бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Актуальность формирования экологического сознания. Предмет и задачи экологической психологии бесплатно рефераты

Актуальность формирования экологического сознания. Предмет и задачи экологической психологии

1. Актуальность формирования экологического сознания

Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды. Существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования качественно новых взаимоотношений в системе "Человек - природа". Эти отношения могут быть сформированы только путем воспитания в семье, экологического образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, среднего специального и высшего образования. Экологическое образование и просвещение должны начинаться как можно раньше и представлять собой синтез гуманитарной, естественнонаучной и технической составляющих.

Формированию экологического сознания школьников способствует кружковая работа в школе. Через работу кружка, к примеру, «Юный химик - эколог» можно показать актуальность и значение экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду в историческом аспекте, загрязнение природной среды и необходимость её сохранения, трансформацию природных сообществ человеком, снижение биоразнообразия на планете, важность сохранения окружающей природы для будущих поколений.

2. Предмет и задачи экологической психологии

В настоящее время термин “экологическая психология” применяется в научной литературе для обозначения ряда близких, но не тождественных областей исследований: психологической экологии, психологии окружающей среды, экологического подхода в психологии и собственно экологической психологии (психологии экологического сознания), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности. Предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Экологическая психология характеризуется двумя основными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областей исследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследований является не “природная среда”, а “мир природы”.

Перед экологической психологией стоят следующие задачи: создание технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, - которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.

3. Экологический кризис и психология

Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического типа.

Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.

4. Причины экологического кризиса

Причины экологического кризиса рассматриваются в двух аспектах:

а) Объективные причины кризиса

- государство уже давно установило монополию на природные ресурсы и ресурсы средства производства. Указ Президента РФ ''О Федеральных природных ресурсах'' от 16.12.94 г. установил, что федеральные ресурсы включают в себя множество земельных участков, местонахождения полезных ископаемых, водные объекты и другие ресурсы. Эта перспектива дает аппарату право влиять беспрепятственно на проценты использования природных благ.

- Огромный ущерб был нанесен ресурсам во время тоталитарного правления. Вожди СССР хотели показать, что у нас добывается больше всего природных ресурсов (нефти, угля, металла), хотя это было совершенно неэкономно и нецелесообразно. В наше время западные страны приняли курс на улучшение экологической среды, поэтому на первое место вышли не добывающие, а перерабатывающие промышленности. В нашей стране данный принцип не практикуется, поэтому ресурсы продолжают убывать с огромной скоростью. При добыче одних природных ископаемых нарушается структура и свойства других, например, при добыче глины нарушается почвенный слой - дерн, который должен переносится на другое место. А, так как за этим должно следить государство, то этого не происходит.

б) Субъективный критерий проявляется в трех аспектах.

- Гонка вооружения. Это видно на фоне других стран, тратящих бюджетные фонды на образование, культуру и экологию. Россия же почти весь век копила оружие и технику, тратя на это огромные средства, которые могли быть затрачены на исследовательские работы, разработку систем фильтрования предприятий, образовательные центры в области экологии.

-Нерациональное использование государственных средств говорит о том, что бюджеты, принимаемые государством и органами власти на местах, неправильно построены, так как распределяют на сферу экологии ничтожные средства. Если сравнить с другими странами большой восьмерки, то в них на развитие экологической науки и нужд охраны природы тратится значительная часть бюджета. Это приводит к тому, что, хотя и говорится об улучшении очистительных технологий по западному образцу на предприятиях, на практике не осуществляется из-за отсутствия средств.

- Экологическое невежество. Хотя Закон "Об охране окружающей среды" гласит, что в целях повышения экологической культуры общества, устанавливается система всеобщего воспитания, в жизни много граждан просто не замечают, как засоряют окружающую среду. (Различные предприятия, имея средства для приобретения очистительных технологий, не считают нужным тратить на это деньги, нарушая закон).

5. Возможные сценарии преодоления экологического кризиса

Можно представить несколько вариантов преодоления экологического кризиса или уменьшения его опасности.

Все улавливать и обезвреживать. Это основное направление современной охраны природы. По существу это борьба со следствиями неблагоприятной деятельности человека, которая в этих условиях остается неизменной.

Ограничение использования научно-технических средств, возврат к природе.

Принципиально изменить характер деятельности людей. Это означает перейти к системе устойчивого развития, предполагающей создание нормальных и стабильных условий жизни для этого и последующих поколений людей. При этом необходимо признать ограниченность природных ресурсов и подчинить деятельность людей принципам равновесия с природными экосистемами. Это не предполагает отказ от достижений науки и техники, и от дальнейшего их развития. Наука и техника многократно увеличивают силы и возможности человечества. И проблема лишь в том, чтобы осознать и разумно использовать эти возможности.

1. Необходимо отказаться от политики безграничного роста потребления.

2. В природоохранной политике следует ориентироваться на борьбу с причинами, а не со следствиями неблагоприятных воздействий на природу.

3. Необходимо ограничить прирост населения Земли, иначе природа решит эту задачу гораздо более жестким способом.

4. Экология, технология и развитие должны рассматриваться в едином комплексе.

5. Следует повсеместно ориентироваться на использование и развитие экологически чистых, ресурсосберегающих безотходных технологий и видов деятельности.

6. Отказ от применения или резкое сокращение применения токсичных веществ во всех производствах.

