Взаимосвязь развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у младших школьников
Взаимосвязь развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у младших школьников
Взаимосвязь развития фантазии и частоты прибегания ко
лжи у детей младшего школьного возраста
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты ваимосвязи развития
фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
1.1 Теоретический
анализ состояния проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях
1.2 Характеристика частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
1.3 Особенности развития
фантазии и творческого воображения младших школьников
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязь
развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного
возраста
2.1 Исследование частоты прибегания ко лжи у детей
младшего школьного возраста
2.2 Исследования развития фантазии в младшем школьном
возрасте и его влияния на поведение младшего школьника
2.3 Коррекционная работа школьного психолога с детьми,
склонными к обману и воровству
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность исследования отношения ко лжи современных
школьников обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, морально-нравственные ценности и установки
человека, в том числе и отношение ко лжи, играют важную роль в выработке,
регуляции и реализации им стратегии поведения. С этой точки зрения, изучение
индивидуально-психологических и личностных особенностей школьников, влияющих на
их отношение ко лжи, позволяет выявить важные детерминанты и регуляторы
формирования нравственно-психологических стереотипов поведения.
Во-вторых, изучение особенностей оценки школьниками
поступков других людей как актов поведения, имеющих нравственную мотивацию и
определенные последствия, как для окружающих, так и для самого человека (в
нашем случае лживых поступков), дает возможность глубже проникнуть в сферу
нравственных представлений и требований современной молодежи и, тем самым,
расширить наши знания о психологических особенностях данного возрастного
периода.
В-третьих, исследование отношения ко лжи является
удобной моделью, раскрывающей условия, факторы и индивидуально-психологические
различия формирования системы отношений детей к действительности, к окружающим
людям и самому себе. При этом важно подчеркнуть, что особую значимость имеют
исследования по проблеме отношения ко лжи у детей, поскольку именно данная
возрастная группа через несколько лет будет определять морально-нравственный и
психологический облик граждан нашей страны, а в ближайшем будущем составит
основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие.
Кроме этого, несмотря на ряд интересных исследований
по этой и
смежным с ней проблемам, как в отечественной - дореволюционной
(Каптерев П.О., Преображенский С., Ильин И.А., Алешинцев И.А.,
Сосновский А., Шеталова А., Гартьер К., Нечаев А.П. др.) и
современной (Знаков В.В., Дубровский Б.И., Щербатых Ю.К.,
Секацкий А.К. и др.)., так и в зарубежной психологии (В.Штерн, Л.
Мелитан, А.Адам, S. Bok, P.
Ekman, Podlesny J., Hartshorn H., May M.
и др.). Тем не менее, можно констатировать недостаточную
разработанность методических подходов к изучению отношения ко
лжи, отсутствие ее общепризнанной типологии, данных о влиянии
хода и условий социализации, индивидуально-личностных и
социально-психологических особенностей человека на оценку.
Целью настоящего исследования
является анализ особенностей отношения ко лжи младших школьников, содержание
морально-нравственной категории "ложь" и ее синонимов, изучение
влияния среды (семьи) на появление лжи.
Объект исследования -
отношение ко лжи младших школьников.
Предмет исследования
совокупность причин, влияющих на отношение школьника к различным видам лжи.
Гипотеза исследования:
профилактика появления лжи будет эффективнее, если выявить причины и путем
педагогического воздействия сформировать оценку и положительные поступки детей.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты ваимосвязи развития
фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста;
изучить эмпирическое исследование взаимосвязь
развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного
возраста.
Для выявления уровня общительности, зрелости «Я»,
степени стрессоустойчивости и уровня самооценки использовался «16-факторный
личностный опросник» Р. Кеттелла (форма А). Для выявления склонности ко лжи
использовалась «Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала
лжи)» Марлоу Д., Крауна Д. и другие методики.
Глава 1. Теоретические аспекты ваимосвязи развития
фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
1.1 Теоретический
анализ состояния проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях
Теоретический
анализ состояния проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях проведен исторический и
категориально-понятийный анализ работ отечественных и зарубежных ученых по
проблемам лжи, обмана и неправды.
Обобщены данные по источникам
формирования, причинам и стадиям проявления лжи в ходе психического развития
детей и подростков, рассмотрены существующие и предложена авторская многомерная
типологии лжи, рассмотрены последствия лжи для человека и общества и приведены
возможные приемы ее нейтрализации. [63]
Вопрос о лжи и правде имеет
вечное значение для человека. В структуре морально-нравственных категорий ложь
преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления
лжи, обмана, неправды постоянно обнаруживаются в актах внутриличностного и
ситуациях межличностного общения, в социальных и межгрупповых отношениях.
