Конвейеры и транспортеры
Конвейеры и транспортеры
1
Конвейер, транспортер -- машина непрерывного действия для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов. Конвейеры наиболее целесообразно классифицировать по принципу действия и конструктивным признакам, типу тягового и грузонесущего органа, роду перемещаемого груза, назначению и областям применения.
Основной классификационный признак конвейера -- тип тягового и грузонесущего органов. Различают конвейеры с ленточным, цепным, канатным и другими тяговыми органами и конвейеры без тягового органа (винтовые, инерционные, вибрационные, роликовые). По типу грузонесущего органа конвейеры могут быть: ленточные, пластинчатые, скребковые, подвесные грузонесущие, толкающие, тележечные, ковшовые и люлечные, а также винтовые, инерционные, вибрационные, роликовые.
По принципу действия различают конвейеры, перемещающие груз на непрерывно движущейся сплошной ленте или настиле, в непрерывно движущихся ковшах, подвесках, платформах, тележках; по неподвижному желобу или трубе непрерывно движущимися скребками.
По назначению различают конвейеры стационарные и передвижные для насыпных, штучных грузов и для пассажиров, а по направлению перемещения грузов -- с вертикально замкнутой, горизонтально замкнутой и пространственной трассами. По областям применения конвейеры подразделяют на машины общего назначения и специальные (стакеры, элеваторы, эскалаторы, движущиеся тротуары).
Конвейеры являются составной, неотъемлемой частью современного технологического процесса, они устанавливают и регулируют темп производства, обеспечивают его ритмичность, способствуют повышению производительности труда и увеличению выпуска продукции. Наряду с выполнением транспортно-технологических функций конвейеры являются основными средствами комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских операций.
На современных предприятиях конвейеры используют в качестве:
· высокопроизводительных транспортных машин, передающих грузы из одного пункта в другой на участках внутризаводского и, в ряде случаев, внешнего транспорта;
· транспортных агрегатов мощных перегрузочных устройств (например, мостовых перегружателей, отвалообразователей и т. п.) и погрузочно-разгрузочных машин;
· машин для перемещения грузов-изделий по технологическому процессу поточного производства от одного рабочего места к другому, от одной технологической операции к другой, устанавливая, организуя и регулируя темп производства и совмещая, в ряде случаев, функции накопителей (подвижных складов) и распределителей грузов-изделий по отдельным технологическим линиям;
· машин и передаточных устройств в технологических автоматических линиях изготовления и обработки деталей и узлов изделий.
Тесная связь транспортирующих машин с общим технологическим процессом производства обусловливает высокую ответственность их работы и назначения. Поэтому конвейеры должны быть надежными (безотказными), прочными, удобными в эксплуатации и способными работать в автоматических режимах.
Современное развитие всех отраслей промышленности обусловливают следующие основные направления развития конвейерных машин.
1. Создание машин для бесперегрузочного транспорта грузов от начального до конечного пунктов по прямолинейной и сложной пространственной трассе большой протяженности. Этому направлению подчинено создание многоприводных конвейеров различных типов (подвесных, пластинчатых, скребковых, ленточных), мощных ленточных конвейеров со сверхпрочными лентами, ленточно-канатных и ленточно-цепных конвейеров с прочным тяговым элементом в виде канатов или цепи, изгибающихся скребковых и пластинчатых конвейеров, сложных разветвленных систем подвесных толкающих конвейеров, трубчатых скребковых конвейеров с пространственной трассой и др.
2. Повышение производительности конвейерных установок реализуется путем выбора наиболее рациональной формы грузонесущего элемента конвейера для увеличения количества груза на единице его длины, а также путем повышения скорости грузонесущих элементов.
3. Повышение надежности машин и упрощение их обслуживания в тяжелых условиях эксплуатации являются основными предпосылками для перехода к полной автоматизации управления машинами и комплексами машин.
4. Автоматизация управления машинами и комплексными конвейерными системами с использованием ЭВМ.
5. Снижение массы и уменьшение габаритных размеров конвейеров за счет принципиально новых, облегченных конструкций машин и их узлов, широкого применения пластмасс и легких сплавов, гнутых профилей металла вместо прокатных и т. п.
6. Улучшение условий труда обслуживающего персонала и производственных рабочих, исключение возможности потерь транспортируемого груза, изоляция от окружающей среды пылевидных, горячих, газирующих и химически агрессивных грузов.
7. Унификация и нормализация оборудования с одновременным увеличением количества его типоразмеров.
8. Повышение качества и культуры производства машин за счет широкого применения методов передовой технологии и технической эстетики.
