бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников бесплатно рефераты

Для выявления ценностных ориентаций нами была использована методика М. Рокича, адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым «ценностные ориентации», основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке,. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Образец опросника можно увидеть в приложении 2. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.

 Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников;

Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем. Студенты первой группы выделили для себя следующие наиболее важные для них ценности - цели:

Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Добавим, что подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных.

Исследование системы ценностных ориентаций в выделенных нами группах позволило выявить следующие особенности.


Таблица 1

Среднегрупповые ранговые показатели терминальных ценностей в группах с различной профессиональной направленностью.

1 Ч-Т

2 Ч-Х

3 Ч-Ч

4 Ч-З

Активная деятельная жизнь  Мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Общественное призвание Познание Продуктивная жизнь Развитие Развлечения Свобода Счастливая семейная жизнь Счастье других Творчество Уверенность в себе

9 13 7 11 17 3 1 2 15 14 10 4 12 8 7 16 18 5,5

12 6 2 7 18 1 10,5 3 9 16 17 8 13 4 10,5 15 3,5 5

6 11 1 4 18 5 10 3 12 14,5 16 10 14,5 8,5 2 17 13 8,5

13 10,5 4 5 18 3 8 1 9 16 17 10,5 12 2 6 14 15 7


Среднегрупповые ранговые показатели инструментальных ценностей в группах с различной профессиональной направленностью


1 Ч-Т

2 Ч-Х

3 Ч-Ч

4 Ч-З

Аккуратность Воспитанность Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность Независимость Непримиримость к недостаткам в себе и других Образованность Ответственность Рационализм Самоконтроль Смелость в отстаивании своего мнения Твердая воля Терпимость Широта взглядов Честность Эффективность в делах Чуткость

14 7 17 12 16 5 18 1 12 10,5 8 13 4 9 6 2 10,5 15

10 2 6 1 18 3 17 7 5 12 8,5 11 8,5 13 14 4 16 15

12 4 17,5 3 15 6 17,5 2 11 9 5 16 1 14 12,5 7 8 10

13 5 16 7 14 12 18 6 8,5 3,5 1 2 3,5 17 11 8,5 15 10


В иерархии терминальных ценностей ведущие места у представителей всех групп занимают здоровье, любовь и наличие хороших и верных друзей.

В иерархии терминальных ценностей у представителей первой группы ведущие места заняли: Материально обеспеченная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Любовь Для второй группы доминирующими ценностями являются: Творчество, Свобода, Любовь, Наличие хороших и верных друзей . Третья группа характеризуется ориентацией на Здоровье, Наличие хороших и верных друзей, Счастливая семейная жизнь, Интересная работа. В число доминирующих терминальных ценностей четвертой группы вошли: Любовь, Свобода, Наличие хороших и верных друзей.

В иерархии инструментальных ценностей ведущие места у представителей всех групп занимают Образованность, Твердая воля, Воспитанность. В иерархии инструментальных ценностей у представителей первой группы ведущие места заняли: Материально обеспеченная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Любовь Для второй группы доминирующими ценностями являются: Творчество, Свобода, Любовь, Наличие хороших и верных друзей . Третья группа характеризуется ориентацией на Здоровье, Наличие хороших и верных друзей, Счастливая семейная жизнь, Интересная работа. В число доминирующих инструментальных ценностей четвертой группы вошли: Любовь, Свобода, Наличие хороших и верных друзей

2.3     Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников

Для выявления различий между четырьмя описанными группами нами был использован t-критерий Стьюдента, который относится к числу параметрических.

По результатам проведенного анализа мы получили следующие показатели значимости различий.


Таблица 2


Список терминальных ценностей

1-2

1-3

1-4

2-3

2-4

3-4

Активная деятельная жизнь  Мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Общественное призвание Познание Продуктивная жизнь Развитие Развлечения Свобода Счастливая семейная жизнь Счастье других Творчество Уверенность в себе

0,9 1,8 0,8 0,9 1 0,6 1,7 0,8 2,5 1 3,6 1,4 0,2 1,7 0,4 0,4 2,2 0,2

0 0,4 2,2 2,6 0,2 0,7 0,7 0,08 1,3 0 1,4 2,1 1 0,3 0,17 0 0 0,6

1,4 0,5 0,7 1,5 0,5 0,6 0,3 0,8 1,8 0,6 2 1,1 0,2 2,5 0,3 0,2 1,5 0,1

0,9 0,8 1,6 1,1 0,9 0,1 1,7 1 0,5 0,8 1 0,1 0,8 1,6 0,2 0,3 2,3 0,7

0,8 0,8 0,1 0,4 1,3 0,1 0,5 1,8 0 0 0 0,3 0,3 1,4 0,6 0 0,3 0

1,9 0,02 3,2 0,6 0,15 0,06 1,2 2,3 0,9 0,9 0,35 0,5 0,3 1,7 0,4 0,3 1,5 0,2

Достоверно значимыми различиями в системе ценностных ориентаций у исследуемых групп можно считать различия:

- между группами 1 и 2 по ценностям общественное признание и продуктивная жизнь;

- между группами 1 и 3 по ценностям здоровье и интересная работа;

- между группами 1 и 4 по ценности свобода;

- между группами 2 и 3 по ценности творчество.


