бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Аналитическая профессиограмма деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места бесплатно рефераты

1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.

2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

Операциональная сфера специалиста:

5. Психологические знания о труде, о профессии.

6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.

8. Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.

9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.

10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.

11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств, пути переделки, компенсации и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии (с учетом индивидуальных особенностей человека) и переподготовки на другую профессию или специальность.

В целом профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:

· четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

· подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

· выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

· показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;

· показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

· иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

· описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.

В литературе правомерно отмечается, что профессиограммы могут иметь различные содержания в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Так, отмечается, что профессиограммы, составленные с целью профориентации и профконсультации, требуют знания: о значимости и месте профессии в народном хозяйстве и в данном районе; о трудовых действиях рабочего данной профессии, а также о технологиях и технике, с которыми она связана, об условиях труда, о том, какие специальные знания, умения, навыки должны быть у рабочего данной профессии; требования к психологическим, физиологическим данным. Профессиограмма, составленная с целью профотбора, указывает тот же автор, ориентируется на выявление наиболее стабильных, устойчивых, профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности труда. В ней дается наиболее полный перечень требований к свойствам человека и противопоказаниям, требования к необходимым и некомпенсируемым свойствам среднего работника данной профессии и желательные качества личности, дающие возможность достижений высокого уровня мастерства; в этой профессиограмме надо назвать группы профессий с наличием стресс-факторов и противопоказания; группы массовых профессий, не связанных с риском для жизни, назвать качества для компенсации и преодоления негативных факторов. По мысли того же автора, профессиограмма в целях производственного обучения имеет свою специфику: она должна отражать результаты анализа профессиональной деятельности передовых рабочих и динамики формирования молодого специалиста в процессе его профессионального обучения, возможность совмещения профессий. Автор указывает также специфику профессиограммы с целью рационализации режима труда и отдых. Здесь предлагается делать акцент на учет времени выполнения и утомительности отдельных операций, распределение микропауз и колебания работоспособности, фиксируемые на фоне фотографий рабочего дня, указывать изменчивость психических функций под влиянием утомления и психические функции, которые менее стойки по отношению к утомлению.

Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с профессиональным психологом.

2.3 Подходы к содержанию и строению профессиограммы

Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника [2;269].

В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма, в которой раскрываются не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности. В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника[6;61] .

В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования - направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния - интеллектуальные, эмоциональные, процессы - воля, внимание, память, мышление и психомоторика).

Еще одним популярным подходом является задачно-личностный, он состоит в следующем. Первоначально выделяются единицы анализа профессии (по типу модулей, хотя сами модули понимаются несколько иначе, чем в описанном выше подходе). Основой модуля является профессиональная задача, каждая из профессиональных задач увязывается с профессиональными личностными качествами. Модуль профессии - это совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности. Так, в характеристики типового элемента деятельности (левая часть модуля) включены объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания, трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности. В психологические характеристики человека, необходимые для осуществления этих задач и действий (правая часть модуля), включены: психологические знания, психологические действия, психологические личностные качества и др.

Таким образом, в состав модуля профессии в таком понимании будет входить соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета труда, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств человека (правая часть модуля) [1;4].

Любая профессия включает в себя широкий круг задач. Каждая из профессиональных задач является основой модуля в данной профессии. Числу основных профессиональных задач будет соответствовать число модулей. При этом целесообразно выделять приоритетные, ядерные, стрежневые профессиональные задачи и производные, вспомогательные. Перечень всех профессиональных задач, выстроенных по вертикали, образует каркас, матрицу модулей данной профессии и ложится в основу, как будет показано ниже, профессиограммы.

Могут быть выделены межпрофессиональные модули (профессиональные задачи, действия, необходимые для них психологические качества), общие для пучка профессий. Например, для ряда профессий актуальна задача обновления профессиональной деятельности, поиска и внедрения инноваций, что требует таких психологических качеств личности как гибкость мышления, творческость, открытость к инновациям и др. Видимо, каждая профессия включает в себя как общие межпрофессиональные модули, так и модули, специфические для данной профессии. Модульное представление о профессии имеет практическое значение: оно может облегчать позадачное освоение профессии в ходе профессионального обучения; повышение квалификации может быть представлено как включение нового модуля в ранее сформированную деятельности и т.д. При проведении аттестации важно оценить умение решать различные профессиональные задачи (например, у учителя - изучать и диагностировать учащихся, стимулировать их умственное развитие и т.д.). Таким образом, при аттестации оценивается состояние отдельных модулей профессии.

