бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема общества бесплатно рефераты

III этап -- закрепляющий (разрушение стереотипов мышления и поведения и репетиция альтернативных способов поведения) - занятия 6-8;

IV этап -- анализ и контроль (подведение итогов работы группы и выявление положительных личностных изменений) - занятия 9-10.

В каждом этапе всегда имеют место 3 основных фронта работ: 1) диагностика, 2) индивидуальная работа и 3) групповая работа; причем диагностика и индивидуальная работа всегда предшествует групповой деятельности. А анализ работы, проведенной на каждом предыдущем этапе, позволяет психологу вносить, в случае необходимости, коррективы в последующий этап. Коррекционная программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия распределяются по усмотрению психолога с учетом наличия свободного времени у учащихся. В среднем -- можно устраивать одно занятие 1 раз в 4 недели. Однако не все занятия имеют одинаковые временные границы, поэтому более протяженные по времени (2--3 часа) и психологически сложные занятия рекомендуется проводить на каникулах или перед выходными днями.

Диагностика и индивидуальная работа со старшеклассниками

Диагностика учащихся проводится на каждом этапе коррекционной деятельности.

Для удобства обработки и экономии времени можно разработать специальные бланки для некоторых методик, диагностирующих индивидуальные характеристики старшеклассников.

Самоанализ по методу «Я должен... Я не могу... Я боюсь...» может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой работе, однако практика показывает, что эта деятельность воспринимается клиентом лучше при индивидуальной работе.

Метод самоанализа «Я должен... Я не могу... Мне надо... Я боюсь»

Процедура метода

Ребенок в письменной форме продолжает данные фразы (нужно записать как можно больше вариантов продолжений). Затем фразы зачитываются, но уже с другим началом: «Я предпочитаю... Я не хочу... Я хочу... Я страстно желаю...», соответственно. После этого учащийся сравнивает смысл начального и конечного варианта и анализирует справедливость обоих вариантов по отношению к себе.

Упражнение способствует воспитанию честности с самим собой и развитию организмического доверия.

Групповая работа со старшеклассниками

Занятие 1. Познакомься сам с собой

Упражнение «Письмо себе любимому».

Все сидят в кругу, ведущий просит всех взять ручки и листки бумаги.

Итак, задание:

-- Сейчас вы напишете письмо -- письмо самому близкому вам человеку. А кто тебе самый близкий человек? (группа выдвигает предположения) -- Ты сам. Напиши письмо себе любимому, -- а «любимому» потому, что без любви самого близкого человека жить просто нельзя!

* Время на письмо -- 15 минут, под тихую музыку.

Дележка всех по кругу: с какими чувствами писали письма?

* Именно «с какими чувствами», а не «про что». Любовь -- или другое живое отношение -- живет чаще не содержанием, а интонацией, окраской, чувством по поводу...

Однако кто хочет, свое письмо может пересказать или зачитать.

* И этой возможностью пусть не сразу, но многие начинают пользоваться.

* Вы написали самому себе прекрасные письма. Вы получили эти письма, но что делают воспитанные люди, получив письмо? Естественно, отвечают на него. Поэтому у вас сейчас будет 10 минут на то, чтобы на свое письмо к себе написать ответ. Пожалуйста, отвечайте конкретно именно на то письмо, которое вы получили. Хочу предупредить, что ответы бывают иногда очень неожиданными.

* 10 мин, также под музыку.

Дележка и обсуждение ответов. Кто кому писал, какая часть твоей личности обращалась к тебе?

Занятие 2. «Я среди других»

Упражнение «Падение на руки».

Это очень важное упражнение, помогающее сближению группы и установлению в ней теплых, доверительных отношений. Запрет и отсутствие физического контакта в той или иной степени нарушают нормальный ход общения, особенно для тех людей, которые в таком контакте нуждаются.

Падение на руки в паре

-- У людей бывают очень разные руки. На одни руки приятно смотреть, приятно их прикосновение, руки оказываются мягкими и надежными. Другие руки неловкие, жесткие, и прикосновения их не радуют. А какие руки у вас? И кстати, доверяете ли вы рукам? У нас сейчас будет упражнение «Падение на руки».

