бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История русской технической реальности бесплатно рефераты

История русской технической реальности

38

Реферат

ТЕМА:

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Санкт-Петербург 2009

Введение

Исторический экскурс в прошлое науки и техники, вне всякого сомнения, позволяет лучше понять логику формирования и развития этой науки, приведшую к современному ее состоянию.

В XVII и XVIII веках, получили заметное развитие наука, техника и промышленность, стали прокладываться новые торговые пути и завязываться тесные политические и экономические взаимоотношения между народами, появляется острая потребность в создании более совершенной и быстродействующей техники.

Автор реферата расскажет сведения об исторических этапах развития науки и биографиях наиболее выдающихся ученых, сыгравших значительную роль в ее формировании и развитии, знакомство с историей может способствовать эффективности усвоения концептуальных положений.

Наши соотечественники демонстрировали необычные для остального мира качества: изобретательность - умение из ничего сделать что угодно, инстинктивное понимание законов природы. Увы, здесь проявилась ещё одна традиционная российская черта, сохранившаяся до наших дней в России: вечное противостояние науки и власти. Но несмотря на все преграды изобретательность в русских деятелях не умирала.

Есть изобретения, которые стоят на рубеже двух эпох развития техники. И через десятилетия, а зачастую даже через столетия, ещё острее ощущается вся значимость этих изобретений.

Перед нами встаёт величественный образ алтайского механика Ивана Ползунова. Представьте себе мир, в котором машины приводятся в действие мускульной силой или силой водяных колёс и ветряных мельниц, покорных любым капризам природы. Таким был мир техники до создания парового двигателя. Несомненно, русские изобретатели сыграли важнейшую роль в развитии науки и техники в своей стране.

1. Машины и машиноведенье

1.1 1812 год. Строители паровых машин

К началу XIX в были заложены основы русского машиностроения. На Урале тогда работало 28 казенных и 118 частных заводов, дававших ежегодно до 8 миллионов пудов чугуна, из части которого вырабатывали до 5 миллионов пудов кричного железа. Здесь добывали свыше 200 тысяч пудов меди, много золота и самоцветов. В этот период было создано много интересных машин. Прежде всего это машины для полировки снарядов.

В XX годах русским новатором Степаном Литвиновым впервые в мире была создана машина двойного действия. Борцами за новое были и всеми забытые теперь: Поликарп Залесов - изобретатель паровых турбин, модели которых он сооружал на Сузунском заводе Алтая в 1806-1813 гг.; Вяткин - строитель оригинальной паровой машины, успешно работавшей на Верх-Исетском заводе в 1815 г.; Григорий Шестаков, Павел Чистяков, Николай Беспалов, Данила Вешняков, Истомин, Петр и Иван Казанцевы и другие, принимавшие в 1817-1821 гг. участие в постройке на Пожевском заводе первых волжско-камских пароходов. Некоторую роль сыграл Чарльз Берд, на исходе XVIII в. основавший в Петербурге завод, который дал до 1825 г. 130 заводских и 11 пароходных машин, в том числе машину для первого русского парохода «Елизавета».

В 1832 г. русские механики построили первую в мире пароходную машину без балансира. для парохода «Геркулес». В 1833 г. Матвей Назукин на Пожевском заводе построил машину высокого давления, развивавшую 47 л.с. Успешнее всех в рассматриваемое время продолжали дело Ползунова русские машиностроители - Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы. Они работали плотинными мастерами, а затем механиками на Нижнетагильских заводах. Они изобретали, проектировали и строили разнообразные установки: воздуходувные, прокатные, молотовые, лесопильные и иные. Для производства машин они создали целее машинное «царство». В их механическом заведении действовали оригинальные, высокоразвитые по тому времени токарные, строгальные, сверлильные, винторезные, штамповальные и иные станки, изготовленные по чертежам и под руководством самих изобретателей. Машины, созданные Черепановыми, позволили им построить первую русскую железную дорогу с паровой тягой.

В августе 1834 г., ходил по колесопроводам - рельсам, проложенным на протяжении около восьмисот метров. Он перевозил примерно три с половиной тонны груза со скоростью около 15 километров в час. Второй паровоз сооруженный в 1835 г. перевозил семнадцать тонн. Скоро о деле Черепановых забыли. Для первой русской железной дороге Петербург - Москва паровозы выписали из Англии.

