Автоблокировка переезда
Старший электромеханик СЦБ или начальник производственного участка должен заранее сообщить начальнику дистанции сигнализации и связи о планируемых работах.
Начальник дистанции пути совместно с начальником дистанции сигнализации и связи должны в зависимости от местных условий принять дополнительные меры по обеспечению безопасности движения поездов и автотранспорта на переезде на период выполнения работ и ознакомить с ними электромеханика СЦБ.
При необходимости организовывают дополнительный инструктаж дежурным по станциям, ограничивающим перегон, выделяют для оказания помощи на переезде дополнительных работников.
О выключении действия устройств автоматики, характере выполняемых работ, необходимости ограждения переезда запасными шлагбаумами ручного действия и принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности движения поездов и автотранспорта, которые были определены начальниками дистанций пути и сигнализации и связи, электромеханик СЦБ должен сделать запись в Книге приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде (форма ПУ-67).
Работы, связанные с кратковременным нарушением действия устройств автоматики должны производиться в промежутках между поездами после выяснения поездной обстановки у дежурных по станциям, ограничивающим перегон.
Перед производством работ с выключением действия устройств автоматики электромеханик СЦБ должен подать установленным порядком заявку на выдачу машинистам предупреждений, что автоматика на переезде не работает, движение поездов должно быть с особой бдительностью и скоростью не более 20 км/час, частой подачей оповестительных сигналов.
При ремонте заградительного светофора с выключением его из управления, электромеханик СЦБ должен сделать запись о выключении заградительного светофора в Книге осмотра устройств на переезде.
9.4. После окончания работ на переезде электромеханик СЦБ должен проверить:
а) при замене светофора, его монтажа, кабеля или линзовых комплектов - правильность горения огней и их видимость;
б) при замене релейного шкафа или монтажа схемы управления - правильность работы цепей извещения, цепей контроля, переездных светофоров, а также время от момента вступления поезда на участок приближения до начала включения переездной сигнализации; время работы схемы контроля длительного занятия последней по ходу поезда рельсовой цепи на участках с двусторонним движением; выключение кодов АЛС и перекрытие светофоров, ограждающих переезд, при включении заградительной сигнализации.
Глава 6. Охрана труда и экология на железнодорожном транспорте
6.1. Организация работы по охране труда
Изучением и решением проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд лю-дей, занимается охрана труда. Охрана труда - это система за-конодательных социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических меро-приятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Охра-на труда выявляет и изучает возможные причины производст-венных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает мероприятия и тре-бования, направленные на устранение этих причин, создание безопасных и благоприятных для человека условий труда.
Законодательные и организационные вопросы охватывают создание безопасных условий труда на всех предприятиях; соблюдение требований охраны труда при строительстве и экс-плуатации сооружений, зданий и оборудования; соблюдение правил охраны труда, обязательное для администрации; разра-ботку инструкций по охране труда для рабочих и служащих; обучение и инструктаж рабочих и служащих по охране труда; выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты; установление продолжительности рабочего времени, обязатель-ных перерывов в работе для отдыха и приема пищи; выдачу молока, лечебно-профилактического питания и медицинские ос-мотры рабочих и служащих, занятых на работах с вредными , условиями труда; материальную ответственность предприятий, - учреждений и организаций за ущерб, причиненный здоровью рабочих и служащих.
Производственная санитария представляет собой систему организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
Техника безопасности - это система организационных меро-приятий и технических средств, направленных на предотвраще-ние воздействия на работающих опасных производственных факторов.
Пожарная защита составляет комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для пре-дотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.
На основе использования достижений науки и тех-ники совершенствуются технологические процессы, выпускае-мые машины, оборудование и приборы, повышается их техниче-ский уровень, производительность, надежность и безопасность в эксплуатации. Труд приобретает все более творческий харак-тер. Сокращается доля ручного, малоквалифицированного и тя-желого физического труда. Проводятся мероприятия по охране окружающей среды, созданию более благоприятных условий для охраны здоровья, увеличения продолжительности жизни и деятельности человека.
