Взаимосвязь межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия
Наиболее
распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве,
являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы,
быть в гармонии друг с другом.
В
ходе экспериментального исследования особенностей межличностных отношений
и субъективной
оценки их благополучия были получены следующие результаты:
-
в выборке исследования представлено 20% благополучных семей, 60% скорее
благополучных семей, 17% скорее неблагополучных, 3% неблагополучных семей.
Причем полученные данные показали несколько большую удовлетворенность браком
мужчин, чем женщин;
-
мужчины предпочитают доминировать в отношениях с другими людьми, предпочитают
независимость и проявляют упорство в достижении целей. В свою очередь женщины
более дружелюбны в отношениях с другими людьми;
- у испытуемых
преобладает «властный — лидирующий» тип межличностного отношения, что характеризует
их как людей обладающих оптимистичностью, быстрой реакцией, высокой
активностью, выраженной мотивацией достижения, легкостью и быстротой в принятии
решений, экстравертированностью. Также у данной выборки выражен
«независимо-доминирующий» тип межличностных отношений, который при явном
преобладании над другими, сочетается с такими особенностями, как черты
самодовольства, дистантность, эгоцентричность, выраженное чувство
соперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе. Достаточно
часто у испытуемых встречается «прямолинейно-агрессивный» тип межличностных
отношений, что говорит о том, что такие люди обладают такими характеристиками,
как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в
достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт.
Наименее выражен такой тип межличностных отношений как — «недоверчивый —
скептический», который проявляется такими личностными характеристиками, как
обособленность, замкнутость, критический настрой к любым мнениям.
«Сотрудничающий — конвенциальный» тип преобладает у 7 испытуемых, которые
обладают такими характеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий
уровень тревожности и низкий — агрессивности, зависимость самооценки от мнения
значимых других, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как
показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14.
Психология. – 1989. - № 2. – С. 24-30.
2.
Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.:
Речь, 2004. – 244 с.
3.
Архангельский В.Н. Удовлетворенность браком // Вестник
Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 2001. - № 4. – С. 34-39.
4.
Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологический
журнал. – 2001. - № 2. – 9-16.
5.
Большая энциклопедия психологических тестов. – М.:
Издательство Эксмо, 2006. – 416 с.
6.
Бэндлер Р., Гриндер., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО
«МОДЕК», 1993. – 282 с.
7.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций.
СПб.: Речь, 2001. – 361 с.
8.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464
с.
9.
Давлетбаева З.К. Супружеские отношения как фактор
психического здоровья детей дошкольного возраста // Вестник Моск. Ун-та.
Серия 14. Психология. – 1998. - № 1. – С. 13-22.
10.
Дрынкина А.С. Влияние неблагополучной семьи на формирование
отклонений в поведении ребенка // Психологический журнал. – 1996. - № 5. – С.
3-19.
11.
Ерохина Н.М. Характерологическая совместимость и
удовлетворенность браком в молодых семьях // Семейная психология и семейная
терапия. – 2005. - № 4. – С. 3-9.
12.
Земска М. Семья и личность. – М.: Просвещение, 1986. – 203 с.
13.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
14.
Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации,
тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с.
15.
Клячкина Ж.В. Сферы конфликтного взаимодействия в семье и стратегия
разрешения супружеских конфликтов // Психологический журнал. – 2000. - № 3. –
12-19.
16.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика,
1987. – 160 с.
17.
Левкович В.П. Социально-психологический подход к изучению
супружеских конфликтов // Психологический журнал. – 1995. - № 3. – С. 126-137.
18.
Новиков В.С. Межличностные
отношения: особенности подходов // Психология и соционика
межличностных отношений. -2005. -№ 8.- С. 31 – 38.
19.
Психологический словарь /
Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
20.
Райгородский Д.Я.
Диагностика семьи. Методики и тесты. – Самара: «Издательский Дом БАХРАХ», 2004.
– 234 с.
21.
Семья и формирование личности / Под ред. А.А.
Бодалева. – М.: Педагогика, 1981. – 167 с.
22.
Сидоренко Е.В. Методы
математической обработки в психологии. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. –
349 с.
23.
Соболева М.В. Влияние
семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка полутора лети жизни //
Вопросы психологии. – 2003. - № 2. – С. 11-19.
24.
Спиридонова Н.В.
Воспитание и развитие ребенка в семье // Дошкольная
педагогика. – 2000. - № 1. – С. 64-71.
25.
Сысенко В.А. Супружеские
конфликты. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 175 с.
26.
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.:
Педагогика, 1987. – 245 с.
27.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи:
Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 273
с.
28.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и
психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
29.
Юденко О.Н. Психологические противоречия как
источник конфликтов в семье //
Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - № 3. – С. 7-11.
Приложение 1
«Тест-опросник
удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко
Цель:
выявить степень удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени
согласования - рассогласования удовлетворенности браком у той или иной
социальной группы.
Опросник
представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к
различным сферам: восприятию себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.
д.
