Характер и его диагностика
Характерологический опросник Леонгарда включает в себя
88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.
Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая
шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине
эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к
педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к
перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения
испытуемого, восьмая о неуверенности поведения. Девятая шкала показывает
степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального
реагирования.
При подсчете баллов на каждой шкале опросника
Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на
определенное число. Это значение указывается в ключе методики.
Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной
способности к вытеснению, демонстративности поведения.
Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности
психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
Застревающий тип. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость
аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.
Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность,
ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.
Гипертимическиий тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне
настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью,
предприимчивостью.
Дистимический
тип. Этот тип является
противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией
на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
Тревожно-боязливый
тип. Основная черта –
склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень
тревожности.
Циклотимический
тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена
гипертимических и дистимических фаз.
Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой тип
эмоциональных состояний, они очень легко приходят в восторг от радостных
событий и в полное отчаянье от печальных.
Эмотивнй тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются
глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
Применение опросника возможно как индивидуально, так и
в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый
испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов.
Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью
профотбора и профориентации.
Анализ характера будет неполным, если не рассказать о
таком разностороннем личностном опроснике как Миннесотский Многоаспектный
Личностный Опросник (Minnesota Multiphasic Personaliti
Inventory, MMPI). Он предложен С. Хатуэем и Дж. Маккнили в 1940 году. MMPI
является реализацией типологического подхода в изучении личности и занимает
ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических
исследованиях.
Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10
основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в
возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать
ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом»,
оценивается в один балл. Возможны различные варианты предъявления утверждений,
обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три
группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся
экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются
также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек.
Завершается построением «профиля личности», который вычерчивается на
специальных бланках (их бывает два вида – для мужчин и женщин), где балльные
оценки переводятся в стандартные, так называемые Т-оценки со средним значением
50 и стандартным отклонением 10. Для ускорения интерпретации структуры
показателей, экономного описания «профиля» используется система его числового
кодирования. Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению в таком
порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высоким показателями,
а затем – остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают,
как высоко расположены шкалы «профиля», например: расположенные на уровне 120 Т
– «!!», 110-119 Т – «!», 100-109 Т – «**». Существуют несколько способов
кодирования «профиля».
Приведем основные клинические шкалы MMPI и примеры
утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений,
одновременно входящих и в другие шкалы).
Шкала ипохондрии (HS) – определяет «близость»
обследуемого к астеноневротическому типу личности:
·
Несколько раз в неделю
меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота.
·
У меня бывает такое
чувство, будто голова стянута обручем.
Шкала депрессии (D) – предназначена для определения
субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности):
·
У меня беспокойный,
прерывистый сон.
·
Любая работа дается мне
ценой больших усилий.
Шкала истерии (Hy) – разработана для выявления лиц,
склонным к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов
физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций):
·
Я никогда не падал(-а) в
обморок.
·
Часто я ощущаю «комок» в
горле.
Шкала психопатии (Pd) – направлена на диагностику
социопатического типа личности:
·
Иногда мне очень хочется
уйти из дома.
·
В школе меня вызывали к
директору за прогулы.
Шкала мужественности - женственности (Mf) –
предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины
или женщины, приписываемой обществом:
·
Я очень люблю охоту.
·
Я люблю поэзию.
Шкала паранойи (Pa) – позволяет судить о наличии
«сверхценных» идей, подозрительности:
·
Я думаю, что за мной
следят.
·
Большинство людей честны
только потому, что боятся наказания.
Шкала психастении (Pt) – устанавливает сходство
обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями
(тревожно-мнительный тип личности):
·
Меня беспокоит то, что я
могу «сойти с ума».
·
В школьные годы мне было
трудно говорить перед всем классом.
Шкала шизофрении (Sc) – направлена на диагностику
шизоидного (аутического) типа личности:
·
Когда вокруг никого нет, я
слышу странные вещи.
·
Я опасаюсь пользоваться
ножом, другими острыми и колючими предметами.
Шкала гипомании (Ma) – определяется степень «близости»
обследуемого гипертимному типу личности:
·
Я – значительная личность.
·
Временами мысли у меня
бегут быстрее, чем я могу их высказать.
Шкала социальной интроверсии (Si) – диагностика
степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не
является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки:
·
Люблю поухаживать за
женщинами (пококетничать с мужчинами).
·
Мне нравится ходить туда,
где шумно и весело.
Особенностью MMPI является использование в нем четырех
оценочных шкал.
Шкала «?» – шкалой может быть названа условно, т.к. не
имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений,
которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным».
Шкала «лжи» (L) – предназначена для оценки искренности
обследуемого.
Шкала достоверности (F) – создана для выявления
недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемых), а также
аггравации и симуляции.