Крупные мероприятия по охране труда проводятся на желез-нодорожном транспорте. На предприятиях разработаны комп-лексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Основные направления работы в области охраны труда на железнодорожном транспорте вклю-чают в себя:
предупреждение наездов подвижного состава на работаю-щих на путях станций и перегонах;
совершенствование технологических процессов и техничес-ких средств, разработку нормативно-технических документов по безопасности труда;
предупреждение электротравматизма при эксплуатации и обслуживании электроустановок, контактной сети и электропод-вижного состава железных дорог;
улучшение условий труда работников железнодорожного транспорта - создание и внедрение средств, позволяющих до-вести параметры санитарно-гигиенических условий (шум, виб-рация на рабочих местах, запыленность и загазованность воз-душной среды, освещенность рабочих мест, температура в лет-ний и зимний периоды, влажность воздуха) до уровня санитар-ных норм, разработка технических и гигиенических требований на новые виды спецодежды и средств индивидуальной защиты для специфических профессий железнодорожников, организа-ция производственных испытаний и массовое внедрение новых видов спецодежды.
Широкое внедрение электрической и тепловозной тяги, усовершенствование конструкций подвижного состава, применение наиболее эффективных систем защиты и блокировки, освещения и вентиляции, усиление шумоизоляции, внедрение разнообраз-ных средств механизации и автоматизации значительно улучши-ли условия труда железнодорожников.
6.2. Служебные и специальные расследования случаев травматизма
Железнодорожный транспорт является зоной повышенной опасности, поэтому не соблюдение техники безопасности в зоне работ приводят к несчастным случаям.
Каждый несчастный случай на производстве происходит в результате стечения целого ряда неблагоприятных обстоятельств, которые обычно являются причинами производственной травмы. В каждом случае, как правило, рассматривают прямые, косвенные и сопутствующие причины.
Причины производственного травматизма устанавливают в резуль-тате изучения материалов служебного расследования несчастных случаев. Все случаи производственного травматизма, происходящие с работника-ми железнодорожного транспорта, расследуют в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
Важнейшими задачами служебного расследования наряду с регистра-цией и учетом несчастных случаев являются:
обеспечение безотлагательных и своевременных мер по оказанию первой помощи пострадавшему;
тщательное и всестороннее выявление, разбор и глубокий анализ обстоятельств, условий и причин, вследствие которых произошел несча-стный случай;
разработка и проведение в жизнь мероприятий по оздоровлению условий труда, обеспечению техники безопасности, исключающих воз-можность возникновения подобных несчастных случаев с работниками на производстве;
установление виновных лиц, определение степени их ответственности и меры наказания.
Несчастный случай на производстве, вызвавший у работника потерю трудоспособности не менее чем на один рабочий день или перевод его с работы по основной профессии на другую работу, оформляют актом по форме Н-1.
Акт по форме Н-1 с материалами расследования подлежит хранению в течение 45 лет на предприятии, где взят на учет этот несчастный случай. Ответственность за правильное и своевременное расследование и учет не-счастных случаев, оформление актов по форме Н-1 и выполнение наме-ченных мероприятий по предупреждению подобных несчастных случаев несет руководитель предприятия.
Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на предприятии, а также за выполнением мероприя-тий по устранению причин, вызвавших несчастный случай, осуществляют вышестоящие организации - управления и отделения дорог, техническая инспекция труда, органы государствен-ного, а также ведомственного надзора, ревизоры по безопасности движе-ния поездов на подконтрольных им предприятиях.
В случае отказа администрации в составлении акта по форме Н-1, а также при несогласии пострадавшего или другого заинтересованного лица с содержанием акта или квалификацией несчастного случая кон-фликт рассматривается комитетом предприятия в срок не более 7 дней с момента подачи заявления.
Решение комитета является обязательным для исполнения админи-страцией.
По запросу комитета предприятия технический ин-спектор труда дает свое заключение. Его заключение о связи несчастного случая с производством, а также о причинах несчаст-ного случая является обязательным для администрации предприятия и профсоюзного комитета.
О каждом несчастном случае на производстве, в том числе без утра-ты трудоспособности, пострадавший или очевидец несчастного случай не, медленно извещает мастера или соответствующего руководителя работ, который должен немедленно организовать первую помощь пострадавше-му и направить его в медицинский пункт, сообщить о происшедшем слу-чае руководителю организации и профсоюзному комитету, сохранить до расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия.
