Характеристика младшего школьника с трудностями в общении
Характеристика младшего школьника с трудностями в общении
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы затрудненного общения
1.1.
Основные трудности в коммуникативной деятельности.
1.2.
Психологические критерии описания субъектов затрудненного общения
Глава
2. Характерные признаки возникновения затрудненного общения у младших
школьников
2.1. Возрастные особенности младшего школьника и его навыки
общения
2.2. Нарушения в развитии, вызывающие трудность в общении
2.3. Коррекция нарушений общения
Заключение
Литература
Введение
Проблема общения младших школьников, несмотря на то, что мало
исследована в литературе, очень актуальна.
Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они
больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к
окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей
они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками.
Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот
период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь
общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая
учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот
период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и
правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми.
Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную,
так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и
отношений в совместной деятельности.
Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения,
которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся
обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру
самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его
жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших
школьников, чтобы во время провести коррекционную работу с ребенком.
Возникновение ситуаций трудностей в общении обусловлено
фактом формирования человеческой общности, особенностями развития личности в
определенной социальной среде, социально-психологической природой общения,
механизмами отражения и взаимодействия. Именно они провоцируют сбои в
социально-перцептивной, интеракционной, коммуникативной системах общения,
приводящие к трениям и возникновению психического напряжения различной
интенсивности между школьниками.
Объединение представлений о затрудненном общении, сложившихся
в психологии, и понимания личности как субъекта затрудненного общения,
имеющегося в социально ориентированной психотерапии, дает множество вариантов
понимания субъектов затрудненного общения. Несмотря на эту многоликость, общим
для них является дисгармония внутреннего мира (рассогласование мотивов,
отношений, сложившихся образов и ожиданий). Собирательный портрет субъекта
затрудненного общения, составленный с учетом базовых характеристик
неподтвержденной, невротической, деструктивной личности, дает представление о
субъекте, раздираемом противоречиями, защищающемся от себя и окружающего мира,
испытывающем постоянные внутренние конфликты, тревожном, неконгруэнтном, либо,
наоборот, самодостаточном, агрессивном, стремящемся к личностному превосходству.
Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается в
социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание
ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного
общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Наиболее актуальными являются
исследования педагогического общения. Нарушения, барьеры, возникающие в
процессе педагогического общения, оказывают влияние на характер отношений
между учителем и учеником, на особенности развития личности как школьника.
Исследовательские вехи расставлены в работах Е. В. Цукановой,
В. Н. Куницыной, А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева, В. А. Лабунской, Т. А.
Аржакаевой. Каждый из названных авторов опирается на идеи Б.Д.Парыгина о
наличии психологического барьера, который понимается как устойчивая установка,
психологический настрой личности, процессы, свойства, состояния человека,
«которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его
активности». Такая трактовка психологического барьера указывает на внутренний
источник трудностей общения — устойчивые личностные образования, которые при
определенных обстоятельствах могут приводить к сбоям в общении.
Цель работы: дать полную характеристику младшего школьника с
трудностями в общении.
Задачи исследования:
- изучить научно- психологическую литературу по данному
вопросу;
- описать субъекта с затрудненным общением;
- рассмотреть причины появления у младших школьников
трудности в общении.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Глава 1. Теоретические основы
затрудненного общения
1.1. Основные трудности в коммуникативной деятельности
Одной
из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек
сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или
"барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования
изучается с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С.
Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов и др.)
В
учебной деятельности затруднения и трудности взаимодействия между учениками
внутри класса или группы исследуются достаточно интенсивно с целью определить
факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие, значение затруднений
в деятельности и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А.
Кан-Калик, Е.Б. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Неварницына и др.)
Зимняя
И.А. дает такое определение. Затруднения в общении – это субъективно
переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации прогнозируемого
(планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действия,
непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной
ситуации, собственного психологического состояния. [9,58]
Кан-Калик
В.А. называет затруднения в общении некими "психологическими барьерами",
которые препятствую нормальному общению, влияют на деятельность субъектов. [9,65]
Затруднения,
как считает А.К. Маркова, выявляются в форме остановки, перерыва деятельности,
самого общения, невозможности его продолжения /9/. Затруднения имеют несколько
функций. Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения:
а)
индикаторное (привлечение внимания слушателя-партнера);
б)
стимулирующее, мобилизирующее (активизация деятельности при анализе и
преодолении затруднения, приобретение опыта). [9,69]
В то
же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, имеющую два
значения: а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления
затруднения или наличия неудовлетворенности собой, например, заниженной
самооценки); б) деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к
остановке, распаду деятельности, уходу от общения).
