Характеристики индивидуальных и возрастных особенностей школьников юношеского возраста
Оценивание (метод
компетентных судей).
По существу, это сочетание косвенного наблюдения и опроса, связанное с
привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения
которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить
изучаемое. Этот метод весьма экономичен. Использование его требует ряда
условий. Прежде всего, это - тщательный подбор экспертов - людей, хорошо
знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной и
непредвзятой оценке.
Изучение и обобщение
педагогического опыта.
Научное изучение и обобщение педагогического опыта служит различным
исследовательским целям; выявлению существующего уровня функционирования
педагогического процесса, узких мест и конфликтов, возникающих в практике,
изучению Эффективности и доступности научных рекомендаций выявлению Элементов
нового, рационального, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых
педагогов. В своей последней функции метод обобщения педагогического опыта
предстает в его наиболее распространенной форме как метод обобщения передового
педагогического опыта. Таким образом, объектом изучения может быть массовый
опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления
характерных недостатков и ошибок), но особое значение имеет изучение передового
опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки
и практики ценные крупицы нового, найденные в массовой практике: оригинальные
приемы и их сочетания, интересные методические системы (методики).
Опытная педагогическая
работа. Если речь
идет об обобщении опыта, то ясно, что научное изыскание непосредственно
вытекает из практики, следует за ней, способствуя кристаллизации и росту
рождающегося в ней нового. Но такое соотношение науки и практики в наши дни не
является единственно возможным. Во многих случаях наука обязана опережать
практику, даже передовую, не отрываясь, однако, от ее запросов и требований.
Метод внесения
преднамеренных изменений в учебный и воспитательный процесс, рассчитанных на
получение воспитательного и образовательного эффекта, с их последующей
проверкой и оценкой и есть опытная работа.
Дидактический
эксперимент.
Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью
изучения его в наиболее благоприятных условиях Характерная черта эксперимента
запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность
многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях. Этот
метод позволяет разложить целостные педагогические явления на их составные
элементы. Изменяя (варьируя) условия, в которых эти элементы функционируют,
экспериментатор получает возможность прослеживать развитие отдельных сторон и
связей, более или менее точно фиксировать полученные результаты. Эксперимент
служит проверке гипотезы, уточнению отдельных выводов теории (эмпирически
проверяемых следствий), установлению, и уточнению фактов
Реальному эксперименту
предшествует мысленный. Проигрывая мысленно различные варианты возможных
экспериментов, исследователь отбирает варианты, которые подлежат проверке в
действительном эксперименте, а также получает предполагаемые, гипотетические
результаты, с которыми сравниваются результаты, полученные в ходе
действительного эксперимента.
2.2. Характеристика
теоретических исследований
В силу обобщающего
характера теоретического исследования все его методы имеют широкое поле
применения, носят достаточно общий характер. Это методы теоретического анализа
и синтеза, абстрагирования и идеализации, моделирования и конкретизации
теоретического знания. Рассмотрим эти методы.
Теоретический анализ и
синтез. На
теоретическом уровне исследования очень широко используются многие формы
логического мышления, в том числе анализ и синтез, особенно анализ,
заклт9чающийся в разложении изучаемого на единицы, позволяющий вскрыть
внутреннюю структуру объекта. Но ведущую роль по сравнению с анализом в
теоретическом исследовании играет синтез. На основе синтеза предмет
воссоздается как субординированная система связей и взаимодействий с выделением
наиболее существенных из них.
Путем анализа и синтеза
только и можно вычленить объективное содержание, объективные тенденции в
субъективной по форме деятельности учащихся и педагогов, «схватить»
несоответствия, «уловить» реальные противоречия в развитии. Педагогического
процесса, «увидеть» такие формы и стадии процесса, которые запроектированы, но
пока еще реально не существуют.
Абстрагирование -
конкретизация и идеализация. С анализом и синтезом теснейшим образом связаны процессы
абстрагирования и конкретизации.
Под абстракцией
(абстрагированием) обычно понимают процесс мысленного отвлечения какого-либо
свойства или признака предмета от самого предмета, от других его свойств. Это
делается для того, чтобы глубже изучить предмет, изолировать его от других
предметов и от других свойств, признаков. Особенно ценна абстракция для тех
наук, в которых невозможен эксперимент, применение таких средств познания, как
микроскоп, химические реактивы и т. п.
