Художественная обработка соломки
Окраска натуральными
красителями: кипячение в воде с добавлением луковой шелуши ольхи или коры дуба придадут
ей коричневый цвет.
При окраске нужно добавить
в водный раствор поташ (соду).
При окрашивании анилиновыми
красителями можно получить яркую гамму цветов: красный, фиолетовый, зеленый, оранжевый
и др. С этой целью принимают бытовые анилиновые красители, предназначенные для окраски
шерсти.
Раствор готовят из
расчета:1 г краски, 1 л воды, 2 г уксуса, 1 г поваренной соли. После окрашивания
солому тщательно промывать.
Красивые темно –
золотистые и коричневые оттенки натурального цвета можно получить, если прокалить
солому в печи или духовом шкафу. При этом необходимо следить, чтобы солома не соприкасалась
с пламенем, не загорелась. Соломины, распластанные в ленту, которые используются
для декоративных деталей, достаточно для этой цели прокалить горячим утюгом.
Проглаживание соломы
После распаривания
сырья соломины разрезают кончиком ножниц или ножом вдоль волокон.
Расправляют соломины
на х/б ткани. Затем проглаживают соломенную пластину с двух сторон до полного высыхания.
Проглаживать следует вдоль волокон.
Не стоит забывать и
еще один способ обработки соломки, который незаменим в том Случае, когда водно-тепловая
обработка исключается (нет условий, не позволяет возраст учащихся). В этом случае
используют механическую обработку соломки.
Для этого сухую соломку
разрезают вдоль волокон кончиком ножницы, осторожно распределяют ее на столе и с
силой проглаживают твердым, тупым предметом: линейкой, кольцами ножниц.
Такой способ обработки
хорошо использовать в работе с дошкольниками, младшими школьниками, когда обработка
утюгом исключена.
Способы наклеивания
При наклеивании соломки
используют клей «Момент», резиновый или ПВА.
1-й способ: наклеивание пластины
соломки на тонкую бумагу (калька, папиросная бумага). Соломины должны подходить
друг к другу, чтобы не просвечивалась между ними бумага.
Делаем несколько таких
заготовок, их должно быть столько, сколько оттенков нам понадобится для того или
другого вида работы. За готовки необходимо просушить под прессом. С обратной (гуманочной)
стороны рисуем нужные детали и вырезаем ножницами.
2-й способ: наклеивание соломки на вырезанные детали картины, при этом
подбирается направление соломки. Обрезаем края соломки по контуру детали и
составляем из готовых деталей картинку. Наклеиваем их на подготовленный заранее
фон.
Виды
расположения соломки
Долевое
направление (при изготовлении листиков, лепестков цветов, плодов, водоросли, туловища
и т.д.).
«Елочки»
(такое расположение используется для изготовления листьев, лепестков цветов, оперения
птиц). Чтобы изготовить деталь в технике «елочка», ее делят на две части и наклеивают
по диагонали, каждую часть детали отдельно.
«Веером»
(самый трудоемкий способ расположения соломки). Его используют для изготовления
соломки. Его используют для изготовления круглых листьев и цветов. На заготовленные
шаблоны наклеивают соломенные пластины, разрезанные по диагонали. Выступающие за
край детали соломки аккуратно подрезают ножницами.
1.5
Оборудование
Для работы
с соломкой не требуется каких– либо особых инструментов и специально оборудованного
листа. Работать лучше всего сидя за столом, на котором разложены солома, «соломенная»
бумага и все необходимые принадлежности. Нужно расположиться так, чтобы свет падал
на стол с левой стороны.
Во время
работы потребуются:
- ножницы
и нож с коротким, заточенным под угол лезвием, пинцет, пробойники, шило;
- клей ПВА
или другой клей, образующий при высыхании бесцветную пленку;
- пресс
(могут быть использованы любые тяжелые предметы) для выравнивания плоскостных готовых
изделий;
- картон,
калька, бумага, стекло (для фиксации аппликации на фоне и защиты ее от внешних воздействий),
рамы и рамки (чтобы профессионально оформить готовую работу);
- утюг и
гладильная доска (для разглаживания соломы);
- паяльник
(задают темные оттенки) малой мощности;
- карандаш,
ручка, морилка, лак, краски, кисти;
- деревянные
заготовки (т.к. многие умельцы выполняют аппликацию на бытовых предметах, декорируя
сам предмет);
- емкость
(лучше использовать кювет или таз).