1.2 Забытые имена

По «любопытному знанию» Нижнем Тагиле трудился крепостной мастеровой Артамонов, о котором сохранились рассказы, как он приехал с Урала в Москву на коронацию Александра I на двухколесном железном велосипеде, изобретенном им задолго до того, как на Западе пришли к подобной идее.

Матвей Калашников, занимался в те годы в Петербурге созданием новых машин и конструкций для выливания воды из плашкоутов, для подъема на чрезвычайную высоту воды и тяжестей, для орошения лугов и полей. В 1807-1817 гг. он изготовил модели разводных мостов Тучкова, Сампсониевского, Исаакиевского.

Замечательны разработанные им проекты мостов для переходов через Большую и Малую Невку и через Неву. Но «куда ни обращался он… со своими моделями и прожэктами, везде находил отказ и нередко презрение».

В те же годы, трудились многие народные механики. Дворовый человек В. Семенов изобретал в 1812 г. оригинальные звероловные машины. Мешанин Яков Белугин получил в 1814 г. привилегию на «машины для выволочки соли из озер и для ломки оной в озерах». Купец Тимофей Бухтеев изобрел «походную пищеварительную печь». Арзамасский машинист Василий Лебедев изобрел в 1815 г. машины для прядения льна, шерсти, козьего пуха, хлопка и машину для измерения земли. Механик Яков Лебедев, делал в том же году «машины для глубокого колодца, машины в кухни для жаркова,… новые машины изобретения своего к зимним дверям…» Священник Алексей Голосов получил в 1817 г. привилегию на изобретенную им «машину для набивания картузов цикорным кофе». Крестьянин Михаил Сутырин с бою взял в 1819 г. привилегию на свое изобретение - «машину для взвода судов против течения рек».

Сутырин получил привилегию на свою «машину для взвода» судов против течения рек». Замечательное искусство в механических делах проявил в те годы» Хорунжевский. Он изобрел «легчайший и экономический образ кроения мундиров». За десять месяцев существования швальни Хорунжевского при кройке по его способу 4 844 полных мундиров. Ему принадлежит интересный проект улучшения производства сукон. Он изобрел «весоход». Ржевский мещанин Немилов построил много плотин и мельниц. До прихода в Петербург он, устраивал сооружения для крепления берегов, для защиты различных прибрежных построек от паводков.

Мешанин Торгованов обратился в начале XIX в. к петербургскому военному губернатору с ходатайством о разрешении предоставить ему право устроить туннель под Невою. Одним из замечательных изобретателей был в те годы крепостной костромского помещика Макарова Кирилл Васильевич Соболев.

Машины, созданные талантливым механиком, не встречали ни справедливой оценки, ни должного распространения, а эти машины, изобретенные Соболевым, примечательны:

1. Пильная мельница, устроенная на манер движения часов.

2. Ручная мельница, которая одновременно молола, толкла, острила лезвия, ковала, точила.

3. Поднимальные машины. Подвижная секретная лестница.

4. Свайный копер. Ручная пильная мельница с четырьмя пилами.

5. Сборный большой домкрат, поднимавший здания.

6. Духовая сушильная машина, превосходящая втрое «английские».

7. Духовой мех.

8. Мельница с деревянными жерновами. Полировальная машина.

9. Веяльня. Молотильня. Гребная лодка. Сандалотерня.

10. Понтонный мост, Особый водяной насос.

А так же Английской молотилке с 30 «молотилами», с двумя рабочими и парой лошадей он противопоставил свои молотилки: ручную с 50 «молотилами» и конную с одной только лошадью.

Сегодня известны материалы о творчестве еще многих русских механиков, вышедших в то же время из народа. Среди них Выксунский мастер Ястребов, изобретатель особой металлургической воздуходувки, Дмитрий Тюрин, предложил в 1827 г. для набойки ситцев медные формы взамен деревянных; Щипахин, крестьянин из Павловского посада, изобрел. замки с секретами; Иван Носов, представил в 1829 г. «недельный регулятор с вольным каменным скольжением и стенные часы с боевою сложностью».

В 1812 г. Дмитрий Петров изобрел механизм и осуществил передвижение церкви на новое место. В Ярославской губернии казенный крестьянин, кровельного цеха мастер Петр Телушкин предложил произвести, обходясь без дорогих лесов, починку креста и ангела на шпице Петропавловского собора на высоте 122 метров над землей.