7. Выбор оптимальных решений на основании анализа экологических и экономических характеристик любого вида деятельности в его полном жизненном цикле, начиная с производства сырья и энергоресурсов и кончая утилизацией завершившей свой жизненный цикл продукции.

8. Проведение природоохранной политики в условиях не определенности и неполной информации.

9. Проведение экономической и административной политики, направляющей на проведение в жизнь вышеперечисленных принципов.

Повышение культуры труда

Рециркуляции продуктов и сред и утилизация отходов. Воздействие на окружающую среду уменьшается, если в технологическом процессе замкнуты в цикле вода, воздух, технологические продукты, теплота.

Создание и применение новых ресурсосберегающих безотходных процессов.

Производство экологически эффективной продукции. Это направление предполагает выпуск продукции, производство которой требует расходования меньшего количества сырья, применение которой требует меньшего расхода ресурсов

6. Направления перехода к экологически чистым и ресурсосберегающим технологиям

На данный момент четко определилось несколько наиболее эффективных направлений для инвестиций в экологию.

Во-первых, это перевод производств на экологически чистые и ресурсосберегающие технологии. Вклад в сохранение окружающей среды может проявляться в использовании энерго- и водосберегающих технологий и оборудования. Ведущие предприятия вводят системы рециркуляции воды, используемой в технологических целях, что одновременно способствует экономии водных ресурсов и предупреждает выбросы вредных веществ в водоемы. Например, на заводах концерна ROCKWOOL, вода, используемая для охлаждения, затем используется для отопления зданий и рециркулирует в технологическую зону для повторного использования. В результате существенно сокращается потребление энергии и водных ресурсов. Кроме того, предприятие, благодаря грамотному сочетанию эффективной теплоизоляции и высокотехнологичных систем контроля и регулирования, может экономить энергоресурсы и за счет этого сокращать выбросы СО2.

Во-вторых, в научных лабораториях при крупных промышленных производствах постоянно ведется поиск новых технологий и материалов, которые могли бы заменить вредные химические соединения, либо способствовать сохранению природных ресурсов.

В-третьих, средства идут на разработку и использование технологий по утилизации и переработке отходов. На сегодняшний день это направление - один из основополагающих моментов общемировой экологической политики. Решение проблемы обеспечит сохранность ресурсов и уменьшение отходов на промышленных свалках и захоронениях.

Кстати, действовать в этом направлении могут не только промышленные предприятия, но и каждый человек, которому небезразлично будущее своих детей. Помощь в сохранении окружающей среды со стороны рядовых граждан может принимать различные формы - это и пожертвования фондам и экологическим организациям, и стремление сохранять в чистоте свою «личную» среду обитания - двор, улицу, город.

7. Основные направления исследований в экологической психологии

В экологической психологии существуют четыре основных направления исследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур - экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Экологическое сознание - форма общественного сознания; индивидуальная и коллективная способность понимания неразрывной связи человека человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использования этого понимания в практической деятельности.
Субъективное отношение к природе - это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение. Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный - в процессе построения перцептивного образа, когнитивный - на основе переработки получаемой информации, практический - в процессе непосредственного практического взаимодействия
8. Методологические подходы Дж. Гибсона в экологической психологии

Исходным положением данного подхода является представление о том, что человек реально живет не в "физическом мире", а в "экологическом мире". "Физический мир" это мир как его исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. "Экологический мир" это тот мир, который только, в принципе, и может реально восприниматься субъектом мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д.

Методологические особенности экологического подхода Дж.Гибсона. Для его подхода характерны две важнейшие методологические особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, "экологическую" (а не "физическую") среду его обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных, "экологических" условиях.

Основные категории экологического подхода Дж.Гибсона: "экологический мир" (окружающий мир), субъект, возможность, взаимодополнительность и др.

Задачей экологического подхода Дж.Гибсона является разработка психологии "человека в экологическом мире", дополняющей существующую сейчас психологию "человека в физическом мире".

9. Экологическая психология как область исследования в психологии

Экологическая психология (психология среды) - междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия.

Исследования в области экологической психологии приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигает на первый план такие проблемы: 1) исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития; 2) выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу; 3) анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.); 4) разработка психологических средств пропаганды (см. Психология пропаганды), ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.

10. Экологический подход в психологии

Экологический подход к психол. проблемам проявляется в том, что действия индивидуума рассматриваются в неразрывной связи с контекстом, в к-ром они совершаются, включая межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. Первое исслед. в области Э. п., ставшее классическим, принадлежит Р. Баркеру и Г. Райту. Для Баркера и его последователей базовой единицей анализа яв-ся поведенческий сеттинг (behavior setting), под к-рым понимается ограниченная соц. и физ. система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу. Большая часть работ Баркера и его коллег посвящена созданию всесторонних описаний поведенческих сеттингов.

Рез-том развития экологического подхода в наши дни стала преднамеренная, целенаправленная работа по оптимизации поведенческих сеттингов. Второе направление работы в психологии, возникшее под влиянием экологической т. зр., делает гораздо больший упор на эксперим. разраб. и оценку соц. нововведений и, по существу, игнорирует этнографический метод и концептуальную терминологию Баркера и его последователей. Важнейшее значение этого направления состоит в распространении эксперим. подходов на область сеттинга как способа систематической разраб. того, что, пользуясь терминологией Баркера, можно назв. новыми поведенческими сеттингами.

Страницы: 1, 2