бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Акцентуации характера и стиль воспитания бесплатно рефераты

Предмет исследования:

· особенности типов акцентуации характера испытуемых

· особенности родительского воспитания

Общая атмосфера семьи, взаимоотношения родителей в семье. Их отношение к ребенку влияют на становление характера ребенка, способствует или препятствует развитию тех или иных черт характера.

В соответствии с поставленной целью было выдвинуто предположение о существовании определенных закономерностей между типом акцентуации характера ребенка и стилем семейного воспитания:

Гипертимный тип - гипопротекция.

Циклоидный тип - эмоциональное отвержение

Лабильный тип - эмоциональное отвержение.

Астеноневротический тип - доминирующая гиперпротекция.

Сенситивный тип - эмоциональное отвержение.

Психоастенический тип - гипопротекция.

Шизоидный тип - условия жестких взаимоотношений

Эпилептоидный тип - условия жестких взаимоотношений

Истероидный тип - гипопротекция.

Неустойчивый тип - гипопротекция.

Конформный тип - гипопротекция.

Описание методик

Психологическая диагностика типа акцентуации характера осуществлялась с помощью Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) для подростков, автором которого является А.Е.Личко.

ПДО включает в себя 25 таблиц-наборов, содержащих фразы, которые отражают отношение при разных типах акцентуации характера к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового возраста:

§ оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, настроение, сексуальное влечение)

§ отношение к окружающим (родителям, друзьям, окружающим, незнакомым)

§ отношение к вещам (одежде, деньгам)

§ отношение к другим категориям (критике, опеке, правилам, законам)

Процедура обследования и обработка результатов подробно описаны в методических рекомендациях (14, с.6).

В данном исследовании при обработке результатов использовалась шкала объективной оценки. Далее осуществлялось определение типа акцентуации характера согласно алгоритма, предложенного А.Е.Личко (см.17, с.60).

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (сокращенно, «Подростки о родителях») изучает установки, поведение, методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте (13, с.5).

Основой служит опросник, созданный Шафером в 1965г. Он считал, что воспитательское воздействие родителей, по описанию детей, можно охарактеризовать при помощи трех переменных:

1. Принятие - эмоциональное отвержение.

2. Психологический контроль - психологическая автономия.

3. Скрытый контроль - открытый контроль.

Испытуемым предлагалось оценить каждое из 50-ти утверждений по следующим категориям:

2б - утверждение полностью передает воспитательные принципы отца (матери)

1б - высказывание частично подходит для отца (матери)

0б - утверждение не относится к отцу (матери)

Испытуемым предлагалось заполнить бланки отдельно для каждого из родителей. Полученные данные с обоих бланков сводились в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому из параметров подсчитывалась арифметическая сумма сырых баллов:

· Позитивный интерес

· Директивность

· Враждебность

· Автономность

· Непоследовательность

Сырые баллы переводились в стандартизированные в соответствии с предложенными таблицами (см. 13, с.28-51). Стандартизированные баллы располагаются от 1 до 5:

a. 1-2б - параметр слабо выражен

b. 3б - норма

c. 4-5б - отчетливо выражено измеряемое качество

Затем строились оценочные профили отношения как к матери, так и к отцу. Высокие баллы по параметрам, используемым в данной методике, можно соотнести с некоторыми стилями воспитания, предложенными А.Е.Личко:

1.Директивность - доминирующая гиперпротекция.

2.Враждебность - эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений.

3.Автономность - гипопротекция.

А также низкие баллы по шкале:

4.Позитивный интерес - эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений.

Интерпретация шкал.

1) Шкала позитивного интереса.

А: Положительное отношение к дочери со стороны матери, которая проявляет заботу и внимание. С одной стороны, такие матери одобряют обращение за помощью дочерей в случае ссор или затруднений, а с другой стороны - ограничивают их самостоятельность.

Б: Внимание, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью. Отсутствие резких перепадов от вседозволенности к наказаниям. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви.

2) Шкала директивности.

А: Жесткий контроль со стороны матери, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. Мнение дочери не учитывается. Такие матери считают, что они всегда правы и полагаются на строгость наказания.

Б: Директивность отца проявляется в качестве «твердой мужской руки», направляющей растущую девушку на «путь истинный», заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе.

3) Шкала враждебности.

А: Подозрительное отношение матери к семейной среде и дистанция по отношению к детям. Отказ от социальных норм приводит их к настороженности и возвышению себя над остальными.

Б: Сочетание сверхтребовательности, жесткой зависимости и эмоционально-холодного, отвергающего отношения отца к дочери. Это ведет к нарушениям взаимоотношений, что обусловливает повышенный уровень напряженности и нервозности.

4) Шкала автономности.

А: Матери исключают какую-либо зависимость от требований и состояний ребенка. Отрицаются формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери отличаются снисходительностью, они не поощряют детей, редко делают замечания, не обращают внимание на воспитание.

