Методика проектирования технологического процесса восстановления изношенной детали (шестерни)
Методика проектирования технологического процесса восстановления изношенной детали (шестерни)
1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
Факультет: Инженерный
Кафедра: Ремонт машин
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по
Технологии ремонта машин
Методика проектирования технологического процесса восстановления изношенной детали (шестерни)
Выполнила: ст-ка 354 гр
Хорина Е.М.
Руководитель:
Орехов А.А.
ПЕНЗА, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
Введение
1 Характеристика детали
2 Определение коэффициентов повторяемости сочетания дефектов изношенной детали
3 Обоснование рациональных способов восстановления детали
4 Разработка маршрута восстановления детали
5 Выбор оборудования, инструмента и средств измерения
6. Разработка технологического процесса восстановления детали
7 Определение экономической эффективности и целесообразности восстановления детали
8 Техника безопасности
Заключение
Литература
АННОТАЦИЯ
В данном курсовом проекте приведена методика проектирования технологического процесса восстановления изношенной детали (шестерня), обоснование рационального способа восстановления и режимов обработки детали, минимизация затрат и обеспечение конкурентоспособности ремонтного производства.
В процессе проектирования был проведен анализ условия работы детали, охарактеризованы виды изнашивания, которыми подвергаются основные рабочие поверхности детали. Были определенны коэффициенты повторяемости дефектов и обоснованы оптимальные способы восстановления каждой изношенной поверхности детали и рациональные способы их восстановления. Была проведена разработка технологической документации на восстановление детали на основе рациональных методов с выбором технологического оборудования, приспособлений, рабочего инструмента, средств контроля.
Установили режимы обработки, нормы времени выполнения операций. Обосновали целесообразность восстановления детали с различными сочетаниями дефектов. Установили возможный маршрут восстановления детали с различными сочетаниями дефектов.
Определены верхний и нижний пределы цены восстановления.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное использование машин и оборудования обеспечивается высоким уровнем их технического обслуживания и ремонта, наличием необходимого числа запасных частей. Сбалансированное обеспечение запасными частями ремонтных предприятий и сферы эксплуатации машин и оборудования, как показывают технико-экономические расчеты, целесообразно осуществлять с учетом периодического возобновления работоспособности деталей, восстановленных современными способами.
Восстановление деталей машин обеспечивает экономию высококачественного материала, топлива, энергетических и трудовых ресурсов, а также рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды. Для восстановления работоспособности изношенных деталей требуется в 5-8 раз меньше технологических операций по сравнению с изготовлением новых деталей.
По данным ГОСНИТИ 85% деталей восстанавливают при износе не более 0,3 мм, т.е. их работоспособность восстанавливается при нанесении покрытия незначительной толщины. Однако ресурс восстановленных деталей по сравнению с новыми деталями во многих случаях остается низким. В то же время имеются такие примеры, когда ресурс деталей, восстановленных прогрессивными способами, в несколько раз выше ресурса новых деталей.
Высокое качество восстановления деталей может быть достигнуто совместными усилиями инженерно-технических работников и рабочих ремонтных участков. Важно, чтобы рабочие, занятые ремонтом машин и оборудования, знали не только назначение, конструкцию, износ и неисправности деталей, но и в совершенстве владели современными способами и приемами сварки и наплавки, нанесение гальванических, газотермических и полимерных покрытий, пластического деформирования, механической, термической и упрочняющей обработки. [6]
Цели и задачи курсового проектирования:
Цель курсового проекта является самостоятельное решение студентом задач связанных с проектированием технологических процессов восстановления изношенных, обоснования рациональных способов восстановления и режимов обработки деталей, минимизация затрат и обеспечение конкурентоспособности ремонтного производства.
В процессе проектирования необходимо провести анализ условия работы заданной детали (в нашем случае шестерня малая левая А25.39.106, 7.39.106). А также:
1. Охарактеризовать виды изнашивания, которым подвергаются основные рабочие поверхности детали.
2. Определить коэффициенты повторяемости дефектов и коэффициенты повторяемости сочетания дефектов детали.
3. Обосновать рациональные способы восстановления деталей. Обосновать целесообразность восстановления детали с различными сочетаниями дефектов. Определить верхние и нижние пределы цены восстановления детали.
