Характеристика возможностей использования пересказа в процессе развития речи у младших школьников с задержкой психического развития
Характеристика возможностей использования пересказа в процессе развития речи у младших школьников с задержкой психического развития
Министерство
образования и науки РФ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский
государственный педагогический университет»
Дефектологический
факультет
Кафедра
олигофренопедагогики
Курсовая
работа
ТЕМА
Характеристика
возможностей использования пересказа в процессе развития речи у младших
школьников с задержкой
психического развития
Студентки группы
Научный руководитель
Москва,
2010
Содержание
Введение
Глава 1. Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников
1.1 Развитие речи в онтогенезе
1.2 Пересказ как средство развития речи на уроках чтения
1.3 Методические аспекты формирования навыка пересказа у
младших школьников
Глава 2. Проблема формирования навыка пересказа у детей с
задержкой психического развития
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития
2.2 Развитие речи у детей с задержкой психического развития
2.3 Особенности учебной деятельности младших школьников с
задержкой психического развития
2.4 Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников
с задержкой психического развития
2.5 Задачи и специфика уроков чтения в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе 7 вида
Заключение
Список литературы
Введение
Главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного,
беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с общеобразовательной
школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции
недостатков: совершенствуется память и внимание, развивается логическое
мышление. Уроки чтения имеют глубокую воспитательную направленность, активно
помогают учащимся расширять круг знаний об окружающем мире. В процессе обучения
чтению совершенствуется словарь учащихся, развивается связная речь.
У
учащихся с ЗПР наблюдаются трудности при освоении данного предмета,
обусловленные замедленным темпом чтения, трудностями в понимании прочитанного,
ограниченностью словарного запаса,сниженной познавательной активностью детей,
ограниченностью представлений, недостаточным понимание лексического значения
слов и словосочетаний, рядом других особенностей.
Одним
из наиболее распространенных и доступных средств развития речи учащихся ЗПР является
использование в ходе уроков чтения различных видов пересказа. С помощью пересказа
можно добиться лучшего закрепления в детской памяти содержания прочитанных
текстов и тем самым обогатить круг знаний и представлений школьников обокружающей
действительности. Пересказ способствует также введению в активный словарь
учащихся многих элементов литературной речи, позволяет школьникам в ряде
случаев с большей полнотой, чем при чтении, выразить свое отношение к
содержанию текста.
Цель исследования: изучение возможностей использования
пересказа в процессе развития речи у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: процесс обучения чтению в начальной
школе детей с ЗПР.
Предмет исследования: формирование навыка пересказа как
средства развития речи у младших школьников с ЗПР.
Для реализации
поставленной цели в ходе исследования нами планируется решить следующие задачи:
1.
Изучить общую и специальную
психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2.
Проанализировать
опыт использования пересказа на уроках чтения как средства развития речи
младших школьников.
Методы исследования:
¨
анализ литературы
по проблеме исследования;
¨
обобщение опыта
педагогической работы по использованию пересказа на уроках чтения как средства
развития речи младших школьников.
Глава 1. Значение
навыка пересказа в развитии речи младших школьников
1.1 Развитие речи в онтогенезе
Речь
ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от
достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и
обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь
не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза
параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем
его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой
закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Исследователи
выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их
называют, указывают различные возрастные границы каждого.
А. Н.
Леонтьев[1] устанавливает четыре
этапа в становлении речи детей:
1-й —
подготовительный — до одного года;
2-й —
преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й —
дошкольный — до 7 лет;
4-й —
школьный.
Остановимся
подробно на характеристике этих этапов.
·
Подготовительный
этап (с момента
рождения ребенка до одного года).
С
момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда,
они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач
способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого
аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через
две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос
говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу
первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее
он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним
глазами. Вскоре ребенок уже реагирует на интонацию: на ласковую— оживляется, на
резкую — плачет.
Около
2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес.— лепет. Лепет — это сочетание
звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5
мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и
пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения
ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6
мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма,
ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В
дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей
речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
В
возрасте 7—9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более
разнообразные сочетания звуков. С 10—11 мес. появляются реакции на сами слова
(уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это
время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь
ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К
концу первого года жизни появляются первые слова.
