Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией
Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ставропольский государственный университет
Физико-математический факультет
Кафедра Компьютерная безопасность
Курсовая работа
Тема:
«Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией»
Дата защиты
«__»_________ 200__ г
Оценка _____________
Подписи членов комиссии
Ставрополь
2008
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет___________________________________________
Кафедра_____________________________________________
Специальность________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Зав. Кафедрой ____________________
_________________________________
«___» _______________ 200_г.
ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (ПРОЕКТ)
Студенту_____________________________________________
(Ф.И.О.)
Тема курсовой работы (проекта)_________________________
_______________________________________________________________________________________________________________
утверждена на заседании кафедры от «__» ______ 200_г., №______
Срок защиты курсовой работы (проекта) __________________
_____________________________________________________
Исходные данные к работе (проекту)_____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)_______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечень графического материала (графики, диаграммы, рисунки, чертежи, и т.п.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научный консультант __________________________________
Дата выдачи задания ___________________________________
Руководитель _________________________________________
Задание принято к исполнению __________________________
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
№ п/п
|
Наименование этапов курсовой работы (проекта)
|
Срок выполнения
|
Отметка о выполнении
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Студент _____________________________________________
Содержание
Введение
1. Психологическая устойчивость личности
1.1. Общие сведения о психологической устойчивости личности
1.2. Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности
1.3. Анализ существующих методик оценки устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией.
Выводы
2. Разработка методики оценки личности
2.1 Методика на основе 16 факторного опросника Кеттела, опросника Айзенка и методики Смекала и Кучера
Заключение
Список использованных источников
Введение
Имеющийся зарубежный и отечественный опыт защиты служебных, произ-водственных и коммерческих секретов свидетельствует, что без активного вовле-чения в этот процесс всех сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальной информации, результат не может быть полным. Специалисты по защите инфор-мации приводят данные, утверждающие, что определяющей фигурой, в обеспече-нии сохранности ценных сведений предприятия является его сотрудник. Уже се-годня 75% служащих США и 80% в Японии - занимаются обработкой информа-ции. Анализ угроз информации, проведенной специальной командой по обеспе-чению безопасности информации проведенной в 1995 г. в министерстве обороны США, позволил выделить следующие виды угроз информационным ресурсам - по возрастанию степени их опасности:
– некомпетентные служащие;
– хакеры и крэкеры;
– неудовлетворенные своим статусом служащие;
– нечестные служащие;
– инициативный шпионаж;
– организованная преступность;
– политические диссиденты;
– террористические группы.
Угроза, исходящая от некомпетентности служащих, по мнению экспертов, основывается на алгоритмической уязвимости информационных систем, которая не исключает возможности некомпетентных действий и может привести к сбоям системы. Эта угроза исходит в основном от слабо подготовленных администрато-ров, которые незаслуженно достигли привилегированного положения и способны на нечестные поступки для достижения еще больших привилегий. Хакеры и кре-керы (специализирующиеся на взломе коммерческих программ) являются гораздо более технически грамотными личностями. В зависимости от мотивов, целей и методов действий всех хакеров можно разбить на несколько групп, начиная с ди-летантов и кончая профессионалами. Неудовлетворенные служащие предостав-ляют внутреннюю угрозу. Они опасны тем, что имеют ле-гальный доступ. То же можно сказать и про нечестных служащих. В данном слу-чае трудно определить, какая из этих категорий служащих может нанести боль-ший урон. Обычно дейст-вия таких служащих выливаются в закладку «логической бомбы». Инициатив-ный шпионаж непосредственно примыкает к двум вы-шеприведенным угрозам, исходящим от служащих, и может принести массу не-приятностей компании. Уг-роза, исходящая от организованных преступных груп-пировок, основывается на том, что информация является основой мировой эконо-мики, а, следовательно, криминальные элементы будут пытаться получить доступ к информационным ре-сурсам компаний, чтобы получить незаконные доходы. Включение информаци-онных систем фирм в международную сеть привлекают политических диссиден-тов. Их интересы состоят в распространении призывов к различным акциям, гра-жданскому неповиновению. Участники террористических групп с помощью овла-дения информационными ресурсами и системами стара-ются придать своим ак-циям больше значения, запугать население, посеять па-нику. В связи с этим пре-доставляется целесообразным в целях обеспечения ин-формационной безопасно-сти коммерческих структур уделять большее внимание подбору и изучению кад-ров, проверке любой информации, указывающей на их сомнительное поведение и компрометирующие связи.
Обычно процедура отбора кадров проводиться по традиционно-формальным признакам: образование; разряд; стаж работы по специальности. На современных предприятиях при весьма ограниченной численности сотрудников, все более час-том совмещении рядовыми исполнителями различных участков и стремительно увеличивающихся потоков информации и управленческих команд, каждый со-трудник во все возрастающей степени становиться носителей конфиденциальных сведений, которые могут представлять интерес, как для конкурентов, так и для криминальных сообществ.
