 16,3‰).

Коэффициент естественного прироста (убыли) - разность коэффициентов рождаемости и смертности (может быть положительным и отрицательным). В России коэффициент естественного прироста в 2000 г. был равен - 6,6‰ (то есть это - естественная убыль), в 1990 г. он был равен 2,2‰. Население - исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей, проживающих на определенной территории.

Нетто-коэффициент воспроизводства женского населения - число девочек, рожденных одной женщиной и доживших до среднего возраста матери. Если нетто-коэффициент ниже 1,0, то наблюдается естественная убыль населения.

Общий коэффициент рождаемости (ОКР) - число рождений за год, приходящихся на 1000 человек. Максимальное значение ОКР в наиболее благоприятной для рождаемости ситуации может быть определено в 50-55‰ (промилле). Уровню сознательного ограничения рождаемости основной массой населения (развитые страны) соответствует ОКР 14-16 ‰. В 2000 г. ОКР в России был равен 8,7‰ (в 1990 г. - 13,4‰).

Общий коэффициент смертности (ОКС) - число смертей за один год, приходящихся на 1000 человек. При наиболее благоприятных условиях он обычно превышает 4-5 ‰. Максимальную величину ОКС рассчитать сложно, но при отсутствии контроля и борьбы с заболеваниями можно предположить возрастание ОКС до 50‰. В 2000 г. ОКС в России был равен 15,3‰ (в 1990 г. - 11,2‰).

Поколение - совокупность людей, родившихся в один и тот же период времени (то же, что когорта по году рождения).

Рациональный (современный) тип демографического воспроизводства - развитое индустриальное общество; невысокая рождаемость (до 20‰), низкая смертность (до 10 ‰), большая продолжительность жизни (свыше 70 лет).

Сальдо миграции - показатель результата территориальных перемещений населения; разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее за какой-либо срок.

Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) - среднее число рождений детей у одной женщины в течение всей ее жизни. СКР, равный 2,0, обеспечивает неизменную численность населения (простое воспроизводство). СКР ниже 2,0 ведет к уменьшению численности населения (суженное воспроизводство). СКР выше 2,0 обусловливает рост населения (расширенное воспроизводство). В экономически развитых странах СКР в среднем равен 1,9; в развивающихся странах - 3,3. В России в 2000 г. СКР составил 1,17.

Теория демографического перехода - обоснование смены исторических типов и режимов воспроизводства в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями развития общества. Согласно ей, при низких уровнях развития производства рождаемость и смертность очень высокие, и численность населения растет медленно. По мере индустриального развития, улучшения цивилизационных условий жизни людей (качества питания, здравоохранения и т.д.) смертность уменьшается; запаздывание рождаемости на одно-два поколения приводит к разрыву между уровнями рождаемости и смертности, что обусловливает быстрый рост населения. Но как только люди вовлекаются в образ жизни высокоразвитого индустриального общества, рождаемость тоже снижается, а темпы роста численности населения опять уменьшаются.

Традиционный тип демографического воспроизводства - существовал в развитых странах примерно до середины XIX в.; повышенная рождаемость (примерно 40-45‰), достаточно высокая смертность (примерно 30-35‰), очень высокая детская смертность (примерно 200-300 ‰); в России эта стадия продолжалась до начала 20-х годов XX в.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Демография - это наука о:

А. Количественных характеристиках населения.

В. Социально-экономических условиях жизни населения.

С. Социально-исторической обусловленности и закономерностях воспроизводства населения.

2. Воспроизводство населения - это:

А. Постоянное возобновление поколений людей.

В. Обновление и развитие производственной деятельности людей.

С. Возрастание численности населения.

3. Естественное движение населения включает следующие процессы:

А. Рождаемость, смертность

В. Территориальное, пространственное перемещение людей.

С. Переход из одной возрастной группы в другую.

4. Качество населения определяется:

А. Изменением численности населения.

В. Изменением социально-экономических условий жизни населения.

С. Изменением природно-климатических условий жизни населения.

5. Показателем демографической нагрузки на население является:

А. Соотношение между трудоспособной частью населения и нетрудоспособной (иждивенцами).

