бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия бесплатно рефераты

Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом.

В ходе экспериментального исследования особенностей межличностных отношений и субъективной оценки их благополучия были получены следующие результаты:

- в выборке исследования представлено 20% благополучных семей, 60% скорее благополучных семей, 17% скорее неблагополучных, 3% неблагополучных семей. Причем полученные данные показали несколько большую удовлетворенность браком мужчин, чем женщин;

- мужчины предпочитают доминировать в отношениях с другими людьми, предпочитают независимость и проявляют упорство в достижении целей. В свою очередь женщины более дружелюбны в отношениях с другими людьми;

- у испытуемых преобладает «властный — лидирующий» тип межличностного отношения, что характеризует их как людей обладающих оптимистичностью, быстрой реакцией, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Также у данной выборки выражен «независимо-доминирующий» тип межличностных отношений, который при явном преобладании над другими, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства, дистантность, эгоцентричность, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе. Достаточно часто у испытуемых встречается «прямолинейно-агрессивный» тип межличностных отношений, что говорит о том, что такие люди обладают такими характеристиками, как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт. Наименее выражен такой тип межличностных отношений как — «недоверчивый — скептический», который проявляется такими лично­стными характеристиками, как обособленность, замкнутость, критический настрой к любым мнениям. «Сотрудничающий — конвенциальный» тип преобладает у 7 испытуемых, которые обладают такими характеристиками, как эмо­циональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий — агрессивности, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 1989. - № 2. – С. 24-30.

2.                 Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

3.                 Архангельский В.Н. Удовлетворенность браком // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 2001. - № 4. – С. 34-39.

4.                 Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологический журнал. – 2001. - № 2. – 9-16.

5.                 Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 416 с.

6.                 Бэндлер Р., Гриндер., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1993. – 282 с.

7.                 Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001. – 361 с.

8.                 Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

9.                 Давлетбаева З.К. Супружеские отношения как фактор психического здоровья детей дошкольного возраста // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 1998. - № 1. – С. 13-22.

10.            Дрынкина А.С. Влияние неблагополучной семьи на формирование отклонений в поведении ребенка // Психологический журнал. – 1996. - № 5. – С. 3-19.

11.            Ерохина Н.М. Характерологическая совместимость и удовлетворенность браком в молодых семьях // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - № 4. – С. 3-9.

12.            Земска М. Семья и личность. – М.: Просвещение, 1986. – 203 с.

13.            Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

14.            Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с.

15.            Клячкина Ж.В. Сферы конфликтного взаимодействия в семье и стратегия разрешения супружеских конфликтов // Психологический журнал. – 2000. - № 3. – 12-19.

16.            Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

17.            Левкович В.П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. – 1995. - № 3. – С. 126-137.

18.            Новиков В.С. Межличностные отношения: особенности подходов // Психология и соционика межличностных отношений. -2005. -№ 8.- С. 31 – 38.

19.            Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.

20.            Райгородский Д.Я. Диагностика семьи. Методики и тесты. – Самара: «Издательский Дом БАХРАХ», 2004. – 234 с.

21.            Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1981. – 167 с.

22.            Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 349 с.

23.            Соболева М.В. Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка полутора лети жизни // Вопросы психологии. – 2003. - № 2. – С. 11-19.

24.            Спиридонова Н.В. Воспитание и развитие ребенка в семье // Дошкольная педагогика. – 2000. - № 1. – С. 64-71.

25.            Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 175 с.

26.            Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Педагогика, 1987. – 245 с.

27.            Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 273 с.

28.            Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

29.            Юденко О.Н. Психологические противоречия как источник конфликтов в семье // Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - № 3. – С. 7-11.

Приложение 1


«Тест-опросник удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко


Цель: выявить степень удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени согласования - рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятию себя и партне­ра, мнения, оценки, установки и т. д.

Каждому утверждению соответствуют 3 вари­анта ответа:

а)       верно;

б)      трудно сказать;

в)      неверно.