* Собственно упражнение заключается в том, что девушка встает спиной к юноше на расстоянии где-то шага от него и падает назад, а он встречает ее на свои руки. Надежнее, если его руки оказываются ладонями вверх и поддерживают девушку в районе ее плеч или лопаток. Впрочем, если в паре хорошее доверие и физические данные молодого человека позволяют, он может ловить ее и руками ладонями вниз, под мышки.

Ведущему стоит показать это на примере какой-либо одной пары или нескольких пар.

Иногда имеет смысл подобрать пары таким образом, чтобы в одной было все легко и без затруднений (как пример того, как надо), а в другой были проблемы. Или девушка боится падать, или юноша не очень ловок. Тогда с этими проблемами стоит поработать и показать, как они решаются.

Итак, все встают, ребята и девушки перестраиваются в мужскую и женскую линию отдельно, садятся мальчики и девочки отдельно. Теперь по очереди от юношей и девушек встает очередная пара и показывает, как девушка с доверием падает, а юноша надежно и нежно ловит. Так проходят своеобразный экзамен и каждый юноша, и каждая девушка.

* Впечатления от рук юноши и доверия девушки идут и от пары, и от группы.

Падения на руки в карусельках.

После того как появилась уверенность, что в каждой паре все нормально, стоит устроить смену пар по типу карусельки. Ребята пусть образуют внешний круг, а девушки -- внутренний, ведущий в центре. Девушки стоят лицом к ведущему и по его сигналу, одновременно, все падают назад, на руки ребятам.

* Получается очень красиво, как будто раскрывается бутон цветка. В каждой паре происходит 3--4 падения, после этого, перед сменой партнера, короткое общение в паре: «Как все получилось? Как чувствовала себя девушка, что она может сказать о партнере? А что он может сказать о девушке?» Попрощались, новая встреча, в новой паре юноше и девушке стоит дать возможность обменяться парой фраз.

Если группа сплоченная, контактная и расположена к веселым экспериментам, можно их ей предложить. Например: падения девушек на руки ребятам не спиной, а лицом. Немного другие ощущения... Или падения девушек на руки ребятам спиной, а они ловят их, держа ладони почти у самого пола. Очень острые ощущения...

После упражнения: все сели и дележка: «Какие были руки? Ощущения? Впечатления?»

Упражнение «Листок за спиной».

Каждому человеку интересно, что на самом деле думают о нем другие люди, особенно -- как тебя чувствуют рядом. Однако не всегда можно быть уверенным, что тебе в лицо скажут всю правду -- приятную или нет. Можно, конечно, сделать писания анонимные, но писать о человеке, не видя его перед собой, -- это значит жить воспоминаниями, а не живыми переживаниями. А это упражнение помогает преодолеть такой барьер: оно анонимно, но, с другой стороны, происходит в контакте «глаза в глаза». Для проведения этого упражнения ведущему стоит взять с собой много булавок и листки на всех: маленькие и большие.

-- У каждого на спине будет прикреплен листок бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть друг на друга, чтобы составить о человеке впечатление, и потом это впечатление запишете человеку на его листок за спиной. Процедура проста, но:

-- Кто из вас готов писать свои впечатления о человеке совершенно искренне, не боясь его задеть и обидеть?

* Руки поднимаются, но не очень много.

* Вы боитесь задеть человека, и ваша бережность -- это очень хорошо. Но сейчас у нас другая ситуация. Поднимите руки те, кто хотел бы, чтобы о нем писали впечатления совершенно искренне, без всяких тактичных умолчаний!

* Руки поднимают практически все.

-А кто просит, чтобы ему писали более бережно, стараясь его не задеть?

* Как правило, несколько рук есть.

-- Пожалуйста, встаньте. Я благодарю вас за искренность, а все остальные постарайтесь запомнить их, и проявите к ним бережность.

--Что же касается всех остальных, то вы можете выразить еще следующие пожелания. Искренность может быть больше в сторону хороших чувств к вам, а может быть в сторону отрицательных впечатлений о вас. Кто предпочитает, что бы о нем писали совершенно искренне, но в первую очередь хорошие впечатления о нем?