В. Количество умирающих в трудоспособном возрасте.

С. Соотношение между мужским и женским населением.

6. Какие из указанных наук имеют наибольшее отношение к демографии?

А. Социология.

В. Статистика.

С. Экономика.

7. Кто из указанных ученых относится к направлению демографического детерминизма?

А. А.Смит. В. Т.Мальтус. С. У. Петти.

8. Какие из указанных факторов не влияют на соотношение полов в составе населения?

А. Войны. В. Миграции. С. Образование.

9. Источниками данных о народонаселении являются:

А. Социологические опросы.

В. Переписи населения.

С. Списки избирателей.

10. Кто из указанных ученых считается «отцом-основателем» демографии?

А. Т.Мальтус. В. А. Гийяр. С. Платон.

11. Что такое критический момент переписи населения?

А. Длительность проведения переписи населения.

В. Дата и час, к которым приурочивается получение данных переписи.

С. День, в который насчитывается наибольшее число опрошенных.

12. К демографическим факторам занятости населения относятся:

А. Размещение производительных сил.

В. Отраслевая структура экономики.

С. Возрастно-половая структура населения.

13. Возрастно-половая пирамида населения - это:

А. Графическое изображение динамики численности населения.

В. Графическое изображение распределения населения по полу и возрасту.

С. Графическое изображение распределения занятого населения по полу и возрасту.

14. Какой тип возрастной структуры сложился современной России?

А. Прогрессивный.

В. Регрессивный.

С. Стационарный.

15. Поколение - это:

А. Совокупность людей, родившихся в определенный период.

В. Совокупность людей, живущих в стране в данный момент времени.

С. Совокупность людей, имеющих общие социальные условия жизни.

16. Промилле - это:

А. Сотая часть числа.

В. Демографический показатель, выраженный в процентах.

С. Отношение тех или иных величин к тысячной части населения.

17. Другое название показателя количества девочек, рожденных одной женщиной за ее жизнь:

А. Нетто-коэффициент воспроизводства.

В. Брутто-коэффициент воспроизводства.

С. Суммарный коэффициент рождаемости.

18. Общий коэффициент рождаемости рассчитывается, как:

А. Отношение количества рождений к количеству смертей за один год.

В. Отношение количества рождений к одной тысяче жителей за один год.

С. Разность между количеством рождений и количеством смертей за один год.

19. Плотность населения определяется:

А. Соотношением молодых и пожилых в его составе.

В. Соотношением его численности и размеров территории.

С. Соотношением мужчин и женщин в его составе.

20. Для определения желательного для общества уровня воспроизводства населения в настоящее время используют:

А. Брутто-коэффициент воспроизводства.

В. Нетто-коэффициент воспроизводства.

С. Общий коэффициент рождаемости.

21. В относительных показателях измеряется:

А. Общая численность населения.

В. Уровень рождаемости и смертности.

С. Общий коэффициент естественного прироста населения.

22. Какие из указанных факторов в меньшей степени определяют рост рождаемости:

А. Брачность и разводимость.

В. Возрастно-половая структура населения.

С. Уровень жизни населения.

23. Естественный прирост населения определяется:

А. Количеством рождений за год.

В. Разностью между числом родившихся и числом умерших за определенный период.

С. Разностью между численностью населения за предыдущий год и численностью населения в текущем году.

24. Естественная убыль (депопуляция) населения наблюдается в следующих государствах:

А. Узбекистан. В. США. С. Россия.

25. Наименьшая продолжительность жизни наблюдается в следующих странах:

А. Япония. В. Россия. С. Эфиопия.

26. На смертность населения в наименьшей степени влияют следующие факторы:

А. Уровень благосостояния (доходов) населения и характер бытовых условий.

В. Степень развития системы здравоохранения.

С. Территориальное размещение населения.

27. Сальдо миграции - это:

А. Общее число переместившихся людей через границы государства.

В. Показатель перемещения людей на территории государства.

С. Разность между числом прибывших на какую-либо территорию людей и числом выбывших из нее за определенный срок.

28. Что такое демографический переход?

А. Смена типов и режимов воспроизводства населения в процессе общественно-цивилизационного развития.

В. Переход от суженного режима воспроизводства к расширенному.

