бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве бесплатно рефераты

Что касается нашего подхода к решению названной проблемы, то мы уже определили информационную экономику как информационную сферу народного хозяйства. Видами информационной деятельности являются производство информации, распределение и распространение информации, потребление информации, обслуживание информационной деятельности.

Указанные виды информационной деятельности реализуют информационные работники следующих обобщенных профессий: производители информации; распределители и распространители информации, потребители информации; работники, обслуживающие основную информационную деятельность. Перечисленные виды информационной деятельности и профессий включают и более «узкие» сферы деятельности и специальности.

Производители информации подразделяются на тех, кто:

-- создает информацию;

-- подготавливает уже существующую информацию для использования в форме, удобной для потребителя;

-- собирает и хранит информацию.

Распределители и распространители информации занимаются передачей и предоставлением информации потребителям. Среди них можно выделить работников, специализирующихся на передаче информации с использованием тех или иных видов информации и связи.

Потребители информации получают информацию и реагируют на нее.

Работники обслуживающих видов информационной деятельности занимаются обслуживанием информационной техники, информационной технологии и информационных систем.

Та или иная совокупность видов информационной деятельности образует те или иные специфичные виды информационного производства, которые могут переплетаться как сферы деятельности внутри информационных и «неинформационных» отраслей народного хозяйства.

В отраслевой структуре информационного сектора народного хозяйства прежде всего выделяется совокупность отраслей, где преобладающими (но не единственными) являются виды деятельности, относящиеся к производству информации -- отрасли информационного производства. Причем в отраслях информационного производства в зависимости от отношения тех или иных видов информационной деятельности к собственно производству информации можно выделить три группы более специфических информационных отраслей: производство информации как новых знаний; подготовка существующей информации к использованию в удобной для потребителя форме; накопление и хранение информации.

К первой группе информационных отраслей относятся такие традиционные сферы деятельности, как идеология и политика, искусство, наука, изобретательство и рационализация. Известно, что все эти виды информационной деятельности представляют собой различные формы отражения действительности и общественного сознания.

Ко второй группе отраслей информационного производства, занимающихся подготовкой информации к потреблению (использованию), относятся такие традиционные сферы деятельности и виды производства, как издательство и полиграфия; радио-, теле-, кино- и фотопроизводство; проектирование и опытно-конструкторская деятельность. Все эти информационные отрасли не создают новой информации, однако с их участием производство информации получает определенное завершение. Например, новое научное знание оформляется в виде проектов и ОКР, новое знание в искусстве -- в виде радио- или телепостановок, кинофильмов, фоторабот и т. п.

Третья группа отраслей производства информации, занимающихся накоплением и хранением информации, объединяет такие отрасли человеческой деятельности и виды производства, как архивное и библиотечное дело, создание и ведение различных информационных фондов и т. п. С их участием производство информации получает также определенное завершение («продукция на складе»). Эту «продукцию со склада» доводят до потребителя информационные отрасли, входящие в состав следующей специфической совокупности отраслей первичного информационного сектора -- отраслей распределения и распространения информации. К этой совокупности отраслей можно отнести такие традиционные сферы деятельности, виды производства и отрасли народного хозяйства, как просвещение, образование, повышение квалификации кадров и консультирование; почту, телефон, телеграф, телевидение; театры и кинотеатры; систему научно-технической информации; книжную торговлю.

Отраслями -- потребителями информации, относящимися к первичной информационной сфере, являются управленческие структуры (включая аппараты управления министерств, предприятий, объединений и организаций, входящих во вторичный информационный сектор); политические и общественные институты; органы кредитования и государственного страхования.

Вспомогательные отрасли информационной сферы включают сферы деятельности и виды производств по обслуживанию основных информационных отраслей первичного информационного сектора и информационной деятельности отраслей вторичного информационного сектора. Это прежде всего отрасли, обслуживающие информационную технику, технологии и системы, а также их компоненты.

Таким образом, информационное производство представляет собой процесс преобразования информационных ресурсов в блага, прямо или косвенно служащие удовлетворению потребностей человечества. Каждый конкретный процесс производства информационных продуктов и услуг характеризуется определенным набором факторов и устойчивым соотношением между ними, что выражается в форме используемой технологии как определенной устойчивой комбинации факторов информационного производства. Информация становится основой средств производства, определяя ход производственных процессов, контролируя основные его этапы и компоненты и все больше занимает место предметов труда, ибо в ведущих странах доля затрат, связанных с информационными факторами, составляет больше половины общих производственных издержек. Важной чертой информационного производства является неделимость информации как предмета и средства труда. В компьютерных информационных технологиях информация выступает то предметом, то средством труда -- обрабатываемая и передаваемая информация служит орудием обработки и передачи новых знаний.

