бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Знакомство с цифрами дошкольников бесплатно рефераты

Знакомство с цифрами дошкольников

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный университет

им. Е.А. Букетова


Кафедра: педагогики и психологии








Курсовая работа

По дисциплине: МФЭМП

Знакомство с цифрами дошкольников



Выполнила:

ст.гр.ДОВ ср.11

Сивчикова С.


Проверила:

преподаватель

Алексеева Л.А.




Караганда – 2008

Введение


Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.

Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна и менее важна: математические вычисления - это одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. Кроме того, это умение очень пригодится в жизни, поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки, ученые и бизнесмены.

Вторая причина гораздо важнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и того, что мы называем интеллектом.

Когда мы употребляем слово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначают количество - 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово "число", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять:

Именно в этой разнице - между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов заключено преимущество детей перед взрослыми.

Формирование понятия натурального числа у детей дошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источни­ке, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают. Ребенка окружают предметы, различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребенка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.

Цель курсовой работы – исследовать существующие методы знакомства с цифрами дошкольников.

Объектом исследования явился процесс формирования математических представлений в детском саду.

Предмет исследования – этапы знакомства с цифрами в группах детского сада «Дошкольник» г.Караганды.

В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

-         Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

-         Выявить проблему ознакомления с цифрами дошкольников;

-         Формировать понятие цифра, через число в процессе счета;

-         Рассмотреть методики ознакомления с цифрами;

-         Провести эксперимент в старшей группе детского сада «Дошкольник»;

-         Дать рекомендации к методике ознакомления дошкольников с цифрами;

-         Сделать выводы.


Глава 1. Проблема ознакомления с цифрами в процессе формирования математических представлений в разных возрастных группах

 

1.1 Формирование понятия цифра, через число в процессе обучения счету


Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет (в средней, старшей и подготовительных группах) и далее продолжается в начальных классах школы.

Научиться считать – значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счетной операции дети усваивают основные правила счета: числительные называются по порядку; каждое названное числительное соотносится с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета. Лерушина А.М. указывала: «Цель счетной деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества. Следовательно, надо продолжать учит детей различать итог счета от процесса сосчитывания» [4].

У детей пятого года жизни формируется понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего и соответственно предыдущее меньше последующего.

В этот период наиболее сложно овладение итоговым числом (сколько всего?). Иногда дети ошибаются: спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, или наоборот – одним числом обозначают сразу два предмета.

В процессе формирования числовых представлений большое значение приобретает словарная работа. Дошкольники учатся согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Воспитатель обращает внимание на то, что мы по-разному называем числа в зависимости от того, что считаем. Например, одна кукла, но один мяч; две матрешки, но два яблока и т.д. Особое внимание следует уделять тому, чтобы дошкольники правильно называли – один, а не заменяли его словом раз.

Для того чтобы дети осознали значение (особенность) последнего числительного в процессе счета, воспитатель учит их, заканчивая счет, делать обводящее движение рукой: «Всего две елочки, всего три матрешки».

После того как дошкольники овладели счетом предметов в пределах трех, можно предлагать считать звуки, движения, сравнивать множества предметов и звуков по количеству. «Поставь столько матрешек, сколько раз я хлопну в ладоши. Сколько ты поставил матрешек?» Такие упражнения способствуют образованию межанализаторных связей и углубляют знание о числе.

В старшей группе у дошкольников развивается понимание того, что число включает определенное количество единиц. Состав числа из единиц изучается на конкретном материале. Сначала проводится анализ группы предметов по их количеству, признакам, а потом называются число и единицы числа. Например, перед детьми ставят 4 разноцветных куба. Им необходимо ответить на вопросы «Сколько всего кубов? Какого они цвета?» Или: «Сколько красных, синих, зеленых и желтых кубов?» (4). Значит, 4 – это 1, 1, 1 и 1.

В подготовительной к школе группе у детей развивается понятие того, что числа образуются не только с помощью прибавления или вычитания единицы. Число можно получить из двух меньших чисел, его можно разложить на 2 меньших числа. Состав числа из двух меньших изучается в пределах 10.

Когда дошкольник хорошо познакомится с понятием количества, можно вводить запись цифрами. Глядя на пустой стол, спросите у ребенка, сколько на нем находится игровых фигур. Ребенок ответит, что ни одной. Объясните, что когда "нет ничего" (ни одной фигуры), то это называется словом "ноль", а для краткости и удобства его обозначают вот таким знаком - и кладете на стол карточку с цифрой "0" (напишите цифры на небольших листках бумаги; можно использовать цифры от магнитного набора). Затем уберите карточку, а на стол положите одну фигуру, напомните, что это "один", а рядом положите цифру один. Добавляйте следующую фигуру (выстаивая в вертикальный ряд) и меняйте цифру. Когда дойдете до десятка, поставьте цифру один над целым десятком, а справа, над пустым местом цифру "0". Прочитаете - "десять" - один десяток (показали) и ноль единиц. 

