бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Значение фольклора в патриотическом воспитании детей бесплатно рефераты

Советская военная энциклопедия: «Патриотизм, любовь к отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, защищать его от врагов» [26,249].

Политический словарь: «Патриотизм (patriotism), любовь к своей стране или горячая защита её интересов. Патриотизм как таковой не требует программы действий, он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер» [22,428].

Как мы видим из вышеизложенных определений, понятия патриотизма и патриота как человека, являющегося сторонником данного мировоззрения, понимаются многими науками одинаково, хотя некоторые из определений имеют свои нюансы (например, если педагогика рассматривает патриотизм как чувство любви к родине, то философия – как нравственный принцип, содержащий в себе чувство любви к родине; политология изучает явление патриотизма во взаимодействии с другими политическими направлениями).

Для нашей работы наиболее важными являются определения, данные толковыми и педагогическими словарями.

1.2 Значение фольклора в патриотическом воспитании

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят слова С.Н. Миропольского: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...»

Приведённые слова, как нам кажется, полностью отражают масштабы значения использования фольклорной мысли в процессе воспитания современных школьников.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

«Фольклор — это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, которую мы еще только пытаемся осуществить в школе. Народная педагогика, воплощенная в фольклоре, попросту не знает иных методов и форм, кроме эстетического воспитания. Причем, не только для избранных, наиболее одаренных, а для всех» [6,5].

Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с домашнего воспитания. Фольклорные инструменты воспитания могут существовать и в школе — с первых «азбучных» шагов учащегося.

В народном творчестве проявляется основная особенность нации – общность. Так, например, по всей России распространены одни и те же сказки, песни и пословицы. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает общие для народа воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы, важные для всего народа. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русь неоднократно подвергалась нападениям иноземцев: татаро-монголов, шведов, французов. Народ заботился о защите Родины. В его устном народном творчестве отразилось и национальное сознание, и патриотическая гордость. «Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают русскую землю. Патриотическая тема – важная тема исторических песен об Иване Грозном, Ермаке, Петре I, Суворове, Кутузове, Платове. Она широко развита в советском фольклоре времён гражданской и Великой Отечественной войн» [7,344].

Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Создаётся этот образ при помощи разнообразных средств. «В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень-озера, Белого моря, в песнях – Волги-матушки, тихого Дона» [7,344].

Действие в фольклорных текстах обычно разворачивается в определённом месте Русской земли:

Ой, вы, горы, горы Воробьёвские…

Ох, ты, степь, чисто поле, степь Саратовска…

Как за реченькой за Камышинкой…

Поэтически характеризуется русская природа. Причём из текста понято, что природа именно русская, так как присутствуют символы русской природы: чистое поле, берёза, калина. Так же поэтически говорится и о русских городах. В былинах Новгород – славный и великий, Чернигов – славный, «ах, ты, батюшка, Ярослав-город…».

В русских песнях, сказках, былинах воссоздаются картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки.

«Русский народ представлен в былинах, сказках, песнях, пословицах обобщённо («русский люд», «народ», «мужики черниговски», «крестьяне православные»), или в образах отдельных персонажей, которые не имеют имён (мужик, солдат), или носят распространённые в русском народе имена (Иван), а также имена не канонические, а древние, народные (Добрыня, Садко, Святогор, Забава)» [7,344]. Данное явление показывает единство русского народа, его сплочённость.

Герои былин – «богатыри святорусские», защитники Родины – имеют некоторые отличия от героев фольклорных произведений других народов. Богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить русскую землю, а герои зарубежного фольклора сражаются с иноземцами, уже захватившими их родную землю. Это говорит о силе русского народа.

Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин. «В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства» [7,137]. В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь – это всегда воин-патриот.

В былине изображается событие из далёкого прошлого, причём события огромного значения для судьбы народа и государства. «В былинах поэтически изображаются характерные для Древней Руси военно-политические столкновения…» Былины хранят в сознании народа память о прошлом русской земли, которое воссоздаётся по законам искусства.