Перемещаемые конвейерами грузы подразделяются на штучные и насыпные. Их физико-механические свойства имеют решающее значение при выборе и расчете конвейеров,
Штучные грузы характеризуются формой и размерами, массой одной штуки, коэффициентом трения о поверхность ленты, настила или лотка и особыми свойствами. Размеры штучных грузов колеблются в широких пределах: от нескольких сантиметров (почтовые отправления) до нескольких метров (лесоматериалы, прокат), а масса их -- от долей ньютона до десятков килоньютонов. Коэффициент трения штучных грузов об опорные поверхности составляет 0,1--0,7, К особым свойствам штучных грузов относятся: хрупкость (изделия из стекла), склонность к качению из-за округлости формы (арбузы), загрязненность или склонность к пылению (мешки с цементом), взрывоопасность и пожароопасность (бочки с горючим), наличие острых выступов, повреждающих элементы конвейера, и т. п.
Насыпные грузы характеризуются крупностью кусков (частиц), насыпной плотностью, коэффициентами внутреннего и внешнего трения, влажностью, абразивностью, липкостью, слеживаемостью, смерзаемостью, а также особыми свойствами (химической активностью, пылением, взрывоопасностью, самовозгораемостью я т. п.). [2, 4-5ст.]
Виды и области применения
Высокая производительность, непрерывность грузопотока и автоматизация управления обусловили широкое применение конвейеров в различных отраслях народного хозяйства. В ряде случаев одна и та же транспортная операция может быть выполнена различными конвейерами.
При решении задачи рационального выбора типа конвейера, обеспечивающего наибольший технический и экономический эффект, необходимо учитывать следующие факторы: свойства транспортируемых грузов; расположение пунктов загрузки и разгрузки, а также расстояние между ними; потребную производительность машин; требуемую степень автоматизации производственного процесса, обслуживаемого проектируемой транспортной установкой; способ хранения груза в пункте загрузки
Применение конвейеров для насыпных грузов. Таблица 1
Наименование
|
Размер
|
Рекомендуемые
|
|
груза
|
кусков
|
типы
|
|
|
б', мм
|
конвейеров
|
|
Кусковой:
|
|
|
|
крупно- кусковой
|
160 -- 500
|
Пластинчатый, ленточный, ленточно-
|
|
средне- кусковой
|
60 -- 160
|
цепной, ленточно- канатный
|
|
мелко- кусковой
|
10 -- 60
|
Ленточный, двухленточный, элеватор,
|
|
|
|
скребковый, ковшовый
|
|
Порошкообразный
|
0,05 -- 0,5
|
Трубчатый, двухленточный,
|
|
Пылевидный
|
0,05.
|
элеватор, скребковый
|
|
|
Применение конвейеров для штучных грузов. Таблица 2
Группа
|
Масса т,
|
Рекомендуемые
|
|
груза
|
кг
|
типы конвейеров
|
|
Легкие
|
До 15
|
Ленточный, подвесной, вертикальный
|
|
Средние
|
15--50
|
одно- и двух- цепной
|
|
Тяжелые
|
50--200
|
Пластинчатый, подвесной, люлечный,
|
|
|
|
тележечный, вертикальный четырехцепной
|
|
Весьма тяжелые
|
200 и более
|
Грузоведущий, тележечный,
|
|
|
|
вертикальный четырехцепной
|
|
|
Таблица 3 Области применения конвейеров
Тип конвейера
|
Область применения, перемещаемый груз и транспортно-технические функции
|
|
Пластинчатый
|
Машиностроение -- горячие поковки, отливки, опоки, остроконечные отходы штамповочного производства; поточные линии сборки, охлаждения, промывки, сушки, сортировки, термической обработки
Металлургия -- крупнокусковая руда, горячий агломерат
Химические заводы и предприятия строительных материалов -- нерудные крупнокусковые материалы (например, известняк)
Тепловые электростанции -- крупнокусковой (недробленый) уголь
Горнорудная и угольная промышленность -- крупнокусковые, тяжелые и остроконечные материалы (руда, уголь)
Лесная и деревообрабатывающая промышленность -- бревна, пиломатериалы
Различные отрасли промышленности -- перемещение пассажиров по горизонтальным и наклонным трассам
|
|
Скребковый
|
Машиностроение -- стружка
Металлургия -- кокс, измельченная руда, бокситы, формовочная земля, пылевидная глина, песок, концентраты и огарки цветных металлов и т. п.
Химическая -- карбид кальция, известь, коксовая и угольная мелочи, гранулированная сажа, кальцинированная сода, удобрения, ядохимикаты и т. п.
Пищевая--зерно, крупяные культуры, мука, отруби, комбикорма и их многочисленные, ингредиенты.
Целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая-- сера, глинозем, молотая известь, мел, древесная щепа, опилки, флотационный серный колчедан, колчеданный огарок и т. п.
Энергетическая -- мелкий уголь, фрезерный торф, каменноугольная и котельная пыль, зола
Строительных материалов -- сухая глина, мелкий гравий, известь, мел, цемент, песок, молотый камень и др.
Горнорудная -- полезные ископаемые в лавах и забоях
Сельское хозяйство и скотоводство -- картофель, кукуруза в початках, корнеплоды, силос, свекловичный жим, навоз; линии приготовления кормов и очистки ферм
Железнодорожный и водный транспорт -- погрузка и разгрузка зерновых грузов, удобрений, мелкого угля, песка и т. п.
|
|
Ленточный
|
Машиностроение, приборостроение, металлургическая, химическая и другие отрасли промышленности, строительство и сельское хозяйство -- разнородные насыпные и штучные грузы
Открытые горные разработки и шахты -- ископаемые; строительные материалы и грунт при сооружении плотин; массовые грузы (уголь, руда на расстояния в десятки километров); погрузочно-разгрузочные работы с массовыми грузами; транспортирование ископаемых на обогатительных фабриках; сырья на металлургических заводах и топлива на тепловых электростанциях и др. объекты
|
|
Ковшовый
|
Химическая -- хорошо сыпучие сухие химикаты.
Энергетическая -- размельченный уголь.
Строительных материалов -- песок, цемент, мелкий гравий, щебень и др.
|
|
Люлечный
|
Машиностроение и другие отрасли промышленности -- тяжелые и крупногабаритные штучные грузы; технологические установки для гальванопокрытий, травления, сушки и др.
|
|
Подвесной
|
Машиностроение, приборостроение, химическая, легкая, пищевая и другие отрасли с массовым и крупносерийным производством -- легкие, средние и тяжелые штучные грузы, требующие перемещения по пространственным трассам
Автоматизированные склады и пакгаузы -- технологические линии погрузочно-разгрузочных операций
|
|
Тележечный
|
Машиностроение, строительных материалов, приборостроение -- технологические линии длительных процессов сушки, охлаждения, сборки, разливки и т. п.
|
|
Грузоведущий
|
Машиностроение и другие отрасли промышленности -- особо тяжелые штучные грузы, способные передвигаться на колесном ходу, на роликах, по направляющим скольжения и на специальных тележках в процессе технологии изготовления или транспортировки
|
|
Элеватор
|
Химическая, металлургическая, машиностроение, строительных материалов, пищевая, железнодорожный и водный транспорт, склады, магазины -- погрузочные, разгрузочные и расфасовочные работы
|
|
Вертикальный двух- и четырех цепной
|
Машиностроение, приборостроение, пищевая и другие отрасли, склады, магазины, библиотеки -- тарно-штучные грузы {мешки, ящики, кипы, бочки, книги и др,); линии, требующие промежуточной загрузки -- разгрузки
|
|
Трубчатый, двухленточный
|
Машиностроение, металлургическая, химическая и другие отрасли промышленности -- мелкозернистые и пылевидные насыпные грузы
|
|
Эскалатор
|
Станции метрополитена, торговые, зрелищные, выставочные и спортивные сооружения, шахты и т. д. -- перемещение пассажиров с одного уровня на другой
|
|
Ленточно-цепной
|
Горнорудная, строительная, металлургическая и др. -- насыпные грузы
|
|
Штанговый
|
Машиностроение, приборостроение -- металлическая стружка в механических цехах
|
|
Шагающий
|
Машиностроение, приборостроение, пищевая -- перемещение опок, объектов сборки и упаковки
|
|
Винтовой
|
Химическая, пищевая и другие отрасли промышленности -- хорошо сыпучие сухие пылевидные, мелкозернистые и мелкокусковые грузы
|
|
Роликовый
|
Машиностроение, приборостроение, металлургическая, деревообрабатывающая, пищевая и другие отрасли промышленности -- перемещение по горизонтали или под небольшим углом наклона штучных грузов, имеющих устойчивую опорную поверхность (продольный прокат, слитки, опоки, трубы, бревна, доски, поддоны, ящики, контейнеры и т. п.)
|
|
Инерционный
|
Химическая, металлургическая, машиностроение, приборостроение, горнорудная, пищевая и др. -- сыпучие и штучные грузы (горячие, абразивные, химически агрессивные, токсичные и легкоповреждаемые грузы, горелая земля и т. д.)
|
|
На воздушной подушке
|
Горнорудная, металлургическая, химическая, пищевая и др. -- транспортирование насыпных и штучных грузов
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|