Закрепление цифр происходит в различных играх. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры. 

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако не­редко у них возникают трудности в различении цифр, похо­жих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, срав­нить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отли­чаются. Они сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

Например, при сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспи­тателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.

Итак, в процессе систематического обучения детей пято­го года жизни у них развивается счетная деятельность, фор­мируются представления о числах и цифрах.

1.2 Методика ознакомления с цифрами


Методику ознакомления с цифрой рассмотрим на примере одного из занятий.

На пятом году жизни дети должны знать цифры. Ознакомление с цифрами начинается со второго квартала и происходит на протяжении учебного года. Дети повторя­ют, уточняют свои знания о числе и счете в пределах трех. При этом постепенно воспитатель подводит их к понима­нию необходимости изображать числа на письме особыми знаками — цифрами. Каждое число записывается по-своему. Дети называют разные числа, а воспитатель показывает им цифры, которыми они записываются.

На первом занятии воспитатель формирует общие пред­ставления о цифрах и подробнее останавливается на цифре 1 (один).

Цель занятия. Учить детей считать предметы в пре­делах трех. Ознакомить с цифрой 1. Продолжать формиро­вать понятия больше, меньше.

Ход занятия. Воспитатель кладет на стол три игруш­ки, предлагает детям посчитать их и положить на верхнюю по­лоску карточки такое же количество изображений предметов,

«Сколько игрушек вы положили на верхнюю полоску? Почему? Положите на нижнюю полоску карточки две иг­рушки». Дети выполняют задания. «Сколько игрушек вы по­ложили на нижнюю полоску? Покажите на пальцах, на сколько игрушек тут меньше, чем на верхней полоске. Что нужно сделать, чтобы игрушек на верхней и нижней полос­ках стало поровну?» Аналогичные задачи повторяют три-четыре раза с другими игрушками.

Воспитатель кладет на стол одну игрушку. «Сколько иг­рушек на столе? Правильно, одна. Чтобы написать, сколько тут игрушек, пишут цифру 1. Вот она» (показывает). — Дети разглядывают карточку с изображением цифры 1, анализи­руют ее начертание. — «Цифра 1 состоит из двух прямых па­лочек. Одна палочка длиннее, другая — короче. Эти палочки соединяются углом вверху. Обратите внимание, с какой сто­роны пишут короткую палочку. Правильно, слева».

Воспитатель предлагает достать из конверта карточку с цифрой 1. Дети указательным пальцем правой руки обводят цифру, изображенную на картинке. При этом педагог следит за направлением движения руки ребенка.

«Давайте цифру 1 выложим из полосок бумаги. У вас на столе есть полоски разной длины. Выложите цифру 1. Обве­дите ее пальцем, как будто вы пишете эту цифру. Напишите ее в воздухе».

Во время показа начертания цифры в воздухе воспитатель использует зеркальный показ или становится вполоборота к детям и показывает правой рукой. Потом он предлагает рядом с цифрой выложить столько игрушек, сколько обозначено этой цифрой. «Почему вы положили только одну игрушку?»

Воспитатель предлагает заштриховать контурное изобра­жение цифры 1 на листе бумаги (ширина цифры равна при­близительно 0,5 см). Дети выполняют задания, а воспитатель помогает им. В этой работе используются различные приемы обучения. В конце занятия делается вывод: для записи числа используются знаки—цифры.

Так знакомят с каждой отдельной цифрой, соотнося ее с числом через действия с предметными множествами. Для этого воспитатель демонстрирует цифру, предлагая рассмот­реть ее начертание, дети создают соответствующее множе­ство, откладывая определенное количество предметов, об­водят указательным пальцем правой руки по контуру циф­ры, усваивая ее начертание. Для закрепления приобретенных знаний используются разные дидактические игры типа «По­ручение», «Магазин», а также упражнения: обозначить чис­ло, которое больше (меньше) на один, чем ... (следует по­казать цифру), и др.

При ознакомлении с цифрами широко используются спе­циальные карточки. Карточка поделена на две неравные ча­сти: левая — меньшая, правая — большая. Внизу карточки по всей ее длине приклеена полоска бумаги так, чтобы получился кармашек. В левую часть вкладывается карточка с цифрой, а в правую — чистый лист бумаги, на котором ребенок должен нарисовать столько предметов, сколько показывает цифра.

В детском саду не обучают писать цифры на бумаге. Но очень важно, чтобы дошкольники усвоили правильное на­правление движения руки при написании разных чисел. Эф­фективным для этого является обведение контура цифры:

Дети указательным пальцем обводят цифру, сохраняя направ­ление движения, тренируются в написании цифр в воздухе, выкладывают ее из счетных палочек, лепят из пластилина. Во время прогулки можно предложить детям написать цифру палочкой на песке, на земле, на снегу, выложить ее из при­родного материала и т.п.