В. Куц и А. Замостьянов в своей статье « Воспитание и фольклор: возвращение к истокам», исследуя влияние фольклора на ребёнка, приводят в качестве примера кулачные бои на Руси и участников боёв, символизирующих народного, былинного героя: «История кулачного боя, многообразный метафорический смысл, который таится в этом старинном искусстве, — содержательный феномен, в котором смыкаются прошлое и будущее» [8,228].

Во времена наших предков очень был важен постоянный рост способности и готовности к эффективной защите. Поэтому бой в русской культуре имеет совершенно особый смысл. На этом фоне уместно вспомнить поразительное явление культуры, хранимый в народе образ кулачного бойца, образ защитника. Современному обществу как никогда нужен такой образ.

Традиционный русский кулачный бой не только участниками, а и зрителями воспринимался во множестве контекстов одновременно. «Это и демонстрация наличия силы, необходимой для защиты семьи, рода, общины и здоровья как основы продолжения рода. Это и свидетельство результатов выучки (не обучения, а именно выучки), ради которой и отдавали своих детей в обучение. Это и показ новым поколениям уровня мастерства, к которому они должны стремиться. Это и дополнительные основания для выбора женихов да работников. Это, наконец, просто эстетически понятное и нравственно полезное зрелище, в отличие от роботизированного насилия, заполонившего сегодняшние «произведения искусства» [8,229].

Авторы работы рассматривают кулачного бойца в деле с разных позиций: видеть всё происходящее его собственными глазами, глазами соратников и противников, глазами детей и подростков, глазами молодых и стариков.

Исследователи приводят пример кулачного бойца из литературы как естественного продолжения фольклорной мысли. В «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова черты русских кулачных бойцов в сопоставлении с прочими их человеческими качествами обобщались в собирательных образах. «На фоне обстановки, других людей и действий этот образ становился и обобщением, и оценкой этого обобщения, и моделью-эталоном для формирования и выбора собственных будущих целей, и эмоциональным стимулом для достижения этих целей. Такой образ — это связь прошлого и будущего: прошлого опыта и будущих достижений» [8,231].

В чём же выражается незаменимость образа кулачного бойца? По мнению исследователей, в образе кулачного бойца не было места злобе, ненависти, презрению, не было и стремления к разрушению, уничтожению. В традиционной русской культуре образ кулачного бойца — это образ защитника — сильного, ловкого, великодушного и заботливого. И былинные богатыри думали не о своей победе, а о защите тех, кто стоял за их спинами, о защите своей родины. «К этому надо добавить, что культура русского кулачного боя подразумевала завтрашнее дружеское сотрудничество в хозяйственных работах с сегодняшним «противником» по праздничному бою» [8,234]. Стремление к совершенству не переходило в стремление к чемпионству. Совершенство меряется собой и своим прошлым, чемпионство — соотношением с другими претендентами.

Восприятие образа кулачного бойца ориентировано не только на его внешние действия, но и на стоящую за ним культуру и направляющий всё это интеллект.

Кулачный боец, богатырь неагрессивен, его цель – защитить себя, свою семью, свою деревню, свою Родину, результаты своего труда. Боец дипломатичен, он стремится сохранить мир любыми путями, прийти к дружеским отношениям, а не к отношениям врагов. Об этом упоминалось и в статье З.Т. Гасанова «Цели, задачи и принципы патриотического воспитания»: дружба народов в такой многонациональной стране, как Россия, очень важна, дружба между народами, живущими в едином государстве рассматривается в контексте российского патриотизма. «Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет» [4,61]

«Русские эпические богатыри — это крестьяне-пахари. Крестьянин с точки зрения боевого мастерства всегда любитель, а не профессионал. Он не хочет воевать, он хочет возделывать свою землю, выращивать хлеб и жить мирно» [8,234].

Воспитательное значение этого образа велико, в нём слиты воедино интеллект, культура и деятельность.

Эпос героизирует и военную доблесть, и политическую мудрость, терпеливость, взвешенность (высокая оценка этих качеств отразилась во всём русском фольклоре, прежде всего в пословицах и поговорках). «Эти психологические типы русских героев дошли до наших дней: на описании их противостояния и сотрудничества строится большая часть отечественной героики» [8,234].

