Значение досуговой занятости подростков в профилактике правонарушений
За последние
5 лет число подростков-школьников, совмещающих работу с учебой, увеличилось в
разных возрастных группах в 2-3 раза.
Определенное
число подростков отказывается от дальнейшего получения образования после
получения неполного среднего образования. Мальчики-подростки нередко занимаются
тяжелыми небезопасными формами труда: погрузка, разгрузка, малярные работы и
т.д. Очень часто отмечаются нарушения их трудовых прав. Девочки устраиваются
чаще в сферу обслуживания (торговля, распространение газет, работа на
компьютере, переводы).
Но особую
озабоченность вызывает распространение занятости детей наихудшими формами
детского труда. Исследования занятости подростков, проведенные впервые в 1999
г., показало, что среди опрошенных уличной торговлей занимаются 10,0%,
заправкой и мойкой машин (работа на АЗС) 15,2%, на подсобных работах 12,6%, на
сельскохозяйственных работах 7,6%, занимались попрошайничеством 16,5%,
проституцией 8,9%, воровством 2,5%, бродяжничеством 1,3% [9, с. 113].
Наихудшие
формы труда подростков отмечены в первую очередь среди безнадзорных детей, с
девиантным поведением, из бедных и асоциальных семей.
В ориентации
на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей у подростков
большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой
деятельности. При этом ориентации во многом определяются возможностью личного
самоутверждения и самосовершенствования. В наше время подросток получил новую
мотивацию для участия в трудовой деятельности – это возможность заработать
деньги. Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. Важно
правильно сориентировать подростка на качество труда, на ответственное
отношение к результату труда.
Подростки,
имеющие проблемы в усвоении общих знаний на уровне требований государственной
школы или частного лицея, получают возможность реализовать себя, обучаясь
прикладному мастерству в разного рода училищах. Подросток может учиться
производить: предметы, необходимые человеку в обыденной жизни и в труде;
эстетические предметы, украшающие нашу повсеместную жизнь; кондитерские и др.
[5, с. 249].
Подростки,
имеющие возможность многообразного приложения своих способностей, получая
удовлетворение от своего чувства творческого потенциала, становятся уверенными
в сегодняшнем дне и в своем будущем. Подростки обычно участвуют во многих
разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в
общественно-политической жизни, в организаторском труде, в общественно-полезной
работе.
По объему
затрачиваемого времени подросток в современных условиях занят в наибольшей мере
учебой, если он, конечно, учится. Но учение, сохраняя актуальность, по
психологической роли не является теперь ведущей деятельностью для подавляющего
числа школьников. В число огромного разнообразия приложения подростковой
активности входит общественно полезная деятельность. Подростки стремятся
утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной
деятельности. К числу современных мероприятий, связанных с полезной
деятельностью, можно отнести участие подростков в предвыборной агитации.
Подростки активно участвуют в работе избирательных комиссий.
Предупреждение
правонарушений среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом
предупреждения преступности в обществе. Важную роль в этом вопросе играет
школа, так как она была и остается центром воспитательной работы. Она обладает рядом
уникальных возможностей для подобной работы: возможностью привития навыков
здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влиянием
на уровень притязаний и самооценку; свободным доступом к семье подростка для
анализа и контроля ситуации; возможностью привлечения специалистов с целью
профилактики преступлений и правонарушений.
Но ребенок в
школе занят лишь часть дня. Все остальное время он проводит на улице, и мир для
подростков сужается до микросреды, которая активно влияет на формирование и
развитие их личности.
Клуб в
микрорайоне школы – это возможность развития личности: каждый подросток может
наитии себе занятие по душе. Посещение клуба добровольное, общение -
неформальное, что очень привлекательно для ребят. Клубы по месту жительства
предоставляют широкую возможность проведения профилактической работы,
строящейся на сотрудничестве с образовательными учреждениями [14, с. 221].
Проблема
организации досуга в клубах по месту жительства решается в следующих основных
направлениях:
- изучение
интересов и потребностей «трудных» подростков, посещающих клубы;
- расширение
видов творческой деятельности в клубах по месту жительства для наиболее полного
удовлетворения потребностей и интересов подростка;
- методическое
сопровождение мероприятий досуга;
- организация
социально значимой деятельности детей, подростков, молодежи по месту
жительства, разработка нравстве6нно – правовых мероприятий,
- организация
работы районной детской молодежной организации в клубах по месту жительства.
В основе организации
досуга детей лежит создание единого воспитательного пространства в микрорайоне,
целью которого является адаптация детей и подростков к современным условиям, их
правовая социализация через культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную
работу.
Организация
досуга подростков группы «риска» представляет собой определенную систему и
включает в себя:
- создание
ситуации успеха для подростков группы «риска»;
-
специфические средства и способы вовлечения подростков в клубную деятельность,
- организацию
досуговой деятельности подростков в условиях клуба.
Клуб -
объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к
общению, совместному проведению досуга и отдыха [14, с. 223].
Главные
принципы клуба - добровольность членства, самоуправление, единство цели,
совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане
клуб является группой). Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз
и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым
общим собранием членов клуба. Но в, то же время состав клуба не отличается
обязательным постоянством. Скорее обратное - клуб является временным,
неустойчивым объединением для большинства и только для единиц-энтузиастов (они
выполняют роль лидеров) - постоянным местом самоутверждения, развития.
Типология
клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам
деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам
деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); по степени
организованности (официальные и неформальные); по возрастному признаку членов
клуба (одновозрастные или разновозрастные); по временному фактору (постоянные,
временные).
В
дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной
технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная
деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.)
как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и
самостоятельных. Позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать,
(понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья,
ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной
свободы, ценность мышления и т. д.
