Характеристика, цели и задачи музыкального образования
1) музыкальный материал — опыт эмоционально-нравственного
отношения человека к окружающей действительности;
2) музыкальные знания (ключевые и частные);
3) музыкальные умения и навыки.
Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во
взаимосвязи и единстве.
Содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный материал для
слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школе
по следующим критериям: музыкальные произведения должны быть
высокохудожественными и увлекательными для школьников, педагогически
целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную
воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников), романтически
приподнятыми, создающими в представлении Школьников эталоны красоты, доступными
для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания Произведения
и его воспроизведения в процессе исполнения, представлять жанры всех эпох и
стилей; отобранные музыкальные произведения должны быть созвучными жизненному и
музыкальному опыту детей, отвечать тематическому содержанию программы.
В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают
знания двух уровней:
1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию
целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу
музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни.
Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и
речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и
т.п.;
2) частные знания о музыке — элементы выразительности музыкальной
речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах и
исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.
Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования
основных умений:
1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимися
музыкально-слухового опыта;
2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение
знания по образцу;
3) самостоятельное ориентирование учащихся в музыке с позиции
изучаемой темы, самостоятельное применение знания.
Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной
музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах
исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция,
ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное «полетное»
звучание гласных и т.д.), музыкально-ритмические и музыкально-игровые навыки
игры на детских инструментах и др.
В содержании музыкального образования должны быть представлены:
• различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная
музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения
современных композиторов — все это является основой становления музыкальной
культуры школьников;
• познание закономерностей возникновения и развития музыкального
искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и
стилевой природы музыки, что способствует глубокому прочувствованию и
осмыслению музыки, развивается умение слышать музыку, формируются
интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;
• изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия,
лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т.д.), которые помогают
школьникам осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным
сочетанием выразительных средств музыки и формируют их эмоционально-образное и
осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;
• деятельностное усвоение музыкального искусства через овладение
навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и
импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.
В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому
ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от
индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью,
воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.
Посмотрим, как распределяется содержание музыкального образования
в программе Ю.Б. Алиева по классам.
В начальной школе закладываются основы музыкального образования,
которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами
музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.
В I классе программу объединяет тема «Музыка рассказывает о жизни».
Здесь происходит знакомство с детскими песнями и инструментальными сочинениями
на близкую детям тематику, которые музыкальными средствами рассказывают о
явлениях окружающей жизни: о доме и школе, детских играх и танцах, о природе и
сказке. Предлагаемые произведения способствуют переживанию детьми различных настроений,
показывают, что музыка очень нужна каждому человеку в жизни. Тезис о нужности
является сегодня одним из главнейших в музыкальной педагогике.
Во II классе делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающей
чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.
Программа III класса знакомит детей с малыми и крупными
музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.
В IV классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование
в творчестве композиторов».
Заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему
пройденному, — «Музыкальная жизнь России». Ею открывается новая тематическая
линия, которая в дальнейшем будет одной из ведущих.
В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных
впечатлений. Закрепляются и развиваются приобретенные Умения и навыки. Система
учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для
музыкального самообразования и самовоспитания. Так, в V классе учащиеся
знакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры, а также с
творчеством русских композиторов М. И. Глинки, А. П. Бородина, М.П. Мусоргского,
Н.А. Римского-Корсакова, П.И.Чайковского.
В VI и последующих классах главной становится тема «О стилях в
музыке». Учащиеся получают представление о классической русской национальной
музыке, о венской классической школе, 0 творчестве композиторов-романтиков; об
индивидуальном стиле некоторых композиторов-классиков; об особенностях
исполнительских стилей; о музыке современных отечественных композиторов.
В VII—VIII классах вводятся обобщающие темы, такие, как «Музыка
"серьезная" и "легкая" — две составляющие единого
музыкального мира современности», «Музыкальное самообразование и повышение
духовной культуры», «Музыка в кино и театре».
Учебно-художественный репертуар программы включает народную
музыку, произведения композиторов-классиков (отечественных и зарубежных),
сочинения современных композиторов, джаз и рок-музыку, творчество
поэтов-бардов.
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в
передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном
искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе
положительных черт и свойств личности каждого ребенка.
Основные средства достижения такой цели — постоянные и
систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие на этой основе
потребности в высоких образцах художественного творчества.
Задачами музыкального образования и воспитания на уроках музыки в
современной школе являются:
• формирование музыкальной культуры учащихся, что включает
создание социально-художественного опыта, процесс его становления, развитие
широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического
вкуса;
• приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов
музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для
последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального
самообразования и самовоспитания;
• развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и
умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;
• обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до
формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной
культуры;
• совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание
музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке,
желания слушать и исполнять ее;
• становление «национальной широты» музыкального вкуса —
стремления слушать образцы национальной музыки разных народов, желания познать
инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в
аранжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоения
духовной культуры другого народа);
• приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и
современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому
исполнительству;
• развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их
взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом
потребность;
• активизация общественно-полезной направленности музыкальных
занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на
занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, на
досуге;
• приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и умений
использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических
средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной
литературы.