В 1833 г. в Петербурге жил новгородский крестьянин Федор Куприянов. Его изобретения: 1. «Машина для насечки напилок, употребляемых при арсеналах», удостоенная награды высшим артиллерийским начальством. 2. «Отличная и редкая машина для делания часов карманных и стенных». 3. Квадрант для поверки артиллерийских орудий. 4. Ручной домкрат. 5. Приспособления для производства капсулей и пистонов. 6. Тележка для спасания жильцов верхних этажей во время пожаров.

В том же 1833 г. в Петербурге работал оружейник Варфоломей Курбатов, делавший хорошие ружья и отлично продолжавший дела таких мастеров, как прославленный ранее Грунтов, изобретатель усовершенствованных оружейных замков. В том же 1833 г. вологодский механик Мясников получил известность как изобретатель станка для полировки оптических стекол. Созидательная способность русского народа в области механических дел хорошо проявилась во время Крымской войны, когда вместе с тем ярко обнаружились гнилость и бессилие феодально-крепостнического режима.

В 1816-1818 гг. построили первый русский военный пароход «Скорый». К началу же Крымской войны в составе русского военно-морского флота было ничтожное число пароходов, и притом лишь колесных, предназначенных только для вспомогательной службы. Единственный винтовой пароход «Архимед» разбился в 1850 г.

Только в 1854 г. царское правительство приняло решение: построить к весне 1855 г. 38 винтовых канонерских лодок, а к весне 1856 еще 35. Эта задача была решена, но корабли, вступали в строй либо после войны, либо там, откуда они уже не могли попасть на решающий театр военных действий. В 1869 году 6 заводов приступили к переделке ружья на заряжающиеся с казенной части. Дан был только один образец на все 6 заводов и ни одного другого пособия!

В начале XIX в. у русского народа находили приют для жизни и творчества такие корифеи механики, как Д. Бернулли и Л. Эйлер, то в первой половине следующего столетия в России жили и работали П.П. Базен, Е.И. Парро, Г. Ламе, Б.П. Клапейрон и другие авторы классических работ из области механики. Внесли свой вклад Н.И. Запольский, Т.Ф. Осиповский, Д.С. Чижов, П.А. Олышев. Н.Н. Божерянов, В. Рожков, Д.И. Журавский, С.В. Кербедз, М.Ф. Окагов и другие. Замечательный математик и механик Михаил Васильевич Остроградский написал множество работ по математике, механике, баллистике, математической физике, теории вероятности.

Драгоценное достояние мировой науки представляют труды Пафнутия Львовича Чебышева, А.А. Маркова и А.М. Ляпунова. Много ценного внесли в области теории огнестрельного оружия, Н.В. Маиевский, А.В. Гадолин, Н.А. Забудский, А.П. Горлов. Труды основоположников современной артиллерийской механики сочетались с творчеством новаторов оружейников и артиллеристов, развивавших материальную часть: И.Д. Богданова, С.С. Семенова, Р.А. Дурляхова, М.Н. Коробкова, А.П. Энгельгардта, С.И. Мосина. В. Чебышев и В.Ф. Петрушевский изобретали дальномеры. К.И. Константинов успешно разрабатывал теорию и практику применения ракет,

Мировая история знает много имен русских новаторов корабельной механики, увенчанной творчеством А.Н. Крылова, С.О. Макарова, И.Г. Бубнова и многих других русских деятелей.

В 1856 г. в Крондштате плавала подводная лодка «Морской Чорт». Подводными лодками занимались Спиридонов, Федорович, И. Александровский, Джевецкий, Костович, Телешев, Апостолов и другие. Выдающихся успехов добился волжский механик B. И. Калашников. Прекрасный образец русского творчества П.А. Зарубин. Он изобрел оригинальный «водоподъемник, действующий сжатием или упругостью воздуха для подъема воды из глубоких колодцев и шахт», планограф, планиметр-сектор, планиметр-самокат, многосильный гидропульт круговой планиметр, оригинальный пожарный насос и другое. Зарубину принадлежат также печатные работы.

