Биофизическое развитие человека
Биофизическое развитие человека
Содержание
- 1. Биофизическое развитие человека
- 2. Антропология
- 3. Деятельность
- 4. Сознание
- 5. Культура
- 6. Соотношение биологического и социального
- Словарь терминов
- Список литературы
- Приложение
1. Биофизическое развитие человека
Возрастная периодизация
Стадия
|
Возраст
|
Особенности
|
|
младенчество (1)
|
0 - 1
|
Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
|
|
стадия раннего детства (2)
|
1 - 3
|
Связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
|
|
стадия дошкольного возраста (3)
|
3 - 5
|
Ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т. к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
|
|
младший школьный возраст (4)
|
6 - 11
|
Ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
|
|
подростковый возраст (5)
|
12 - 18
|
Формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения -- вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.
|
|
молодость (6)
|
19 - 35
|
Для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
|
|
взрослость (7)
|
35 - 50
|
Взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью
|
|
старость (8)
|
после 50
|
Происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь -- это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
|
|
|
На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный американский психолог Э. Эриксон (р. 1902) ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности -- длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
Полный жизненный цикл по Э.Эриксону
Стадии
|
Радиус значимых отношений
|
Основной выбор или кризисное противоречие возраста
|
Позитивные
«новообразования» возраста
|
Деструктивные
«новообразования» возраста
|
|
1. Младенчество
|
Мать
|
Основополагающая вера и надежда -- против основополагающей безнадежности
|
Базисное доверие, надежда
|
Уход от общения и деятельности
|
|
2. Раннее детство
|
Родители
|
Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений
|
Воля
|
Навязчивость: импульсивность или соглашательство
|
|
3. Возраст игры
|
Семья
|
Личная инициатива против чувства вины и страх порицания
|
Целеустремленность, целенаправленность
|
Заторможен-ность
|
|
4. Школьный возраст
|
Соседи, школа
|
Предприимчивость против чувства неполноценности
|
Компетентность, умелость
|
Инертность
|
|
5. Подростки
|
Группы сверстников
|
Идентичность против смешения идентичности
|
Верность
|
Застенчивость, негативизм
|
|
6. Юность
|
Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники
|
Интимность против изоляции
|
Любовь
|
Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений
|
|
7. Взрослость
|
Разделен-ность труда и общий дом
|
Производительность против застоя, поглощенности собой
|
Забота, милосердие
|
Отверженность
|
|
8. Старость
|
Человечест-во - «мой род»
|
Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения
|
Мудрость
|
Презрение
|
|
|
Психосоциальная концепция развития личности (Э.Эриксон)
Стадия
|
«+»
|
«-»
|
|
Стадия 1 младенчество
|
базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни
|
базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти
|
|
Стадия 2 ранний возраст от 1 до 3 лет
|
автономия, самостоятельность, опрятность, воля
|
сомнение, стыд, зависимость от других
|
|
Стадия 3 дошкольный возраст, игры от 3 до 6 лет
|
инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность
|
пассивность, подражание образцам, вина
|
|
Стадия 4 школьный от 6 до 11 лет
|
уверенность в себе, компетентность
|
неполноценность, неверие в свои силы
|
|
Стадия 5 юношеский от 11 до 20 лет
|
цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание людьми
|
диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность
|
|
Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет
|
чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь
|
изоляция, одиночество
|
|
Стадия 7 зрелость до 50 лет
|
творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью
|
опустошенность, застой, репрессия
|
|
Стадия 8 старость после 50 лет
|
окончательная форма эгоидентичности, «принятие себя, жизни», мудрость
|
разочарование в жизни
|
|
|
2. Антропология
Рис. 1. Основные парадигмы развития
Рис. 2. Антропология как учение
Виды антропологии
Философская
|
Философская теория человека. Изучает «собственно человеческое» бытие, собственную природу человека. Ее объект - человек как таковой. Философская антропология ставит вопрос о человеческом бытии и пытается построить общую теорию человека. Философская антропология пытается обнаружить антропологические инварианты и универсалии, фундаментальные основания человеческого бытия
|
|
Социально-культурная
|
Исследует конкретные феномены человеческого бытия в их культурной и исторической специфике. От факта к теории, сравнительный анализ феноменов человеческого бытия в различных культурах и исторических эпохах.
|
|
Прикладная
|
Ориентированна на применение результатов теоретических исследований в конкретных исторических, экономических, организационных, политических и военных ситуациях.
|
|
Биологическая
|
Изучает человека как биологическое существо и рассматривает проблему соотношения биологического и социального в человеке, взаимосвязи телесного и духовного бытия человека. К биологической антропологии могут быть отнесены такие направления антропологических исследований как социобиология и этология, которая изучает генетически обусловленные компоненты поведения животных и человека.
|
|
Религиозная
|
Религиозная точка зрения -- это целостный взгляд на человека во всей его тотальности; это одновременное видение человека в его происхождении (как?), сущности (что?), бытии (кто?) и назначении (зачем? во имя чего?). Данная характеристика может быть распространена фактически на все мировые религии; относительно религиозной все другие точки зрения на человека (научная, этическая, эстетическая и др.) имеют частичный, периферийный характер. Для религиозного сознания жизнь человека только тогда есть, тогда действительна и обретает свой подлинный смысл, когда она устремлена к Высшему, Абсолютному, Иному бытию.