В таких условиях весьма существенно повышаются и изменяются требова-ния к личным и деловым качествам сотрудников и, следовательно, к кандидатам на работу. Данное обстоятельство побуждает руководителей все чаще обращаться к методам и процедурам научной психологии, с помощью которых можно доста-точно быстро, надежно и всесторонне оценивать возможного кандидата и состав-лять его психологический портрет. Психологический профотбор преследует сле-дующие основные цели:
– выявление ранее имевших место судимостей, преступных связей, крими-нальных наклонностей;
– выявление предрасположенности кандидата к совершению противоправ-ных действий, дерзких и необдуманных поступков в слу-чае формирования в его окружении в определенных обстоятельств;
– установление фактов, свидетельствующих о морально-психологиче-ской надежности, неустойчивости кандидата на работу.
Как свидетельствуют многочисленные опросы и приведенные свидетельства, в настоящее время многие руководители ведущих московских коммерческих структур, все более глубоко осознают роль и место своих сотрудников в создании и поддержке общей системы безопасности. Такое понимание этой проблемы ведет к настойчивому внедрению процедур тщательного отбора и расстановки кадров. Так, постепенно приобретают все более большую значимость рекомендательные письма, научные методы проверки на профпригодность и различного рода тести-рования [1].
1. Психологическая устойчивость личности
Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабиль-ный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, рав-новесие» [2].
Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability - психическая стабильность (устойчивость) [3].
В словаре А. Ребера [4] «устойчивый» понимается как характери-стика индивида, поведение которого относительно надежно и последо-вательно. Его антоним - термин «неустойчивый», имеющий в психоло-гии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» - это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» - это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения. Во втором значении этот тер-мин используется как своего рода неформальный психиатрический ди-агноз.
«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональ-ных изменений. В этом случае часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность). В английском, немецком, француз-ском и испанском языках слово «устойчивость» - синоним слова «ста-бильность».
Психологическая устойчивость - это динамика устойчивых со-стояний личности как системы, при которых она способна с опреде-ленной вероятностью идентифицировать и блокировать внешние и внутренние негативные воздействия.
1.1. Общие сведения о психологической устойчивости личности
Психологическая устойчивость является сложным и емким каче-ством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, ши-рокий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устой-чивости. На передний план выходят три аспекта психологической ус-тойчивости:
– стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность;
– сопротивляемость (резистентность).
Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.
Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражи-теля, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведе-ния, свободу выбора.
Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих воз-можностях, как способность к эффективной психической саморегуля-ции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адапти-роваться.
Одна из сторон стойкости - приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определен-ность. Экзистенциальная определенность - это переживание удовле-творения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопреде-ленность - отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Для большинства людей основными являются потребности в самореализа-ции, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности отно-сят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются ос-новными, ведущими. Для части людей основные потребности ограни-чены витальными потребностями, потребностями в безопасности, по-требностями в принятии другими людьми.
Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень на-строения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощен-ности в ценностях, целях и стремлениях - также важная составляющая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, од-ной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистен-циальной определенности, но не поддерживают полноту психологиче-ской устойчивости. Причина здесь в том, что человек при таком экзи-стенциальном решении выстраивает пространство личности, весьма отличающееся от того, как оно построено у большинства других. Его индивидуальность включает акценты, усложняющие межличностное взаимодействие и, таким образом, обычно, сужает круг людей, с кото-рыми могут быть установлены эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко мо-гут быть чем-либо компенсированы.
Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как застылость. Для психологической устойчиво-сти личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.
Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процес-сов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованно-сти основных функций личности, стабильности их выполнения. Ста-бильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.
Разумеется, в стабильность входит стабильность функционирова-ния, надежность в профессиональной деятельности. Мы не будем ка-саться вопросов надежности деятельности.[5,6,7,8]. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, про-является и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, про-фессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятель-ность для многих является базисом полноценного переживания само-реализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на на-строение и психологическую устойчивость.
Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуа-ции риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социаль-ной депривации) человек преодолевает ее с негативными последст-виями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Ситуации риска, поведения личности в них, вопросы профилактики негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.
Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рас-сматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчиво-сти личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов дея-тельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При та-ком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте посто-янства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Дина-мичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.
Уравновешенность - способность соразмерять уровень напряже-ния с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения все-гда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в спо-собности минимизировать негативное влияние субъективной состав-ляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать на-пряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также спо-собность избегать крайностей в силе отклика на происходящие собы-тия. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой.
В психологической устойчивости важен еще один аспект - сораз-мерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благопо-лучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощуще-ниями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями - с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.
Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникно-вению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневра-стенических, субдепрессивных состояний). Состояния риска, динамика и проявления этих состояний, вопросы профилактики состояний риска и предупреждения их негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.
Сопротивляемость. Сопротивляемость - это способность к со-противлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу вы-бора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и лично-стная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химиче-ской, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведен-ческой активности).
Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимо-действие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость из-лишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необхо-димую личностную автономность, независимость в выборе формы по-ведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость вхо-дит способность находить баланс между конформностью и автономно-стью и удерживать это равновесие. Для психологической устойчивости необходима способность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям.
Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, урав-новешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противо-стоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоя-тельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испыта-ниях.
1.2. Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|