Б: Отец словно отгорожен от проблем семьи. Ему все равно. Что происходит вокруг. Действия отца часто не согласуются с потребностями близких, интересы которых полностью игнорируются.

5) Шкала непоследовательности.

А: Со стороны матери девочки ощущают резкую смену стиля, предоставляющего собой переход от очень строгого - к либеральному, и наоборот: переход от психологического принятия дочери к ее отвержению.

Б: поведение отца совершенно не предсказуемо. Могут проявляться абсолютно противоречащие друг другу психологические тенденции с максимальной амплитудой колебаний.

Выборка

В данном исследовании принимали участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет. Испытуемые являются учениками школы №38 - 9 класс и школы-лицея №40 - 10 класс.

Всего было исследовано 40 учеников, из них 33 девушки (83% испытуемых) и 7 юношей (17% испытуемых). Поскольку основную часть испытуемых составляли девушки, не производился анализ данных при обработке результатов представителей мужского и женского пола.

Результаты

В ходе проведенного исследования были получены следующие данные.

1) С помощью патохарактерологического диагностического опросника удалось определить у 40 испытуемых типы акцентуации характера:

Гипертимный тип - 6 испытуемых

Циклоидно-лабильный тип - 2 испытуемых

Лабильный тип - 6 испытуемых

Психоастенический тип - 7 испытуемых

Эпилептоидный тип - 7 испытуемых

Истероидный тип - 9 испытуемых

Лабильно-неустойчивый тип - 1 испытуемый

Лабильно-истероидный тип - 1 испытуемый

Гипертимно-истероидный тип -1 испытуемый

Конформный, астеноневротический, сенситивный, шизоидный типы в данной выборке не выявлены.

2) С помощью методики «Подростки о родителях» практически у каждого испытуемого представлен оценочный профиль отношений и к матери и к отцу (за исключением четырех испытуемых, лишенных одного из родителей):

Шкала позитивного интереса:

5б - 7 оценок

4б - 14 оценок

3б - 16 оценок

2б - 27 оценок

1б - 9 оценок

Шкала директивности

5б - 3 оценки

4б - 10 оценок

3б - 21 оценка

2б - 32 оценки

1б - 8 оценок

Шкала враждебности.

5б - 4 оценки

4б - 12 оценок

3б - 28 оценок

2б - 21 оценка

1б - 10 оценок

Шкала автономности.

5б - 5 оценок

4б - 26 оценок

3б - 30 оценок

2б - 9 оценок

1б - 5 оценок

Шкала непоследовательности.

5б - 4 оценки

4б - 32 оценок

3б - 29 оценок

2б - 7 оценок

1б - 3 оценки

Таким образом, у каждого испытуемого был определен тип акцентуации характера и построены оценочные профили отношений к родителям в виде двух графиков.

Далее выявлялась взаимосвязь типа акцентуации характера и особенностей семейного воспитания. Анализировались гипертимный, истероидный, психоастенический, эпилептоидный и лабильный типы. Смешанные и типы, которые не выявлены в данной выборке, анализу не подвергались.

Производился анализ оценочного профиля отношений к родителям по каждому типу. Поскольку все 5 шкал в методике «Подростки о родителях» оценивались по 5-бальной шкале, то определялось процентное соотношение 1, 2, 3, 4, 5 баллов по каждой шкале и определялся наиболее часто встречаемый балл. Анализировалось общее отношение подростков к обоим родителям, т.к. существенной разницы между отношением подростка к отцу и матери не обнаружено. По наиболее часто встречаемым баллам по каждой шкале строится общий оценочный профиль, характерный для каждого типа.

Таким образом, каждому типу акцентуации характера соответствует определенный оценочный профиль отношений к родителям.

Таблица 1.

