бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Художественная обработка соломки бесплатно рефераты

Окраска натуральными красителями: кипячение в воде с добавлением луковой шелуши ольхи или коры дуба придадут ей коричневый цвет.

При окраске нужно добавить в водный раствор поташ (соду).

При окрашивании анилиновыми красителями можно получить яркую гамму цветов: красный, фиолетовый, зеленый, оранжевый и др. С этой целью принимают бытовые анилиновые красители, предназначенные для окраски шерсти.

Раствор готовят из расчета:1 г краски, 1 л воды, 2 г уксуса, 1 г поваренной соли. После окрашивания солому тщательно промывать.

Красивые темно – золотистые и коричневые оттенки натурального цвета можно получить, если прокалить солому в печи или духовом шкафу. При этом необходимо следить, чтобы солома не соприкасалась с пламенем, не загорелась. Соломины, распластанные в ленту, которые используются для декоративных деталей, достаточно для этой цели прокалить горячим утюгом.

Проглаживание соломы

После распаривания сырья соломины разрезают кончиком ножниц или ножом вдоль волокон.

Расправляют соломины на х/б ткани. Затем проглаживают соломенную пластину с двух сторон до полного высыхания. Проглаживать следует вдоль волокон.

Не стоит забывать и еще один способ обработки соломки, который незаменим в том Случае, когда водно-тепловая обработка исключается (нет условий, не позволяет возраст учащихся). В этом случае используют механическую обработку соломки.

Для этого сухую соломку разрезают вдоль волокон кончиком ножницы, осторожно распределяют ее на столе и с силой проглаживают твердым, тупым предметом: линейкой, кольцами ножниц.

Такой способ обработки хорошо использовать в работе с дошкольниками, младшими школьниками, когда обработка утюгом исключена.

Способы наклеивания

При наклеивании соломки используют клей «Момент», резиновый или ПВА.

1-й способ: наклеивание пластины соломки на тонкую бумагу (калька, папиросная бумага). Соломины должны подходить друг к другу, чтобы не просвечивалась между ними бумага.

Делаем несколько таких заготовок, их должно быть столько, сколько оттенков нам понадобится для того или другого вида работы. За готовки необходимо просушить под прессом. С обратной (гуманочной) стороны рисуем нужные детали и вырезаем ножницами.

2-й способ: наклеивание соломки на вырезанные детали картины, при этом подбирается направление соломки. Обрезаем края соломки по контуру детали и составляем из готовых деталей картинку. Наклеиваем их на подготовленный заранее фон.

Виды расположения соломки

Долевое направление (при изготовлении листиков, лепестков цветов, плодов, водоросли, туловища и т.д.).

«Елочки» (такое расположение используется для изготовления листьев, лепестков цветов, оперения птиц). Чтобы изготовить деталь в технике «елочка», ее делят на две части и наклеивают по диагонали, каждую часть детали отдельно.

«Веером» (самый трудоемкий способ расположения соломки). Его используют для изготовления соломки. Его используют для изготовления круглых листьев и цветов. На заготовленные шаблоны наклеивают соломенные пластины, разрезанные по диагонали. Выступающие за край детали соломки аккуратно подрезают ножницами.

1.5 Оборудование


Для работы с соломкой не требуется каких– либо особых инструментов и специально оборудованного листа. Работать лучше всего сидя за столом, на котором разложены солома, «соломенная» бумага и все необходимые принадлежности. Нужно расположиться так, чтобы свет падал на стол с левой стороны.

Во время работы потребуются:

- ножницы и нож с коротким, заточенным под угол лезвием, пинцет, пробойники, шило;

- клей ПВА или другой клей, образующий при высыхании бесцветную пленку;

- пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы) для выравнивания плоскостных готовых изделий;

- картон, калька, бумага, стекло (для фиксации аппликации на фоне и защиты ее от внешних воздействий), рамы и рамки (чтобы профессионально оформить готовую работу);

- утюг и гладильная доска (для разглаживания соломы);

- паяльник (задают темные оттенки) малой мощности;

- карандаш, ручка, морилка, лак, краски, кисти;

- деревянные заготовки (т.к. многие умельцы выполняют аппликацию на бытовых предметах, декорируя сам предмет);

- емкость (лучше использовать кювет или таз).