Важнейшим направлением музыкальных знаний является формирование с
их помощью нравственных, эстетических и художественных качеств личности,
необходимых юному гражданину, патриоту России.
Выдвигается принцип дискуссионности, определенной «конфликтности» в
проведении музыкальных занятий. Польза дискуссии о музыкальном произведении,
музыкальном направлении (романтизм, современность, поп- или рок-музыка и др.)
заключается в самом процессе «поиска вслух», а отнюдь не в нахождении
единственного верного, устраивающего всех, ответа.
Задача дискуссии на музыкальном занятии и уроке — определение
своего собственного, личного взгляда на предмет.
Предлагаемая концепция музыкального воспитания детей впитала в
себя многое из того, что накоплено в русской музыкальной педагогике
(дореволюционной и последующих лет). Ее основные положения не представляют для
опытного учителя-музыканта чего-то совершенно неизвестного: здесь и принципы
воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, принцип единства
эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном
образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов
на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде,
подхода:
• постоянной реализации задач всестороннего музыкального
воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания
музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;
• понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит
воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря уже об основном
репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;
• осуществления на практике требований к музыкальному репертуару,
с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или
антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление),
содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки и
понятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий
кругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности.
Педагоги-музыканты всегда испытывают недостаток времени для
музыкальных занятий, и потому дорога каждая минута урока. Важно, чтобы занятия
и уроки не были пустыми и формальными, чтобы они постоянно «били в цель». И
потому, используя на музыкальных занятиях разные виды деятельности — пение,
движение, анализ, игру на инструменте, проверку, выставление оценок, чтение
учебника, музыкальные викторины, выполнение проблемных заданий,
педагог-музыкант призван видеть в них не только «заинтересовывающие» формы
учебной работы, чтобы не было скуки, а прежде всего средство активизации
деятельности чувств и мысли.
«Душа обязана трудиться» — только опора на этот тезис приводит к
развитию у детей актуальных знаний, умений, навыков, чувств и в конечном итоге
духовной культуры.
Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей
является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов детской
музыкальной педагогики. Вот почему ее методологическая и методическая основа
может быть использована в каждом регионе России, а также за ее пределами.
Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь
примерными, типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной
работы в конкретных региональных условиях.
При этом рекомендуется опираться на специфические черты:
• национальные музыкальные традиции малых и больших народов, в
среде которых реализуется данная концепция;
• традиции конкретного региона России;
• работу русскоязычных школ в суверенных государствах бывших
союзных и автономных республиках СССР.
ГЛАВА 4. ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину,
изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале
какого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания школьников
следует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерности
педагогического процесса воспитания школьников средствами музыкального
искусства. При этом понятие «воспитание» включает в себя единство нескольких
значений — образования (овладение школьниками системой музыкальных знаний,
приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира),
обучения (усвоение детьми практических музыкально-творческих умений и способов
действий) и развития личности каждого ребенка (количественные и качественные
изменения в музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формировании
музыкальных способностей учащихся).
Как педагогическая наука методика музыкального воспитания
школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими
эти закономерности дидактическими принципами. Назовем их:
. обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными
потребностями;
• соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей
уровню общественного развития;
• связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой
и наукой;
. комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
• взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и
воспитания;
• сочетание педагогического руководства с развитием
самостоятельности, инициативы и творчества детей;
• постоянство требований и систематическое повторение действий;
• обусловленность общего развития личности школьника характером и
способами обучения и воспитания.
Наряду с вышеуказанными закономерностями и дидактическими принципами
педагогического процесса методика музыкального воспитания школьников
подразумевает также закономерности:
социологические — зависимость эффективности воспитания и обучения
от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также
соблюдения юридических положений о правах ребенка;
коммуникативные — зависимость эстетического развития детей от
характера взаимодействия учителя и учеников;
физиологические — зависимость результатов от
анатомо-морфологического развития организма ребенка;
организационные — зависимость результатов от работоспособности
учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;
психологические — зависимость результатов от интереса детей к
Урокам музыки, возрастных особенностей детей, степени постоянства внимания,
уровня развития памяти.
Спецификой музыкального искусства определяются собственные
принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и
сознательного, художественного и технического. Так, например, слушание музыки
детьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и
приобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров),
выполнение музыкально-ритмических движений — проявление эмоционального отклика
на восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка
(метроритма, динамики, фактуры и др.)- Аналогично в пении равно важными
являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми
навыками.
Помимо закономерностей педагогического процесса, определяемых
критериями всеобщности и повторяемости, основным фондом методики музыкального
воспитания школьников являются и казуальные (т.е. случайные) связи, которые
подчас не могут быть предопределены и во многом зависят от конкретной ситуации,
детской непосредственности.
Э.Б. Абдуллин выделяет следующие дидактические принципы
музыкального обучения:
1) принцип музыкального воспитания и образования, музыкального
развития школьников;
2) принцип наглядности, который выступает в качестве логической
основы построения системы музыкального обучения;
3) принцип связи музыкального обучения с жизнью;
4) принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к
урокам музыки;
5) принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует
деятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением
особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей,
наблюдением за усвоением программы и т.д.;
6) принцип прочности и действенности результатов музыкального
образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви
к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности
исполнительских навыков).
Страницы: 1, 2, 3
|