Существует два вида
абстракции: обобщающая и изолирующая. Первый вид абстракции образуется путем
выделения у многих предметов общих одинаковых признаков. Изолирующая абстракция
не предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего один
предмет. Здесь аналитическим путем вычленяется нужное нам свойство с
фиксированием на нем нашего внимания. Скажем, педагог выделяет из всего
многообразия признаков учебного процесса один — доступность учебного материала
— и рассматривает его самостоятельно, определяя, что такое доступность, чем она
обусловлена, как достигается, какова ее роль в усвоении материала.
Моделирование. Широкое применение в теоретических исследованиях
находит прием сравнения и, особенно, аналогия - специфический вид сравнения,
позволяющий устанавливать подобие явлений.
Аналогия дает основание
для выводов об эквивалентности в определенных отношениях одного объекта
другому. Тогда более простой по структуре и доступный изучению объект
становится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом).
Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу.
В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня - метода
моделирования. При этом возможно полное освобождение мыслящего субъекта от
эмпирических посылок заключения, когда сами умозаключения от модели к прототипу
приобретают форму математических соответствий (изоморфизма, гомоморфизма изофункционализма),
а мышление начинает оперировать не реальными, а мысленными моделями,
воплощающимися затем в форме схематических знаковых моделей (графиков, схем,
формул и т. п.).
Модель — вспомогательный
объект, выбранный или преобразованный человеком в познавательных целях, дающий
новую информацию об основном объекте. В дидактике предприняты попытки создать
пока на качественном уровне модель учебного процесса в целом. Модельное же
представление отдельных сторон или структур обучения практикуется уже довольно
широко.
Моделирование в
теоретическом исследовании служит также задаче конструирования нового, не
существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных
процессов и их тенденции, ищет на основе ключевой идеи их новые сочетания, делает
их мысленную компоновку, т. е. моделирует потребное состояние изучаемой
системы. Особым видом моделирования, основанного на идеализации, можно считать
мысленный эксперимент. В таком эксперименте человек на основе теоретических
знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты,
соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно, то движение
и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании.
Конкретизация
теоретического знания.
Чем выше степень абстрагирования, удаления от эмпирического основания, тем
ответственнее и сложнее процедуры, необходимые для того, чтобы. Результаты
теоретического поиска приобрели форму знания, готового для использования в
науке и практике.
Возникает, прежде всего,
задача «вписать полученное знание в систему существующих теоретических
представлений. Это знание может углубить, развить, уточнить существующие
теории, выяснить их недостаточность и даже «взорвать» их.
Конкретизация —
логическая форм а, являющаяся противоположностью абстракции. Конкретизацией
называется мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее
абстракций. При - конкретизации понятий происходит обогащение их новыми
признаками.
Конкретизация,
направленная на воспроизведение развития предмета как целостной системы,
становится особым методом исследования. Конкретным здесь называется единство
многообразия, сочетание многих свойств, качеств предмета; абстрактным,
наоборот, одностороннее, изолированное от других моментов его свойство.
Метод конкретизации
теоретических знаний, набирающий в себя многие логические приемы и операции,
применяемые на всех этапах исследования, позволяет, таким образом, перевести
абстрактное знание в знание мысленно-конкретное и конкретно-действенное, дает
научным результатам выход в практику
2.3. Педагогический
эксперимент
Эксперимент - один из
основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще,
психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным
вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное
манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию
сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
Правильно поставленный
эксперимент позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных
отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.
Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента.
При традиционном
планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном -
несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия
факторов - изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от
значения другой. Для статистической обработки результатов эксперимента в этом
случае применяется дисперсионный анализ. Если изучаемая область относительно
неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте,
результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.
Процедура эксперимента
состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают
надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с
его воздействием.
Чаще всего в
психолого-педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами:
экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в
которой он отсутствует.
Экспериментатор по своему
усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия
такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиболее рациональные
приёмы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия
заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких
условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя
исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор
может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических
процессов у каждого из них.
Психолого-педагогические
эксперименты различаются:
·
по форме
проведения;
·
количеству
переменных;
·
целям;
·
характеру
организации исследования.
По форме проведения
выделяют два основных вида эксперимента - лабораторный и естественный.