Также авторы приводят пример другого бойца – бойца стеношного боя. «Стеношный бой в отличие от дуэли формирует такие взаимоотношения, как взаимодействие, взаимопомощь, взаимовыручку» [8,234].

В статье высказывается мысль о том, что образы былинных героев по своему воспитательному значению можно поставить в один ряд с образами выдающихся деятелей России. «Пытливость русского ума, тянущегося к учению и прогрессу, прославлена национальными героями, которые встали вровень с былинными богатырями и историческими ратными героями — М.В. Ломоносовым, Ю.А. Гагариным, сотнями учёных, инженеров и рабочих, создававших ракетный щит Отечества» [8,236].

В данной главе мы изучили понятие «патриотизм» и «патриот», рассмотрели цели, задачи и принципы патриотического воспитания, а также выяснили, что народная культура незаменима для воспитания детей настоящими патриотами. Фольклор предлагает детям познакомиться с прошлым своей родины, с культурными и моральными ценностями своих предков в форме игры или в форме литературного произведения.

II. Система средств, способствующих патриотическому воспитанию

Средствами воспитания называют все те приёмы, которые ведут к конечной цели, поставленной педагогом перед собой – воспитать в ребёнке те или иные качества.

Средства подбирают для определённой педагогической задачи, причём средством может стать абсолютно любой предмет, если наделить его символическим смыслом.

П. И. Пидкасистый выделяет средства, отвечающие основным социокультурным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

При отборе средств для педагога выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделён любой предмет действительности:

Функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении о том явлении, о котором идёт речь и которое рассматривается. Используемое педагогом средство как бы предлагает детям картинку того обобщённого явления, которое подвергается анализу...».

Функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление и понимание проблемы, сути того или иного явления.

Функция инструментальная, обеспечивающая ребёнку самостоятельное воздействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря этой функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.

По мнению П.И. Пидкасистого, для педагога наилучшим вариантом является не подбор трёх средств, выполняющих каждую функцию, а совмещение трёх функций в одном предмете. «Трёхфункционаьное средство явялется педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальнейшими дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов» [12,568].

Также любое средство выполняет функцию психологического плана: влияет на самочувствие, эмоциональное состояние, ощущения, интерес, отношения, установки. Это обусловлено тем, что в процессе совместной деятельности педагога и детей средство влияет на психологическую атмосферу группы, повышая или понижая при этом уровень социально-психологических отношений, на фоне которых разворачивается ход деятельности.

«… Нельзя понимать «оптимальное средство как некий предмет, который природа наделила способностью быть таковым. Наделяет педагогическими функциями предмет сам педагог, именно педагог преобразует любой объект мира в воспитательное средство. И делает это он путём тонкой мыслительной операции выявления ценностной сущности объекта: взглянув на него с позиции человеческой жизни, а значит, значимости этого объекта для жизни человека, педагог обнаруживает, что данный конкретный объект есть не что иное, как носитель ценности современной культуры… Педагог мыслью взлетает вверх над миром, абстрагируясь от предметности мира, обозначает значимость объекта для человечества ценностной категорией, а далее вновь «опускается» в предметный конкретный мир и уже с позиции выявленной ценности взирает на предмет, событие, явление, случай, вещь, слово» [12,569].

Единой классификации воспитательных средств не существует, так как эти средства слишком разнообразны.

Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:

1)       аудиальный (лат.audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;

2)       визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись;

3)       кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутьё, ощущение) – ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

В практике, в основном, наблюдается единство аудио-, визуально-, кинестетических средств. Но один из каналов всегда доминирует, поэтому танец, например, считается кинестетическим средством, хотя музыкальный отбор здесь тоже важен (аудиальная составляющая), классическая музыка – аудиальное средство, хотя поза, в которой дети слушают музыку, не менее важна (кинестетическая составляющая).

Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет возможности ответить на вопрос, какое из средств наиболее эффективно. «Средство само по себе не оказывает как бы предписанного ему влияния. Нет ни «хорошего», ни «плохого» средства. Оно полностью подчинено методу» [12,570].

Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину.

Страницы: 1, 2, 3