4. Разработать технологическую документацию на восстановление детали на основе рациональных методов с выбором технологического оборудования, приспособлений, рабочих инструментов, средств контроля.
5. Установить режимы обработки, нормы времени выполнения операций.
6. Установить возможные маршруты восстановления детали с различными сочетаниями дефектов.
7. Рассчитать экономическую эффективность восстановления детали.
8. Рассмотреть технику безопасности восстановления изношенных деталей.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТАЛИ
Шестерня малая левая А25.39.106, 7.39.106 изготовлена из стали 58 (55П) ГОСТ 1050-74. Вал представляет собой деталь ступенчатой формы, на одной поверхности которого имеются шлицы, а на другой - зубчатый венец. В средней части имеется посадочное место с шпоночным пазом под зубчатое колесо. С двух сторон зубчатого венца шестерни имеются посадочные места под шарикоподшипники 309К и 60309К.
Масса детали составляет 6,85 кг.
Твердость 32-46 НRСэ;
Деталь может иметь следующие дефекты: износ зубьев по толщине, износ шлицев по толщине, износ шейки вала под сальник, износ шпоночного паза по ширине, износ шеек вала под шарикоподшипники. В нашем проекте мы рассматриваем второй и два последних характерных износа.
Рисунок 1 - Изображение дефектов на шестерне малой левой
Дефект А - износ шлицев по толщине (А)
Дефект Б - износ шпоночного паза по ширине (Б)
Дефект В - износ шейки вала под шарикоподшипник (В)
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПОВТОРЯЕМОСТИ СОЧЕТАНИЙ ДЕФЕКТОВ ИЗНОШЕННОЙ ДЕТАЛИ
Основные дефекты детали и коэффициенты их повторяемости:
1. Износ шлицев по толщине (А): к1=0,33
2. Износ шпоночного паза по ширине (Б): к2=0,72
3. Износ шейки вала под шарикоподшипник 309К и 60309К
(В)к2=0,48
Определяем коэффициенты повторяемости сочетаний дефектов изношенной шестерни.
При трех дефектах у детали могут встречаться следующие их сочетания:
одновременно все три дефекта-
только первый и второй дефекты-
только первый и третий дефекты-
только второй и третий дефекты-
только первый-
только второй-
только третий-
не имеющие не одного дефекта-
Определим коэффициенты повторяемости сочетаний дефектов:
3 Обоснование способов восстановления изношенных поверхностей деталей
Изношенные поверхности деталей могут быть восстановлены, как правило, несколькими способами. Для обеспечения наилучших экономических показателей в каждом конкретном случае необходимо выбрать наиболее рациональный способ восстановления.
Для восстановления шестерни малой могут быть применены следующие способы восстановления:
Поверхность А:контактная приварка стальной ленты, вибродуговой наплавкой, наплавкой в среде углекислого газа.
Поверхность Б: наплавкой в среде углекислого газа, ручная наплавка, постановка шпонки ремонтного размера, установка ступенчатой шпонки.
Поверхность В: контактной приваркой стальной ленты, электромеханической обработкой, вибродуговой наплавкой, наплавкой в среде углекислого газа.
Таблица1-Техникоэкономическая характеристика способов восстановления шестерни
|
Технико-экономический показатель, Св/Кд
|
48,96
|
42,84
|
55,08
|
7,7
|
6,5
|
1,6
|
1,6
|
40
|
42,6
|
43,9
|
60
|
|
|
Площадь восстанавл. поверхности, дм2
|
0,85
|
0,85
|
0,85
|
0,13
|
0,13
|
0,13
|
0,13
|
0,74
|
0,74
|
0,74
|
0,74
|
|
|
Уд. себестоимость восстановл. Су,руб/дм2
|
57,6
|
50,4
|
64,8
|
50,4
|
36
|
10
|
10
|
64,8
|
57,6
|
50,4
|
64,8
|
|
|
Коэф. долговечности Кд
|
1,0
|
0,85
|
0,8
|
0,85
|
0,72
|
0,8
|
0,8
|
1,2
|
1,0
|
0,85
|
0,8
|
|
|
Шифр спосо-ба
|
1А
|
2А
|
3А
|
1Б
|
2Б
|
3Б
|
4Б
|
1В
|
2В
|
3В
|
4В
|
|
|
Способы восстановления
|
Контактная приварка ленты
|
Наплавка в среде углекислого газа
|
Вибродуговая наплавка
|
Наплавка в среде углекислого газа
|
Ручная наплавка
|
Постановка шпонки ремонтного размера
|
Установка ступенчатой шпонки
|
Электромеханическая обработка
|
Контактная приварка ленты
|
Наплавка в среде углекислого газа
|
Вибродуговая наплавка
|
|
|
Коэф. повторяемости дефекта Кi
|
0,33
|
0,72
|
0,48
|
|
|
Наименование
дефекта
|
Износ шейки вала под сальник (А)
|
Износ шпоночного паза по ширине (Б)
|
Износ шейки вала под шарикоподшипник 309К и 60309К (В)
|
|
|
№ пп
|
1
|
2
|
3
|
|
|
Предварительно отобранные методы восстановления для каждой изношенной поверхности ранжируются по значению технико-экономического показателя и сводятся в таблицу 1.