С. Увеличение численности населения вследствие роста рождаемости.

29. Какие факторы оказывают наибольшее воздействие на темпы и характер демографического перехода?

А. Экономико-цивилизационные - индустриализм, урбанизация и др.

В. Демографические - уровень рождаемости и смертности.

С. Экологические - изменение природной среды и климата.

30. Для какого типа воспроизводства характерна высокая рождаемость, высокая смертность, низкая продолжительность жизни?

А. Традиционный. В. Архетип. С. Рациональный.

31. Традиционный тип воспроизводства предполагает:

А. Высокую рождаемость, высокую смертность.

В. Повышенную рождаемость, чуть сниженную смертность.

С. Сниженные рождаемость и смертность, большую продолжительность жизни.

32. Что относится к прямым демографическим потерям в войне?

А. Погибшие на поле боя.

В. Жертвы военных действий среди гражданского населения.

С. Рост заболеваемости, инвалидизации.

33. Какие факторы в меньшей степени влияют на демографические процессы в военное время?

А. Массовые военные и трудовые мобилизации.

В. Увеличение миграционных процессов (эвакуации, беженцы и др.).

С. Рост психологического напряжения людей.

34. Что относится к косвенным демографическим потерям в войне?

А. Изменения в возрастно-половой структуре населения.

В. Снижение процессов брачности, рождаемости, естественного прироста населения.

С. Смертность военнослужащих от ран в госпиталях.

35. Что такое «демографическое эхо» войны?

А. Снижение естественного прироста населения в годы войны.

В. Рост смертности среди военного и мирного населения в годы войны.

С. Демографические деформации, порожденные войной в следующих после военного поколениях.

36. В чем особенности современной демографической катастрофы в России?

А. Небывало стремительные темпы падения воспроизводства населения в мирное время.

В. Волнообразность развития демовоспроизводства.

С. Естественная тенденция депопуляции.

37. Для современных миграционных процессов в России характерно:

А. Рост иммиграции из развивающихся стран Азии и Африки.

В. Рост эмиграционного потока в страны дальнего зарубежья.

С. Рост эмиграции в страны ближнего зарубежья.

38. Продолжительность жизни мужчин в современной России:

А. 58-59 лет. В. 64-65 лет. С. 54-55 лет.

39. Какие причины смертности населения становятся ведущими в условиях современной демографической катастрофы в России?

А. Заболевания.

В. Отравление алкоголем.

С. Самоубийства и убийства.

40. Демографическая политика - это:

А. Целенаправленная деятельность государственных органов и иных специальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

В. Меры государственных органов по развитию системы занятости населения.

С. Часть социальной политики.

41. Демографическая политика включает в себя следующие мероприятия:

А. Материальная помощь семьям с детьми, молодоженам и т.д.

В. Пропаганда желаемого типа демографического поведения населения с использованием СМИ.

С. Меры по созданию дополнительных рабочих мест.

42. Что такое постарение населения?

А. Увеличение средней продолжительности жизни людей.

В. Увеличение доли пожилых и старых людей в структуре населения.

С. Увеличение пенсионного возраста.

43. В каких из указанных стран демографическая политика направлена на снижение рождаемости?

А. Китай. В. Германия. С. Индия.

44. Какие меры можно отнести к политике помощи женщинам в осуществлении их двойственной роли?

А. Специальные льготы женщинам в области занятости (работа на дому, неполное рабочее время, гибкий график работы и т.д.).

В. Налоговые льготы семьям с детьми.

С. Обеспечение средствами контрацепции.

45. Какие факторы позволяют компенсировать снижение естественного прироста населения?

А. Положительное сальдо миграции.

В. Изменение возрастно-половой структуры населения.

С. Постарение населения.

46. Что не является особенностями структуры смертности населения в России в настоящее время?

А. Смертность от заболеваний.

В. Смертность в трудоспособном возрасте.

С. Повышенная смертность мужчин.

47. Какие явления не относятся к демографическим аспектам современной семьи?

А. Ориентация на малодетность.

В. Рост разводимости.

С. Причины разводов.

48. При каком режиме воспроизводства возникает необходимость выделения средств на демографическое накопление?