1.6 Инструктаж по технике безопасности


Правила техники безопасности при работе с ножницами:

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы. 3. Ножницы клади кольцами к себе. 4. Следи за движением лезвий во время резания, 5. Не оставляй ножницы раскрытыми. 6. Передавай ножницы кольцами вперед. 7. Не играй ножницами, не подноси к лицу. 8. Используй ножницы по назначению.

Правила техники безопасности при работе с утюгом:

1.        Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.

2.        Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.

3.        Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.

4.        Работать, стоя на диэлектрическом коврике.

5.        Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.

6.        Включать утюг в сеть и выключать из неё только сухой правой рукой.

7.        При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.

8.        Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура.

9.        Не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук.

10.   Не оставлять без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара.

11.   Следить за нормальной работой утюга, не давая ему перегреться.

12.   По окончании работы утюг отключить, вынимая только за вилку.

Правила техники безопасности при работе с клеем:

1.        Для нанесения использовать кисточку

2.        использовать салфетку, чтобы избежать загрязнений поверхности

3.        После работы клей обязательно закрыть

Глава 2. Разработка уроков по теме: «Художественная обработка соломки»

2.1 Организация учебного процесса

Работа основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка в целом.

На начальном плане ребенок выполняет коллективную работу подетальным способом, подражая педагогу. Это наиболее эффективная работа организации труда на начальном этапе, так как при наименьших затратах, сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Также данный вид работы способствует приобретению определенных навыков, развитию сенсомоторики в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Деятельность ребенка происходит в тесном контакте с взрослым, что отражается на развитии речи. Сочетание занятий с выставками и экскурсиями позволяет расширить кругозор ребенка. Система концентрического усложнения заданий, как теоретических, так и практических, способствует приобретению глубоких знаний и умений в области художественной обработки природного материала. Копирование орнаментов, зарисовка отдельных декоративных элементов из фотоальбомов, составление эскизов является вспомогательным звеном в творческом поиске. Изучение национальной культуры обогащает личность, доставляет радость общения с настоящим искусством, а это, в свою очередь, является мощной мотивацией к творчеству.

Цели и задачи обучения

Цели:

§   воспитание ребенка – носителя и хранителя национальной культуры – средствами декоративно-прикладного искусства;

§  личностное развитие ребенка;

§  развитие творческого потенциала;

§  развитие речи в процессе деятельности;

§  организация содержательного досуга;

§  профессиональная ориентация и самоопределение ребенка.

Задачи:

§  обучение навыкам и умению работать с различными инструментами, соблюдая правила техники безопасности;

§  обучение умению обработки соломы и подготовки ее к работе;

§  обучение различным способам работы с соломой;

§  обучение умению различать и выполнять различные виды декоративной работы с соломкой: аппликацию, инструкцию;

§  обучение умению подбора или создания эскиза будущей работы и оформления выполненных работ;

§  осуществление специальных задач по развитию речи путем систематического расширения словаря ребенка в процессе деятельности.

Для выполнения этих задач необходимо выделить основные этапы их реализации.

Задачи первого этапа – в ознакомлении ребят с материалами, инструментами, в обучении приемам работы с ними, обработке материала, соблюдении техники безопасности. На первом этапе ребенок учится вырезать по контуру мелкие детали, приобретая навыки, способствующие развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Все операции выполняются совместно с педагогом. По окончании каждой операции дети называют (развитие речи) все моменты ее выполнения и инструменты, которые они используют. Важно уже на первом этапе воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку, работать аккуратно и красиво.