1.6 Инструктаж по технике
безопасности
Правила техники безопасности при
работе с ножницами:
1. Работай
хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 2. Ножницы должны иметь
тупые, скругленные концы. 3. Ножницы клади кольцами к себе. 4. Следи за
движением лезвий во время резания, 5. Не оставляй ножницы раскрытыми. 6.
Передавай ножницы кольцами вперед. 7. Не играй ножницами, не подноси к лицу. 8.
Используй ножницы по назначению.
Правила
техники безопасности при работе с утюгом:
1.
Проверить
исправность вилки и изоляции электрического шнура.
2.
Подготовить
рабочее место к работе, убрать всё лишнее.
3.
Убедиться в
наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу
около места глажения.
4.
Работать, стоя на
диэлектрическом коврике.
5.
Перед работой
установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.
6.
Включать утюг в
сеть и выключать из неё только сухой правой рукой.
7.
При
кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.
8.
Следить за тем,
чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура.
9.
Не касаться
горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание
ожога рук.
10. Не оставлять без присмотра включённый
утюг в электрическую сеть во избежание пожара.
11. Следить за нормальной работой утюга,
не давая ему перегреться.
12. По окончании работы утюг отключить,
вынимая только за вилку.
Правила
техники безопасности при работе с клеем:
1.
Для нанесения
использовать кисточку
2.
использовать
салфетку, чтобы избежать загрязнений поверхности
3.
После работы клей
обязательно закрыть
Глава 2. Разработка уроков по теме: «Художественная обработка
соломки»
2.1 Организация учебного процесса
Работа основана на ручной манипулятивной деятельности.
Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие
интеллекта, речи и других психических функций ребенка в целом.
На начальном плане ребенок выполняет коллективную работу
подетальным способом, подражая педагогу. Это наиболее эффективная работа
организации труда на начальном этапе, так как при наименьших затратах, сил и
времени удается выполнить трудоемкую работу. Также данный вид работы
способствует приобретению определенных навыков, развитию сенсомоторики в работе
глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в
выполнении действий. Деятельность ребенка происходит в тесном контакте с
взрослым, что отражается на развитии речи. Сочетание занятий с выставками и
экскурсиями позволяет расширить кругозор ребенка. Система концентрического
усложнения заданий, как теоретических, так и практических, способствует
приобретению глубоких знаний и умений в области художественной обработки природного
материала. Копирование орнаментов, зарисовка отдельных декоративных элементов
из фотоальбомов, составление эскизов является вспомогательным звеном в
творческом поиске. Изучение национальной культуры обогащает личность,
доставляет радость общения с настоящим искусством, а это, в свою очередь,
является мощной мотивацией к творчеству.
Цели и задачи обучения
Цели:
§ воспитание ребенка – носителя и
хранителя национальной культуры – средствами декоративно-прикладного искусства;
§ личностное развитие ребенка;
§ развитие творческого потенциала;
§ развитие речи в процессе
деятельности;
§ организация содержательного досуга;
§ профессиональная ориентация и
самоопределение ребенка.
Задачи:
§ обучение навыкам и умению работать с
различными инструментами, соблюдая правила техники безопасности;
§ обучение умению обработки соломы и
подготовки ее к работе;
§ обучение различным способам работы с
соломой;
§ обучение умению различать и выполнять
различные виды декоративной работы с соломкой: аппликацию, инструкцию;
§ обучение умению подбора или создания
эскиза будущей работы и оформления выполненных работ;
§ осуществление специальных задач по
развитию речи путем систематического расширения словаря ребенка в процессе
деятельности.
Для выполнения этих задач необходимо выделить основные
этапы их реализации.
Задачи первого этапа – в ознакомлении
ребят с материалами, инструментами, в обучении приемам работы с ними, обработке
материала, соблюдении техники безопасности. На первом этапе ребенок учится
вырезать по контуру мелкие детали, приобретая навыки, способствующие развитию
мелкой моторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию
координации движений, точности в выполнении действий. Все операции выполняются
совместно с педагогом. По окончании каждой операции дети называют (развитие
речи) все моменты ее выполнения и инструменты, которые они используют. Важно
уже на первом этапе воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь
и поддержку, работать аккуратно и красиво.
