Защита прав и правовое воспитание ребёнка
Есть два общих момента,
которые позволяют наладить эффективную защиту детей от жестокого обращения.
Во-первых, это система законов и положений об ответственности взрослых.
Во-вторых — социальные службы, отвечающие за практическую реализацию
соответствующего законодательства. В Российской Федерации контроль за детьми и
семьями осуществляют органы опеки и попечительства. Однако, по сравнению с
западными образцами, российская система не до конца сформирована, а потому
признана менее эффективной. Одной из ключевых проблем является отсутствие профилактической
работы. Серьезные меры к нарушителям применяются тогда, когда исправить
положение уже очень сложно. Например, если речь идет о родителях — то это уже
"лишение родительских прав", для чего нужны серьезные основания. Если
это "жестокое обращение" персонала детских учреждений — учителя, воспитатели
— как правило, такие инциденты замечаются общественностью и соответствующими
органами тогда, когда действия взрослых уже квалифицируются как уголовное
преступление. Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к
теме "дети и правосудие" прослеживались в законодательствах многих
стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей
"школами преступности". Толчком к изменению системы правосудия по
отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 — начале
20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.
В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой,
"Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. — До 70% несовершеннолетних
правонарушителей „детские“ суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор
попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как
„орган государственного попечения о несовершеннолетних“.
Права детей в России.
Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
- Конституция Российской
Федерации.
- Семейный кодекс
Российской Федерации.
- Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- Федеральный закон об
образовании.
- Закон об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
- Закон о дополнительных
гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
- Закон о социальной
защите инвалидов в Российской Федерации.
Помимо этого, существуют
правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых — создание
благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером
такой программы может служить Программа "Дети России", принятая в
августе 1994. Она включила в себя ФЦП "Одаренные дети",
"Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и
вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля",
"Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера",
"Планирование семьи", "Развитие индустрии детского
питания", а также "Безопасное материнство". С 1997 в составе
программы "Дети России" еще две ФЦП: "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие
социального обслуживания семьи и детей". С 1999 — ФЦП "Комплексные
меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту".
Одной из серьезных
социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с
1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских
прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и
безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.
Выросло количество
беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и
ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них
стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По
данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс.
детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются
действительно сиротами, остальные — "социальные сироты" при живых
родителях. Из них воспитанников государственных учреждений — 173,4 тыс.
человек.
Число фактически
безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс.
подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений
несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в
следственных изоляторах и колониях.
В России почти 30 тысяч
воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны
"необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных,
процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей
вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными
от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило,
помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы
развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют,
всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности
общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь. Между
тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно
демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для
этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и
российских. Дети, признанные "необучаемыми", в результате этих
занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером,
освоить какие-либо профессиональные навыки. Ежегодно в России выявляется около
100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на
каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета
России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн.
детей), Россия занимает первое место в мире. Одной из серьезнейших проблем в
России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран
Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и
интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях)
составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %. Качественно новое явление —
так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого —
безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются
их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их
прав — на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение
образования, медицинского ухода и т.п. — не поддаются исчислению. Из этого
следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма
действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей
страны огромное значение. К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в
1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о
реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои
замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы
и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России.
В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны
новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены. Основные
положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:
- Создание на всех уровнях
— федеральном, региональном, местном — действенных организационных механизмов
рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.
- Привлечение
гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также
преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.
- Развитие семейных форм
жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная
работа по реабилитации "семей риска".
- Принятие законов о
специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции),
ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.
В целом, ситуация начала
меняться в лучшую сторону. Прежде всего, большое развитие получили местные,
региональные программы, действующие в рамках области или края. Следует учесть,
что во многих регионах решение проблем практической защиты прав детей
обеспечивается за счет сотрудничества соответствующих властных структур и
общественных организаций. Тем более, что роль общественных организаций за
указанный период в сфере помощи детям и семьям заметно выросла. Гражданский
сектор в России в начале 21 века представляет собой довольно развитое
сообщество, мощный ресурс для развития социального партнерства общественных организаций
и государства.