Тип акцентуации характера

Позитивный интерес

Директивность

Враждебность

Автономность

Непосле-

дователь-

ность

Гипер-

тимный тип

5б - 18%

5б - 0

5б - 0

5б - 9%

5б - 9%

4б - 18%

4б - 9%

4б - 0

4б - 55%

4б - 27%

3б - 37%

3б - 37%

3б - 46%

3б - 18%

3б - 55%

2б - 18%

2б - 54%

2б - 27%

2б - 9%

2б - 9%

1б - 9%

1б - 0

1б - 27%

1б - 9%

1б - 0

Истероидный тип

5б - 11%

5б - 0

5б - 5%

5б - 0

5б - 0

4б - 39%

4б - 5%

4б - 11%

4б - 44%

4б - 33%

3б - 22%

3б - 40%

3б - 33%

3б - 44%

3б - 44%

2б - 11%

2б - 50%

2б - 22%

2б - 12%

2б - 23%

1б - 17%

1б - 5%

1б -28%

1б - 0

1б - 0

Психоастенический тип

5б - 0

5б - 0

5б - 0

5б - 16%

5б - 8%

4б - 0

4б - 23%

4б - 23%

4б - 23%

4б - 38%

3б - 16%

3б - 31%

3б - 46%

3б - 61%

3б - 46%

2б - 69%

2б - 31%

2б - 31%

2б - 0

2б - 8%

1б - 16%

1б - 16%

1б - 0

1б - 0

1б - 0

Эпилеп- тоидный тип

5б - 0

5б - 0

5б - 8%

5б - 8%

5б - 8%

4б - 16%

4б - 16%

4б - 16%

4б - 46%

4б - 16%

3б - 16%

3б - 23%

3б - 38%

3б - 31%

3б - 46%

2б - 70%

2б - 38%

2б - 38%

2б - 16%

2б - 31%

1б - 0

1б - 23%

1б - 0

1б - 0

1б - 0

Лабильный тип

5б - 0

5б - 0

5б - 18%

5б - 0

5б - 9%

4б - 27%

4б - 18%

4б - 9%

4б - 27%

4б - 91%

3б - 18%

3б - 27%

3б - 46%

3б - 46%

3б - 0

2б - 37%

2б - 46%

2б - 27%

2б - 27%

2б - 0

1б - 18%

1б - 9%

1б - 0

1б - 0

1б - 0

Для сравнения частот двух эмпирических распределений использовался критерий 2

Обработка результатов производилась по формуле (см.9, с.572):

m

2 = ((V - P)2/P), где

k=1

P - частоты результатов наблюдений до эксперимента

V - частоты результатов наблюдений, сделанных после эксперимента

m - общее число групп, на которые разделились результаты наблюдений.

Полученная сумма сравнивается со значением таблицы “Доверительные границы критерия 2 “.

В данном случае число степеней свободы равно 3, что соответствует табличному значению 2 = 7,81. Следовательно, полученный результат сравниваем с табличным значением.

Если полученный результат 7,81 , значит, различий между частотами в двух группах испытуемых нет.

Если полученный результат 7,81, значит, существуют различия между частотами в двух группах испытуемых.

Результаты произведенных вычислений приведены в Таблице 2, где указаны полученные значения 2 по всем исследованным параметрам между сравниваемыми группами.

Выводы и заключение

Целью данной работы являлось выявить существование взаимосвязи между типом акцентуации характера и стилем семейного воспитания.

Исследование включало в себя две составляющие: определение типа акцентуации характера каждого испытуемого и изучение установок, поведения, методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Далее сопоставлялись полученные результаты двух методик в соответствии с нашим предположением относительно того, что существует взаимосвязь между типом акцентуации характера и стилем семейного воспитания. Гипертимному, истероидному, психоастеническому типам соответствует гипопротекция, эпилептоидному типу - условия жестких взаимоотношений, лабильному типу - эмоциональное отвержение.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что у испытуемых существует определенная взаимосвязь между типом акцентуации характера и стилем семейного воспитания (см. Таблица 1).

По результатам обработки методик можно проверить, опираясь на полученные данные, наше предположение.

Таблица 2. Значения -критерия (сопоставимость типа акцентуации характера и шкалы, соответствующей определенному стилю воспитания).

Тип акцентуации характера

-критерий

Вероятность допустимой ошибки (0,05)

Гипертимный тип

(шкала автономности)

24,8

7,81

Истероидный тип

(шкала автономности)

14,6

7,81

Психоастенический тип

(шкала автономности))

17.4

7,81

Эпилептоидный тип

(шкала позитивного интереса)

17,8

7,81

Лабильный тип

(шкала позитивного интереса)

20,6

7,81

Полученные значения -критерия больше табличного значения, составляющего 7,81 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,05.

Следовательно, подтвердилось наше предположение относительно взаимосвязи типа акцентуации характера и стиля семейного воспитания.

Итак, гипертимному, истероидному, психоастеническому типам акцентуации характера соответствует такой стиль семейного воспитания как гипопротекция. Эпилептоидному и лабильному типам акцентуации характера соответствуют условия жестких взаимоотношений и эмоциональное отвержение.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2,м., 1980г.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989г.

3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982г.

4. Левитов Н.Д. Психология характера. М.,1969г.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев,1989г.

6. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985г.

7. Личко А.Е Психопатии и акцентуации характера у подростков.Л.,1983г.

8. Немов Р.С. Психология. Кн.2.М., 1998г.

9. Немов Р.С. Психология. Кн.3.М., 1998г.

10. Патохарактерологические исследования у подростков (под ред А.Е.Личко, Н.Я.Иванова). Л., 1981г.

11. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977г.

12. Платонов К.К. Структура и развитие личности.М.,1986г.

13. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практические применение. М., 1994г.

14. Работа практического психолога с акцентуированными подростками (сост. В.А.Федоров) Петрозаводск,1997г.

15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000г.

16. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М., 1988г.

17. Семейное воспитание (сост. И.В.Гребенников. Л.В.Ковинько), М.,1990г.

18. Шарнхорст Э. Между детством и зрелостью. Минск, 1985г.

19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990г.

Страницы: 1, 2, 3