Лабораторный
эксперимент
проводится в специально организованных искусственных, условиях, призванных
обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех
одновременно происходящих процессов. Лабораторный эксперимент позволяет с
помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических
процессов, например быстроту реакции человека, скорость формирования учебных,
трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные
и надёжные показатели при строго определённых условиях. Более ограниченное
применение имеет лабораторный эксперимент при исследовании проявлений личности,
характера. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с
другой - известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие
трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых
условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания
заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в
естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспериментальной
обстановки является существенным недостатком данного метода. Она может повлечь
нарушение естественного хода исследуемых процессов. Например, запоминая важный
и интересный учебный материал, в естественных условиях ученик достигает иных
результатов, нежели когда ему предлагается в необычных условиях запомнить
экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребёнка
интереса. Поэтому лабораторный эксперимент должен быть тщательно организован и
по возможности сочетаться с другими, более естественными методиками. Данные
лабораторного эксперимента представляют в основном теоретическую ценность;
выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную
жизненную практику с известными ограничениями.
Естественный
эксперимент.
Указанные недостатки лабораторного эксперимента в некоторой мере устраняются
при организации естественного эксперимента. Впервые этот метод был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Естественный
эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых
деятельности, например, учебных занятий или игры. Зачастую созданная
экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом
случае положительным для исследования фактором является полная естественность
их поведения. В других случаях (напр., при изменении методики преподавания,
школьного оборудования, режима дня и т. п.) экспериментальная ситуация
создаётся открыто, таким образом, что сами испытуемые делаются участниками её
создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и
подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в
предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых.
Существенный недостаток естественного эксперимента - неизбежное наличие
неконтролируемых помех, т. е. факторов, влияние которых не установлено и не
может быть количественно измерено.
Результаты
экспериментального исследования часто представляют собой не выявленную
закономерность, устойчивую зависимость, а ряд более или менее полно
зафиксированных эмпирических фактов. Эти данные, носящие часто описательный
характер, не раскрывают ещё психологического механизма явлений и представляют
лишь более определённый материал, сужающий дальнейшую сферу поиска. Поэтому
результаты эксперимента в педагогике и психологии нередко следует рассматривать
как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследовательской
работы.
Заключение
В ходе данной курсовой
работы были рассмотрены основные характеристики возрастных и индивидуальных
особенностей школьников юношеского возраста. Среди них выделяют различные
группы школьников по различным критериям: Лидеры: «Лидер поневоле», «Правая
рука», «Обладатель собственного мнения», «Поборник справедливости», «Террорист»,
Несбывшиеся лидеры: «Шестерка», «Пижон», «Силач», «Гад», «Принцесса»;
большинство: «Камчатка», «Аутсайдеры» («изгои»), «Жиртрест», «Недоумок»,
«Девчонка», «Прихлебатель», «Клоун», «Псих».
В данной курсовой работе
рассмотрены также различные методы научно-педагогического исследования, которые
подразделяются на методы теоретического изучения (изучение литературы,
документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание, обобщение
педагогического опыта, опытная педагогическая работа, дидактический
эксперимент) и методы практического исследования (теоретический анализ и синтез,
абстрагирование - конкретизация и идеализация, моделирование, конкретизация
теоретического знания, педагогический эксперимент).
В целом поставленные в
работе цели и задачи достигнуты. Проведенный анализ в курсовой работе показал,
что изучение возрастных и индивидуальных особенностей школьников юношеского
возраста является очень важным в современном обществе. Стоит уделять
достаточное внимание воспитанию ребенка не только в стенах школы (где главную
воспитательную функцию играют как педагогическая и учебная сферы, так и
коллективная среда), но и воспитанию ребенка в семье, так как отношения,
складывающиеся в семье между родителями и детьми, нередко влияют на
формирование индивидуальных качеств ребенка непосредствен в юношеском возрасте.
Список использованной
литературы
1.
Арутюнян М. Ю. и
др. Учителя и ученики: два мира?6 кн. Для учителей и родителей/М. Ю. Арутюнян,
О. М. Коромыслова, И. И. Шурыгина. – М.: Просвещение, 1992. – 160 с.
2.
Гуревич К. М.,
Горбачова. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. – М.: Знание.,
1992. – 80с.
3.
Загвязинский В.
П. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982.
– 147 с.
4.
Ильина Т. А.
Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.:
просвещение, 1984. – 496 с.
5.
Новикова Л. И.
Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории). М.: «Педагогика», 1978. – 144
с.
6.
Педагогика: учеб.
пособие для студентов пед. ин-тов/П 24 Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.:
Просвещение, 1983. – 608 с.
7.
Советский
энциклопедический словарь./ Гл. ред. А. М. Прохоров. – С 56 4-е изд. – М.: Сов.
Энциклопедия, 1988. – 1600 с., ил.
Интернет-ресурсы:
1.
#"#">#"1.files/image001.jpg">
Страницы: 1, 2, 3
|
|