Известный новатор Александр Ильич Шпаковский изобрел: регулятор для дуговых электрических фонарей; аппарат для ночных сигналов на; пульверизацию жидкого топлива в топках паровых котлов; пожарную лодку.; водоподъемный инжектор; химическую обработку каменного угля.; дымогарную топку, проволочные бесконечные приводные ремни взамен кожаных

В те же годы трудился Петр Акиндинович Титов которому Крылов посвятил в своей книге «Мои Воспоминания» раздел «корабельный инженер - самоучка». Сын рязанского крестьянина, П.А. Титов с двенадцатилетнего возраста начал трудиться: зимой - на Кронштадтском пароходном заводе, а летом - подручным у отца на пароходе. Через четыре года он поступил рабочим в корабельную мастерскую Невского завода, стал помощником корабельного мастера, а затем ему корабельным мастером. П.А. Титов достроил полуброненосный фрегат «Генерал-адмирал», затем построил клиперы «Разбойник» и «Вестник». Не знающий, что такое начальная школа, П.А. Титов стал выдающимся судостроителем. Он сооружал подводные лодки, первые боевые корабли из судостроительной стали и выполнил много иных чрезвычайно ответственных работ. В начале девяностых на конкурсе морского мастерства на составление проектов броненосца он получил первую премию за проект под девизом «Непобедимый», а вторую - за проект под девизом «Кремль», опередив всех дипломированных инженеров - участников конкурса.

В 1903 г. Россия стала родиной нового вида транспорта. На Выборгской стороне в Петербурге был создан первый в мире теплоход «Вандал». Он приводился в действие тремя дизелями по 120 лошадиных сил. В следующем году построили теплоход «Сармат» для рейсов Петербург - Рыбинск. Из-за отсутствия дизелей обратного хода применили электрическую передачу от двигателей к гребному валу. Но вскоре главный инженер Коломенского завода Р.А. Корейво изобрел реверс. В 1907 г. был построен теплоход Коломенского завода «Мысль» с «муфтой Корейво». Петербургский инженер К.В. Хагелин создал свою систему реверса, примененную в 1908 г. для дизеля подводной лодки «Минога».

В 1911-1913 гг. русские механики продолжали решать все более сложные задачи. При участии В.П. Аршаумова были созданы уравновешенные судовые дизели для пассажирских теплоходов «Бородино» и «Царьград».

Однако и эта отрасль техники разделила в царской России участь остальных. Россия все больше начала отставать от передовых капиталистических стран по темпам развития промышленного теплоходостроения.

2. Русская технология

2.1 Древние хитрецы

Исследование Остромирова евангелия, древнейшего памятника русской письменности, созданного в 1056-1057 гг., показывает, что русский книгописец, украшая свое дивное творение, применил следующие краски: киноварь, сурик, возможно черлень, желтую и голубую краски, черную краску из сажи - «чернило копченое», свинцовые белила, сусальное золото.

Изучение других древних памятников русской письменности доказывает, что нашим книгописцам издавна было известно очень много красок, добывавшихся в нашей стране. Чаще всего пользовались природными красками, вместе с тем умели производить искусственные.

Одновременно с отечественными красителями в старину у нас хорошо знали привозные. Древнее творчество русского народа в деле практического использования химических процессов запечатлено также во множестве иных дел. Сохранились сведения о рецептурах древнейших материалов для письма. Волнующие на протяжении веков изумительные фрески, запечатленные на строениях древних зодчих, немеркнущие цвета творений таких гениев иконописи, как Андрей Рублев, остатки древнерусских одежд и обуви из раскопок, уцелевшие орудия, оружие, украшения, живопись, - вглядитесь в них внимательно и увидите, как велик был круг практических дел, основанных на химических изменениях вещества и издавна известных нашему народу. Во времена глубокой древности народ самостоятельно овладел множеством чрезвычайно сложных превращений вещества, на которых основываются дубление кожи, производство керамических изделий, переработка брожением пищевых продуктов, консервирование, производство красок и крашение, металлургия, изготовление лекарственных веществ и многое иное. Древние финифти, сочетающие эмаль и металл, доказывают, что еще в те далекие времена русские мастера умели подбирать металл и эмаль, имеющие равный коэффициент расширения при нагревании и охлаждении. Строительные растворы, сохранившиеся в творениях зодчих древней Руси, трудившихся еще при киевских великих князьях, также свидетельствуют, что на практике еще тогда освоили химические процессы, происходящие при производстве и применении этих растворов, выдержавших испытания веков.

Страницы: 1, 2, 3