--Так, чтобы ничего не перепутать, давайте пройдемся по каждому.

* Ведущий идет по кругу, и каждый говорит, какие впечатления о себе ему было бы более интересно услышать. Как правило, больше желающих услышать свои отрицательные черты!

-- Как правило, более сильные люди действительно интересуются тем, что в них еще нехорошо, чтобы это исправить. Теперь, пожалуйста, встали, всем надо будет взять ручки и листы бумаги -- и нас ждет ИГРА!

* Участники начинают ходить по комнате и присматриваться друг к другу, запоминать лица, встречаться глазами, представлять себе, что бы могли сказать о них люди, на которых они смотрят и которые смотрят на них.

* Спасибо. А теперь -- собственно Игра! Вы можете подходить друг к другу, если ваши глаза встретились. Но не торопитесь что-то писать, постойте друг перед другом, постарайтесь почувствовать свои ощущения от этого человека, сформулировать свои впечатления. И только тогда, когда ваши впечатления о человеке оформятся, можете их писать.

* Игра идет минут 10.

--А теперь можете сесть, снять листочки и почитать, что там о вас написали.

* Читают, переживают, делятся впечатлениями

-- Пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написали ему, а кто хочет, может зачитать одно-два послания ему.

-- Спасибо. А теперь поднимите руки те, кто во время этой игры был действительно полностью искренним?

-- Быть полностью искренним очень трудно. Страшно и задеть другого, и страшно обнаружить свои действительные чувства, но мы будем этому учиться.

*Все встают в общий круг, ведущий говорит теплые слова о доверии.

Арт-терапия: групповое рисование.

Это упражнение является прекрасным средством для того, что бы выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других, а также проследить психическое состояние каждого участника в конце занятия.

МАТЕРИАЛЫ: ватман, цветные карандаши, мелки, фломастеры или маркеры.

В процессе совместного рисования группа создает свой своеобразный психологический портрет. Так заканчивается первый (ориентировочный) этап коррекционной работы. Группа еще не знает, что в конце коррекционной программы эта процедура повторится, и у школьников будет возможность сравнить психологический портрет группы в начале коррекционной работы с психологическим портретом группы в конце последнего занятия. У старшеклассников будет возможность увидеть: изменилось ли что-нибудь, как изменилось и почему.

Хорошо если это будет портрет человека, однако направлять группу прямо на это изображение не стоит, лучше предложить рисовать, допустим, части тела, или части лица и т. п., тем интереснее будет наблюдать, как поведет себя группа, создаст ли она целостный образ или на листе появятся разрозненные частицы.

Занятия 3-4. «О чем молчат родители?»

Цель занятий -- помочь детям подружиться со своими родителями.

Работа на этих занятиях заключается в составлении трех списков, при этом часть заданий переносится в семью в виде домашнего задания, выполняемого в тесном общении с родителями.

* Список 1-й составляется родителями по просьбе ребенка. Излагая как можно более полно свои пожелания и советы по организации его жизни, по воспитанию характера, каких-либо привычек, наиболее актуальные советы на сегодняшний день, родители, во-первых, избавляют себя от эмоционального напряжения по отношению к своему ребенку, а во-вторых, воплощают в жизнь желание полностью высказать свое мнение. С другой стороны подросток имеет возможность спокойно разобраться, что из написанного родителями действительно достойно внимания, а чем можно и пренебречь.

* Список 2-й пишет сам подросток. Он перечисляет то, о чем бы могли рассказать ему родители, главным образом то, о чем бы он сам хотел услышать (ведь были же его родители когда-то в его возрасте). Примерный перечень проблем: о мечтах; о страхе; о зависти; об идеалах мужчины и женщины (соответствуют ли сами родители этим идеалам); о ненависти; о любви.

Можно исключить неподходящие пункты и добавить свои.

Предпочтительно, чтобы родители составляли список по отдельности (отдельно мама и отдельно папа). Домашнее задание: показать родителям составленный список и поговорить.

