Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе
Дети получают удовольствие от рисования, в
большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания
содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это
стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных
предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям
удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку,
уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая
содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения
места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и
словесный рассказ.
В процессе изобразительной деятельности
создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые
постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию
эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте
передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина,
положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы –
компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.
Обогащая опыт детей наблюдениями
окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях,
показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать
внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими
эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего
материала.
На занятиях по рисованию у детей развивается
речь: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных
обозначений способствует обогащению словаря.
На занятиях рисованием у детей развивается
мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших
орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных
материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними.
Рисование должно быть использовано для
воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств,
которые возникают у них.
Рисование в детском саду направлено на
обучение художественно-творческой деятельности в изделиях, доступных детям
дошкольного возраста. Большая роль отводится умению правильно держать карандаш
и пользоваться им. Необходимо систематически приучать ребенка к правильному
держанию карандаша между пальцами, без чего не представляется возможности
следить за первоначальными фазами развития детского рисунка, т.к. при более
позднем обучении ребенка держанию карандаша, первоначальное развитие детского
рисования не может быть прослежено с достаточной полнотой.
Овладение разнообразными движениями рук,
способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только
для развития изображения действительности ребенка, но и для психического
развития. В изображении действительности развиваются движения руки, связанные с
процессом создания изображения.
Так ребенок в детском саду овладевает
сложными и тонко дифференцированными навыками и умениями, связанными с
употреблением некоторых орудий и инструментов, требующими точной координации
движений под углом зрения.
3.
Проведение
рисуночных тестов по выявлению уровня
готовности
детей к обучению в школе
Если в дошкольном образовательном учреждении
отсутствует педагог психолог:
Обследование интеллектуальной
готовности детей к школьному обучению проводит педагог - психолог школы в
условиях дошкольного образовательного учреждения индивидуально с каждым
ребенком (в апреле).
Обследование мотивационной
готовности детей к школьному обучению проводит учитель начальной школы в
условиях дошкольного образовательного учреждения индивидуально с каждым
ребенком (в мае).
Обследование волевой готовности детей к школе
и зрительно - моторной координации проводят воспитатель подготовительной
группы и старший воспитатель ДОУ поточно с группой детей (апрель - май).
Если в дошкольном образовательном учреждении
работает педагог - психолог, то всю диагностическую программу проводят под его
руководством в октябре и марте. По результатам осеннего обследования выявляют
детей с недостаточно сформированной готовностью к обучению в школе и проводят с
ними коррекционную - развивающую работу. Результаты весеннего обследования
позволяют определить эффективность развивающей и коррекционной работы,
проведенной в подготовительной группе, а также сформулировать совместно со
школьным педагогом - психологом и учителем начальных классов рекомендации по
организации и содержанию развивающей работы с детьми в школе.
Методика «Пиктограмма»
Цель: выявить уровень развития
ассоциативного зрительно-словесного запоминания.
Материал:
простой карандаш, бумага.
Инструкция.
«Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь какой-нибудь
рисунок, который потом напомнит тебе это слово. Постарайся сделать рисунок
побыстрее, иначе мы не успеем, потому что слов у нас много. Не нужно чтобы
рисунки были хорошими. Надо только, чтобы они напоминали тебе те слова, которые
я буду говорить».
Примерный
перечень слов: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз,
капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная
сказка.
Если
же первый рисунок ребенок делает очень подробным, то напомните ему: «Не надо
делать настоящий рисунок, надо только чтобы он напомнил тебе слово».
После
того как сделаны рисунки ко всем словам, бумага забирается. Вспомнить название
слов по рисункам предлагают через несколько часов или на следующий день.
Оценка
результатов:
В -
ребенок правильно вспоминает все слова, легко находит и изображает
образцы-ассоциации ко всем словам.
С -
затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам; вспоминает не все
слова.
Н -
затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-изображения
неадекватны и малопонятны. Вспоминает не все слова (меньше 8-9 слов).
Методика «Учебная деятельность»
Цель:
выявление умений, служащих предпосылками учебной деятельности (подчинять свои
действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого).
Материал:
тетрадь, состоящая из 4 страниц. На каждой странице изображены три ряда мелких
геометрических фигур размером 2x2 мм.
Верхний
ряд состоит из треугольников, средний - из кружков, нижний - из квадратов.
Фигурки нижнего ряда расположены строго под фигурками верхнего ряда, среднего
- в промежутках между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков -
по 16.
В
верхней части первой страницы расположена короткая полоска из этих фигур, на
которой дан образец узора (А). Первая страница вводная, она предназначена для
того, чтобы дети познакомились с правилами и научились рисовать узоры под
диктовку взрослого.
А -
образец узора;
Б -
материал для выполнения вводного и основных заданий (повторяется 4 раза).
Образцы
правильного выполнения заданий:
В -
вводная серия;
Г -
первая серия;
Д -
вторая серия;
Е -
третья серия.
Инструкция.
«Сейчас вы будете рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды
треугольников, квадратов и кружочков. Вы будете соединять эти фигуры - и
получится узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У
нас будут такие три правила:
1) два треугольника, два квадрата
или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
2) линия узора должна идти только
вперед;
3) каждое новое соединение нужно
начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет
непрерывной и в узоре не получится
промежутков.
Посмотрите,
как можно соединить треугольники и квадраты».
Внимание
детей обращают на образец. Затем говорят: «Теперь учитесь соединять сами.
Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником,
два треугольника, треугольник с квадратом».
Проверяют
выполнение задания и в случае необходимости исправляют ошибки и объясняют
ребенку, в чем он ошибся; в процессе обучения дети производят четыре
соединения.
После обучения детям
предлагают: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно
слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о
правилах. (Повторяют правила соединения фигур). Если ошибетесь, то не
исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Диктуют
последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же
дважды.
После
первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером
узора.
Диктант
для первой серии
«Соедините
треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник
с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом,
два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника,
треугольник с квадратом».
Диктант
второй серии
«Соедините
квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два
квадрата, ещё раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника,
треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два
квадрата, квадрат с треугольником».
Диктант
третьей серии
«Соедините
два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с
квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом,
квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с
треугольником, два треугольника». ,
Помощи
во время выполнения задания детям не оказывают. После окончания работы тетради
собирают.
Оценка
результатов
Каждое
правильное соединение оценивают в 2 балла. (Правильным считается соединение,
соответствующее диктанту.) Штрафные баллы - по одному - начисляются:
1)
за лишние
соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в
конце узора,
то есть предваряющих диктант и следующих за ним);
2)
за разрывы
(пропуски зон соединения) между правильными соединениями.
3)
Все остальные
виды ошибок не учитываются.
В –
71-72 балла;
С
– 43-70 баллов;
Н
– 42-0 баллов за всё задание
Методика «Копирование письменных букв»
Цель:
выявление уровня зрительно-моторной координации.
Инструкция.
Ребенку предлагают скопировать простое предложение из трех слов, написанное
письменными буквами русского языка (7-9 букв). Расстояние между словами
образца примерно в полбуквы Ю (Он ел суп. Кот да мыши.)
Оценка
результатов
Высокий
уровень - четко скопирован образец. Размер букв не превышает эталон более чем
в два раза. Предложение разделено на три слова. Отклонение записи от
горизонтальной линии - не более 30 градусов.
Средний
уровень - можно четко разобрать хотя бы четыре буквы образца, и хотя бы одно
слово в записи явно выделено.
Низкий
уровень - нет разбивки на слова; каракули.
Рисуночные тесты были проведены с детьми
подготовительной группы.
Итоги проведения рисуночных тестов:
|