Взаимодействие социальной работы и педагогики
С этой целью проводилась диагностика и коррекция индивида без
отрыва от привычной традиционной среды. В основу социально-педагогической
деятельности был положен принцип не делать ничего за самих детей, не развлекать
и не веселить пассивную личность, которая наблюдает за деятельностью
социального педагога, не навязывать свои суждения, а помочь ей найти себя,
развить свои способности, организовать деятельность для души и по душе, помочь
сохранить свою честь несмотря ни на какие трудности и политические колебания.
В функции школьного социального педагога были вменены организация
той или иной деятельности личности, адаптация к социальной среде, помощь во
взаимодействии с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными,
правовыми учреждениями, включение человека в совместную деятельность,
совместную работу, в различные социальные институты. Для реализации этих
функций был использован весь арсенал защиты прав и интересов клиентов, помогающий
им строить отношения с другими людьми и учреждениями. Социальный педагог в
соответствии с имеющимся опытом Дулебской школы организовывал социальную работу
в микросоциуме, осуществлял социальную диагностику, обеспечивал непрерывную
связь учебного процесса и послеурочной деятельности, организовывая изучение
народного творчества, истории родного края, охрану природы, труд в сельском
хозяйстве и т.д., опираясь при этом на помощь товарищества общественных
помощников школы. Он же направлял и работу социальной помощи населению. Для ее
осуществления были созданы информационно-правовой пункт, служба доверия,
семейный клуб, детские инновационные объединения в помощь населению и служба
помощи населению. Одной из форм работы были выезды в другие деревни.
Социальный педагог по условиям данного эксперимента выступал и в
качестве организатора детского свободного времени. Вначале он изучал запросы
ребят, определял наиболее необходимые мероприятия, затем готовился к их
осуществлению. Особое внимание уделялось при этом играм, отдыху, товарищеским
соревнованиям.
Такой расширительный подход к работе социального педагога имеет
как свои достоинства, так и недостатки. Он позволяет сосредоточить всю
социальную работу в микросоциуме в одном центре, в который обычно превращается
местная школа. Однако одной школе это явно не по силам, да и это вынуждает ее
заниматься не свойственными ей функциями, например медицинским обслуживанием,
распродажей продуктов и т.д., фактически уходя от решения собственных
педагогических проблем.
Эффективность социальной работы обеспечивается целенаправленной
государственной социальной политикой, системой государственных, общественных и
частных служб.
В этом плане интересен опыт организации социальной работы в
передовых западных странах. Например, социальная (патронажная работа) в
Великобритании включает в себя службу здоровья, образования, охраны
правопорядка, работу с престарелыми, детьми, инвалидами и другими категориями
населения. Она осуществляется государственными, общественными и частными агентствами.
Основным содержанием этой работы является профессиональная деятельность,
которая помогает людям, сообществам определить личные, социальные и ситуативные
(обстоятельственные) трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает их
преодолению посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это
деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения образования,
исправления и надзора за правонарушителями, диагностики, контроля, реабилитации
лиц, нуждающихся в социальной помощи.
В социально-педагогической и других видах социальной работы в США
царило убеждение в том, что каждый человек является кузнецом своего счастья и
государство не должно вмешиваться в его жизнь, поскольку успех и неудача
предопределяется Всевышним. Там, где государство оставляло человека на произвол
судьбы, заботу о нем брали на себя частные благотворительные организации и
соседи.
В начале 30-х гг., когда общественное мнение пришло к выводу о
том, что нужда и бедность не являются следствием ошибок и личных недостатков
отдельно взятого человека и его семьи, в США стали развиваться социальная
помощь и общественное взаимосуществование. Здесь существует целая сеть
социальных программ и благотворительных учреждений, финансируемых и
государством, и частными благотворительными организациями.
От конкретных социально-педагогических исследований в 60–70-е гг.
наметился поворот к глобальным теоретико-методологическим исследованиям, на
которых выстраивается современная социально-педагогическая практика и практика
социальной работы в стране в целом.
