бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Характеристика современных средств обучения и технического оснащения классов в современной школе бесплатно рефераты

Модуль «АКТИВтест» и пульты ДУ позволяют в конце выступления докладчика провести быстрый опрос всех присутствующих по только что рассмотренной теме. Результат сразу же будет подсчитан и наглядно представлен на интерактивной доске в виде диаграммы или таблицы. Это дает возможность проанализировать, как усваивается материал курса учащимися.

Модуль «Распознавание от руки написанного текста» позволяет любую надпись, сделанную на интерактивной доске карандашом от руки, трансформировать в текстовый блок.

2.2 Кабинеты гуманитарных дисциплин


В кабинетах гуманитарных дисциплин в современной школе необходим хотя бы один мультимедийный компьютер, а также проектор, экран, оверхед-проектор, слайд-проектор, видеоплеер, телевизор и музыкальный центр. А также комплекты видеофильмов, аудиокассет и программного обеспечения, портреты великих писателей, историков, композиторов, доски маркерная и меловая с комплектом инструментов для работы у доски, слайд-альбомы, прозрачные иллюстрации, текстильные доски для классного информационного стенда и выставки работ учащихся.

Кроме того, необходимо иметь:

- в кабинете истории - карты и таблицы;

- в кабинете искусства - гипсы, слайд-альбомы, мольберты настольные, краски, мелки, мольберты, кисточки, пластилин, расходные материалы, а к компьютеру подсоединяется графический планшет;

- в кабинете иностранного языка - лингвистические мозаики и палитры, магнитные плакаты, таблицы, многофункциональные конструкторы для ролевых игр, грамматические таблицы, а если в классе есть возможность разместить несколько компьютеров, то можно организовать лингвистическую лабораторию.

- в кабинете музыки - музыкальные клавиатуры с миди-интерфейсом, народные инструменты, пианино и другие музыкальные инструменты;

Кабинеты могут быть оснащены и демонстрационным материалом, например магнитные плакаты и игры.

2.3 Мультимедиа - средство обучения нового поколения


Современное образование требует изменения подходов к обучению. Прежде всего, следует добиться максимальной активизации и визуализации обучения. Этому способствует применение различных технических средств, позволяющих сократить время изложения нужной информации и современные технологии в образовании, облегчающие подачу материала.

Сегодня наиболее значительные изменения происходят в информационной области. Традиционные технические средства обучения ориентированы на пассивный, созерцательный характер усвоения информации. В связи с этим, основой системы средств обучения в современной школе должны стать мультимедийные средства обучения нового поколения, объединяющие в себе все преимущества современных компьютерных технологий, выводят процесс обучения на качественно новый уровень, соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах и у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, и максимально использующие преимущества современных информационных, коммуникационных и образовательных технологий.

Применение мультимедиа в сфере образования сегодня идет уже достаточно успешно и имеет следующие направления: видеоэнциклопедии; интерактивные путеводители; тренажеры; электронные лектории; персональные интеллектуаль-ные гиды по различным научным дисциплинам; системы самотестирования знаний обучающегося; моделирование ситуации до уровня полного погружения - (для изучения иностранного языка) и т.д.

При использовании мультимедиа появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новый инструментарий. Медиаобразование, интегрированное в учебные предметы обогащает учебный процесс новыми формами, методами и приемами работы, позволяющими активизировать познавательную деятельность учащихся. Объекты медиаобразования, интегрированного в школьные дисциплины это:

-                     учебная информация по той или иной дисциплине;

-                     информация, передаваемая по различным коммуникативным каналам;

-                     технические средства создания, преобразования, накопления, передачи и использования информации.

Работая над мультимедиа проектами, ученики получают опыт использования современных технических средств, с одной стороны, с другой стороны - приобретают навыки индивидуальной и коллективной работы.

Наглядных материалов и обучающих ресурсов по любому предмету и по любой теме в настоящее время можно найти великое множество.

Так, при чтении лекций целесообразно использование проектора, позволяющего отобразить все происходящее на экране компьютера на большом экране. Таким образом, преподаватели могут читать лекции без рисования мелом на доске и заметно ускорить подачу материала. Также преподаватели могут использовать предварительно подготовленные в текстовом процессоре Microsoft Word документы, схемы и рисунки.

Кроме того, каждая дисциплина имеет свою специфику и соответственно для нее можно рекомендовать наиболее целесообразное программное обеспечение. Например, преподаватели естественных дисциплин могут применять программу Math Cad для сложных математических вычислений (включая символьные), для моделирования лабораторных процессов использовать программы LabView, Стратум. Вместо калькуляторов можно использовать табличные процессоры Microsoft Excel.

Иностранные языки могут преподаваться с использованием программ-переводчиков, обучающих программ быстрого чтения, помогающих запоминать слова.