Несмотря на все возрастающую роль в общественном производстве, информационное производство не является самостоятельным, оно обеспечивает нормальную и эффективную работу других сфер деятельности и подразделений общественного производства, то есть выступает его инфраструктурным сектором. Услуги по преобразованию информации и обеспечению доступа потребителей к ней как раз и являются основными результатами информационного производства -- информационными продуктами и услугами.

4.Основные этапы развития информационного производства

Информационное производство выделилось из научной деятельности и деятельности по политическому и хозяйственному управлению в качестве одного из направлений разделения интеллектуального труда и специализации в нематериальной сфере для осуществления части рутинных функций еще в доэкономическую эпоху.

Первыми специализированными информационными органами стали государственные (доступные лишь ограниченному кругу пользователей) и академические библиотеки -- хранилища знаний в виде документов, главным образом рукописных книг. С этого времени существенная часть информационной деятельности являлась государственной и финансировалась из бюджета.

Первыми тематическими областями информационной деятельности были области научной и технической, правовой и социальной информации, другими словами, рынок информационных продуктов и услуг формировался как рынок информации для специалиста.

Первыми видами информационных продуктов и услуг стали услуги по хранению информации (документов в виде рукописей и рукописных книг), а также ее поиску (авторские и систематические каталоги библиотек, облегчающие поиск необходимой информации). В это время возникли и такие виды информационных услуг, как копирование документов и их фрагментов, а также подготовка обзорной, аналитической информации по заданной теме, осуществляемая работниками библиотек.

Появление новой информационной технологии -- книгопечатания и переход общества на индустриальную стадию не изменили состава участников информационного производства. Библиотеки, работающие бесплатно при финансировании из государственного бюджета, способствовали продвижению информационных продуктов и услуг к массовому потребителю, заинтересованному в доступе к информации в целях самосовершенствования. В таком виде информационная деятельность пребывала до середины XIX в., когда в связи с резко возросшим темпом прироста знаний и информации в отдельных областях, прежде всего в химии и физике, появилась необходимость издания первого реферативного журнала -- информационного продукта, позволяющего получить представление о содержании документа до обращения непосредственно к документу. Использование реферативного журнала позволяло пользователю быть в курсе изменения системы знаний при приемлемых затратах времени.

Книгоиздание способствовало возникновению рынка книг и периодики, который, в свою очередь, стал моделью рынка информационных продуктов. Кроме того, нюансы развития общества, экономических и социальных отношений находили свое отражение в других видах документов, которые стали храниться не в библиотеках, а в архивах, по функциям, устройству, продуктам, услугам и системе финансирования аналогичных библиотекам.

С середины 60-х годов XX в. началось формирование новых элементов структуры информационной деятельности, принесших на рынок новые виды информационных продуктов и услуг (при этом большая часть уже существовавших, в частности библиотеки и архивы, а также первичные и вторичные документы -- описания документов и рефераты, осталась неизменной).

В результате широкого внедрения в информационное производство новых информационных технологий, созданных на базе вычислительной техники, сформировался важнейший вид информационных услуг -- базы данных. Они содержали библиографическую, реферативную, фактографическую, справочную, научно-техническую и другую информацию для специалистов, а также во все большей степени деловую и коммерческую, торгово-экономическую, статистическую и демографическую текстовую и цифровую информацию.

Базы данных, первоначально используемые как промежуточный продукт при подготовке печатных изданий, при их предоставлении потребителю на магнитной ленте приобрели самостоятельное значение информационных продуктов и услуг. На основе баз данных, помимо подготовки информационных изданий, стало возможным обслуживать потребителей в рамках избирательного распространения информации (ИРИ) и ретроспективного поиска информации с использованием сначала пакетного, а затем и диалогового поиска.

Среди поставщиков информационных услуг выделились фирмы, специализирующиеся на создании баз данных (издатели баз данных), и фирмы, специализирующиеся на проведении информационного обслуживания с использованием баз данных (операторы баз данных), работающие преимущественно на коммерческой основе. На коммерческой основе стало работать и большинство всех ранее существовавших информационных органов и систем (за исключением публичных библиотек), занимавшихся оказанием простейших услуг.

Коммерциализация информационной деятельности стала магистральной линией развития информационной деятельности и была вызвана изменениями условий ее осуществления. Развитие и усложнение науки, техники и бизнеса, формирование межотраслевых и проблемно-ориентированных знаний породили потребности в значительных объемах новых видов информационных продуктов и услуг. В то же время использование новой информационной технологии, несмотря на существенно возросшие затраты на осуществление информационной деятельности, резко повысило производительность труда и эффективность работы информационных органов.