А. При суженном воспроизводстве.

В. При расширенном воспроизводстве.

С. При простом воспроизводстве.

49. Что происходит в случае снижения рождаемости?

А. Увеличиваются общие расходы на содержание стариков.

В. Увеличиваются общие расходы на содержание детей.

С. Снижается демографическая нагрузка на население.

50. Политика планирования семьи включает:

А. Обеспечение средствами контрацепции.

В. Особые льготы семьям в обеспечении детскими дошкольными учреждениями.

С. Политика в области абортов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа пишется в виде эссе, то есть актуального авторского размышления на заданную тему с использованием научной и учебной литературы. Объем эссе - 3-5 страниц компьютерного текста, шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14, интервал - 1.

Необходимо в развернутой форме аргументировать выдвигаемые тезисы и утверждения на основе использования современных демографических данных (периодические издания, Демографические ежегодники, статистические данные и т.д.).

Недопустимо видоизменять задания контрольной работы, заимствовать весь материал из учебного издания, подавать на проверку работу, целиком взятую из сборников рефератов или из сети Интернет.

Задания для контрольной работы.

Для написания контрольной работы выберете один из вариантов.

1. Выберете две демографические концепции, противоположные по оценке, объяснению или предложенному решению проблемы конкретной области демографического знания, сравните их, объясните какую точку зрения разделяете Вы, почему; (при написании данного варианта контрольной работы не нужно подробно и полностью раскрывать выбранные демографические концепции).

2. Составьте план проведения демографического исследования Вашего муниципального образования по определенной проблеме: рождаемость, смертность, миграции, процессы брачности и т.д., используя знания об основных уровнях демографии (сформулируйте цели и задачи исследования, наметьте основные этапы исследования, подумайте, к каким выводам Вы могли бы прийти).

3. Проанализируйте какие-либо демографические данные (на какой-то конкретной территории за конкретный период времени), дайте оценку выявленных Вами явлений, предложите свой вариант проведения демографической политики.

4. Сравните различные трактовки теории демографического перехода, объясните, какая из них кажется Вам верной, почему.

5. Проанализируйте эффективность какой-либо демографической политики (например, дайте оценку демографической политики, проводимой в современной России, Китае и т.д.). Достаточно ли для достижения поставленных целей мер экономического характера?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Объект и предмет демографии. Специфика демографического подхода к изучению населения.

Демография и ее место в системе наук об обществе.

Основные демографические методы.

Основные этапы развития демографического знания.

Система демографических наук.

Источники данных о народонаселении. Текущий учет и переписи населения.

Демографические процессы и структуры.

Основные понятия и показатели демографии.

Методы демографии. Поколения и когорты.

Представление о демографических коэффициентах и таблицах.

Понятие и типы воспроизводства населения.

Естественное движение населения. Соотношение рождаемости и смертности.

Изменения численности и состава населения России. Депопуляция.

Войны как фактор демографических изменений.

Степень воздействия отдельных факторов на интенсивность рождаемости в России.

Смертность и ее связь с условиями жизни.

Продолжительность жизни. Понятие демографического постарения населения, его прямые и косвенные последствия.

Продолжительность жизни как показатель качества жизни общества в целом.

Демографические тенденции развития семьи.

Брачность и разводимость: изменение количественных показателей. Причины увеличения количества разводов.

Семья и рождаемость. Факторы перехода к малодетности семей.

Региональные и этнические различия показателей рождаемости.

Понятие и виды миграции населения. Основные миграционные потоки.

Экономические и социальные последствия миграционных процессов.

Сущность и цели демографической политики.

Меры демографической политики и показатели ее эффективности.

Экономические аспекты роста населения.

Особенности демографической политики в развитых и развивающихся странах.

Демографическая катастрофа в России и необходимость новой демографической политики.

Основные источники демографических данных.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Государственный стандарт

3. Тематический план

4. Программа курса

5. Приложение

6. Литература

7. Семинарское занятие

8. Основные понятия и термины

9. Тестовые задания для самопроверки

10. Методические рекомендации к выполнению контроль ной работы

11. Контрольные вопросы к зачету

Страницы: 1, 2, 3