Испытуемые получают следующую инструкцию: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте 1 из 3 предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.

Обработка результатов осуществляется по ключу. Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляются 2 балла; если промежуточный (б) - то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0 баллов.

Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:

8)                абсолютно неблагополучные – 0-16 баллов;

9)                неблагополучные – 17-22 баллов ;

10)            скорее неблагополучные – 23-26 баллов;

11)            переходные – 27-28 баллов;

12)            скорее благополучные – 29-32 баллов;

13)            благополучные – 33-38 баллов;

14)            абсолютно благополучные – 39-48 баллов.


Текст опросника

1.       Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:

а)       верно;

б)      не уверен;

в)      неверно.

2.       Ваши супружеские отношения приносят вам:

а)       скорее беспокойство и страдание;

б)      затрудняюсь ответить;

в)      скорее радость и удовлетворение.

3.       Родственники и друзья оценивают ваш брак:

а)       как удавшийся;

б)      как нечто среднее;

в)      как неудавшийся.

4.       Если бы вы могли, то:

а)       вы бы многое изменили в характере вашей супруга (вашей супруги);

б)      трудно сказать;

в)      вы бы не стали ничего менять.

5.       Одна из проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе и сексуальные отношения:

а)       верно;

б)      трудно сказать;

в)      неверно.

6.       Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, кажется:

а)       что вы несчастнее других;

б)      трудно сказать;

в)      что вы счастливее других.

7.       Жизнь без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятель­ность:

верно;

трудно сказать;

неверно.

8.       Вы считаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бы неполноценной:

а) да, считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9.       Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:

а)       верно;

б)      трудно сказать;

в) неверно.

10.     Только множество различных обстоятельств мешает подумать вам о разводе:

а)       верно;

б)      не могу сказать;

в)      неверно.

11.     Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:

а)       кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б)      трудно сказать;

в)      возможно, что именно теперешний супруг (супруга).

12.     Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга), рядом с вами:

а)       верно;

б)      трудно сказать;

в)      неверно.

13.     К сожалению, недостатки вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:

а)       верно;

б)      затрудняюсь сказать;

в)      неверно.

14.     Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а) скорее всего в характере вашего супруга (супруги);

б)      трудно сказать;

в)      скорее в вас самих.

15.     Чувства, с которыми вы вступали в брак:

а)       усилились;

б)      трудно сказать;

в)      ослабли.

16.     Брак притупляет творческие возможности человека:

а)       верно;

б)      трудно сказать;

в)      неверно.

17.     Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:

а)       согласен;

б)      нечто среднее;

в)      не согласен.

18.     К сожалению, в вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

а)       верно;

б)      трудно сказать;

в)      неверно.

19.     Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:

а)       верно;

б)      трудно сказать;

в)      неверно.

20.     Жизнь в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:

а)       верно;

б)      трудно сказать;

в)      неверно.

21.     Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:

а)       верно;

б)      трудно сказать;

в)      неверно.

22.     Неправ тот, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:

а)       согласен;

б)      трудно сказать;

в)      не согласен.

23.     Как правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:

а)       верно;

б)      трудно сказать;

в)      неверно.

24.     По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

а)       верно;

б)      трудно сказать;

в)      неверно.


Ключ

1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, Ив, 12а, 13в, 14в, 15а, 1бв, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

Приложение 2

 

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири


Диагностическая цель: Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отно­шения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Опросник разработан Тимоти Лири в 1957 году и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник составлен соответственно выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили. Методика может быть представлена испытуемому списком или на отдельных карточках.

Т. Лири предлагал использовать методику в нескольких вариантах: для самооценки (реальное «Я»), для описания идеального «Я», для изучения поведения в оценке окружающих («со стороны»). В соответствии с этими уровнями меняется инструкция для ответа. Человеку предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, либо представлению об идеале, либо относятся к другому человеку.

Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция может быть составлена следующим образом: «Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6