·
Преддошкольный
этап(от одного года до
3 лет).
С
появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и
начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется
особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за
говорящим и сам произносит слова. При этом ребенок путает звуки, переставляет
их местами, искажает, опускает.
Первые
слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или
звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять его
можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его
общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную
речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С
полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность
понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых
слов.
На
протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление
словаря.
Приведем
наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном
периоде: к 1 г. 6 мес.— 10—15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около
300 слов); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов). Значения слов
становятся все более определенными. К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться
грамматический строй речи.
Сначала
ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными
фразами без согласования. Далее постепенно появляются элементы согласования и
соподчинения слов в предложении.
К 2
г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и
множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют
некоторые падежные окончания.
В это
время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные
возможности.
·
Дошкольный этап
(от 3 до 7 лет).
На
дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное
звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих,
сонорных звуков рил, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На
протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык
слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в
некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое
восприятие.
В
этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь
ребенка к 4—6 г. достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются
и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют
слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать
из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем
такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка
растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка,
способность к словотворчеству.
Параллельно
с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный
период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное
усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к
усложнению структуры предложений.
Дети
4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее
распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное
предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным
дядей»).
На 5
г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали:
разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил
шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная
с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед
их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество
предложений.
В
пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки
(рассказа) из 40—50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении
одним из трудных видов речи — монологической речью.
В
этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок
начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые
согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4
г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано
фонематическое восприятие.
К
этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и
ребенок говорит совсем чисто.
На
протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная,
обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала
при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь
событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
·
Школьный этап(от 7 до 17 лет).
Главная
особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим —
это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают
грамматические правила построения высказываний.
Ведущая
роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
В
школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от
восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых
средств.
Разумеется,
указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно
переходит в последующий.
Характеристика основных
видов речи
Различают[2]
два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную
(диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалогическая речь — это речь поддерживаемая;
собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь
закончить мысль. Разновидностью диалогического общения является беседа, при
которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь — длительное, последовательное,
связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в
процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому
активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий.
В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно
изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная.
Письменная речь
представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем
устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь
предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная
речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия навоспринимающего,
кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь — это особый вид речевой
деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и
теоретической деятельности. По этому для внутренней речи, с одной стороны,
характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются
недоразумения при восприятии ситуаций. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно
ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется у
ребенка на основе внешней и представляет собой один из механизмов мышления.
Перевод внешней речи вовнутреннюю
(интериоризация) наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он
начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое
проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.
Исследователи выделяют три основные функции
речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.
1. Коммуникативная функция
обеспечивает общение между людьми с помощью языка.
Язык – это система словесных знаков,
средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь – это
процесс использования языка в целях общения людей. Люди жили и живут в
обществе. Общественная жизнь и труд людей вызывают необходимость постоянно
общаться, устанавливать контакты друг с другом, воздействовать друг на друга.
2. Регулирующая функция речи
реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической
деятельности.
Предполагают, что речи принадлежит
важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая
психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек
регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»),
среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к
собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для
регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным
поведением. В результате процесса интериоризации — преобразования внешней
речевой деятельности во внутреннюю речь - последняя становится тем механизмом,
с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.
3. Программирующая функция речи
выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических
структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию.
В основе этого процесса — внутреннее программирование, осуществляемое с помощью
внутренней речи. Оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для
построения самых различных движений и действий.
Таким образом, речь
ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи
взрослых. В развитии речи выделяют несколько этапов - подготовительный (до
одного года), преддошкольный(до 3 лет), дошкольный (до 7 лет), школьный.
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В
свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.Исследователи
выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и
программирующую.
Эти функции выполняют важную роль для
общения людей. Они обеспечивают общение между людьми с помощью языка, с их
помощью человек овладевает собственным поведением, а так же правильно строит
свое речевое высказывание, различные движения и действия.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|