На втором этапе продолжается формирование навыков изготовления изделий, усвоение и расширение знаний и предметов деятельности, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности. На этом этапе идет дельнейшее обогащение словаря детей. Процесс выполнения работы постоянно усложняется. К освоенному подетальному способу работы с соломкой на первом этапе, добавляется мозаичный способ выполнения аппликаций. Особое внимание уделяется отчету о проделанной работе в устной форме.

На третьем этапе продолжается формирование навыков изготовления изделий, усвоение и расширение знаний и предметов деятельности. На этом этапе начинается знакомство с народными традициями, связанными с использованием соломы, решаются задачи приобщения детей к народной культуре. Ведущее место среди коррекционных приемов и упражнений отводится беседе с детьми. Вопрос, обращенный к ребятам, активизирует их речевую и мыслительную деятельность. На этом этапе решаются воспитательные задачи. Работы, выполненные ребятами, должны иметь общественную значимость. Они украшают школу, их показывают на выставках.

Четвертый этап закрепляет и расширяет практические и теоретические знания программного материала. Большое внимание уделяется самостоятельной работе детей, когда последовательность и рациональность выполнения всех операций обдумывается и выполняется без помощи педагогов, самостоятельно оформляются готовые работы. На этом этапе ребята осваивают самый сложный вид работы с соломкой – инкрустацию, требующую особой точности. Ребята должны уметь самостоятельно составлять эскиз будущей работы, точно подбирать соломку по цвету, тонировать ее.

Для расширения кругозора детей большое значение имеют экскурсии в краеведческий музей, на выставки. Эти мероприятия имеют большое познавательное, воспитательное и коррекционно - развивающее значение.

В соответствии с особенностями каждой возрастной группы детей педагог может использовать различные формы и методы работы на занятиях.

На занятиях с детьми 7-10 лет используется фронтальная работа под руководством учителя, групповая, индивидуальная работа. Эти формы требуют от учащихся общения друг с другом и с учителем. Сам процесс общения становится мотивированным, обусловленным необходимостью.

Мотивированность общения возрастает, если содержание и ход работы известны лишь учителю. В этих условиях учитель должен в доступной форме сказать, что и как надо делать, и ученики должны выполнить то или иное задание. При этом активизируется речь детей, уточняются значения слов.

Беседы, проводимые на занятиях должны соответствовать возрасту и степени речевого развития детей. Они проходят в устно-тактильной форме в сочетании с демонстрацией образов изделий, рисунков, таблиц, видеофильмов. При проведении бесед необходимо использовать таблички со словами для лучшего усвоения, подаваемого теоретического материала.

С детьми 13-16 лет можно проводить беседы, вести диалоги, обсуждения, которые помогают развить способности логически мыслить. На таких занятиях ребята получают информацию о декоративно-прикладном искусстве, о народных традициях и обрядах крестьян.

Со всеми возрастными группами детей необходимо планировать экскурсии в краеведческий музей, в мастерские народных умельцев и в кружки прикладного творчества. Различные смотры и выставки помогают доводить работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других. Ребята должны активно включаться в организацию выставок: оформлять свои работы, развешивать и расставлять выставочный материал.

2.4 План-конспект занятий

Тема: «Аппликация. Чудо-птица».

Цели занятия:

Обучающая: Обучать детей учению подбирать и создавать эскизы будущей работы.

Развивающая: Развить художественный вкус и творческую активность.

Воспитывающая: Воспитывать у детей интерес к народному искусству.

Оборудование:

Для учителя: Таблица последовательности выполнения аппликации.

Для учащихся: Соломенное полотно, дощечка ДВП, ножницы, клей ПВА, тушь.

Ход занятия

Учитель приветствует детей. О том, с каким природным материалом они будут работать, загадывает загадку:

Весной – травкой шелковистой,

Летом – нивой золотистой,

Ну, а зимнею порою –

Аппликацией – игрою.