Однако, отношение к этому
феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было
неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения
определенных целей (Платон, Гегель и др.), для других она была моральным грехом
(Аврелий Августин, И.Кант и др.), т.е. отношение ко лжи на протяжении веков в
различных государствах менялось и достаточно кардинально: от полного табу на
ложь и обман до, по крайней мере, частичного их оправдания. При этом часто ложь
одновременно и осуждается, и оправдывается. В последнем случае, особое значение
приобретают цель и последствия лжи. Необходимо отметить, что ложь с развитием
цивилизации прошла и свои стадии развития - от лжи с целью выживания в
первобытном обществе до фальсификации в истории, сокрытия или искажения
информации в СМИ и т. д.
На рубеже XX века
изучение проблемы лжи было актуально как в отечественной, так и мировой
психологии. Об этом можно судить по большому числу публикаций, широкому кругу
авторов (Каптерев П.О., Преображенский С., Ильин И.А., Алешинцев И.А.,
Сосновский А., Шеталова А. и т.д.) и основательным экспериментальным
исследованиям (Гартьер К., Нечаев А.П.) в данной области, проведенным в нашей
стране. За рубежом этим феноменом интересовался В.Штерн, Л.Мелитан, А.Адам и
др. Работы авторов начала века были посвящены исследованию лжи при
свидетельских показаниях, проблеме детской лжи (ее развитию в онтогенезе),
мотивации лжи и обмана, способам коррекции лжи, типологии лжи. Позже, в
советское время, это проблема оказалась на периферии научных интересов
отечественных исследователей и ей перестали уделять должное внимание. С большой
долей уверенности можно сказать, что это было обусловлено не столько логикой
развития самой психологической науки, сколько идеолого-политическими
соображениями. Напротив, в зарубежной психологии проблема лживости продолжала
интенсивно разрабатываться в основном в направлении изучения психологических
особенностей детей склонных к лживости, причин возникновения лжи, определения
способов профилактики и приемов педагогического воздействия для устранения
лживости из общения, проблем распознавания лжи (S. Bok, P. Ekman, Podlesny J., Hartshorn H., May M и
др.).
Однако в последнее время и в
российской психологии отмечается нарастание интереса к проблеме лжи, в первую
очередь, в контексте формирования нравственных ценностей, жизненных ориентиров
и идеалов у детей. Об этом можно судить по существенному увеличению публикаций
на эту и смежные с ней проблемы в последние годы (Знаков В.В., Дубровский Б.И.,
Щербатых Ю.К., Секацкий А.К. и др.). Это объясняется тем, что в обществе
произошли коренные изменения во всех его основных сферах: экономической,
политической, правовой, культурно-образовательной и т.д., которые, к сожалению,
часто отрицательно сказываются на морально-нравственных устоях людей разных
поколений.
В зависимости от точки зрения
на проблему, ученые дают понятию лжи различные определения, в соответствии с
которыми выделяют и описывают соответственно разные виды лжи, определяют
основные факторы, влияющие на формирование отношения человека ко лжи,
раскрывают ее механизмы (Ж. Дюпра, А.Шеталова, Дж.Селли, В.Штерн, К.Бюллер,
Д.Якубович и др.). Так, в толковом словаре В.И.Даля находим следующее
определение: «Ложь - то, что солгано, слова, речи, противные истине. Лгать -
врать, говорить или писать ложь, неправду, противное истине». Психологи
несколько иначе определяют ложь: «ложь - феномен общения, состоящий в
намеренном искажении действительного положения вещей; ложь представляет собой
осознанный продукт речевой деятельности, имеющей целью вести реципиентов в
заблуждение; как правило ложь вызвана стремлением добиться личных или
социальных преимуществ в конкретных ситуациях».
Если подвести итог понимания
признаков присутствия или отсутствия лжи, то можно утверждать, что ключевыми
характеристиками лживости утверждения считаются искажение истины,
сознательность намерения ввести в заблуждение и вера говорящего в ложность
утверждения. [43]
В рассмотренных работах
наметились неоднозначные подходы и к пониманию детской лжи. Сторонники
биологизаторского направления отстаивают идею изначальной предопределенности
нравственности. Согласно их позиции такие качества, как правдивость и лживость могут
быть врожденными. А если и признается влияние среды, то как фактор замедляющий
или ускоряющий развитие качеств, которые даны ребенку от рождения: ложь как
творчество и фантазирование, ложь как способность к одновременному
фантазированию и искажению истины, ложь как искажение истины с корыстной целью.
Напротив, есть другая точка
зрения, что ложь - это явление не только психофизиологическое, но и
психосоциальное. К этому мнению склоняется большинство русских исследователей.
