Беременность и материнство
Концептуальной основной создания «Теста отношения беременной» послужила теория психологии отношений В.Н. Мясищева (1960), позволяющая рассматривать беременность через призму единства организма и личности. Поскольку личность по В.Н. Мясищеву есть динамическая система отношений, каждый блок теста ТОБ включает 3 раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Испытуемой предлагается в каждом блоке выбрать только одно утверждение, наиболее соответствующий её состоянию.
Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:
1. отношение к беременности;
2. отношение к образу жизни во время беременности;
3. отношение во время беременности к предстоящим родам.
Блок Б (отношения женщины в формирующейся в течение девяти месяцев беременности системе «мать-дитя») представлен следующими разделами:
1. отношение к себе, как к матери;
2. отношение к своему ребёнку;
3. отношение к вскармливанию ребёнка грудью.
Блок В (отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих) представлен следующими разделами:
1. отношение ко мне беременной мужа;
2. отношение ко мне беременной родственников и близких;
3. отношение ко мне беременной посторонних людей.
На основе результатов методики ТОБ беременную женщину можно отнести к одной из трёх групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки.
Первая группа женщин включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД).
Вторая группа может быть названа «группой риска». В неё следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипонозогнозический, иногда тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.
Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. Сюда следует включать всех, имеющих депрессивный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.
Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин на ранних этапах их развития, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой проблем с грудным вскармливанием, послеродовых невротических и психических расстройств.
Простота использования теста даёт возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, терапевтами. Выявив выраженные нарушения у беременных женщин, они могут рекомендовать им обратиться за помощью к психологу или к психотерапевту. Это будет способствовать ранней диагностике нервно-психических расстройств у беременных.
Для исследования системы ценностных ориентаций беременных женщин нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым (см. приложение 2). Методика основана на приеме прямого ранжирования двух списков по 18 ценностей в каждом: терминальных (ценностей - целей) и инструментальных (ценностей-средств), отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18.
Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем.
Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.
Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.
Исследование проводилось на базе женской консультации при поликлинике №10 Калининского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 25 беременных женщин, также было исследовано 25 не беременных женщин (контрольная группа). Всего в исследовании приняло участие 50 женщин в возрасте от 20 до 30 лет.
Для выявления особенностей смысловой сферы женщины во время беременности, мы сравнивали результаты по тесту Рокича у беременных и небеременных женщин.
Для получения дополнительных сведений об участниках эксперимента, нами была разработана социологическая анкета (см. приложение 3).
3.2. Результаты эксперимента
В результате тестирования по методике «Тест отношений беременной (ТОБ)» мы получили (см. приложение 4), что у
§ 43 % беременных женщин преимущественно оптимальный тип ПКГД;
§ 23% - эйфорический тип ПКГД;
§ 15% - тревожный тип ПКГД;
§ 13% - гипогнозический тип ПКГД;
§ 6% - депрессивный тип ПКГД.
По тесту Рокича мы получили списки проранжированных испытуемыми инструментальных и терминальных ценностей. Каждой ценности испытуемыми был приписан ранг от 1 до 18 (1 - наиболее ценная при любых обстоятельствах, 18 - наименее ценная). Из полученных ответов нами были выбраны самые популярные и самые непопулярные ответы по инструментальным и терминальным ценностям отдельно для беременных и небеременных (см. приложение 5).
На следующем этапе обработки массивов была реализована процедура кластерного анализа. Поскольку в аналитическом исследовании при наличии целевой выборки одномерные распределения представляют небольшую «ценность», постольку в качестве дескриптивной статистики и был использован кластерный анализ, репрезентирующий не «количественные» распределения, а «качественные» связи и зависимости между наблюдаемыми переменными.
Кластерный анализ был осуществлен при помощи компьютерной программы «Пакет обработки статистических данных Stadia 7.0». Он был выполнен с метрикой вычисления расстояний по Эвклиду и объединяющей Уорда.
Кластерная структура ценностных ориентаций представлена в приложении 5.
Полученная кластерная структура позволяет представить различные ценностные типы сознания. На графике видно, что структура ценностного сознания исследуемых групп может быть разбита на несколько достаточно ясно очерченных кластеров.
В результате кластерного анализа, мы можем сделать вывод о том, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для беременных женщин являются: аккуратность, воспитанность, ответственность, исполнительность. Наименее значимыми инструментальными ценностями для беременных женщин являются: непримиримость к недостаткам в себе и других и высокие запросы. Наиболее значимыми терминальными ценностями для беременных женщин являются: счастливая семейная жизнь и здоровье. Наименее значимыми терминальными ценностями для беременных женщин являются: творчество, красота природы и искусства.
Наиболее значимыми инструментальными ценностями для небеременных женщин являются: высокие запросы, ответственность, независимость и воспитанность. Наименее значимыми инструментальными ценностями для небеременных женщин являются: аккуратность и чистоплотность, непримиримость к недостаткам в себе и других. Наиболее значимыми терминальными ценностями для небеременных женщин являются: активная деятельная жизнь и здоровье. Наименее значимыми терминальными ценностями для небеременных женщин являются: красота природы и искусства, жизненная мудрость.