Список инструментальных ценностей

1-2

1-3

1-4

2-3

2-4

3-4

Аккуратность Воспитанность Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность Независимость Непримиримость к недостаткам в себе и других Образованность Ответственность Рационализм Самоконтроль Смелость в отстаивании своего мнения Твердая воля Терпимость Широта взглядов Честность Эффективность в делах Чуткость

1,3 0,4 1,7 0 0 0 0,6  1 1 0,4 0,4 0,8 1,4 0,5 1,7 0,5 1 0,3

0,4 0,9 0,3 0,1 1,3 0,3 0,6  0 0,8 0,6 0 0,3 1,3 0,4 0,4 0,8 0,9 0,9

0,06 0,2 0,3 0,3 1,3 0,8 2  0,9 0,3 1,1 0,5 1,7 0,3 2,6 0,6 0 1,3 1,5

0,6 0,5 1 0,1 1,3 0,3 0,1  0,7 1,7 1,6 0,3 1,2 2,2 0 1,3 0,4 1,5 1

0,8 0,4 0,9 0,3 0 0,8 2,2  0 0,3 2,3 1,3 1,2 1,2 1,3 0,5 0,3 0,3 1,3

0,29 0,8 0,6 0,2 0,8 0,4 0  0,6 0,9 0,7 1,6 2,3 0,8 1,3 0,5 0,6 1,8 0,38


Достоверно значимыми можно считать различия в группах:

- 1 и 4 по ценности терпимость;

- 2 и 3 по ценности твердая воля;

- 2 и 4 по ценностям непримиримость к недостатка в себе и других и рационализм.

Усредненные показатели по всей выборке не выявили взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и ценностными ориентациями. Полученные результаты можно объяснить тем, что на профессиональное самоопределение учеников влияет:

1. Позиция старших членов семьи или лиц, их заменяющих.

2. Позиция сверстников - подруг, товарищей, «значимых других» из круга внесемейного общения .

3. Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если он имеется.

4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося, оптанта (включая и случаи их полной неопределенности, отсутствия).

5. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности.

6. Уровень притязаний учащегося на общественное признание.

7. Информированность учащегося.

8. Склонность к тем или иным видам деятельности.

Таким образом, мы видим, что каждый отдельный - пусть даже простенький - выбор на жизненном трудовом пути является обязательным процессом, т. е. некой цепочкой взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений и, наконец, формулировка того или иного решения.

Обычно сам человек не наблюдает за собой со стороны и просто не замечает хода упомянутых выше процессов во «внутренней обстановке» души так же, как он, например, не обращает внимания на свое сердцебиение и дыхание. Просто пребывает в задумчивости «томится», «волнуется», «злится» и пр. Но из этого не следует, что лучше не знать, как протекает процесс принятия решения, напротив, исследования в этой области позволили бы более эффективно организовывать профконсультационную деятельность и избежать многих проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящей курсовой работе рассматривалась проблема взаимосвязи профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников. Профессиональное самоопределение является предметом многих исследований, но предпочтение традиционно отдается мотивам выбора профессии, поэтому мы решили, что целесообразно будет изучить данную проблему в аспекте ценностных ориентаций.

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме позволил сделать нам следующие выводы:

1.      Профессиональное самоопределение является очень сложным конструктом, поэтому единого общепризнанного определения данного понятия не существует.

2.      Несмотря на, казалось бы, детальную проработку проблемы профессионального самоопределения остается нераскрытым вопрос о связи его с личностным самоопределением.

3.      Система ценностей относится большинством авторов к категории личностного самоопределения.

По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза не подтвердилась. Однако это не лишает ее практической значимости, так как результаты, полученные в ходе исследования, позволяют нам судить о том, что у учеников одиннадцатых классов еще не сформировалось профессиональное видение мира, не интериаризировалась система ценностей характерная для данных специальностей.

Это влечет за собою ряд трудностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться учителям и исследователям в начале своей профессиональной деятельности, и которые, по нашему мнению, можно разрешить в процессе обучения. Исходя из того, что у учеников отсутствует ценностно-смысловое восприятие будущей профессии, можно порекомендовать систему мероприятий направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения. В качестве таких мероприятий могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие ПВК, а также тестирование и анкетирование школьников перед выбором профессии или учебного заведения.

С нашей точки зрения целесообразно будет проводить данные мероприятия не только на выпускниках школы, но начиная с седьмых и восьмых классов, чтобы сформировать у учеников ценностно-нравственную и информационную готовность к самостоятельному выбору профессии.

ЛИТЕРАТУРА


1. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1988. - С. 137 - 145.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М., 1998.

3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. - 1994. - №3.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №3.

5. Головаха Е.И. Жизненна перспектива и профессиоанльное самоопределение молодежи. - Киев, 1998.

6. Донцов А.И. Выбор профессии и жизненная перспектива. // Вопросы психологии. - 1990. - №2.

7. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 5.

8. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.

9. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М., 1993.

10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.

11. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993.

12. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

13. Кон И.С. Социальный статус юношества // Социология молодежи /Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб., 1996.

14. Корнилова Т.В. Диагностика «личностных факторов» Принятия решения // Вопросы психологии. - 1994. - №6.

15. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.

16. Ливерхуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - Калуга, 1994.

17. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

18. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4.

19. Пископпель А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.

20. Проблема и психотехника самоопределения личности. // Вопросы психологии. - 2002. - № 2.

21. Пряжников Е. Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов. // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

22. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М., 1991.

23. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.; Воронеж, 1997.

24. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1999.

25. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. - сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000.

26. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 1999.

27. Собкин В.С., Грачева А.М., Нистратов А.А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере. // Вопросы психологии. - 1990. - №4.

28. Фельденкрайз М. Понимание при делании // хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Ю. Баскаков. _ М., 1993.

29. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М., - 1989.

30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб.: Питер, 2002.

32.Эриксон Э. За идентичностью // Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. - М., 1996.

Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)


Приложение 1


Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными.

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

или

7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).

или8б.

Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

Приложение 2

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)


Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".


Бланк тестируемого_

_______________

Список А (терминальные ценности):

- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);


-жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);


- здоровье (физическое и психическое);


- интересная работа;


- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);


- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);


- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);


- наличие хороших и верных друзей;


- общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);


- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);


- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);


- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);


- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);


- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);


- счастливая семейная жизнь;


- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);


- творчество (возможность творческой деятельности);


- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).



Список Б (инструментальные ценности):

- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;


- воспитанность (хорошие манеры);


- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);


- жизнерадостность (чувство юмора);


- исполнительность (дисциплинированность);


- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);


- непримиримость к недостаткам в себе и других;


- образованность (широта знаний, высокая общая культура);


- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);


- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);


- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);


- смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;


- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);


- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);


- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);


- честность (правдивость, искренность);


- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);


- чуткость (заботливость).



Приложение 3


Список терминальных ценностей

Среднее арифметическое


1

2

3

4

Активная деятельная жизнь  Мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Общественное призвание Познание Продуктивная жизнь Развитие Развлечения Свобода Счастливая семейная жизнь Счастье других Творчество Уверенность в себе

8,2 10,7 3,7 9,9 15,7 4,9 7,7 4,8 13,2 12,4 9,4 5,9 10,6 8 8 14 16 8

10,1 7,2 5,5 8,2 14,7 3,6 10,3 6,4 9,1 13,7 14,5 8,6 10 5,4 9 13 12 8,5

8,2 9,6 1,2 5 16 3,4 6,2 4,6 11,2 12,4 12,8 9 12,4 8,8 8,4 14 16,2 6,8

12 9,7 5 6,7 16,3 3,3 8,6 2,3 9,33 13,6 14,3 9,6 11,3 3 7 13 13 8,3


Список инструментальных ценностей

Среднее арифметическое


1

2

3

4

Аккуратность Воспитанность Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность Независимость Непримиримость к недостаткам в себе и других Образованность Ответственность Рационализм Самоконтроль Смелость в отстаивании своего мнения Твердая воля Терпимость Широта взглядов Честность Эффективность в делах Чуткость

11,2 9 13 6,5 12,6 7 14,5  6 10 10 9 11 7 10 8 6 10 11,5

8,3 8 8 6,5 13 7 13,4  8 8 11 8 9 10 11 11 7 12 12

10 6,4 12 6 16 8 13  6 12 7,8 9 12 4,2 11 9 8 8 10

11 9,6 14 5 13 10 18  8 9 5,6 4 5 6 15 10 6 13 9


Приложение 4


Список терминальных ценностей

Квадрат отклонений от среднего


1

2

3

4

Активная деятельная жизнь  Мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Общественное призвание Познание Продуктивная жизнь Развитие Развлечения Свобода Счастливая семейная жизнь Счастье других Творчество Уверенность в себе

153,48 119,3 48,99 71,68 31,38 142,88 157,48 203,52 70,5 97,7 121,82 42,88 77,88 123 181 273 114 56

172,9 221,44 306,5 283,6 48,1 134,22 218,92 136,4 140,89 52,1 50,5 272,4 290 76,4 187 239 152 176,5

38,8 157,2 0,8 66 46 15,2 15 16 21 50 81 44 36 135 22 75 7 97

8 4,67 18 32,67 0,67 12,67 65 5 33 5 19 29 69 14 54 89 42 51


Список инструментальных ценностей

Квадрат отклонений от среднего


1

2

3

4

Аккуратность Воспитанность Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность Независимость Непримиримость к недостаткам в себе и других Образованность Ответственность Рационализм Самоконтроль Смелость в отстаивании своего мнения Твердая воля Терпимость Широта взглядов Честность Эффективность в делах Чуткость

214 140 193 304 165 149 74  100 176 347 228 207 126 76 187 189 103 40

239 255 456 362,5 165 233 134,4  223 174 118 235 225 265 247 74 169 218 124

102 147,2 142 86 76 189 90  122 65 54 95 66 43 102 29 44 83 62

38 52,68 13 122 69 114 0  11 62 41 14 56 35 11 13 74 9 21



Страницы: 1, 2, 3