Когнитивистская парадигма представляет моральное развитие как процесс адаптации
ребенка к требованиям социальной среды, в результате которого происходит
формирование лживого поведения. Согласно теориям Пиаже, Колберга и Гиллиган,
дети по мере взросления проходят определенные этапы нравственного развития: от
полного отрицания к соблюдению определенных норм под внешним контролем и далее
- к внутреннему самоконтролю; от эгоистической мотивации следования моральным
установкам - к альтруистической; от выполнения правил поведения под угрозой
наказания - к сознательному подчинению во избежание самоосуждения. На
формирование нравственных ценностей детей большое влияние оказывают его опыт
общения с внешним миром, отношения со сверстниками и родителями.
Причин, по которым у
некоторых детей склонность ко лжи развивается в большей степени - множество.
Одни коренятся в личности ребенка (тревожность, агрессивность, эмоциональная
возбудимость), другие в его окружении (семья, сверстники), третьи зависят от
возраста и пола. Нельзя забывать так же и о влиянии общества, исторической
эпохи, в которую развиваются дети, а также религиозности. [12]
В конечном итоге можно
выделить следующие мотивы, побуждающие детей ко лжи: [61]
а) защита себя от наказания,
защита права на личную жизнь (избегание наказания, выход из неприятной
ситуации);
б) защита других (взятие
чужой вины на себя, укрывательство, стремление не причинить боль или
разочарование и т.д.);
в) стремление приобрести
что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес
со стороны окружающих, стремление к власти, озорство, удовольствие и т.д.);
г) стремление унизить другого
(месть, корысть, зависть, ненависть).
Надо отметить, что и
существующие классификации видов лжи сильно различаются в зависимости от
понимания авторами этого феномена. Если рассматривать ложь как передаваемую
информацию, то следует выделить настоящую ложь, полуправду, ложь по умолчанию.
Если мы подойдем к этой проблеме со стороны морали, нравственности, то
необходимо выделять ложь намеренную с обязательной выгодой и ложь
альтруистическую, так называемую, морально оправданную ложь, используемую во
благо другого человека. Применительно к современному обществу можно перечислить
немало случаев, когда ложь считается социально оправданной. Если рассматривать
ложь с позиции мотивов, то можно выделить ложь эгоистическую, ложь из озорства,
ложь из хвастовства и т.д.
В результате изучения
теоретических источников видно, что, во-первых, нет одной и общепринятой
типологии лжи, а во-вторых, существует значительное количество различных видов
лжи, которые ученые выделяют и описывают в зависимости от точки зрения на
сущность проблемы. По этой причине классификации весьма различаются в
зависимости от понимания автором данного феномена. [54]
В результате анализа
теоретического материала нами предпринята собственная попытка представить
классификацию видов лжи. Особенности данной типологии - в ее
многокритериальности. Предлагается классифицировать ложь по следующим
критериям: по источнику происхождения лжи, по степени осознания ложности
высказывания, по силе мотивации обмануть и способу предъявления лжи.
По источнику происхождения
ложь подразделяется на социальную и индивидуальную. Соответственно,
индивидуальная ложь может выступать как сознательная - ложь, которая осознается
лжецом, имеет определенные мотивы, цели, выгоду и как бессознательная - ложь
которая не осознается и не приносит выгоды.
Сознательная ложь по способу
предъявления может быть утверждающей (преувеличение, клевета, оговор,
притворные болезни) и отрицающей (отрицание вины, укрывательство) и пассивной (ложь-умолчание),
но зачастую эти виды, причудливо переплетаясь, образуют смешанные виды лжи.
Сознательная ложь может быть инструментальной, когда она выступает как
средство, инструмент для осуществления каких-либо собственных желаний и
получения выгоды; реактивной, когда ложь спонтанно осуществляется в ответ на
какую-либо угрозу (например, в защиту себя или другого); немотивированной, когда
лгун не преследует никаких целей (Алешинцев И.А., Липман О., Нечаев А.П.,
Щербатых Ю.В., Экман П.).
Кроме этого, вероятно,
необходимо выделять ложь в связи с тяжестью ее последствий: ложь с неприятными
последствиями, ложь с приятными последствиями, ложь без последствий. Последний
критерий, на наш взгляд, может играть существенную роль в оценке степени
виновности за ложь и выступать как одно из основании, определяющих отношение ко
лжи.
1.2 Характеристика частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с
периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до
9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и
психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического
обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению
социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и
имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает
общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает
складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет
взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все
большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль
детского сообщества. [36]
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная
деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии
психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности
складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые
достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом,
обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к
учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это
связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная
общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило
учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию.
Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает
того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в
ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения
мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие
словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения
научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в
этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего
школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет
интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза)
увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки
переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно
долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|