Проанализировав результаты анкетирования, мы получили, что у беременных женщин:
№п/п
|
Вопрос анкеты
|
Кол-во человек
|
%
|
|
А1
|
Срок беременности:
§ от 3 до 4 месяцев
§ 5 месяцев
§ от 6 до 7 месяцев
§ свыше 7 месяцев
|
7
4
9
5
|
28
16
36
20
|
|
2
|
Акушерско-гинекологический диагноз:
§ физиологическая беременность
§ гистоз
§ уреоплазмоз
|
21
3
1
|
84
12
4
|
|
3
|
Какая по счету беременность:
§ первая
§ вторая
§ третья
§ четвертая
|
16
4
4
1
|
64
16
16
4
|
|
4
|
Семейное положение:
§ зарегистрированный брак
§ гражданский брак
§ в разводе
§ не замужем
|
15
6
3
1
|
60
24
12
4
|
|
5
|
Возраст:
§ в возрасте от 20 до 22 лет
§ в возрасте от 23 до 26 лет
§ в возрасте от 27 до 30 лет
|
8
9
8
|
32
36
32
|
|
6
|
Условия работы:
§ хорошие
§ удовлетворительные
§ учеба на дневном отделении
|
10
12
3
|
40
48
12
|
|
7
|
Образование:
§ высшее
§ незаконченное высшее
§ средне-специальное
§ среднее
|
9
6
9
1
|
36
24
36
4
|
|
8
|
Условия проживания:
§ свое жилье
§ проживание у родителей
§ аренда жилья
|
10
8
7
|
40
32
28
|
|
9
|
Материальное положение:
§ выше среднего
§ среднее
§ ниже среднего
|
3
19
3
|
12
76
12
|
|
Б1
|
Была ли беременность:
§ спонтанной
§ планируемой
|
13
12
|
52
48
|
|
2
|
Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка?
§ да
§ скорее да
§ скорее нет
§ нет
|
10
8
4
3
|
40
32
16
12
|
|
3
|
Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности?
§ да
§ скорее да, чем нет
§ скорее нет, чем да
§ нет
|
8
6
6
5
|
32
24
24
20
|
|
4
|
Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их?
§ да
§ скорее да, чем нет
§ скорее нет, чем да
§ нет
|
4
3
5
13
|
16
12
20
52
|
|
В 1
|
Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание?
§ сразу сообщили
§ когда они обратили внимание
§ не сообщила
|
8
11
6
|
32
44
24
|
|
2
|
Какова была реакция коллектива на это известие?
§ положительное
§ безразличие
§ отрицательное
|
15
7
3
|
60
28
|
|
3
|
Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях?
§ да
§ нет
|
14
11
|
56
64
|
|
4
|
Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу?
§ да
§ скорее да, чем нет
§ скорее нет, чем да
§ нет
|
12
6
5
2
|
48
24
20
8
|
|
5
|
Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив?
§ работа
§ коллектив
|
14
11
|
56
44
|
|
6
|
Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном?
§ да, много
§ да, немного
§ нет, хотя испытываете желание иметь таких друзей
§ никогда ни с кем не разговариваете о таких вещах
|
6
18
1
0
|
24
72
4
0
|
|
7
|
У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью?
§ да
§ нет
§ всегда рассчитываете только на себя
|
20
1
4
|
80
4
16
|
|
Г1
|
Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами?
§ да, положительно
§ да, отрицательно
§ не знаю
|
19
1
5
|
76
4
20
|
|
2
|
Как протекала беременность Вами?
§ физиологическая беременность
§ беременность с незначительной патологией
§ серьезные проблемы с беременностью
|
15
8
2
|
60
32
8
|
|
3
|
Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка?
§ да
§ нет
§ не знают о беременности
|
17
7
1
|
68
28
4
|
|
4
|
Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка:
§ да
§ нет
|
6
19
|
24
76
|
|
5
|
Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком?
§ да
§ обсуждаем, но поверхностно
§ нет
|
12
9
4
|
48
36
16
|
|
6
|
Для Вас важнее мнение мужа или родителей?
§ мнение мужа
§ мнение родителей
§ не прислушиваюсь ни к каким мнениям
|
16
4
5
|
64
16
20
|
|
Д1
|
Есть ли у Вас еще дети:
§ да, один
§ да, двое
§ нет
|
6
1
18
|
24
4
72
|
|
2
|
Планировали ли Вы рождение старших детей?
§ да
§ нет
|
2
5
|
8
20
|
|
3
|
Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми?
нет
|
25
|
100
|
|
4
|
Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь?
§ одного
§ двое
§ трое
§ четверо
§ не знаю
|
6
13
3
2
1
|
24
52
12
8
4
|
|
5
|
Могли бы Вы взять ребенка из детского дома?
§ да
§ нет
|
8
17
|
32
68
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|