Результатами
деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник
мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба
- быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Свободное
время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному
усмотрению, может использовать для удовлетворения своих потребностей и
стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг –
это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных,
необходимых затрат [17, с. 102].
В
содержательном плане структура досуга включает общение;
спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе;
пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность; интеллектуально-познавательную
деятельность активного характера (чтение, занятия в кружках, посещение
факультативов); художественное, техническое, естественно-научное творчество;
любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело);
общественно активную деятельность.
Наиболее
распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она
активно используется педагогами, как в целях профилактики, так и социальной
реабилитации и коррекции.
Клубная
работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и
индивидуально-творческой активности личности. Она организуется на принципах
добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности
и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей [17, с. 106].
Посещение
клуба способствует включению ребенка в многообразные социально ценные и
личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные
межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального
поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных
отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные,
экспрессивные, инструментальные способности.
Привлекательность
клубной жизни для детей и подростков определяется:
- игровой
формой усвоения будущих социальных ролей;
-
разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему
профессионального самоопределения, самопознания;
-
возможностью удовлетворить потребность в общении. В отличие от бессодержательного
времяпровождения на улице ребята общаются к клубе на основе общих полезных дел,
увлечений, интересов;
-
гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями
(недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми и т.д.);
- развитым
самоуправлением, относительной автономией от взрослых.
К условиям
эффективности клубной деятельности специалисты относят: [9, с. 220].
А)
организационно-педагогические:
- изучение и
выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или
микросреде;
- наличие
взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности;
- наличие
и/или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации
клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;
-
целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся,
обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования;
- создание
системы взаимосвязи клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;
Б)
психолого-педагогические:
- изучение и
выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей
и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных
видах клубной деятельности;
- создание
условий для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих
потребностей, способностей. Интересов, и умений в клубной деятельности;
- учет
половозрастных и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и
видов клубной деятельности, при определении соотношения репродуктивных,
продуктивных и творческих компонентов ее содержания;
- обеспечение
личностной значимости и социально ценной направленности содержания клубной
деятельности;
-
стимулирование активности и формирование субъектной позиции воспитанников;
- реализация
педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе
жизнедеятельности клубного коллектива;
В)
педагогические:
-
адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников,
социальным условиям и возможностям ее организации;
- комплексный
характер совместной деятельности воспитанников в клубном коллективе,
соответствующий его воспитательным функциям и профилю;
- сочетание
индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации
жизнедеятельности клубного коллектива;
- оптимальное
соотношение педагогического руководства и самоуправления клубной деятельностью
с самоорганизацией ее участников;
-
стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их
самоорганизацию и саморазвитие;
- создание
субъект-субъектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками,
так и между ними и педагогами;
- создание,
сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе.
В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту
жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения
дополнительного образования детей, другие – как чисто досуговые учреждения либо
как общественные организации.
Целями
организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в
микрорайоне в зависимости от условий могут быть [9, с. 223]:
Социально-педагогическая
защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование
позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности,
защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка,
необходимых для позитивной жизнедеятельности);
Увеличение
степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности
контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
Создание
условий, в которых дети и подростки максимально могут проявить свои
потенциальные возможности;
Адаптация или
реадаптация детей и подростков в обществе;
Компенсация
дефицита общения в школе, семье, среде сверстников;
Дополнительное
образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами
воспитанников.
Анализ опыта
последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной
деятельности по месту жительства:
- помощь
семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за
ребенком;
- помощь
подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение,
успеваемость и посещение образовательного учреждения;
- привлечение
детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических
мероприятий, акций по месту жительства.
Не углубляясь
в многогранность понятия «форма», отметим только то, что имеет принципиальное
значение для понимания формы как объединения людей.
Форма -
установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных
признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая
специфическими свойствами; установленный образец чего-либо [4,с. 249]. В
Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования
детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам - клуб,
студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои
специфические, отличительные признаки, но полное описание их практически
неосуществимо, так как реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в
содержание образовательного процесса.
Но для
повышения эффективности управления функционированием и развитием учреждения
важно ответить на вопросы: какие формы объединений сложились и действительно ли
они соответствуют своему названию (идеальному образцу)? Существует ли между
ними преемственность в структурной организации образовательной среды
учреждения? Соответствуют ли они содержанию и результатам педагогического
процесса?
Ответы на эти
вопросы можно получить в процессе:
- определения
обязательных признаков объединений, по которым они отличаются один от другого;
- выделения
сущностных признаков форм дополнительного образования детей как образовательных
объединений, что будет способствовать упорядочению процессов формотворчества в
системном самоопределении учреждения.
Группа.
Понятие « группа» - универсально для общей характеристики социальных отношений.
Оно универсально и по отношению к учреждению дополнительного образования детей
как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные
большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.
С одной
стороны, группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе
объектами управления являются классы, так и в учреждении дополнительного
образования объектами управления являются - группы или относительно устойчивые
объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и
закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении
и совместной деятельности [5, с. 251].
Инициатива в
создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников)
принадлежит самому школьнику.
Дети, приходя
первый раз в учреждение дополнительного образования, не выбирают группу и не
предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях,
соотносят их со своим интересом, записываются туда, где их привлекает вид
занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто
таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда - имя
педагога, о котором известно много хорошего.
Для групп
характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной
деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, - совместная деятельность, а
одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и
непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью
и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть
удовлетворены их индивидуальные потребности. Кроме этого главного признака,
традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных
отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя
распределение обязанностей, иерархию статусов; наличие так называемого
группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов,
поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в
группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем
(педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом
объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое
имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям
психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии) [2, с. 114].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|