В тех случаях, когда пострадавший или очевидец не сообщил в тече-ние рабочей смены о происшедшем несчастном случае или когда потеря трудоспособности наступила не сразу после несчастного случая, а спустя некоторое время, акт по форме Н-1 составляют только после всесторон-ней проверки заявления работника о происшедшем с ним несчастном случае с учетом всех обстоятельств, в том числе справок медицинских учреждений о характере травмы и причине ее происхождения, показаний очевидцев и других доказательств в срок не более 1 месяца со дня подачи заявления.
Для расследования каждого несчастного случая на производстве создается комиссия в составе начальника предприятия, начальника отдела охра-ны труда предприятия, председателя профсоюзного комитета, старшего общественного инспектора по охране труда, которая должна в течение 3 суток расследовать обстоятельства и причины проис-шедшего несчастного случая, определить мероприятия по предупрежде-нию подобных случаев, а также составить акт о несчастном случае по форме Н-1 в четырех экземплярах.
Руководитель предприятия незамедлительно принимает меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, в те-чение 3 суток после окончания расследования направляет по одному эк-земпляру акта формы Н-1 пострадавшему или лицу, представляющему его интересы, начальнику цеха, начальнику отдела охраны труда предприя-тия с материалами расследования, техническому инспектору труда.
Несчастный случай, происшедший в организации с работником, направленным другим предприятием, расследуется и учитывается органи-зацией, где он произошел. Материалы расследования направляют по ме-сту работы пострадавшего.
Если работник работает по совместительству и с ним произошел не-счастный случай, то такой несчастней случай расследуют и учитывают там, где он произошел.
Несчастные случаи, происшедшие с учащимися общеобразовательной школы, профтехучилища, среднего специального учебного заведения, студентами вуза, проходящими производственную практику под руко-водством персонала предприятия, расследует комиссия предприятия со-вместно с представителем учебного заведения и учитывает предприятие. Копии акта пересылают по одному экземпляру администрации и проф-союзному комитету в учебное заведение пострадавшего.
Несчастные случаи, происшедшие с учащимися и студентами, прохо-дящими производственную практику под руководством преподавателя на выделенном организацией участке, расследует комиссия учебного за-ведения совместно с представителем предприятия и учитывает учебное заведение.
Специальному расследованию подлежат: групповой несчастный слу-чай, происшедший одновременно с двумя и более работниками незави-симо от тяжести травм пострадавших; несчастный случай со смертель-ным исходом.
О каждом групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом руководитель предприятия обязан немедленно сообщить по телефону или телеграммой:
а) руководителю вышестоящей организации:
по предприятиям, находящимся в непосредственной подчиненности главного управления министерства, - телеграммой начальнику этого главного управления;
по предприятиям, входящим в состав объединений, трестов и управ-лений транспортного строительства, - начальнику объединения, управле-ния строительства, управляющему трестом;
б) техническому инспектору труда, а при отсутствии технического инспектора труда главному техническому инспектору труда;
в) в транспортную прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;
г) местным органам государственного и ведомственного надзора если ука-занные несчастные случаи произошли на объектах, подконтрольных этим органам, или если эти органы причастны к расследованию несчаст-ных случаев;
д) ревизору по безопасности движения - о несчастных случаях, про-исшедших вследствие нарушений Правил технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по движению поездов и маневро-вой работе на железных дорогах.
О несчастном случае со смертельным исходом и о групповом несчаст-ном случае управляющий трестом; начальник управления строительства, руководитель предприятия, находящегося в непосредственном подчине-нии управления, в суточный срок сообщают телеграммой по подчиненности начальнику соответствующего главного управления, начальнику отдела охраны труда и техники безопасности.
Технический инспектор труда о несчастном случае со смертельным исходом и о групповом несчастном случае в суточный срок сообщает телеграммой отделу охраны труда.
Сообщение должно соответствовать следующей схеме: название предприятия, министерства; обстоятельства - дата, местное время, место происшествия, выполняемая работа, обстоятельства и причины, при которых произошел несчастный случай; число пострадавших, в том числе погибших; фамилия, имя, отчество, профессия, должность погиб-шего, сведения о членах семьи, находящихся на иждивении (для случаев со смертельным исходом); дата и время отправления сообщения, фа-милия, должность лица, подписавшего сообщение; должности и фамилии лиц, выехавших на расследование.