Методика ознакомления с цифрами, предложенная Даниловой Еленой, воспитателем со стажем детского сада «Дошкольник» г.Караганды.

Необходимо придерживаться принципа: одно занятие — одна цифра.

Цифры рисуем на плотной бумаге, цветные. Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради.

Показывая, называем: «один». Берем куклу: «одна кукла». «воспитатель один» и т. д.

«Пошла Красная Шапочка к бабушке. И сколько их было, Красных Шапочек? Очень много! Да?».

Дети смеются. Ему весело представлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-таки говорят, что она была одна.

Затем вы спрашиваете: сколько у детей голов, ртов, носов? И он вам отвечают: один.

Затем вы вывешиваете цифру «1» на стенку: пусть она остается в поле зрения ребенка. И изредка спрашиваете: «Где у нас цифра «1»?».

Следующее занятие начинается с повторения. После этого берете карточку с цифрой в руку и двигаете ее по столу так, как будто она идет к ребенку. Спрашиваете детским (писклявым) голосом: «Здравствуй, Катя! Знаешь, как меня зовут? Я пришла в гости. И привела свою подружку (или сестру). Вот она». Показываете новую карточку с цифрой «2». Говорите своим голосом. «Два».

Затем ребенку показываем руки: «Две руки. Одна (левая) и еще одна (правая). Один и один. Получается два. А сколько у Кати ног? Две. Одна и еще одна. Две. А сколько глаз?» и т. д.

То же самое — с ложками, игрушками, тарелками: «Кате одну тарелку и маме одну тарелку. Сколько тарелок па столе?». И дальше играете в том же духе.

Цифру «2» на карточке вывешиваете рядом с цифрой «1» после занятия.

И дальше таким же образом, пока не изучены все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Когда уже изучено несколько цифр, берем любую цифру и спрашиваем: «Какая это цифра?», и в обратную: разложите все изученные уже цифры в ряд и спрашивайте у ребенка: «Где цифра «5»?».

Потом рассказываем дошкольнику о понятиях «больше» и «меньше», чтобы он мог сравнивать цифры по величине.

Состав любой цифры. Например: 3 — это 2 и 1 и т. д.

Позже, когда дошкольник хорошо это усвоит, нужно перейти к понятию числа и его состава от 10 до 20.

Глава 2 Анализ результативности работы по ознакомлению дошкольников с цифрами

 

2.1 Экспериментальная работа по выявлению представлений


Работа по выявлению эффективности применения методов ознакомления дошкольников с цифрами проводилась в старшей группе детского сада «Дошкольник» г.Караганды. В ней принимали участие 20 детей.

В группе использовали традиционные занятия, развивающее обучение, игровые, исследовательские программы.

В ходе эксперимента проходили следующие срезы знаний:

-         констатирующий,

-         контрольный.

Во время эксперимента перед воспитателем были поставлены следующие задачи:

1. Развитие познавательных способностей;

2. Воспитание сенсорных качеств у дошкольников (память, внимание, мышление, воображение);

3. Выявить уровень сформированности знаний о цифрах у дошкольников;

4. Провести занятия, которые устранят у дошкольников пробелы в знаниях.

5. Провести контрольный срез.

Для выявления эффективности исследования были использованы следующие критерии и показатели:

1. Понимание необходимости изображать числа на письме цифрами;

2.Умение соотносить каждую цифру с числом через действие с предметными множествами;

3. Правильное направление движения руки при написании цифр.

Данные констатирующего среза были занесены в таблицу.


№ п/п

Фамилия, Имя дошкольника

1 критерий

2 критерий

3 критерий

Средний балл

1

Платонова Саша

Н

С

С

С

2

Гилек Юля

Н

В

Н

С

3

Трикилова Юля

С

Н

В

С

4

Мустафина Райхан

С

С

С

С

5

Садыканова Асель

Н

С

Н

Н

6

Макажанов Азат

С

Н

В

С

7

Азизов Камиль

Н

В

В

С

8

Ахмеров Марат

С

С

С

С

9

Ридель Вова

Н

Н

Н

Н

10

Рагульский Юра

С

Н

Н

Н

11

Устинова Таня

В

С

В

В

12

Аханова Зауре

С

В

С

С

13

Крауберг Коля

Н

С

С

С

14

Воеводина Наташа

С

Н

С

С

15

Барканов Дима

В

Н

Н

С

16

Баймульдин Коля

С

С

Н

С

17

Садвокасов Кайрат

Н

С

С

С

18

Фаряхудинов Федя

В

С

Н

С

19

Панько Вова

С

С

Н

С

20

Норбеков Жанат

Н

С

С

С

Страницы: 1, 2