Шкала коррекции (K) – введена для того, чтобы сгладить
искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.
Соотношения между этими показателями, полученными по
этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования.
Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для
составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описание
симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах,
ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены
значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные
показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при
обследовании разных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые
достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти
утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой,
по которой та или иная шкала была валидизирована.
При интерпретации полученных результатов исходят из
того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в
качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время
необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как
«патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать
буквальной интерпретации шкал MMPI; в частности, нельзя полагать, что высокий
показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают,
что с помощью шкал MMPI «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам
с данным психическим расстройством. На особенности «профиля личности» влияют
возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования
и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации
ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и,
прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью MMPI), данными о
личности обследуемого.
Неоднократно проводившийся факторный анализ
данных MMPI в различных группах позволил выделить наряду с другими факторы,
близкие «нейротизму» и «экстраверсии». Валидность MMPI, установленная на
основе дифференциальных клинических групп, достаточно высока.
Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений
MMPI создано множество дополнительных шкал (всего около 500). Например, шкала
академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности
и т.д. Важную роль при интерпретации «профиля личности» играют те
дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты
основных. Так, шкала депрессии имеет следующие дополнительные шкалы: D1
– субъективной депрессии; D2 – психомоторной заторможенности; D3
– физической слабости; D4 – психологической скованности; D5
– мрачной угрюмости.
Неоднократно предлагались сокращенные варианты
опросника. Один из наиболее известных – Mini-Multi, состоящий из 71
утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных
исследованиях конструктной валидности Mini-Multi указывается на его
достаточную валидность при групповой диагностики, а при индивидуальной – только
в случаях выраженных психических отклонений. На русском языке Mini-Multi
адаптирован В.П.Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности
этой методики.
Утверждения MMPI часто используются для конструирования
других личностных опросников. В последнее время для облегчения обработки данных
все шире привлекаются различные компьютерные программы.
MMPI широко используется в отечественных
психодиагностических исследованиях. Адаптация опросника началась еще в 60-е гг.
Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений (Ф.Б. Березин и М.П.
Мирошников, 1967). Березиным с соавторами разработана оригинальная
интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация. Большая
работа по адаптации опросника проводилась в Ленинградском психоневрологическом
институте им. В.М. Бехтерева, московским психологами. На основе утверждений
MMPI петербургскими психологами и психиатрами созданы новые
дифференциально-диагностические шкалы: параноидной шизофрении, уровня
невротизации и психопатизации, депрессивных состояний.
В 1989г. опросник был значительно переработан и
опубликован под названием MMPI – 2. Одновременно были изданы как
обычная версия, так и компьютерная. Новая редакция опросника содержит 567
утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107
разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три контрольные шкалы и 10
клинических шкал. Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их
помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность, подверженность страхам,
обсессивность, депрессивность, забота о здоровье, причудливость и странность
мышления, гневливость, циничность, склонность к антисоциальными поступкам,
близость типу А личности, низкая самооценка, семейные проблемы, социальный
дискомфорт, помехи в работе, негативные индикаторы для лечения.
MMPI-2 содержит и три новые контрольные шкалы. Первая
из них состоит из редко подтверждаемых утверждений. Вторая и третья – шкалы
несовместимости ответов, с помощью которых оценивается степень выраженности у
обследуемого тенденции отвечать в противоречивой манере. Новые нормативные
данные базируются на выборке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте
от 18 до 84 лет.
В последнее время обсуждается вопрос об имеющихся
различиях в подъеме профиля по данным MMPI и MMPI-2. В общем, отмечается, что
профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее поднят, нежели в MMPI. В итоге
снижается «демаркационная линия» подъема клинических шкал.
Сведений об использовании MMPI-2 в СНГ не имеется.
После того, как мы ознакомились с наиболее известными
методиками определения характера, можно заметить у них сходные черты. Но,
пожалуй, самой значительной и самой заметной является то, что характер
диагностируется через определение акцентуаций – это чрезмерное усиление
отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы
отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.
Определенные черты личности, ярко выраженные у больного и определяющие течение
и ход его болезни в умеренной форме присутствует и у здорового человека.
Так как характер очень тесно связан с темпераментом,
то некоторые опросники (например, опросник К. Леонгарда) выявляют не только
акцентуации характера, но и акцентуации темперамента.
1.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С.
М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Издательство «Питер»; 2000.
– 528с.: (серия «Мастера психологии)
2.
Немов Р. С. Психология:
Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.
изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640с.
3.
Психологические тесты /
Под ред. А. А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Т.1. –
312с.: ил.
4.
Шевандрин Н. И.
Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: Гуматин. изд. Центр
ВЛАДОС, 1998. – 512с.: ил.
Страницы: 1, 2
|