Социология может применять компьютерные методы обработки анкет.

Любая дисциплина предполагает проведение контроля. Для этого можно использовать автоматизированное тестирование с использованием универсальных программ, например SunRav Test Office.

Таким образом, практически каждая дисциплина может использовать новые мультимедийные технологии, методы и приемы для повышения уровня знаний, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения в современной школе.

3. Организация рабочего места учителя в современной школе

3.1 Общие требования по организации рабочего места учителя


Согласно требованиям ГОСТ 22046-89 мебель для организации рабочего места учителя должна включать: стол с местом для аппаратуры графопроектора и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску.

Современная школа предъявляет к оснащению рабочего места учителя новые требования. Это автоматизированное рабочее место учителя, которое кроме телевизора и компьютера, должно включать в себя проектор и экран-принтер, сканер, мультимедийный и слайд-проектор, оверхед-проектор, видеоплееер, цифровой фотоаппарат, цифровую видеокамеру и веб-камеру, и интерактивную доску, которая без подключения к компьютеру - классическая магнитная маркерная доска или безбликовый проекционный экран. АРМ учителя естественнонаучных дисциплин может быть дополнен цифровым микроскопом, карманным компьютером и набором датчиков цифровой естественнонаучной лаборатории.

Все это позволяет готовить материал к уроку для демонстрации на экране и для распечатки раздаточного материала, приглашать к компьютеру детей во время урока и давать им индивидуальное задание, предоставлять учащимся возможность провести свое мультимедиа выступление, выводить нужную информацию (в том числе и из Интернета) на экран.

Важная часть оборудования рабочего места учителя – пульт управления техническими средствами обучения, на который выведено включение диапроектора для демонстрации слайдов и диапозитивов, проектора для демонстрации диафильмов (ЛЭТИ), магнитофона, кинопроекционного аппарата, телевизоров, видеомагнитофона, управление освещением кабинета и включение подсвета демонстрационного стола, а также электронные часы минутного отсчета времени, наличие которых позволяет рационально спланировать время урока и выдержать намеченный график.

Кабинет может быть оснащен телевизорами цветного изображения с размером экрана 61 см по диагонали и размещен так, чтобы с любого ученического места обеспечивалось наилучшее восприятие изображения с экрана.

3.2 Организация современного рабочего места учителя (на примере рабочего места преподавателя иностранного языка)


Лингафонный кабинет, (от лат. lingua - язык и греч. phone - звук, речь), специальная аудитория (класс), оборудованная комплексом звукотехнической, проекционной и кинопроекционной аппаратуры, позволяющей аудиовизуальным методом создавать оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся (студентов) по овладению навыками устной неродной речи, культурой речи родного языка, а также профессионально-исполнительскими навыками по специальности в театральных учебных заведениях.

Мультимедийные лингафонные кабинеты, которыми оснащаются отечественные школы, представляют собой последнее слово в технике и технологиях. Пример организации рабочего места преподавателя иностранного языка в современной школе – лингафонный кабинет «LINGUACLASS-100» - это качественно новая модель совокупности средств информационных технологий учебного назначения, сочетающих в себе воедино демонстрационные средства, средства индивидуальной работы учащихся и технические средства управления процессом обучения.

Основное предназначение лингафонного кабинета «LINGUACLASS-100» - это организация рабочего места учителя и ученика, для качественного и высокоэффективного процесса обучения иностранным языкам, русскому языку, развитию речи, а так же подготовка специалистов синхронного перевода.

Класс построен на базе мультимедийного компьютера на рабочем месте преподавателя и специально разработанных цифровых магнитофонов, управляемых этим компьютером.

Звуковая информация в реальном масштабе времени передается по сети через специальный коммутатор, управляемый компьютером преподавателя. Прикладное программное обеспечение разработано специально для этого класса. Преподаватель имеет возможность:

-                     транслировать записанные фрагменты речи;

-                     осуществлять контроль записанной речи обучаемых;

-                     подключать обучаемых к разным обучающим программам.

LINGUACLASS-100 - это полностью аппаратная реализация, построенная на основе последних достижений мировой микроэлектроники. Обладает широкими функциональными возможностями и отличительными особенностями:

- высокое качество передачи звука и регулируемый уровень громкости;

- информативный интерфейс для мгновенной оценки текущей конфигурации лингафонного класса (кабинета);

- подключение до 16 мест учеников;

- произвольное формирование до 7 независимых групп;

- три управляемых входа внешних источников звука;

- один внешний вход для оперативного подключения;

- два управляемых выхода для внешнего усилителя и записи на магнитофон;

- прочное покрытие панелей управления преподавателя и учеников;

- отсутствие опасного напряжения на рабочих местах учеников;

- для своей работы требует одну точку электропитания;

- отсутствие свободного доступа к крепежным элементам и коммуникациям;

- простота подключения и отсутствие наладочных работ;

- простота в использовании и не требует предварительной подготовки.

