бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Занимательный русский язык бесплатно рефераты

Решить эти проблемы нелегко. Но стоит помнить, что, прежде всего, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровую деятельность нужно вводить в каждый урок.

Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры. Предлагается алгоритм построения уроков по игровой технологии (Семяшкина Н.И., 1997 г.,№2).

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа урока.

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

Количество больших игр, которые можно будет провести в учебном году, зависит от того, совмещаете ли вы учебную и внеклассную деятельность (то есть ли у вас время большее, чем 40 минут для проведения игры), можно проводить 3 - 4 игры за учебный год, завершая игрой каждую четверть. Но поначалу у вас получится только одна «большая» игра в год. Для «большой» игры подходит любой тип: сюжетная (ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.

Предположим, вы выбрали интеллектуальную игру по типу «Что? Где? Когда?» и с ее помощью хотите проверить не только глубину знаний учащихся по русскому языку, но и их сообразительность, языковое чутье, умение работать с источниками. Тогда необходимо объявить ориентировочный этап.

Ориентировочный этап

На этом этапе в школе вывешивается объявление (предположим, в середине сентября), что в конце учебного года будет проведена большая игра по русскому языку. Тема: «Все неизвестное и непознанное из области русского языка». Объявляются правила игры, формируются команды. Далее следует, пожалуй, самый важный этап, так как часто подготовка к игре может стать интереснее самой игры.

Подготовка к проведению игры

Учитель объявляет конкурс вопросов. Все по правилам: грамотный вопрос, ответ на него и источник информации. Если у вас в школе несколько параллелей, то один класс, готовит вопросы для остальных и т.д. В этой подготовительной работе не участвует только будущая команда (если команда разновозрастная, то в это время она формируется – проходят отборочные игры по параллелям). На подготовительный этап (принятие вопросов, анализ их корректности, особый способ их изложения, подбор иллюстративного материала, какие-то вопросы отсечь) уходит примерно полгода.

Проведение игры предполагает несколько вариантов, из которых организаторам предстоит выбирать наиболее подходящий.

Вариант 1. Полное воспроизведение телевизионной игры. Все, присутствующие на игре, делятся на 3 группы: 1-я – команда, 2-я – зрители, 3-я – авторы выбранных ответов.

Вариант 2. Игровых столов не один, а несколько, главный стол в центре, на нем волчок и конверты. Волчок запускается, конверт вскрывают и читают вопрос (проецируют через кодоскоп). Минута пошла. Как только за одним из столов готов ответ, капитан поднимает руку и сообщает ответ ведущему (письменно). Минута истекла – принимается ответ у главной команды. Если ответ верен, команда остается за столом, если нет – уступает место той команде, которая первой ответила правильно. Если все команды дают правильный ответ, то каждая получает свой балл. Организация игры может варьироваться по вашему желанию с учетом предложений детей и конкретных обстоятельств.

Обсуждение игры: можно провести как в устной форме, так и в письменной.

Вывод по I главе.


Урок русского языка не является любимым у детей, как в начальных классах, так и в среднем звене. А успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами ученики. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удается не всегда. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.

Нестандартные уроки – одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую.

В начальной школе можно использовать следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (КВН, конкурсы, викторины), уроки-путешествия, уроки-фантазии, уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки-отчеты.

Глава II

Опытно-экспериментальная проверка гипотезы

 

2.1 Подготовка к опытно-экспериментальной работе. Проведение констатирующего эксперимента


Исследовательская работа проводилась во 2 ″А″ классе средней школе №19 города Новороссийска с 26.01.2008 г. по 22.02.2008 г. (учитель Крикунова Раиса Ароновна). В классе 27 человек ( 13 девочек и 14 мальчиков).

Гипотеза нашего исследования – применение игровых технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, обогащают словарный запас, активизируют внимание детей, прививают интерес к предмету.

Задачами исследования были:

1. Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.

2. Изучить состояние особенностей игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в научной литературе.

3. Выявить степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в средней школе №19 во 2 ″А″ классе.

4. Выявить типичные затруднения учителей при проведении нетрадиционных форм закрепления урока.

5. Проверить гипотезу опытно-экспериментальным путем.

В ходе работы использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, диагностирующие проверочные работы.

Программа исследования:

1. Выяснение с помощью тестирования эффективности проведения нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка с использованием игровых технологий.

2. Предложить методические разработки уроков, проводимых в нетрадиционной форме закрепления знаний на уроках русского языка с использованием игровых технологий.