Расследование несчастного случая с особо тяжелыми последствиями, при котором погибли 5 чел. и более, проводит комиссия, назначаемая министром, руководителем ведомства по согласованию с соответствую-щим профсоюзным органом. В состав комиссии наряду с ответствен-ными работниками министерства, ведомства включают представителей органов здравоохранения, социального обеспечения, профсоюзов, техни-ческой инспекции труда, а при необходимости также представителей органов государственного и ведомственного надзора.
В необходимых случаях расследование несчастного случая проводит комиссия по специальному расследованию. Комиссия по специальному расследованию немедленно расследует несчастный слу-чай и в течение 10 дней составляет акт специального расследования и оформляет другие необходимые материалы и документы, которые на-правляют на предприятия, в вышестоящий хозяйственный орган, област-ной, республиканский (краевой, районный, городской) комитеты, прокуратуру по месту, где произошел несчаст-ный случай. Материалы специального расследования несчастных случа-ев со смертельным исходом направляют также в ОАО «РЖД» и Московский научно-исследовательский институт охра-ны труда.
6.3. Вопросы экологии на железнодорожном транспорте
Главной задачей экологии является охрана окружающей среды. Охрана окружающей среды- система государственных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, сохранение и оздоровление окружающей среды в интересах ныне живу-щих и будущих поколений людей.
Научно-технический прогресс неизбежно усиливает воздействие человека на природу. В связи с этим вопросы охраны окружающей сре-ды приобрели особое значение и требуют немедленного решения. Это относится непосредственно и к железнодорожному транспорту и транс-портному строительству.
К факторам неблагоприятного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду относят выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, внешние шумы железнодорожных объектов, за-грязнение почвы и водоемов.
Источниками загрязнения атмосферного воздуха являются многие производственные объекты, гражданские сооружения, подвижной со-став, промывочно-пропарочные и дезинфекционнопромывочные станции, шпалопропиточные и щебеночные заводы, ло-комотивные и вагонные депо.
Особенно неблагоприятно в санитарном отношении загрязнение огра-ниченных объемов окружающей среды, в которых постоянно или пе-риодически должны работать люди. Железнодорожные тоннели в большей степени загрязняются выпускными газами дизелей тепловозов.
Важнейшим мероприятием по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха вредными веществами является уменьшение их выделения в ис-точниках образования. Этому служат механизация и автоматизация про-изводственных процессов, уплотнение, герметизация и вакуумизация оборудования, создание поточных и непрерывных технологических ли-ний, замена вредных летучих веществ менее вредными и летучими, а твердого топлива-газообразным.
Для каждого производства характерны свои технические решения, обеспечивающие уменьшение выделения вредных веществ в атмосферу, например максимальный слив из цистерн остатков жидких грузов перед промывкой и пропаркой, замена сварочных электродов, содержащих марганец и фтористые соединения, электродами с малотоксичными рутиловыми покрытиями. Решению проблемы снижения загрязнения ат-мосферного воздуха способствуют современные установки, позволяю-щие улавливать вредную пыль, пары и газы механические сухие пыле-уловители типа "Циклон", гидроциклоны, орошаемые скрубберы, различные пылеотделители, матерчатые и электрические фильтры. Очист-ка промышленных выбросов в атмосферу на современных предприятиях является составной частью технологического процесса. Цель ее - пре-дотвращение загрязнения атмосферного воздуха, удаление вредных пылей из технологических выбросов, уменьшение механического износа оборудования из-за абразивного действия пыли, извлечение из отходов ценных продуктов и использование их как вторичного сырья.
На железнодорожном транспорте наибольшую опасность в отноше-нии загрязнения поверхностных источников питьевого назначения пред-ставляют локомотиво- и вагоноремонтные заводы, депо, шпалопропи-точные заводы, промывочно-пропарочные и дезинфекционно-промывочные станции, рельсосварочные поезда, литейно-механические, электромеханические и другие производства.
Большие количества поверхностно-активных веществ, нитратов и других вредных продуктов содержат сточные воды смотровых канав стойловых цехов локомотивных депо. Значительно загрязнены вред-ными веществами сточные воды гальванических цехов, аккумуля-торных отделений, деповских прачечных.