Из таблицы 1 видно, что оптимальными способами восстановления изношенных поверхностей являются:
Поверхность А: наплавка в среде углекислого газа
Поверхность Б: фрезерование шпоночного паза ремонтного размера или установка ступенчатой шпонки.
Поверхность В: электромеханическая обработка.
Обоснование способов восстановления деталей
Чем меньшее количество способов используется для восстановления различных изнашиваемых поверхностей детали, тем меньше требуется видов оборудования, выше эффективность производства. В связи с этим для окончательного решения вопроса о способах восстановления изношенных поверхностей детали в целом, производим перебор различных сочетаний способов. Перебор начинаем с минимального числа способов, а за основной примем способ, являющимся оптимальным для наиболее изнашиваемой поверхности.
Заканчиваем анализ определением минимального значения отношения себестоимости восстановления детали оптимальным для каждой ее изнашиваемой поверхности способом к коэффициенту долговечности.
где: СВДj - себестоимость восстановления изношенных поверхностей детали j - м сочетанием способов, руб.; Сyip - удельная себестоимость восстановления i-й поверхности р-м способом, руб/дм2; Si - площадь i-й восстанавливаемой поверхности, дм2; КДВj -коэффициент долговечности детали, восстановленной j-м сочетанием способов; n - количество изнашиваемых поверхностей (дефектов).
где Кi - коэффициент повторяемости i-го дефекта; КДij - коэффициент долговечности i-ой поверхности, восстановленной р-м способом. Результаты расчетов сводим в таблицу 2.
Таблица 2. Технико-экономические показатели восстановления изношенных поверхностей шестерни малой
№пп
|
Сочетание способов восстановления
|
Коэф. долговечности
КДВj
|
Себестоимость восстановления, руб.
|
Отношение себестоимости,
, руб
|
|
1
|
Наплавка в среде углекислого газа на пов. А и Б; электромеханическая обработка поверхности В
|
0,96
|
97,34
|
101,4
|
|
2
|
Наплавка в среде углекислого газа поверхности А; фрезерование шпоночного паза под ремонтный размер и установка ступенчатой шпонки поверхности Б; электромеханическая обработка поверхности В.
|
0,94
|
92,1
|
97,9
|
|
|
Рассмотрим применение двух вариантов сочетаний способов восстановления шестерни в целом:
I. - наплавка в среде углекислого газа на пов. А и Б; электромеханическая обработка поверхности В
II. - наплавка в среде углекислого газа поверхности А; фрезерование шпоночного паза под ремонтный размер и установка ступенчатой шпонки поверхности Б; электромеханическая обработка поверхности В.
Определим значения коэффициентов долговечности восстановленной детали по каждому варианту:
Определяем себестоимость восстановления для каждого варианта:
Как следует из расчетов, наиболее целесообразным является второйвариант - наплавка в среде углекислого газа поверхности А; фрезерование шпоночного паза под ремонтный размер и установка ступенчатой шпонки поверхности Б; электромеханическая обработка поверхности В.
4 РАЗРАБОТКА МАРШРУТА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ
Данная схема маршрута является наиболее рациональной для восстановления шестерни малой левой. Наиболее целесообразным является второй вариант - наплавка в среде углекислого газа поверхности А; фрезерование шпоночного паза под ремонтный размер и установка ступенчатой шпонки поверхности Б; электромеханическая обработка поверхности В.
Страницы: 1, 2
|
|