В нашей работе для составления профессиограммы мы придерживались аналитического подхода.

Глава 3. Разработка аналитической профессиограммы деятельности психолога

3.1 Процесс составления аналитической профессиограммы

Цель исследования: разработать аналитическую профессиограмму деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места. Объект нашего исследования - профессиональная деятельность психолога.

Предмет исследования - структура деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места.

Как уже было отмечено выше, аналитическая профессиограмма раскрывает обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности. В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков. Перывй блок - это описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте. Второй блок - это описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В рамках аналитического подхода к составлению профессиограммы мы разделили профессиональную деятельность психолога в процессе подбора кандидатов на вакантные места на две подструктуры: операционно-технологическую структуру труда и психологическую структуру деятельности субъекта труда.

Операционально-технологическая структура труда в свою очередь складывается из таких составляющих, как профессиональные функции, профессиональные задачи, конкретные действия и нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач.

В состав психологической структуры деятельности субъекта труда входят такие показатели, как цели действий, психологическая характеристика действий и психологические процессы и ПВК, обеспечивающие протекание действий (Приложение1). При составлении аналитической профессиограммы был использован следующий перечень основных профессионально важных качеств [7;81]:

1. Мышление, интеллект:

o продуктивное (творческое) - репродуктивное;

o наглядно-образное;

o наглядно-действенное;

o словесно-логическое (вербальное и невербальное);

o практическое и теоретическое;

o интуитивное - логическое;

o общая эрудиция;

o специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.

2. Восприятие, пороги чувствительности:

o зрительное, цветоразличение;

o слуховое;

o тактильное;

o кинетическое;

o вкусовое;

o межличностное, социальное.

3. Память, объем памяти, скорость запоминания:

o произвольная и непроизвольная;

o долговременная, кратковременная;

o сенсорная (до 1 секунды): иконическая (зрительная) и эхотическая (слух);

o логическая;

o образная;

o эмоциональная;

o сенсомоторная (двигательная).

4. Внимание, переключаемость, объем внимания:

o произвольное (концентрация внимания) и непроизвольное;

o устойчивое и неустойчивое.

5. Свойства нервной системы:

o сила;

o подвижность;

o уравновешенность;

o лабильность и динамичность.

6. Двигательные характеристики:

o координация движений (по конкретным двигательным органам);

o тремор рук;

o скорость реакции.

7. Коммуникативные характеристики:

o экстравертированность - интровертированность (связано со свойствами нервной системы);

o организаторские способности, готовность к лидерству;

o коммуникативные способности, обаяние;

o речь: внешняя - внутренняя, вербальная - невербальная, устная - письменная; высота, сила, тембр голоса;

o коммуникативная воспитанность и такт;

o чувство юмора, остроумие.

8. Мотивация:

o профессиональные интересы и склонности;

o устойчивость мотивов;

o согласованность, непротиворечивость мотивов.

9. Ценностно-нравственные характеристики:

o соотношение профессиональных и внепрофессиональных ценностей;

o иерархия ценностей (общая и профессиональная);

o смыслы профессиональной деятельности и их соответствие общим жизненным смыслам; уровень осознания этих смыслов;

o доброта;

o бескорыстие;

o честность, порядочность;

o обязательность, ответственность, исполнительность;

o самокритичность.

10. Волевые характеристики:

o смелость, решительность;

o целеустремленность;

o осмысленность ответственных действий;

o эмоциональная устойчивость;

o склонность к риску.

11. Эстетическое чувство, художественный вкус:

o конкретные эстетические способности (музыкальные, художественные, моторные и др.);

o продуктивная и репродуктивная художественная ориентация.

12. Профессиональный и жизненный опыт:

o способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации;

o способность разумно действовать в трудных ситуациях.

13. Психофизиологические характеристики человека:

o физическая сила;

o выносливость;

o утомляемость.

3.2 Описание результатов

Исходя из составленной профессиограммы (Приложение1), операционально-технологическая структура деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места состоит в следующих этапах работы.

1. Изучить юридические, медицинские, квалификационные документы поступающего на работу, проанализировать их содержание, сделать выводы о профессиональной пригодности/непригодности кандидата.

2. Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу. Провести с ним соответствующие методы беседы, определить интересы, личные профессиональные планы, общую и специальную подготовку, информированность о профессии и месте работы, оценить семейное и социальное положение. Проанализировать ответы кандидата.

