Продуктивные приемы в работе учителя
Непродуктивные приемы в работе учителя
Рекомендации
· четко ставится цель и задача
· материал не повторяет учебник
· диалог (соучастие)
· наличие четкой позиции учителя
· свободное владение материалом учителем (отсутствие привязанности к конспекту, ответы на вопросы)
· план занятия не сообщается,
· количество узловых вопросов мало
· полученные результаты не обсуждаются
· в конце занятия выводы не делаются
· не ограничивать развитие учащихся данным материалом, демонстрировать связь с другими областями искусства, технологий и т.д.
· включать при объяснении в свою речь соответстсвующие термины, чтобы учащиеся также расширяли свой словарный запас
ЗАДАНИЕ №2. “ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ”
Цель: выявление и анализ приемов активации деятельности учащихся и установления коммуникаций при организации контроля на уроке.
Продуктивные приемы
Непродуктивные приемы
Рекомендации
· целенаправленность контроля
· требования к выполнению контрольных заданий сообщаются заранее
· оценка результатов деятельности (а не личности)
· разнообразие форм контроля
· индивидуализация контроля
· преобладание положительных оценок
· результаты контроля не обсуждаются
· завышение оценок слабым, занижение сильным (неадекватная оценка)
· самооценка или самоконтроль не практикуются
· не занижать сильным оценки, а то они могут перестать работать
· обсуждать как была выполнена работа (без имен), если есть ошибки, то объяснить как должно было быть сделано
БЛОК №2. “ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ”
ЗАДАНИЕ №3. “СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ И РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ”.
Цель: выявление приемов, способствующих успешности формирования личностных качеств учащихся.
Содержание внеклассного мероприятия: экскурсия в Гатчину (Гатчинский дворец )
Продуктивные приемы
Непродуктивные приемы
Рекомендации
· содержание мероприятия расширяет кругозор учащихся
· ободрение, похвала
· юмор, шутка
· создание обстановки доверия уверенности в успехе
· косвенное воздействие на поведение (изменение ситуации)
· инициатива проведения навязывается учителем
· замечание аудитории
· пассивное отношение
· заинтересовать учащихся не навязывая им мероприятие
· не иронизировать над слабыми учениками, когда они что-либо забывают и т.п.
БЛОК №3. “САМОДИАГНОСТИКА”
ЗАДАНИЕ №4. “САМОАНАЛИЗ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА”
Цель: выработка оценочных суждений о готовности к профессионально-педагогической деятельности и совершенствованию подготовки студентов на ФТиП.
Самоанализ компетентности рекомендуется проводить по методике, разработанной Н.В.Кузьминой и В.Г.Гинецинским, и состоящей из пяти шкал. Ниже приводится модифицированный вариант этой методики.
Осуществите самооценку по каждому правлению, то есть обведите соответствующий балл по шкале (от 5 - “определенно ДА” до 1 - “определенно НЕТ”)
1. Шкала для оценки проектировочных умений:
· Я готов правильно формулировать и реализовывать цели при изучении предмета, выстраивать индивидуальную образовательную программу для учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен правильно определить соотношение отдельных разделов курса и видов учебных занятий, конструировать образовательные программы для отдельных групп учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен формулировать цели отдельных видов учебной деятельности.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я умею свертывать информацию, но так, чтобы она была доступна для всех учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен правильно формулировать цели отдельных занятий.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
2. Шкала для оценки конструктивных умений:
· Я готов создавать новые педагогические технологии.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен видоизменить имеющиеся, осовременить традиционные педагогические технологии.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я могу отобрать из имеющихся технологий наиболее соответствующие поставленной задаче.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я могу использовать имеющиеся средства обучения.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен воспроизводить знания в том виде, в каком усвоил сам.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
3. Шкала для оценки гностических умений:
· Я способен предвидеть затруднения в учебной деятельности школьников и нацелить их на самообразование.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я могу правильно охарактеризовать достигнутый уровень подготовки учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен учитывать психофизиологические особенности обучаемых.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я знаю общие психофизиологические особенности обучаемых.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я знаю отдельные психофизиологические особенности обучаемых.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
4. Шкала для оценки коммуникативных умений:
· Я способен вызвать встречное движение к себе учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен устанавливать взаимоотношения с коллективом учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я могу выдвигать требования, соответствующие особенностям различных групп учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен выдвигать требования, принимаемые отдельными учащимися.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я могу установить взаимоотношения лишь с отдельными обучаемыми.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
5. Шкала для оценки организаторских умений:
· Я способен мобилизировать внимание и развивать познавательный интерес у обучаемых.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я умею организовывать самостоятельную работу учащихся.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я способен правильно руководить отдельными видами учебной деятельности учащихся в соответствии с общими целями их подготовки.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я владею общей методикой проведения отдельных видов занятий.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
· Я владею методикой проведения отдельных занятий.
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
После самодиагностики, сделайте письменно выводы, в которых отразите два момента:
1. какие, на Ваш взгляд, необходимы изменения в содержании и организации профессионально-педагогической подготовки на факультете;
2. какие необходимы изменения в самом себе для достижения успеха в профессионально-педагогической деятельности.
Рекомендуемая литература:
1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Спб. Издательство Спб Ун-та, 1992.
2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
3. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность . М.: РПА, 1998.
4. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. М.: Флинта, 1998.