Здоровье и образование
Здоровье и образование
Министерство образования
Российской Федерации
Марийский государственный
технический университет
Факультет социальных
технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Валеология»
На тему: «Здоровье и
образование»
Выполнил:
Проверил: преподаватель
Новоселова
Ирина Игоревна
Йошкар-Ола 2004
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. «школьные» болезни. Причины
1.1. Интенсификация учебного процесса
1.2. Сколько весит ранец?
1.3. Как питается российский
школьник?
1.4. А как у них?
2. Санитарно-гигиенические условия обучения
3. Методы «борьбы» со «школьными» болезнями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тема здоровья и
образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети
обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если
мы не позаботимся об этом сейчас, кучу болезней, начиная с близорукости и
заканчивая гастритом. Ситуация, в принципе, ясна: с каждым годом здоровье наших
чад становится все хуже и хуже, хотя уже кое-кто пытается это наладить, и у
кого-то это действительно получается, но в целом по России обстановка не
улучшается. С чем это связано? С помощью статей из журналов попытаюсь в этом
разобраться.
Еще в начале 40-х
г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может
считаться человек, который отличается гармоническим развитии ем и хорошо
адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не
означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это
жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на
человека». (Г.Сигерист). Определение, принятое Всемирной организацией
здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не отсутствии е болезней или физических
дефектов».[1]
В последние годы
отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного
возраста. Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел
исследования: какие заболевания наиболее характерны для школьного возраста и
какова динамика их развития. Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов
России. Каковы результаты? От первого к одиннадцатому классу в 2 раза
возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных
систем, органов зрения и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая
оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе
выдвигается кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно- двигательного
аппарата.[2]
Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века
и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.
Причины,
вызывающие эту тревогу, следующие[3].
Во-первых,
школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться.
Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты
заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда
нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших
детей не дает никаких оснований для успокоения.
Во-вторых, школа
и государство в начале прошлого века взяли на себя
ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность
с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать
ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это
проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало
изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем
обществе, ни в семье. Поэтому школа не может
и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может
сделать многое.
В-третьих,
сложившаяся система образования в России, традиционная российская система
образования — это огромная система знаний, состоящая из большого
числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас
педагога, который не жаловался бы на малое количество часов
в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии
и организация учебного процесса не стала больше соответствовать
функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают
детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими,
и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей
справиться с этими требованиями не может.
Состояние
здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий
в себя:
· физическое здоровье;
· психическое здоровье;
· благоприятную
социально-психологическую адаптацию.
В связи с этим возникает вопрос: «Вредим или не вредим
мы своему ребенку?», так как условия обучения ребенка в школе
оставляют желать лучшего.
1. «ШКОЛЬНЫЕ» БОЛЕЗНИ. ПРИЧИНЫ
Такое плачевное состояние здоровья детей – не только результат
деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и
целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:
-
несоответствие
программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям
учащихся;
-
несоблюдение
элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
-
чрезмерная
интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
-
неоправданно
раннее начало дошкольного систематического обучения;
-
недостаточная
осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
-
недостаточная
грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья
детей.
Из перечисленного
выше следует особо выделить гигиенический фактор, от которого во многом зависит
создание оптимальных условий обучения в школе. Еще в начале 19в. В результате
первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь между
появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение
осанки и т.д.) и гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических
нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального
решения проблемы сохранения здоровья школьников.[4]
Образовательная
деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако целью медиков должна быть
не констатация фактов: во сколько раз ухудшается состояние зубов школьников по
мере вгрызания в гранит науки, а поиск возможных путей их сохранения.
Нет никаких
сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии
стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна
сердечному приступу. Так считают невропатологи. Остается только порадоваться,
что пожилые люди не учатся в школе. Так вот, какой бы совершенной ни была
методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические
прививки, его состояние во многом зависит от школьной среды[5].
1.1.
Интенсификация учебного процесса
Как бороться с
перегрузкой?
Если говорить об
объемах домашних заданий, и если конкретно – о количестве недоделанных на уроке
и оставленных на дом «хвостов», то это штрихи к портрету несильно
привлекательного явления под названием «скрытая интенсификация учебного
процесса». Перегрузка домашними заданиями – это одна из главных проблем.[6]
Интенсификация учебного процесса,
отрицательно сказывающаяся на здоровье детей, проявляется
в следующем:[7]
·
отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения
учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную функциональную
готовность ребенка к школе, на прочные умения первоклассника бегло
читать, свободно и быстро писать, считать; однако успешность учения
и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности
этих знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения
качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца
и др.);
·
требования, которые предъявляют многие школы к поступающему,
заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала
школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении
в начальную школу, но и в основную, и в среднюю
школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов
(особенно выпускных), является отсутствие преемственности между высшей
и средней школой: вузы значительно завышают требования
к абитуриентам, что заставляет родителей брать репетиторов
и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению,
неврозам и возникновению хронических заболеваний;
·
большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных
планов, которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий
развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка, перегружают
учебное расписание, увеличивают время домашних занятий, что в результате
отрицательно отражается на качестве образования и на здоровье
школьников.