3. В соответствии с социально-экономическими, социально-правовыми, социально-психологическими нормативами, а также микроклиматическими условиями труда, планами комплектования организации кадрами и полученными данными кандидата выделить ему конкретный трудовой пост или отсеять кандидата.

4. Познакомить поступающего на должность с функциями, правилами, правами и перспективами профессии.Рассказать о должностных инструкциях, условиях оплаты труда, перспективах развития данной профессии (специальности).

Психологическая структура деятельности субъекта труда состоит в следующем.

1. При изучении документов кандидата происходит оценивание психологом изложенных в документах параметров. Это когнитивный процесс, основанный на устойчивом внимании и зрительном восприятии информации, протекающий на уровне репродуктивного мышленияс использованием логических схем, при котором задействована долговременная и оперативная память.

2. В процессе выяснения причин поступления и пожеланий поступающего на работу психолог с помощью определенных методов познает внутренние мотивы и установки кандидата. Он использует коммуникативные навыки, непосредственно общаясь с кандидатом с помощью речи. Этот процесс сопровождается работой словесно-логического уровня мышления и использованием оперативной памяти, характеризуется устойчивым вниманием и эмоционально-волевой устойчивостью. Для установления контакта психолог использует социальное восприятие и избирательную эмпатию. При анализе ответов кандидата используется продуктивное мышление.

3. При оценке кандидата для приглашения его на вакантное место психолог, в соответствии с полученными результатами, прогнозирует степень его успешности на конкретной должности. Это когнитивный процесс обобщения, основанный на продуктивном мышлении и избирательном внимании.

4. В процессе информирования кандидата задействованы коммуникативные и когнитивные процессы. Это речь, социальное восприятие и эмпатия, избирательное устойчивое внимание, а также продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное мышление.

Заключениие

Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Она может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии.

Литература

1. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии, 1987. №1.

2. Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего.- М.,1999.

3. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных ВУЗов. - СпБ.: Питер, 2006.

4. Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. -М.: Наука, 1966.

5. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987.

6. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992.

7. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.: МГУ, 1980.

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.

9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.

10. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: "Знание", 1996.

11. Организация работы с резервом кадров в органах МЧС России: Метод. пособие. - М.: ВНИИПО, 2007.

12. Романова Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии: Практикум. - М.: МГПИ, 1990.

13. Шадриков В. Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально-важных качеств в процессе профессионализации. // Проблемы индустриальной психологии. - Ярославль, 1979.

14. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности . М.: Наука. 1982.

Приложение

Операционно-технологическая структура труда

Психологическая структура деятельности субъекта труда

Профессиональ-ные функции

Профес-сиональные задачи

Действия

Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач

Цели действий

Психологическая характеристика действий

Психологические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание

Прием на работу

Изучить документы поступаю-щего на работу

Ознакомиться с документацией, проанализировать ее содержание, сделать выводы о профессио-нальной пригод-ности/непригодности кандидата

Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные

Оценить

Когнитивные (составляющие)

Мышление репродуктивное, словесно-логическое (невербальное). Восприятие зрительное. Память долговременная и оперативная. Внимание устойчивое.

Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу

Провести беседу с кандидатом, применить соответствующие методы беседы, проанализировать ответы кандидата

Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или месте работы, семейное и социальное положение

Познать

Коммуникатив-ные (побужда-ющие к дейст-вию)

Когнитивные (общение)

Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие социальное, внимание устойчивое, избирательная эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость.

Мышление продуктивное, словесно-логическое (невербальное); память оперативная, образная

Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу или отсеять кандидата

Описать портрет кандидата, оценить его потенциал,

рекомендовать на конкретную должность или корректно

завершить работу с кандидатом

Нормативы: социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, микроклиматические условия труда; планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: его возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка

Спрогно-зировать

Создать

Когнитивные (обобщение)

Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное (невербальное). Внимание избирательное.

Память долговременная, образная, оперативная. Эмоционально-волевая устойчивость.

Познакомить поступаю-щего с функциями, правилами, правами и перспективами профессии

Рассказать, предоставить соответствующую документацию

Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данного производства и данной профессии (специальности)

Инфор-мировать

Коммуникатив-ные (побуждение к действию)

Общение: речь, восприятие социальное; внимание устойчивое, избирательное; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия.

Страницы: 1, 2, 3