Рабочее место преподавателя включает в себя:

-                     Специальный лингафонный стол преподавателя,

-                     Пульт управления лингафонным кабинетом встроенный в столешницу стола,

-                     Аудио-гарнитуру (наушники с микрофоном) закрытого типа,

-                     Один или два кассетных магнитофона для записи и воспроизведения фонограмм.

Пульт управления - это металлическая панель с прочным покрытием черного цвета и скрытой системой крепления. На панели размещены клавиши управления разных цветов, каждый из которых соответствует своему функциональному назначению:

-                     Контроль ученика и выбор внешних источников - зеленый цвет,

-                     Назначение группы - желтый цвет,

-                     Сброс режимов - красный цвет.

Каждая клавиша имеет индикатор, оповещающий о выбранном режиме. В верхней части панели расположена матрица индикаторов, указывающая текущую конфигурацию лингафонного класса (кабинета). Также на панели расположены разъемы для подключения аудио-гарнитуры преподавателя, разъем для оперативного подключения внешнего источника и регуляторы громкости. Все соединения скрыты внутри стола и не мешают работе.

Возможности рабочего места преподавателя:

-                     Обращение ко всем ученикам одновременно (режим «Всем»). Микрофоны и звук с магнитофонов всех учеников заблокированы, кроме активных учеников по отношению к преподавателю.

-                     Подключение к любому выбранному ученику, прослушивание и контроль (незаметно), диалог, вывод в режим «Всем».

-                     Подключение к любой выбранной группе, прослушивание и контроль (незаметно), диалог, вывод в режим «Всем».

-                     Трансляция одного из любых 4 источников сигнала на все ученические в режиме «Всем». Преподаватель имеет возможность вставлять речевые фрагменты во время трансляции.

-                     Выдача ученику любого из 3 источников сигнала, с возможностью добавлять комментарии преподавателя.

-                     Трансляция любых 3 источников, в любую выбранную группу. Возможность вставлять речевые фрагменты преподавателя во время трансляции.

-                     Запись любого ученика на магнитофон преподавателя.

-                     Запись любой группы на магнитофон преподавателя.

-                     Запись фонограммы с пульта преподавателя на магнитофон любого, выбранного ученика.

-                     Запись фонограммы с пульта преподавателя на магнитофон любого ученика из предварительно выбранной группы.

-                     Запись фонограммы с пульта преподавателя на магнитофоны любой, выбранной группе учеников одновременно.

-                     Запись фонограммы с пульта преподавателя на магнитофоны всех учеников одновременно (копирование).

-                     Трансляция преподавателя, любого выбранного ученика, группы учеников на внешние акустические системы (при наличии в лингафонном классе (кабинете) усилителя мощности и звуковых колонок).

Рабочее место ученика включает в себя:

-                     Лингафонную кабину,

-                     Пульт управления ученика встроенный в столешницу стола,

-                     Аудио-гарнитуру (наушники с микрофоном) закрытого типа.

Пульт ученика содержит минимум органов управления и предельно прост в применении. Он представляет собой металлическую панель с прочным покрытием, четкой маркировкой органов управления и скрытым креплением. На пульте ученика расположены:

-                     клавиша вызова преподавателя красного цвета,

-                     разъемы для подключения аудио-гарнитуры,

-                     индикаторы включения и блокировки рабочего места,

-                     регулятор громкости,

-                     кассетный аудио магнитофон.

Все соединения скрыты внутри стола и доступ к ним закрыт. На рабочем месте ученика нет опасного для жизни напряжения. Все питание осуществляется централизованно с рабочего места преподавателя постоянным напряжением низкого уровня.

Возможности рабочего места ученика:

-                     Индивидуальное прослушивание фонограммы с магнитофона на каждом рабочем месте ученика и запись на него.

-                     Проговаривание изучаемого материала с самопрослушиванием.

-                     По усмотрению преподавателя фонограмму ученика можно транслировать в режиме «Всем». Возможность вставлять речевые фрагменты преподавателя во время трансляции.

-                     Вызов преподавателя (кнопка «Вызов»). У преподавателя в этот момент звучит сигнал вызова в аудио гарнитуре, и загорается световая индикация на пульте управления.

-                     Запись работы группы на магнитофон любого ученика из этой группы.

-                     Прослушивание и обсуждение группой фонограммы с магнитофона любого ученика из этой группы.

Режимы работы лингафонного кабинета LINGUACLASS-100

Режим индивидуальной работы. Ученик может прослушивать выданные преподавателем аудиокассеты, проговаривать фразы и тексты с самопрослушиванием и записывать их на свой магнитофон. В дальнейшем ученик может проанализировать сделанную запись и провести работы над ошибками.