С 1960-х годов информационное производство стало занимать важное место в работе не специализирующихся на нем организаций (прежде всего научно-технических), научно-исследовательских институтов, аналитических центров и органов государственного управления. В таких структурах создавались базы данных (в основном фактографические) и фонды труднодоступных и непубликуемых первоисточников в удобной для оперативного копирования форме.

Начиная с середины 1970-х годов с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. Развитие услуг диалогового доступа к удаленным базам данных вызвало рост числа мелких информационных служб, которые имели возможность эффективно работать за счет предоставления посреднических услуг потребителям, не располагающим опытом использования новых видов диалоговых услуг. Осознание полезности и ценности информационных услуг, рост потребностей в них способствовали появлению на рынке информационных посредников -- брокеров, то есть организаций или лиц, профессионально занимающихся платным информационным обслуживанием внешних клиентов на коммерческой основе с использованием продуктов и услуг специализированных информационных служб. Основная специализация посредников -- диалоговый поиск информации в удаленных базах данных, дополнительные услуги -- копирование первоисточников и консультации.

Вторая половина 1980-х годов была связана с развитием коммерческих систем массовой информации, базирующихся на сетях, объединяющих владельцев персональных компьютеров, и глобализацией информационной деятельности. Эволюция информационной инфраструктуры в первой половине 1990-х годов определялась развитием Интернета, неформального объединения поставщиков и потребителей информации в масштабах всего мира, как своего рода альтернативы существующим структурам.

Таким образом, широкое использование компьютеров в информационном производстве и формирование системы информационных продуктов и услуг на основе баз данных способствовало завершению процесса формирования информационной деятельности, а также и рынка информационных продуктов и услуг, его интеграции в систему рыночного хозяйства. Революция в информационной технологии в значительной степени обусловила начало социально-экономической трансформации индустриального общества в развитых странах в постиндустриальное. Информация, информационные продукты и услуги стали важным фактором, добавляющим стоимость на каждом из этапов цикла «наука-техника-производство-сбыт-потребление».

5.Организация информационной деятельности

При оценке состояния информационной структуры и ее роли в информационном обеспечении науки и техники в России следует исходить из того, что информационная структура есть совокупность информационных организаций (организационная составляющая), информационных ресурсов, которые обрабатываются и производятся информационными организациями, включая информационные продукты и услуги (информационная составляющая), информационных технологий (технико-технологическая составляющая), систем распространения информационных продуктов и услуг, включая традиционные и телекоммуникативные средства (транспортные магистрали), нормативно-правового и методического обеспечения и кадров (в том числе системы подготовки и переподготовки кадров).

Основными организационными структурами хранения, накопления, распределения и распространения информации являются архивы, библиотеки, музеи, магазины, подразделения и службы системы научно-технической, экономической, правовой и других видов социальной информации.

Основными организационными структурами производства информации являются структурные компоненты организационных систем науки и научного обслуживания, культуры и других сфер человеческой деятельности, где эта информация производится и подготавливается к потреблению человеком (институты, конструкторские бюро, киностудии, издательства, типографии и т. п.).

Организационная структура научно-информационной деятельности в нашей стране начала формироваться сразу же после Октябрьской революции. В 1919 г. частное книгоиздательство и частная книготорговля были заменены системой специализированных государственных органов -- Государственным издательством (Госиздатом) и его отделениями на местах. Госиздат представлял собой ряд самостоятельных издательств с единым административно-хозяйственным аппаратом, общей полиграфической базой и системой распространения произведений печати.

С 1920-х годов в стране начало развиваться реферирование, и уже в 1921 г. был выпущен первый реферативный журнал. В эти годы в нашей стране был заложен фундамент структуры научно-информационной деятельности: для нужд науки и всего народного хозяйства были организованы учреждения по изданию, библиографированию и реферированию научно-технической литературы.

Главными органами информационной сети стали библиотеки. В 1930-е годы началось формирование сети специализированных информационных органов: в 1931 г. был основан Центральный институт технико-экономической информации (ЦИТЭИН), а в научно-исследовательских учреждениях и на крупных промышленных предприятиях появились отделы и бюро научной и технической информации.

50-е годы XX в. характеризовались резким увеличением количества специализированных информационных органов, большая часть которых создавалась на базе научно-технических библиотек. Часть библиотек органически влилась в общегосударственную систему научно-технической информации. Наглядное представление о такой трансформации дает эволюция одной из крупнейших научных библиотек. В течение полувека она называлась Фундаментальной библиотекой по общественным наукам, затем, расширив свои функции, а ал а именоваться одновременно Институтом научной информации и Фундаментальной библиотекой по общественным наукам. В дальнейшем упоминание библиотеки из названия исчезло, и эта структура была переименована в Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), хотя библиотека по-прежнему функционирует в ее составе.

Страницы: 1, 2, 3, 4