К сожалению,
в последнее время семья и родители часто диктуют школе требования к номенклатуре
учебных предметов (два иностранных языка, дополнительные «модные» предметы
и пр.) и таким образом сами значительно увеличивают нагрузку детей.
Результаты эксперимента (в частности, по двенадцатилетней школе)
показывают, что чем «выше» статус школы (гимназия, школа с углубленным
изучением каких-либо предметов, иностранного языка и пр.), тем более
интенсивен процесс обучения, тем больше нагрузка школьников и, как следствие
этого, ухудшение их здоровья.
Разгрузка
учащихся современной российской школы связана не только с обновлением
содержания обучения, но и с введением новых технологией учебного
процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние
методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно
поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий,
обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу
практической деятельности детей. Сегодня учитель заставляет школьников
заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.).
Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы
и т.п.
Методика обучения, направленная на искусственную
интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма
и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит
к эмоциональным срывам и к ранним неврозам. Неслучайно медики
фиксируют сегодня новое заболевание — стресс ограничения времени. Одной
из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности
и ее неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между
учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний.
Еще одна проблема – это перегрузка в связи с пятидневкой[8]. С одной стороны,
вроде бы и хорошо – пятидневная рабочая неделя, а с другой, необходим жесткий
контроль количества уроков, их продолжительности. Возникает другая сторона
проблемы – профессионализм учителя. Мы все прекрасно понимаем, что любую тему
можно подать трудно и скучно, и тогда даже маленький объем знаний покажется
ученику неинтересным, чересчур большим, и не будет им усвоен. А в то же время
достаточно насыщенный материал может позволить развить познавательный интерес
ребенка к предмету, не вызывая сильную перегрузку учащихся.
В школах Калужской области проводился эксперимент по
разгрузке учебной программы, предложенный доктором А. Малышевским[9]. Почти всегда проще
создать что-то новое, чем реанимировать старое. Именно этот принцип взят на
вооружение калужскими реформаторами: не сокращать уже существующие школьные
курсы, а создать новые, принципиально отличающиеся от прежних. Возьмем, к
примеру, букварь. Что если букву «А» изучать не в классе за партой, а на улице?
Так и сделали. Получилось весьма удачное совмещение приятного с полезным, когда
первоклассники большую часть дня проводят на свежем воздухе. Дети вряд ли
устанут от такого урока.
Последние 10 лет для школьного образования были большим
периодом перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные
программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов вводится в
учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять
знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость,
недосыпы приводят к неврозам – еще одной школьной болезни. Но есть документ,
хорошо известный гигиенистам и администрации школы, но малознакомый родителям,
который ограничивает непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные
нормы и правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в
различных видах современных образовательных учреждений», которые регламентируют
учебную нагрузку. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения
возможностей детей по иностранном у языку до двадцатикратного по математике.[10]
Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является
учет индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих
психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. При аттестации
образовательного учреждения особое внимание необходимо уделять оценке
изменений, происходящих в здоровье детей, проверке наличия условий, позволяющих
создавать в школе благополучную образовательную среду.
1.2. Сколько весит ранец?
Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле
большой тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что
взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу, несут
мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с
ранцем должен «тянуть» не более 1,5 кг. Некоторые школы сжалились над малышами
и приобрели для них второй комплект учебников для работы в школе. У школьников
начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного. Шестиклассники
таскают учебников и пособий на 6,4 кг – в два раза больше нормы. Зато
выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки налегке – с 1-2 кг
учебного груза.
Естественно, будут проблемы с нарушением опорно-двигательного
аппарата.[11].
Почему подавляющее большинство школьников страдает нарушениями осанки? Откуда
берется это состояние, столь опасное своими осложнениями? Как ни печально, но
одной из основных причин этого является школьная мебель. Она не приспособлена к
тому, чтобы поддерживать тело ребенка в оптимальном положении, без
перенапряжения той или иной группы мышц.
1.3. Как питается российский школьник?
Как питаются у нас?[12]
Эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по
своей распространенности на второе место. Практически каждый десятый ребенок
(9 %) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания
пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей
едят в школе полноценную горячую пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают
только ученики начальных классов, обеды которых оплачиваются из бюджета города.
Дети постарше голодными не остаются – везде есть буфеты, но горячее питание,
так необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников.
Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при нормальной
калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейших аминокислот,
микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не должно быть
продуктов, содержащих пустые калории (это все газировки, чипсы и чупа-чупсы).
Страницы: 1, 2
|