Режим коллективной работы. Преподавать транслирует фонограмму со своего магнитофона всем ученикам с возможностью наложения комментариев либо объясняет новый материал. При этом у учеников заблокирован звук со своих микрофонов и магнитофонов. В любой момент ученик может вызвать преподавателя и задать вопрос, который услышит вся аудитория. Преподаватель может выбрать любого ученика или группу и транслировать их всем ученикам для изложения заранее подготовленного доклада. По желанию преподаватель может также участвовать в диалоге.

Режим работы в группах. LINGUACLASS-100 позволяет использовать до семи независимых групп с произвольным подключением учеников. Это дает возможность организовать диалоги между любыми студентами, а некоторых студентов оставить в режиме индивидуальной работы. Преподаватель имеет возможность подключаться к любой группе для скрытого контроля или участия в диалоге, транслировать запись со своего магнитофона для выбранной группы, записывать эту группу на свой магнитофон с последующим прослушиванием и анализом вместе с учениками этой группы. Сами ученики из одной группы могут вести диалог между собой, прослушивать фонограмму с любого из своих магнитофонов и записывать работу группы на любой из этих магнитофонов. В случае необходимости преподаватель имеет возможность подключиться только к одному ученику из группы для его скрытого контроля или диалога, а любой ученик всегда имеет возможность вызвать преподавателя.

Режим вызова преподавателя. Любой ученик в любое время может вызвать преподавателя со своего рабочего места. При этом вызов будет отображаться как на пульте преподавателя, так и в его наушниках в виде звукового сигнала, который в свою очередь можно отключать.

Режим контроля. Преподаватель имеет возможность в любой момент включить контроль любого ученика или группу как скрытно, так и для диалога.

Наличие лингафонных кабинетов в школе, позволяет уверенно овладеть иностранными языками, работать с современными информационными технологиями.

Заключение


В заключение необходимо сказать о том, что средства обучения, используемые в школах, одно из главных и обязательных условий качественного образования. Для эффективной работы в современных образовательных учреждениях целесообразно устанавливать не отдельные компьютеры или технические средства, а целые комплексы (кабинеты), в состав которых входит комплект технических средств и оборудования, соответствующее программное обеспечение, предназначенные для использования учителем и которое образуют автоматизированное рабочее место учителя. Это позволит осуществлять более эффективный процесс обучения и контроля со стороны учителя. Такие комплексы должны быть со специализированной мебелью и соответствовать действующим стандартам, нормам и правилам.

Таким образом, современными средствами обучения в школе являются:

- компьютерные и предметные комплексы (в т.ч. рабочие места преподавателя и ученика);

- учебная техника в номенклатуре (принтер, сканер, проектор и т.д.), расширяющего спектр и эффективность применения компьютерной техники;

- программно-методические комплексы (компьютерные обучающие программы) по каждой учебной дисциплине;

- сетевое и телекоммуникационное оборудование;

- специализированная мебель для учебных кабинетов;

- экранно-звуковые средства обучения, в т.ч. последнее достижение новых технологий - интерактивная доска;

- лабораторное оборудование;

- учебные приборы и инструменты и др.

Повышение качества образования предполагает и использованием новых активных методов обучения, таких например, как мультимедиа. Широкое применение в школах новых технологий и использования современных технических средств обучения способно резко повысить эффективность обучения для всех форм организации учебного процесса.

Список использованной литературы

1.                 Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / И.С. Дёмин // Школьные технологии. – 2001. №5.

2.                 Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова, К.В.Петров. - М.: Академия, 2001.

3.                 Комарова Н.И. Технические и аудиовизуальные средства обучения / Н.И. Комарова. - М.: МГПУ, 2004.

4.                 Куприянов М. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий / М. Куприянов // Высшее образование в России. - 2001. - № 3.

5.                 Новосельцева О.Н. Возможности применения современных средств мультимедиа в образовательном процессе / О.Н. Новосельцева // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом. – Таганрог: ГОУ НПО ПУ, 2006. - №2.

6.                 Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н. Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004.

7.                 Троян Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании. Учебное пособие / Г.М. Троян. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002.

8.                 Туманов Р.В. Использование компьютерных технологий и телекоммуникационных систем в учебном процессе: проблемы и перспективы / Р.В. Туманов. – Петрозаводск: ПГУ, 2005.

9.                 Чепмен Н. Цифровые технологии мультимедиа / Н.Чепмен, Д.Чепмен. - М.: Вильямс, 2006. – 624 с.

10.            Шутилов Ф.В. Современные компьютерные технологии в образовании / Ф.В. Шутилов // Преподаватель 2000. – 2000. - №3.

11.            Якушина Е.В. Новая информационная среда и интерактивное обучение / Е.В. Якушина // Лицейское и гимназическое образование. - 2000. - №2.


Страницы: 1, 2