По существующему
законодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учреждений
обладают правом на получение бесплатного жилья. Однако этот закон часто не
соблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобы
отстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают в
махинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. С
помощью сотрудников "Соучастия в судьбе" сотни выпускников детских
домов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры. Общественные
организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут
активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям. Вот
только некоторые из направлений их деятельности:
- предоставление
непосредственной правовой защиты и работа по совершенствованию законодательства
("Право ребенка", "Соучастие в судьбе", комитет "За
гражданские права");
- работа с
детьми-инвалидами, создание благоприятных условий для их адаптации в общество,
создание и развитие центров интеграционного образования ("Ковчег",
"Родник", "Даун Синдром", "Такие же, как вы",
"Дорога в мир"). Эти организации работают с детьми-инвалидами,
организуют центры дневного пребывания для детей, службы помощи семьям, имеющим
таких детей и т.п.;
- работа с кризисными семьями,
создание "социальных гостиниц"; Кризисные семьи — одна из самых
сложных категорий. Именно в этих семьях частенько нарушаются элементарные права
детей: на здоровое развитие, образование, нормальный уровень жизни и т.п. в
России уже существуют общественные организации, которые создают центры помощи и
поддержки не только для детей из таких семей, но и для всех членов семьи. Их
работа направлена не только на оказание помощи ребенку (или семье) в кризисной
ситуации, но и на то, чтобы помочь решить проблемы, спровоцировавшие этот
кризис, восстановить нормальную жизнь семьи (а соответственно, и ребенка);
- социальная адаптация
детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах и т.п.
В марте 2001 состоялась
первая Всероссийская конференция, посвященная проблемам российских детей —
"Гражданское общество — детям России". На конференции был принят
проект Концепции первоочередных мер по защите прав ребенка в России. Тут же
было принято решение о создании Союза общественных региональных организаций
"Гражданское общество — детям России" — совместного инструмента в
отстаивании детских интересов на всех уровнях государственной власти. Через
год, в апреле 2002, около 500 общественных организаций, деятельность которых,так
или иначе связана с детьми, собрались в Москве, на Координационный Совет
"Гражданское общество — детям России", где утвердили Концепцию и
выбрали региональных представителей. Председателем Союза стала Элла Памфилова.
Согласно Концепции,
российские некоммерческие организации свою роль в области защиты прав детей
видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных
программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по
приоритетным направлениям:
- поддержка семьи в
интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих
поколений нации;
- продвижение программ
здорового образа жизни подростков и молодежи;
- поддержка форм трудовой
занятости подростков и молодежи;
- организация досуга
детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и
спортивно-оздоровительных инициатив;
- профилактика детской
инвалидности;
- реабилитация
детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного
образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные
ресурсы для полноценного развития;
- развитие семейных форм
устройства детей, оставшихся без родительского попечения;
- социальная реинтеграция
выпускников интернатов;
- воссоздание в России
системы ювенальной юстиции;
- внедрение институтов и
механизмов независимого общественного контроля за соблюдением прав детей на
федеральном, региональном и местном уровнях — таких, как уполномоченные по
правам детей, общественные инспекторы, и др.;
- развитие сотрудничества
с государственными органами и структурами, в том числе через систему
социального заказа по программам, осуществляемым в интересах детей;
- развитие моделей
партнерства с социально ответственным бизнесом;
- продвижение
законопроектов, поощряющих благотворительность в интересах детей и в поддержку
соответствующих гражданских инициатив.
Таким образом, российские
НКО являются перспективным партнером для государства в развитии и
совершенствовании механизмов защиты прав детей.
Подводя итоги, можно
отметить, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на
международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что
касается России, то основной задачей государства является практическое
обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.
Правовое образование
дошкольников. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах
и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не
только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников
виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Рекомендуется проводить
для детей:
• ролевые,
театрализованные и дидактические игры;
• игры и упражнения на
развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Организовывать для них:
• проблемно-поисковую
деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка
совместных с воспитателем проектов и т.п.);
• продуктивные виды
деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация).