Каждому
утверждению соответствуют 3 варианта ответа:
а) верно;
б) трудно
сказать;
в) неверно.
Испытуемые
получают следующую инструкцию: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте 1 из 3
предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа
«трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.
Обработка
результатов осуществляется по ключу. Если выбранный испытуемыми вариант ответа
(а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляются 2 балла; если
промежуточный (б) - то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0
баллов.
Далее
подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового
балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Вся
ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
8)
абсолютно
неблагополучные – 0-16 баллов;
9)
неблагополучные
– 17-22 баллов ;
10)
скорее
неблагополучные – 23-26 баллов;
11)
переходные
– 27-28 баллов;
12)
скорее
благополучные – 29-32 баллов;
13)
благополучные
– 33-38 баллов;
14)
абсолютно
благополучные – 39-48 баллов.
Текст опросника
1. Когда
люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют
взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а) верно;
б) не
уверен;
в) неверно.
2. Ваши
супружеские отношения приносят вам:
а) скорее
беспокойство и страдание;
б) затрудняюсь
ответить;
в) скорее
радость и удовлетворение.
3. Родственники
и друзья оценивают ваш брак:
а) как
удавшийся;
б) как
нечто среднее;
в) как
неудавшийся.
4. Если
бы вы могли, то:
а) вы
бы многое изменили в характере вашей супруга (вашей супруги);
б) трудно
сказать;
в) вы
бы не стали ничего менять.
5. Одна
из проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе и
сексуальные отношения:
а) верно;
б) трудно
сказать;
в) неверно.
6. Когда
вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых,
кажется:
а) что
вы несчастнее других;
б) трудно
сказать;
в) что
вы счастливее других.
7. Жизнь
без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
верно;
трудно
сказать;
неверно.
8. Вы
считаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бы
неполноценной:
а)
да, считаю;
б)
трудно сказать;
в)
нет, не считаю.
9. Большинство
людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно;
б) трудно
сказать;
в)
неверно.
10. Только
множество различных обстоятельств мешает подумать вам о разводе:
а) верно;
б) не
могу сказать;
в) неверно.
11. Если
бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы
стать:
а) кто
угодно, только не теперешний супруг (супруга);
б) трудно
сказать;
в) возможно,
что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы
гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга), рядом с вами:
а) верно;
б) трудно
сказать;
в) неверно.
13. К
сожалению, недостатки вашего супруга (супруги) часто перевешивают его
достоинства:
а) верно;
б) затрудняюсь
сказать;
в) неверно.
14. Основные
помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
а)
скорее всего в характере вашего супруга (супруги);
б) трудно
сказать;
в) скорее
в вас самих.
15. Чувства,
с которыми вы вступали в брак:
а) усилились;
б) трудно
сказать;
в) ослабли.
16. Брак
притупляет творческие возможности человека:
а) верно;
б) трудно
сказать;
в) неверно.
17. Можно
сказать, что ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые
компенсируют его недостатки:
а) согласен;
б) нечто
среднее;
в) не
согласен.
18. К
сожалению, в вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой
друг друга:
а) верно;
б) трудно
сказать;
в) неверно.
19. Вам
кажется, что ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад,
неуместно шутит:
а) верно;
б) трудно
сказать;
в) неверно.
20. Жизнь
в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:
а) верно;
б) трудно
сказать;
в) неверно.
21. Ваши
семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых
вы ожидали:
а) верно;
б) трудно
сказать;
в) неверно.
22. Неправ
тот, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на
уважение:
а) согласен;
б) трудно
сказать;
в) не
согласен.
23. Как
правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:
а) верно;
б) трудно
сказать;
в) неверно.
24. По
правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого
момента:
а) верно;
б) трудно
сказать;
в) неверно.
Ключ
1в,
2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, Ив, 12а, 13в, 14в, 15а, 1бв, 17а, 18в,
19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
Приложение 2
Методика
диагностики межличностных отношений Т. Лири
Диагностическая
цель: Методика
предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их
особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном
«Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов
испытуемого.
Опросник
разработан Тимоти Лири в 1957 году и представляет собой модифицированный
вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег
в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок
и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит
формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность
проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении,
человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.
Основываясь
на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе
взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более
конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил
в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и
вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение,
дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее
впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Схема
Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к
центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние
полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или
экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник
составлен соответственно выделенным типам межличностного поведения и
представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов,
которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные
психологические профили. Методика может быть представлена испытуемому списком
или на отдельных карточках.
Т.
Лири предлагал использовать методику в нескольких вариантах: для самооценки
(реальное «Я»), для описания идеального «Я», для изучения поведения в оценке
окружающих («со стороны»). В соответствии с этими уровнями меняется инструкция
для ответа. Человеку предлагается указать те утверждения, которые соответствуют
его представлению о себе, либо представлению об идеале, либо относятся к
другому человеку.
Контингент:
методика
предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным,
социальным и профессиональным признакам.
Инструкция
может быть
составлена следующим образом: «Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую
и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе.
Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|