Наиболее внушительны успехи в развитии социально-педагогических
идей и их реализации в теории и практике среди западных стран в ФРГ. Социальная
педагогика как прикладная дисциплина основывается на теоретической базе
социологии воспитания, которая в свою очередь служит важнейшим условием
выработки и реализации государственной социальной политики. При этом роль
теории воспитания неуклонно возрастает. Если в 30-е гг. социальная педагогика
была фактическим продолжением социологии педагогики как сугубо прикладной
дисциплины, то положение дел начало меняться уже в 50-е гг., когда воспитание и
образование стали рассматриваться как социальные подсистемы. Именно в это время
был сделан вывод о том, что социальная педагогика не справляется со своими
задачами из-за того, что слишком ориентировалась на факторы микросреды и
недооценивала влияние политики социального развития. Система социальной работы
во многом зависит от активности частных и добровольных организаций, местных
властей и правительственных организаций. Государственная власть имеет мандат
лишь на выравнивание социальных различий для достижения социальной
справедливости; создание и поддержание социальной защищенности граждан страны.
Принцип общественного государства здесь закреплен рядом основных социальных
ценностей на конституционном уровне. В каждом из городов, образующих
административный округ, ответственность за социальное обеспечение
распределяется следующим образом. Социальным планированием и реализацией этих
планов заняты общие социальные службы, департамент социальных служб, управление
по делам воспитания молодежи, департамент по жилью, департамент здоровья,
деятельность которых направляется главой социальных служб. В качестве
специальных областей деятельности по реализации социальных планов выступают:
1.
забота
о семье, молодежи и престарелых;
2.
консультации
по вопросам здоровья;
3.
пособия
по возрасту и нетрудоспособности;
4.
организованная
помощь;
5.
социальные
службы.
Особую роль здесь играют центры семейного воспитания молодежи и
социальные консультации. При этом наряду с городским социальным обеспечением
семьи (общая социальная служба) существует множество пунктов воспитания
молодежи и семейных консультативных советов в свободных представительствах. Это
специальные консультационные центры для молодежи, семьи, для воспитателей – «одиночек»
иностранцев, наркоманов, алкоголиков, для лиц, находящихся на грани
самоубийства, по проблемам беременности, разводов и т.д. С середины 70-х гг. по
инициативе признанных специалистов был создан ряд консультационных пунктов с
альтернативными планами, работающих с семьями, школами и помогающих людям в
контексте своего социального окружения. В больших городах почти в каждом районе
работает семейный центр или центр материнства. Различные консультации
предназначены прежде всего для общей, открытой встречи детей, подростков, семей
и одиноких, находящихся в затруднительном положении или беде.
Учитывая разнообразные проблемы и широкий контингент потенциальных
клиентов, которым обязаны помогать социальные работники, социальная работа в
современных условиях должна носить многопрофильный и разноведомственный
характер, включая социально-педагогическую, медико-социальную и
социально-реабилитационную службы.
В качестве направлений, в общих чертах определяющих предмет
социальной работы, выступают следующие проблемы:
·
индивидуальные,
семейные, организационные, начиная с индивида (физическое здоровье,
беспомощность, одиночество, социальная изоляция и др.) и заканчивая различными
организационными проблемами (рост бедных и неимущих, беженцев, бездомных и т.д.);
·
социально-экологические
(охрана окружающей среды, загрязнение крупных промышленных центров,
экологические катастрофы);
·
социальной
стратификации (социальное расслоение и неравенство в обществе, ведущие к
разделению общества на «высшие» и «низшие» классы и экономической эксплуатации,
технократической манипуляции);
·
поведенческого
функционирования индивидов, групп, общностей (девиантное поведение, социальные
отклонения, наркомания и алкоголь, социальная анемия и т.п.);
·
символизации
и моделирования мира и людей в нем (могут выражаться в неадекватных образах, в
недостаточности честности и морали, неадекватности уровня самоуважения и
недостаточности жизненных целей, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках
и др.);
·
коммуникации,
информационного обеспечения, нормативных оценок и познавательных способностей
(продуктами информационного процесса являются образцы, законы чести и морали,
ценности и др.);
·
структур
власти (от их действий, программ зависит социальная напряженность или
стабильность в обществе, а от режима (тоталитаризм, демократия или
авторитарность) – активность населения).