3. Выяснение с помощью анкетирования места и роли нетрадиционных форм закрепления изученного материла с использованием игровых технологий, в системе обучения младших школьников русскому языку.

Учитель Крикунова Раиса Ароновна работала по учебнику Рамзаевой Т.Г. 2 класс (программа 1 – 4).

В начале нашего эксперимента были проведены опросные методы.

Примерные вопросы, которые предлагались для анкетирования учителей:

1. Как часто вы применяли нетрадиционные формы закрепления изученного материала на уроках русского языка с использованием игровых технологий?

2. В чем вы видите пользу нетрадиционных уроков с использованием игровых технологий?

3. Как часто рекомендуете проводить уроки в нетрадиционной форме, с использованием игровых технологий?

Результаты опроса учителей, оказались следующими: из 10 опрошенных всего 3 учителя 1 раз в месяц применяют нетрадиционные формы закрепления изученного материала с использованием игровых технологий, 1 учитель -1 раз в месяц и 6 учителей - вообще не применяют.

Примерные вопросы, которые предлагались для анкетирования детей:

1. Нравятся ли вам уроки русского языка?

2. Входит ли урок русского языка в число любимых предметов?

3. Сколько уроков русского языка вам запомнилось?

4. Чем вам понравились эти уроки?

5. Хотели бы вы, чтобы уроки проходили в форме игры?

С целью выявления уровня подготовки детей был проведен констатирующий эксперимент в виде теста, во время которого были использованы следующие задания, включающие обобщающие вопросы по изученным темам.

1. Какая схема соответствует слову свистишь?

¬ ∩ ^ □ , ¬ ∩ □ , ∩ □ , ∩ ^ □

2. Подбери проверочные слова к слову молчаливый - ( молчать, молча, примолк).

3. Укажи буквы, которые надо написать :

м…л…ко, в…рона, за…ц, к…ртина

4. Выбери слово с разделительным твердым знаком:

гост…я, в…юга, с…емка, раз…ярен

5. Укажи род имен существительных:

 белка – ……, дождь - ……., озеро - ……, платье - ……., улица - …….


Работа с деформированным текстом «Воробей».

″Воробей″

Стоял морозный зимний день. Я выглянул в окно и увидел на ветке дерева нахохлившегося ___________ . ___________ был маленький, голодный и совсем замерзший. __________ сжался в комочек, распушил перышки и пытался согреться. Мне стало жалко __________ . Я открыл окно и впустил __________ в дом. Сначала ___________ меня боялся. А затем освоился. Перед приходом родителей я выпустил своего ___________ на улицу. С тех пор мой ___________ , как я его прозвал, прилетает в гости каждый день.

Слова для справок: воробей, он, воробышек, птенчик, воробьишко,Чирик, новый друг, малыш.

Следующим заданием был подготовительный диктант «Пингвины», цель которого – выявить уровень орфографической грамотности.

″Пингвины″

Завыл ветер. Все замело снегом. Всюду стояли снежные бугорки. Я копнул один бугорок ногой. Вдруг бугорок зашевелился и из него выбежал пингвин. Он резко крикнул. В пургу пингвины ложились на камни. Их заносил снег. Они тихо лежали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.

Количество слов: 44 слова.


2.2 Проведение формирующего эксперимента


Во время формирующего эксперимента мы обратились к системе заданий, которые были изложены в журналах "Начальная школа" №3/2003 г., №6_2001 г., №1/1999 г., №5/2006 г., №2/2005 г., №6/2008 г., к статьям "Тестирование по русскому языку" (авторы Л.Д. Вантеева, А.Н. Смирнова, Е.В. Машкова), "Примерные проверочные работы по русскому языку 2002-2003 года", а также к материалам методических разроботок С.В. Савиновой, Е.Е. Гугучкиной.

На этом этапе исследования детям было предложено задание в виде перфокарт. Аналогично предыдущему заданию, деформированный текст ″Воробей″, учащимся необходимо было сделать верный выбор слов, подходящих по смыслу для каждого предложения, так чтобы в целом получился связный текст. Но для этой работы уже детям не предлагались слова для справок.


″Домашнее задание″

Уроки я дома __________ добросовестно. Сначала __________ письменные задания. На черновике ___________ задачи по математике и упражнения по русскому языку. Затем внимательно ____________ сделанное и только после этого ____________ в тетрадь. Потом я ___________ к выполнению устных заданий. _____________ рассказ в учебнике ″Живое слово″ или _____________ наизусть стихотворение, ____________ на вопросы и, если это нужно, _____________ прочитанное.