• В качестве наглядных
примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки,
стихи, пословицы, поговорки и т.п.
Однако знакомство детей с
правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в
сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой
системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к
осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
• Не рекомендуется в
работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации
учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные
для начальной школы.
• Формирование основ
правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей
документов и отдельных прав и свобод человека.
Какие задачи ставят
педагоги?
• Познакомить детей в
соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав
человека.
• Развивать уважение и
терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и
национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,
личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика,
физических недостатков и пр.).
• Способствовать
формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод,
чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово
и др.).
• Развивать уважение к
достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные
нормы и правила поведения.
Для решения поставленных
задач была организована работа в трех направлениях: педагогическими кадрами,
родителями и детьми. Для реализации создания системы работы по защите прав
ребенка в ДОУ должно быть сделано следующее:
• разработана система
планирования;
• обеспечено
научно-методическое сопровождение этого направления;
• подготовлены
дидактические материалы;
• определено содержание
работы;
• созданы формы ее
организации на уровне всех участников образовательного процесса.
Реализация положений
Конвенции начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путём
анкетирования, тестирования и др.
Проблема защиты прав
ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить
только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее
детей, родителей, педагогов, психологов. Определены следующие формы их
взаимодействия:
• сюжетно-ролевые игры;
• конкурсы;
• инсценировки;
• встречи с интересными людьми
("беседа у камина");
• дискуссии (цикл мероприятий
дискуссионного зала)
Ребенок приходит в этот
мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от
мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в
их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Не получая
квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей
руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными
источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они
не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением
ребенка.
Список использованной
литературы
1. Азбука прав человека:
Всеобщая декларация прав человека, адаптированная для детей: Книга для чтения и
обсуждения в младших классах общеобразовательной школы. - М., 1994.
2. Всеобщая декларация
прав человека/Права ребенка: Основные международные документы. - М., 1992.
3. Декларация прав
ребенка /Гуманитарная сфера и права человека: Сб.документов /составитель
В.А.Корнилов и др. - М., 1992.
4. Знакомим дошкольников
с Конвенцией о правах ребенка / Авт.-сост. Соловьева Е.В., Данилина Т.А.,
Лагода Т.С., Степина Н.М, М, АРКТИ, 2004.
5. Конвенция о правах
ребенка /Советская педагогика. 1991. - №10.
6. Права человека:
Основные международные документы. - М., 1992.
7. Шнекендорф З.К.
Младшим школьникам о правах человека. - М., 1995.
Практическая часть
Задание №1.
1.
Генеральная
Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка в 1959 году.
2.
Генеральная
Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка в 1989 году.
3.
Основную
ответственность за воспитание ребёнка несут родители.
4.
Конвенция о
правах ребёнка возлагает ответственность ухода за детьми без родителей на
государство.
5.
Государство
должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая может
мешать образованию и вредит здоровью.
6.
ООН считает
ребёнком человека от рождения до 18 лет.
Задание №2.
На занятиях и в
повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы
самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые
права.
Игра «Мозговой штурм».
Цели:
- Проверить и закрепить знание детей в
области правового воспитания.
- Развивать чувство
ответственности, справедливости.
- Воспитывать любовь к
самому себе и окружающим.
Оборудование: карточки с заданиями, выставка книг
с произведениями.
Ход игры.
В какой сказке нарушено
право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное
литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка», «Серая шейка»,
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
Какие литературные герои
могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три
поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.)
В какой известной сказке
Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев»)
В какой сказке нарушено
право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»)
Какое право нарушила
ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на
жизнь)
Каким правом пользовалась
лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на
свободное передвижение)
Какие права нарушили
братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную
неприкосновенность)
Какое право Царевны
нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в
сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному
согласию)
Каким правом посоветовал
воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой
Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
Какое право нарушил Буратино,
схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)
В ходе игры проводится
коллективное обсуждение правильности выбранного ответа, приводятся
доказательства.
Страницы: 1, 2
|