В последнее время в качестве предмета социальной работы в
Республике Беларусь все больше выдвигаются на первый план экологические
проблемы, в частности социальная экология как специализированное направление
исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего
существования. Актуализация этих проблем происходит в связи с процессами
урбанизации и индустриализации, научно-техническими достижениями, которые
наряду со значительным облегчением условий жизни порождают и немалые ее
сложности. Эти сложности возникают прежде всего с различными техногенными
катастрофами, сокращением численности населения, ресурсным кризисом,
возрастанием агрессивности среды, изменением генофонда и изменением поведения
человека в естественной и социальной среде. Это вызывает необходимость
адаптации человека к естественной и социальной среде, изучения своеобразия
поведения в этой среде, критических и экстремальных ситуациях. На первый план
выдвигаются проблемы экологии жизненной среды (социально-бытовой, трудовой,
рекреационной). Возникает необходимость в особой экологической этике,
рассматривающей природу как особую ценность и нравственный аспект
взаимоотношения человека, общества и природы. В рамках социальной экологии
выделяется экологическая психология и экологическая педагогика. В центре
внимания формируемой экологической педагогики оказываются проблемы формирования
экологической культуры, экологическое образование и воспитание, экологизация
образования.
Наиболее сложными являются проблемы, вызванные последствиями
катастрофы на Чернобыльской атомной станции, в том числе и социокультурные
проблемы. Содержание жизнедеятельности людей в радиоактивно загрязненных
районах республики определяется двумя основными факторами: воздействием самих
условий проживания на здоровье людей и социально-экологическими,
социокультурными изменениями, произошедшими в результате катастрофы.
Основные изменения социальной действительности в регионах
радиоактивного загрязнения территории, так или иначе, связаны со значительным
сужением рамок традиционной социально-экономической деятельности людей в
результате установления регламентации их отношений с природой. Существенно
изменился сам образ их жизни и способы удовлетворения своих основных
потребностей в результате оказываемой помощи населению со стороны государства.
Особенно возросла роль различных форм социальной работы в связи с
переходом к рыночным отношениям и новой системе ценностей. Коренная смена всего
образа жизни и привычных стереотипов мышления привела многих людей в
замешательство и вызвала среди них растерянность. В сложившихся условиях
социальная работа все больше превращается в важнейший фактор социальной
консолидации общества и культурного возрождения, преодоления всеобщей
унификации общественной жизни, развития региональных моделей в социуме в
единстве всех взаимосвязанных компонентов: воспитания, развития, социализации
личности и ее социальной защиты.
Различия социальной педагогики как выражения социокультурной
деятельности и метода социальной работы отражают, прежде всего, различия между
человеком вообще и его личностью как социальным качеством человека. Социальная
работа ориентирована прежде всего на обеспечение нормальных условий
жизнедеятельности человека и его личности. Социальная педагогика имеет дело с
процессом становления и развития личности через социализацию индивида, ее
воспитание, образование, духовное развитие. При этом формы и методы
социально-педагогической деятельности во многом зависят от того, что понимается
под личностью или социальными качествами человека: совокупность общественных
отношений, в которые он включен, эффект межгруппового взаимодействия, духовная
суть человека, выполняемые им социальные роли и функции, соотношение
сознательного и бессознательного начала, самосознание человека или что-то
другое. В связи с этим в развитии социальной педагогики всегда отводилась
определяющая роль социологии воспитания, социологии образования, педагогической
социологии, этносоциологии и т.д., которые были призваны ответить на эти
вопросы. Именно они определяли соответствующие формы и методы
социально-педагогической деятельности. Поскольку в нашей стране этим видом
деятельности занимаются в основном школьные учителя, имеющие главным образом
психолого-педагогическую подготовку, а социологи имеют слабую подготовку в
области педагогической деятельности и практической социальной работы, возникают
серьезные проблемы не только в определении адекватных ситуаций, времени, форм и
методов, но и в развитии теории и практики этой науки. Чаще всего социальная
педагогика воспринимается не как вид социокультурной деятельности, имеющей в
основном символическую природу, а как особая разновидность психолого-педагогической
практики, основанной на отражательных способностях психики человека. Этим, в
частности, объясняется совершенно неоправданное использование в
социально-педагогической практике психологических форм и методов работы,
абсолютизация роли психолого-педагогического эксперимента. Положение дел еще
больше усугубляется отнесением социальной педагогики к общей педагогике на
уровне научной специализации.
Список использованной литературы
1. Левко А.И. Социальная
педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003 – 341 с.
2. Шепшенко П.А., Воронина Г.А. Методика
и технология работы социального педагога. М., 2001
3. Козлов А.А. Социальная
работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1998
4. Мудрик А.В. Социальная
педагогика. М., 1991
5. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория
социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
Страницы: 1, 2
|
|