* Список 3-й составляет сам подросток. Он перечисляет все то, о чем родители, по его мнению, ничего не знают. Например: «Что творится сегодня в рок-музыке?», «Как в один миг заработать «кучу» денег?», «Как следует одеваться?» и т. п. Через неделю, на втором занятии, происходит обсуждение результатов.

На руках у ребенка 3 списка, в которых он должен подчеркнуть действительно самое важное, волнующее, представляющее интерес для него самого. Если все подчеркнутое попало в список 1-й, то можно считать, что отношения подростка с родителями отличное. Если же подчеркиваний больше в списке 2-м, то родители в принципе готовы к обсуждению волнующих подростка проблем, но их надо к этому подтолкнуть. Если же наибольшая доля подчеркнутого приходится на список 3-й, то в отношениях могут быть серьезные сложности.

По результатам занятия при желании школьников проводятся индивидуальные консультации с ними.

Диагностика -- не самоцель, а помощь членам семьи повернуться лицом друг к другу и попытка, хотя бы отчасти, решить извечную «проблему отцов и детей».

Занятие 5. «В центре внимания»

Это серия игр-упражнений, внутренне и внешне очень похожих друг на друга, хотя решаются в них разные задачи. Объединяет их внешне то, что они одинаково пространственно организованы: в центре всегда человек, сидящий на стуле, а вокруг него, амфитеатром, сидят в несколько рядов другие члены группы.

Исповедальная Свеча «Моя жизнь».

Все садятся амфитеатром вокруг стула, на котором стоит горящая свеча. Свет потушен.

--Любой из вас может сейчас выйти и взять эту Свечку в руки. Вы сядете и поднимете эту Свечку на уровень своих глаз. Вы будете смотреть только на Свечку, а не на тех, кто будет задавать вам вопросы. А вам будут задавать вопросы о вас. На этот стул может сесть каждый, каждый из тех, кто возьмет на себя обязательство отвечать на любой вопрос максимально откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что на любой вопрос ответите искренне, вам не нужно выходить и садиться на этот стул.

Ведущему очень важно создать вдумчивую, немного таинственную атмосферу, где неуместны пустые развлечения. Стоит подсказать группе, что задавать вопросы надо не случайные, а исповедные.

* Например, «Во сколько встаешь утром?» или «Какой твой любимый цвет?» -- пустые вопросы, они мало что говорят о человеке и задать их можно при других обстоятельствах.

Интереснее и труднее, когда задаются вопросы типа: «Когда ты последний раз плакал?», «Если бы у тебя была волшебная палочка, что ты хотел бы изменить во внешнем мире или в себе? Ум? Душу? Тело?...», «Кто нравится тебе здесь?», «Какие у тебя комплексы и проблемы?»...

Исповедь каждого, как правило, заканчивается вопросом: «Чего мы о тебе не знаем? Какова тайна твоей жизни?».

Занятие 6. Кинотренинг

Основная задача занятия: осознание своих стереотипов и попытка формирования более гибкого ситуативного поведения.

Материал: к/ф «Леон», «Криминальное чтиво» и т. п.

После просмотра фильма идет обсуждение поведения персонажей, действующих заведомо не так, как в этой ситуации действовали бы большинство членов группы. При обсуждении причин поведения героя участникам занятия дается задание -- предложить как можно больше альтернативных вариантов поведения в данной ситуации.

В ходе обсуждения, во-первых, формируется уверенность в том, что из любой ситуации существует множество выходов, а во-вторых, человек узнает о существовании множества различных стереотипов поведения, которые иногда накладываются на ситуацию достаточно жестко, без учета ее конкретных особенностей.

В заключение членам группы дается возможность соединиться с различными (желательно схожими с ними по личностным характеристикам) героями с разнообразными стереотипными наработками. Далее происходит идентификация участника занятия с образом героя и подсознательное включение им в ролевой репертуар своих наработанных стереотипов. Затем следует вербализация стереотипов поведения на групповом обсуждении. Таким образом, расширяются представления о способах поведения в различных ситуациях, что открывает человеку возможность к формированию более гибкой модели поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4