На втором этапе продолжается формирование навыков
изготовления изделий, усвоение и расширение знаний и предметов деятельности,
правил и приемов выполнения различных операций при условии большей
самостоятельности. На этом этапе идет дельнейшее обогащение словаря детей.
Процесс выполнения работы постоянно усложняется. К освоенному подетальному
способу работы с соломкой на первом этапе, добавляется мозаичный способ
выполнения аппликаций. Особое внимание уделяется отчету о проделанной работе в
устной форме.
На третьем этапе продолжается формирование
навыков изготовления изделий, усвоение и расширение знаний и предметов
деятельности. На этом этапе начинается знакомство с народными традициями,
связанными с использованием соломы, решаются задачи приобщения детей к народной
культуре. Ведущее место среди коррекционных приемов и упражнений отводится
беседе с детьми. Вопрос, обращенный к ребятам, активизирует их речевую и
мыслительную деятельность. На этом этапе решаются воспитательные задачи.
Работы, выполненные ребятами, должны иметь общественную значимость. Они
украшают школу, их показывают на выставках.
Четвертый этап закрепляет и расширяет практические
и теоретические знания программного материала. Большое внимание уделяется
самостоятельной работе детей, когда последовательность и рациональность выполнения
всех операций обдумывается и выполняется без помощи педагогов, самостоятельно
оформляются готовые работы. На этом этапе ребята осваивают самый сложный вид
работы с соломкой – инкрустацию, требующую особой точности. Ребята должны уметь
самостоятельно составлять эскиз будущей работы, точно подбирать соломку по
цвету, тонировать ее.
Для расширения кругозора детей большое значение имеют
экскурсии в краеведческий музей, на выставки. Эти мероприятия имеют большое
познавательное, воспитательное и коррекционно - развивающее значение.
В соответствии с особенностями каждой возрастной группы
детей педагог может использовать различные формы и методы работы на занятиях.
На занятиях с детьми 7-10 лет используется
фронтальная работа под руководством учителя, групповая, индивидуальная работа.
Эти формы требуют от учащихся общения друг с другом и с учителем. Сам процесс
общения становится мотивированным, обусловленным необходимостью.
Мотивированность общения возрастает, если содержание и
ход работы известны лишь учителю. В этих условиях учитель должен в доступной
форме сказать, что и как надо делать, и ученики должны выполнить то или иное
задание. При этом активизируется речь детей, уточняются значения слов.
Беседы, проводимые на занятиях должны соответствовать
возрасту и степени речевого развития детей. Они проходят в устно-тактильной
форме в сочетании с демонстрацией образов изделий, рисунков, таблиц,
видеофильмов. При проведении бесед необходимо использовать таблички со словами
для лучшего усвоения, подаваемого теоретического материала.
С детьми 13-16 лет можно проводить беседы, вести
диалоги, обсуждения, которые помогают развить способности логически мыслить. На
таких занятиях ребята получают информацию о декоративно-прикладном искусстве, о
народных традициях и обрядах крестьян.
Со всеми возрастными группами детей необходимо
планировать экскурсии в краеведческий музей, в мастерские народных умельцев и в
кружки прикладного творчества. Различные смотры и выставки помогают доводить
работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения
и достойно воспринимать достижения других. Ребята должны активно включаться в
организацию выставок: оформлять свои работы, развешивать и расставлять
выставочный материал.
2.4 План-конспект занятий
Тема: «Аппликация. Чудо-птица».
Цели занятия:
Обучающая: Обучать детей учению подбирать и
создавать эскизы будущей работы.
Развивающая: Развить художественный вкус и
творческую активность.
Воспитывающая: Воспитывать у детей интерес к
народному искусству.
Оборудование:
Для учителя: Таблица последовательности
выполнения аппликации.
Для учащихся: Соломенное полотно, дощечка ДВП,
ножницы, клей ПВА, тушь.
Ход занятия
Учитель приветствует детей. О том, с каким природным
материалом они будут работать, загадывает загадку:
Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
Ну, а зимнею порою –
Аппликацией – игрою.
Сухая очень ломка,
Зовут ее …
(Соломка)
После этого он задает вопросы:
-
Что это за
природный материал? (Сухие стебли)
-
Можно ли уверенно
сказать, какой цвет у соломки?
-
Какие хлебные
злаки используют для работы?
Дадим определение, что же такое соломка?
Соломка - это трубчатая часть стебля злакового растения.
Из неё изготавливали различную хозяйственную утварь, делали украшения для
сельских и семейных праздников, художественные изделия.