В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Кстати, в этом учении не существует «проблемы происхождения» человека (и всего человеческого в нем), а есть тайна творения его по образу и подобию Божества.
|
|
Психоаналитическая
|
Изучает скрытые, глубинные пласты человеческой психики, которыми определяется природа человека. Психоанализ стремится обнаружить внутренние структуры человеческого бытия, показать процессы, происходящие в подсознании, расшифровать символический язык бессознательного.
|
|
Феноменологическая
|
Пытается выявить предельные характеристики, изначальные основы человеческого существования. Для истолкования фундаментальных структур бытия человека, которое понимается как бытие - в - мире, применяются понятия «жизненный мир» и «когнитивный стиль». Подчеркивается неразрывность и, в то же время, взаимная несводимость сознания и предметного мира. Однако предметное бытие обретает свой смысл благодаря отнесенности к сознанию.
|
|
Герменевтика
|
Ориентируется на такие понятия как вживание, сопереживание, событие, понимание и интерпретация. На герменевтическом методе основываются понимающая психология и понимающая антропология. В герменевтической антропологии понимание представляется как универсальный способ освоения мира человеком, определенный способ бытия, бытия «здесь - теперь». Понимание предваряет всякую человеческую деятельность в качестве предпонимания.
|
|
Эволюционная
|
Исследует закономерности развития социокультурных систем, применяются такие методологические подходы как эволюционизм и неоэволюционизм. Противоположным подходом является диффузионизм, акцентирующий влияние внешних факторов на социокультурные общности
|
|
Социальная
|
Категориальной рамкой является соотношение «человек -- общество»; здесь человек рассматривается, прежде всего, как социальный индивид; его сущность -- не в природе и не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистским представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками (не источниками и не причинами) развития.
|
|
Культурная
|
Здесь главным образом обсуждаются механизмы преобразования культуры в мир личности и порождения в процессе развития личности мира (форм) культуры. По этому центральному пункту данное направление целесообразно выделить в особую парадигмальную установку -- культурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек - культура». Культуральная точка зрения на сущность человеческой психики и ее развитие состоит в принципиальном преодолении базовых схем парадигм: не существует прямого и непосредственного соотношения «человек -- природа», «человек -- общество».
|
|
Физическая
|
Изучает физическую эволюцию человека в истории и активно использует достижения естественных наук. Она включает в себя антропометрию и конституциальную антропологию (типы телосложения), эволюционную антропологию (проблема антропогенеза - происхождение человека как вида), популяционную антропологию (проблема этногенеза - происхождение этносов) и этническую антропологию (история этносов, их специфика; генетические, психологические, ментальные особенности этносов). К последней примыкают этносоциология и этнопсихология.
|
|
Медицинская
|
Изучает проблемы здоровья и нездоровья человека. Одно из направлений - патоантропология или антропатология - рассматривает человека в норме и патологии. Важное место в антропологических исследованиях в XX веке занимает тема сексуальности, значимость которой выходит далеко за рамки медицинской антропологии.
|
|
Историческая
|
Изучает исторические формы различных духовных феноменов человеческого бытия и их эволюцию в разных культурах. Объект изучения исторической антропологии - культура доиндустриальных обществ. Это может быть архаическое и традиционное (средневековое) общество. С другой стороны, современное общество может быть рассмотрено в контексте традиционных обществ и в нем обнаруживается множество архаических элементов. Историческая антропология также изучает типологию культур, но в отличие от культурологии, ее скорее интересует «экзистенциальная история» человека в различных культурах и цивилизациях.
|
|
Психологическая
|
Объемлет собой все другие парадигмальные установки. Все они реализуются в основополагающем единстве, в соотношении «человек -- мир», в истории индивидуальной жизни, в которой каждый человек предстает одновременно и как природно-общественное, и как духовно-практическое существо в совокупности своих сущностных сил и родовых способностей.
Возникает особый класс задач -- выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития.
|
|
Педагогическая
|
Видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях развития и становлении субъективности, внутреннего мира человека в образовании
|
|
|
Страницы: 1, 2
|
|