Был также проведен диктант, который помог выявить степень эффективности нетрадиционных форм закрепления знаний, с использованием игровых технологий на уроках русского языка. Диктант был проведен в форме инсценировки, с использованием сказочных героев.


″Старые знакомые″

Слоненок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песни. Удав, слоненок, попугай слушали и смеялись. Слоненок задавал всем умные вопросы. Иногда слоненок и мартышка брали удава и крутили его как скакалку. Попугай прыгал через него. Всем было очень весело.

Количество слов: 48 слов.


На этом этапе был проведен урок-игра "В мире слов", на котором предлагались следующие задания:

1.                 Станция «В компании со словарем» (на станции команда получает орфографический словарь, за определенное время надо правильно вставить пропущенные буквы).

К…рандаш, кил…метр, д…г…вор, алф…вит, б…бл…отека, л…пата,, предл…жжение, гор…да, з…п…ведник, б…льшой, вел…чина, к…рова, заг…ловок, скворе……ик, тр…мвай, м…г…зин.


2.                 Станция «Крылатые слова» (на станции команда должна составить крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок).


1. Делу время

3) лучше ста слов

2. Волков бояться

5) что дерево без корней

3. Добрый пример

1) потехе час

4.Добрые дела

7) а лень только берет

5. Человек без друзей

4) человека красят

6. Человеку по работе

6) воздается честь

7. Труд всегда дает

2) в лес не ходить


3.                 Станция «Чей хвост длиннее» (на станции команда получает слово из трех букв, заменяя одну букву в каждом последующем слове, выстраивает цепочку; например, бок-ком-мак и т.д.)

4.                 Станция «Ступеньки» (на станции команда делится на три группы, каждая группа вписывает в кружки слова на заданную букву, состоящие из трех, четырех и т.д. букв)

Во время практики мы проводили несколько уроков нетрадиционной формы закрепления изученного материала на уроках русского языка. Хотелось бы привести эти уроки в качестве методических разработок для учителей. (см. Приложение)

Во внеурочное время было проведено внеклассное занятие ″Конкурс грамотеев″, цель которого предусматривала воспитание интереса к русскому языку, повышение знаний детей в области русского языка. (см. Приложение)


2.3 Подведение итогов, анализ полученных результатов

 

Об эффективности разработанной системы говорят следующие результаты.

В анкетировании принимало участие 27 учащихся 2 ″А″ класса. Результаты следующие: (15 учащимся нравятся уроки, 12 учащимся не нравятся уроки). В процентном соотношении (%):


Разрабатывая во время практики уроки нетрадиционной формы, мы заметили, что у детей активизировалось внимание, вырос интерес к предмету. Предложив детям повторное анкетирование, мы получили следующие результаты:


При проведении констатирующего эксперимента в виде теста ошибки сделали ( в процентом соотношении ) 60% учащихся, не допустили - 40%. Это говорит о том, что дети не овладели знаниями в области русского языка, у них не сформировался интерес к учению.



Выполняя задание, где нужно было подобрать подходящие по смыслу слова из слов для справок, так, чтобы получился связный текст ("Воробей") были получены следующие результаты: ошибки сделали 50% учащихся, не допустили ошибок 50% учащихся. Мы видим, что в целом некоторые дети заинтересовались предлагаемыми им заданиями.

Выполнение задания, аналогичного предыдущему, без использования детьми слов из предлагающихся, а применяя свой собственный активный запас, показало следующие результаты: ошибки допустили 20% учащихся, правильно справились с заданием 80% учащихся. Мы заметили, что большая часть детей справилась с заданием.


При проведении констатирующего диктанта были получены следующие результаты: 12 человек получили "4", 7 человек получили "3", 8 человек получили "2", т.е. не справились с заданием.

По результатам контрольного эксперимента из 27 человек 9 человек получили "5", 8 человек получили "4", 6 человек получили "3", 5 человек не справились с заданием, получили "2".Сравнив эти результаты, можно сказать, что орфографических ошибок стало меньше. Это можно увидеть на графике:


Систематическая работа в этом направлении благотворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышению орфографической зоркости. Проведение внеклассного занятия по русскому языку помогло заинтересовать младших школьников, повысить их успеваемость по русскому языку.

Страницы: 1, 2, 3, 4