Обезвреживание сточных вод - важная санитарно-техническая про-блема, от решения которой зависят безопасное водопользование населе-ния и развитие живого мира рек, озер, водохранилищ. Поэтому при осуществлен, и санитарного контроля исследуют сточные воды и воды водоемов на содержание многочисленных химических веществ, оцени-вают их запеки, прозрачность, кислотность или щелочность. Особое вни-мание обращают на потребление кислорода, необходимое для окисления различных неорганических продуктов, присутствующих в воде. В сточ-ных водах дезпромстанций обязательно определяют бактериальный состав.
В зависимости от степени и качества загрязнений применяют разные способы очистки сточных вод.
Несмотря на высокий эффект очистки сточных вод, остаточное со-держание вредных веществ в них остается существенным и нарушает санитарный режим водоемов. Ведется большая работа по усовершенст-вованию способов очистки и внедрению оборотных систем водоснабже-ния. При повторном использовании в производстве сточных вод необя-зательна их глубокая очистка, вполне достаточна степень очистки, кото-рая достигается на существующих очистных сооружениях. Внедрение оборотных систем водоснабжения позволяет значительно сократить по-требление пресной воды для технических нужд и уменьшить объемы за-грязненных стоков, сбрасываемых в водоемы.
Объектами санитарной охраны почвы являются балластная приз-ма железнодорожного полотна, территория станций, промышленных объектов и железнодорожных поселков.
При строительстве и эксплуатации железных дорог изменяются свой-ства и структура почвы, что приводит к нарушению сложившегося равно-весия природной среды в полосе отвода.
Почва загрязняется промышленными и бытовыми отходами, причем интенсивность загрязнения зависит от интенсивности образования и сте-пени обезвреживания этих отходов. Большой урон почве наносят ядо-химикаты.
Опасность вредного воздействия того или иного химического веще-ства определяется не только степенью его токсичности, но и устойчивости.
Основные задачи отдела охраны природы и рационального исполь-зования природных ресурсов следующие: контроль за своевременным включением в план управлениями ОАО «РЖД» и железными дорогами природо-охранных объектов железнодорожного транспорта, предусмотренных директивными органами; разработка на основе экономических расче-тов и обоснований с учетом материалов управлений ОАО «РЖД» и железных дорог проектов перспективных и годовых планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, включая разделы по охране и рациональному использованию водных и лесных ресурсов, земель, по охране воздушного бассейна, вводу в действие природо-охранных объектов; согласование разрабатываемых проектов пер-спективных и годовых планов по охране природы и рациональному ис-пользованию природных ресурсов с соответствующими министерства-ми и ведомствами; доведение установленных плановых заданий по разделу "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов" до управлений и железных дорог, контроль за ходом выполнения управлениями планов строительства природоохранных объектов, контроль за ходом разработки управлениями проектов норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окру-жающую природную среду.
Используемая литература
1.ПТЭ, Инструкции ЦШ-720, ЦШ-530, ЦШ-796, ЦРБ-757. Устройства СЦБ. Технология обслуживания.
2. В.Ю. Виноградова и др. «Перегонные системы автоматики». 2005 г.
3. Г. П. Лабецкая и др. «Организация, планирование и управление в хозяйстве сигнализации и связи. 2004 г.
4. Э. Е. Асе, Г. П. Маслов «Монтаж устройств автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте»
5. В. И. Жуков «Охрана труда на железнодорожном транспорте»
6. Б.Д. Перникис, Р. Ш. Ягудин «Предупреждение и устранение неисправностей в устройствах СЦБ»
7. Д.А. Коган и З.Л. Эткин «Аппаратура электропитания железнодорожной автоматики»
8. Технологические карты по безопасному производству работ при техническом обслуживании и ремонте устройств СЦБ, автоматизированных и механизированных сортировочных горок и связи.
9. Журналы Автоматика связь, информатика.
10. Сороко В.И., Милюков В.А.»Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики» Справочник том 1,2.
11. П.Архипов Е.В., Гуревич В.Н. Справочник электромонтера СЦБ. Транспорт 1999г.
Страницы: 1, 2, 3
|