На
современном этапе затруднения или "барьеры" общения рассматриваются с
разных позиций. В рамках общей психологии они классифицируются как смысловые,
эмоциональные, когнитивные, тактические. В деятельностном подходе, по мнению
Л.А. Поварнишиной, выделяются две группы затруднения общения: мотивамиенные и
операционные, которые в свою очередь проявляются в когнитивной, эффективной и
поведенческой сферах. [12,83]
Зимняя
И.А. выделяет следующие основные области затруднения человека в общении:
этно-семиокультурная, статусно-позиционно-ролевая,
индивидуально-психологическая, возрастная, деятельностная, область
межличностных отношений. [9,56]
Статусно-позиционно-ролевая
область затруднений в общении – Это область обуславливается целым рядом причин:
семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения
и т.д. Эти затруднения возникают в условиях асимметрии статусов, позиции
комплементарности (взаимодополняемости) прав и обязанностей конвенциональных
ролей.
Возрастная
область влияния возникает в определенной возрастной группе, например, известно,
что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до подросткового
возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками, после
окончания школы юноши и девушки проявляют интерес к общению со взрослыми. [9,78]
Область
индивидуально-психологических затруднений – Это та область, где
индивидуально-психологические особенности партнеров общения выступают в
качестве причины коммуникативных затруднений.
Климов
Е.А. отмечает, что совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих
индивидуально-психологические особенности, есть одно из условий незатрудненного
общения.
Среди
индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее
влияние на общение и вызывающих в случае несоответствия ему затруднения, чаще
всего отмечается: коммуникативность, контактность, эмоциональная устойчивость,
импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность и т.д.
Наиболее
изученным среди индивидуально-психологических факторов, вызывающих затруднения
общения, являются экстраверсия-интроверсия. К индивидуально-психологическим
факторам, вызывающим определенные затруднения в общении, как с позиции
говорящего, так и с позиции слушающего, относится когнитивный стиль
деятельности. Это целая система особенностей познавательной, прежде всего
аналитико-синтетической деятельности (С.Л. Рубинштейн) Когнитивный стиль – есть
устойчиво проявляемая в меняющихся ситуациях, и в частности в коммуникативных
ситуациях, специфика познавательной деятельности. Разграничиваются два полярных
стиля – с низкой и высокой дифференциацией. Данные многих исследований
свидетельствуют о том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией
предпочитают межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более
успешны в общении (Н.П. Иванов). Люди с высокой дифференциацией когнитивных
структур проявляют большее понимание другого человека.
Достаточно
большие затруднения вызывает отсутствие или низкий уровень эмоциональной
регуляции, проявляющиеся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на
друга, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессером может быть деятельность,
партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). В зависимости от этого меняется общая
тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика
текста, невербальные средства.
Соответствие
индивидуально-психологических особенностей, включающие интеллектуальные,
эмоциональные, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчить, так и
затруднить общение.
Н.В.
Клюева, Ю.В. Касаткина, считают, что причинами трудностей общения являются:
неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и
противоречивости воспитания. [13,90] Также причинами, по их мнению, могут стать
психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания.
Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание
любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление
повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к
конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.
Трудности
в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к
резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности
общения влияет тип нервной системы, который в темпераменте. Для сангвиников –
повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность,
впечатлительность, контактность с людьми, хотя нет постоянства в своих
привязанностях.
Кон
И.С. считает, что самая распространенная трудность общения детей – это
застенчивость. [14,112]
Кон
И.С. утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным
уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное
поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше
коммуникативных трудностей. Чтобы общение протекало в нормальном русле, по
мнению Кона И.С., школьникам надо избавляться от их застенчивости. Зимняя
И.С. называет еще одну область коммуникативных затруднений – это межличностные
отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие),
совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие
когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения.
Все
это и многое другое могут облегчить или затруднить взаимодействие людей, вплоть
до его прекращения.
Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в
общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут,
по мнению исследователей, выступать индивидуально-психологические особенности
общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.
1.2. Психологические критерии
описания субъектов затрудненного общения
В данном разделе будут представлены разнообразные критерии
описания субъекта общения в психологии, которые в равной степени позволяют
создать психологический портрет субъекта как затрудненного общения.
Субъект затрудненного общения демонстрирует непонимание,
неадекватную оценку как собственных возможностей, интересов, потребностей, так
и возможностей, интересов, потребностей другого, искажает действительность. В
способах взаимодействия такого индивида преобладает поверхностность, неадекватность,
манипулятивность, стремление дистанцироваться.
Данный вывод подтверждается работами, авторы которых используют
понятия, близкие к понятию «затрудненное—незатрудненное общение», например:
продуктивный— непродуктивны и стиль жизни, деструктивность, фрустрация
потребностей, непродуктивный—продуктивный типы личности, враждебные стратегии
межличностных отношений и т.д. Так, А. Адлер подчеркивал, что фрустрация
потребности в превосходстве объясняет выбор способов преодоления чувства неполноценности,
(формирование социального интереса, продуктивного—непродуктивного стиля жизни.
Исходя из этого, можно предположить, что субъект затрудненного общения
выбирает гиперкомпенсацию как способ преодоления чувства неполноценности. Для
него характерны хвастливость, высокомерие, эгоцентричность, за которыми
скрывается неспособность принять себя и низкая самооценка. Его стремление к
превосходству имеет деструктивное направление, проявляющееся в использовании
других с целью достижения личной славы. Ведущими установками, сопутствующими
непродуктивному стилю жизни субъекта, выступают самоуверенность, напористость,
отсутствие социального интереса и заботы о благополучии других, враждебность,
доминантность. В свою очередь, Э. Фромм прямо указывает на зависимость развития
личности как субъекта деструктивного поведения от особенностей удовлетворения
фундаментальных потребностей человека в общении, в межиндивидуальных связях,
в поиске идентичности. Он вводит понятия «мучительная свобода» и «бегство от
свободы», в которых отражается стремление человека преодолеть чувства
зависимости, одиночества, собственной незначимости и отчужденности,
порождаемые неудовлетворением базовых потребностей. Именно механизмы бегства
от свободы, представляющие собой определенные личностные особенности и черты
характера, могут быть критериями затрудненного общения. Согласно такому
критерию, примером описания субъекта затрудненного общения выступает личность,
которая избрала авторитаризм, деструктивность, самовозвышение в качестве
механизмов удовлетворения базовых потребностей. Такой человек характеризуется
стремлением к доминированию, контролю над другими, желанием приобрести полную
власть над окружающими, унизить, оскорбить их, он способен на психологическое
и физическое подавление и уничтожение людей.
В концепции невротической личности нашего времени К. Хорни
также указывала на возникновение базальной тревоги, причиной которой выступает
неудовлетворение потребностей в безопасности, любви и тепле со стороны близких,
как на фактор формирования личности — субъекта неэффективного общения и
взаимодействия. Таким образом, критерием описания субъекта общения могут
служить особенности использования стратегий межличностных отношений,
обеспечивающих преодоление базальной тревоги. Стратегия межличностных
отношений, по утверждению К. Хорни, вносит разрушение в общение в том случае,
если субъект общения использует ее негибко или применяет только одну из
возможных стратегий: ориентируется только на людей (в общении он зависим,
беспомощен, другие ему нужны лишь с целью избегания чувства одиночества и
ненужности); придерживается только стратегии обособления (у него отсутствует
интерес к другому, преобладает поверхностность контактов, бесстрастность, игнорирование
других); демонстрирует враждебную, доминантную стратегию (стремится
контролировать других и властвовать над ними)[15,141].
Таким образом, в рамках названных направлений субъектом
затрудненного общения может быть индивид:
1) с несбалансированной структурой личности;
2) неспособный преодолевать кризисы развития;
3) застревающий на выборе одной из возможных стратегий
межличностных отношений;
4) направляющий свое стремление к превосходству в деструктивное
русло;
5) выбирающий стиль жизни, характеризующийся низким социальным
интересом и деформациями во взаимодействии, допускающими психологическое и
физическое уничтожение другого.
Страницы: 1, 2, 3
|
|