Сухая очень ломка,

Зовут ее …

(Соломка)

После этого он задает вопросы:

-       Что это за природный материал? (Сухие стебли)

-       Можно ли уверенно сказать, какой цвет у соломки?

-       Какие хлебные злаки используют для работы?

Дадим определение, что же такое соломка?

Соломка - это трубчатая часть стебля злакового растения. Из неё изготавливали различную хозяйственную утварь, делали украшения для сельских и семейных праздников, художественные изделия.

- Что изготавливают из соломки? (Делают шляпы, корзинки, мебель, бытовые предметы, игрушки).

А сегодня, тема нашего урока: «Аппликация. Чудо-птица».

Сегодня на уроке вы должны придумать эскиз «Жар-птицы» или «Чудо-птицы» на фоне осенних листьев.

-       Какой может быть она?

В славянской мифологии с таким названием известна птица с золотыми крыльями. Слово «жар» означает угли в печи. Перья ее сверкают серебром и золотом. Появляется она всегда ночью и ярко освещает сад. Ей приписывали силу и власть.

На Руси всегда чудо птицам отводилась роль оберегов-покровителей. Птица была символом добра и счастья.

Дети придумывают свою птицу, то есть эскиз. Учитель объясняет последовательность выполнения аппликации.

1.          Подготовьте фон, окрасьте его в черный цвет.

2.          Нарисуйте эскиз.

3.          Сделайте шаблоны каждой детали эскиза.

4.          Наложите шаблоны на соломенное полотно и выстригите деталь аппликации.

5.          Смажьте клеем детали и наклейте их на фон.

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Дети преступают к самостоятельной работе, по ее окончанию устраивается выставка работ, где дети оценивают изделия друг друга.

В конце занятия дети убирают свои рабочие места.

Заключение

Среди учащихся все большую популярность приобретают творческие объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.

Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Оно способствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству. Взяв в руку резец или чекан, сделав первый узор, ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая, что он может создавать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированию эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. В процессе создания декоративного изделия дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению и другим предметам, преподаваемым в школе.

В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей формируются художественные трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. На этих занятиях элементы эстетического и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые. Здесь органично сочетается решение творческих задач с необходимостью овладения приемами специфических ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.

В процессе художественно обработки дерева и соломки вырабатывается точность и координация движения. Ряд операций в процессе художественной обработке материалов помогает выработать устойчивость руки.

Итак, работа над изделиями декоративно-прикладного искусства, является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания школьников. Процесс труда по художественной обработке материалов с его ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создать прекрасное. Результаты труда приносят детям творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. У школьников происходит углубление эстетических, трудовых и политехнических знаний, формирование ряда специальных навыков культуры труда, пробуждение интереса к профессиям. Такие занятия способствуют формированию универсальных способностей, творческой направленности в трудовом процессе, то есть таких качеств личности, которые потребуются выпускникам школы и в дальнейшей жизни каким бы видом деятельности они не занимались.

В работе достигнута основная цель, изучена технология обработки соломки и возможность работы с данным материалом на уроках технологии в начальной школе. Изучена история художественной обработки соломки, рассмотрены способы заготовки соломы, основные этапы и виды расположения обработки соломки, а так же оборудование необходимо для работы и правила техники безопасности. Разработаны уроки технологии в начальных классах по теме «Художественная обработка соломки».

Список использованной литературы

1.     Газарян С.С. Прекрасное своими руками / С.С. Газарян. - М: Детская литература, 1980.

2.       Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. / А.С. Хворостов. – М: Просвещение, 1981.

3.       Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. Книга для учителя начальных классов. / Г.И. Перевертень. – М: Просвещение, 1985.

4.       Лобачевская О.А. Плетение из соломки. / О.А. Лобачевская. – М: Дрофа, 2000.

5.       Воловильская Е.А. Декоративно - прикладная работа с соломкой. / Е.А. Воловильская. – М: Школа ремесел, 1999.- № 8.



Страницы: 1, 2