- Что изготавливают из соломки? (Делают шляпы,
корзинки, мебель, бытовые предметы, игрушки).
А сегодня, тема нашего урока: «Аппликация. Чудо-птица».
Сегодня на уроке вы должны придумать эскиз «Жар-птицы»
или «Чудо-птицы» на фоне осенних листьев.
-
Какой может быть
она?
В славянской мифологии с таким названием известна птица
с золотыми крыльями. Слово «жар» означает угли в печи. Перья ее сверкают
серебром и золотом. Появляется она всегда ночью и ярко освещает сад. Ей
приписывали силу и власть.
На Руси всегда чудо птицам отводилась роль
оберегов-покровителей. Птица была символом добра и счастья.
Дети придумывают свою птицу, то есть эскиз. Учитель
объясняет последовательность выполнения аппликации.
1.
Подготовьте фон,
окрасьте его в черный цвет.
2.
Нарисуйте эскиз.
3.
Сделайте шаблоны
каждой детали эскиза.
4.
Наложите
шаблоны на соломенное полотно и выстригите деталь аппликации.
5.
Смажьте клеем
детали и наклейте их на фон.
Правила техники безопасности при
работе с ножницами.
Дети преступают
к самостоятельной работе, по ее окончанию устраивается выставка работ, где дети
оценивают изделия друг друга.
В конце
занятия дети убирают свои рабочие места.
Заключение
Среди учащихся все большую популярность приобретают
творческие объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересном
творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных
материалов.
Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в
духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Оно
способствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия,
коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным
запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и
техническому творчеству. Взяв в руку резец или чекан, сделав первый узор,
ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая, что он может создавать
вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Школьник становится участником
увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид
учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием
огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированию
эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них
трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к
труду, к выбору профессии. В процессе создания декоративного изделия дети на
практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению и другим
предметам, преподаваемым в школе.
В результате преобразования материалов в декоративные
формы и образы у детей формируются художественные трудовые навыки. Они познают
красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных
изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей
деятельности. На этих занятиях элементы эстетического и трудового воспитания
настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные
навыки, а когда трудовые. Здесь органично сочетается решение творческих задач с
необходимостью овладения приемами специфических ремесел, с приобретением
определенных трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.
В процессе художественно обработки дерева и соломки
вырабатывается точность и координация движения. Ряд операций в процессе
художественной обработке материалов помогает выработать устойчивость руки.
Итак, работа над изделиями декоративно-прикладного
искусства, является одним из активных средств эстетического и трудового
воспитания школьников. Процесс труда по художественной обработке материалов с
его ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействует
выявлению их способностей. Приобретают умение самостоятельно трудиться,
стремление создать прекрасное. Результаты труда приносят детям творческое
удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. У
школьников происходит углубление эстетических, трудовых и политехнических
знаний, формирование ряда специальных навыков культуры труда, пробуждение
интереса к профессиям. Такие занятия способствуют формированию универсальных
способностей, творческой направленности в трудовом процессе, то есть таких
качеств личности, которые потребуются выпускникам школы и в дальнейшей жизни
каким бы видом деятельности они не занимались.
В работе
достигнута основная цель, изучена технология обработки соломки и возможность
работы с данным материалом на уроках технологии в начальной школе. Изучена
история художественной обработки соломки, рассмотрены способы заготовки соломы,
основные этапы и виды расположения обработки соломки, а так же оборудование
необходимо для работы и правила техники безопасности. Разработаны уроки
технологии в начальных классах по теме «Художественная обработка соломки».
Список использованной литературы
1.
Газарян С.С.
Прекрасное своими руками / С.С. Газарян. - М: Детская литература, 1980.
2.
Хворостов А.С.
Декоративно-прикладное искусство в школе. / А.С. Хворостов. – М: Просвещение,
1981.
3.
Перевертень Г.И.
Самоделки из разных материалов. Книга для учителя начальных классов. / Г.И.
Перевертень. – М: Просвещение, 1985.
4.
Лобачевская О.А.
Плетение из соломки. / О.А. Лобачевская. – М: Дрофа, 2000.
5.
Воловильская Е.А.
Декоративно - прикладная работа с соломкой. / Е.А. Воловильская. – М: Школа
ремесел, 1999.- № 8.
Страницы: 1, 2
|