Высшее образование в Израиле и Болонский процесс
Высшее образование в Израиле и Болонский процесс
Министерство образования и науки Украины
Национальный университет имени адмирала Макарова
Реферат
По дисциплине " Университетское образование"
На тему: "Высшее образование в Израиле и болонский процесс"
Выполнила: ст. гр.1411
Черемнова Марьяна
Проверил: Профессор технических
наук
Галь А.Ф.
Николаев 2009 г.
Содержание
Болонский процесс
Основные цели Болонского процесса до
2010 года
Участники Болонского процесса
Болонский процесс в Украине
Высшее образование в Израиле
Система образования
Колледжи
Что такое Болонский процесс, история развития.
Болонский процесс был начат 19 июня 1999 года в г. Болонья (Италия)
подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа,
получившего название "Болонская декларация". Этим актом большинство
европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого
европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах
этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об
образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно, по мнению
идеологов Болонского процесса, значительно повысить конкурентоспособность
европейского рынка труда и образовательных услуг.
В Болонской декларации выдвигается требование принятия общей
системы сравнимых ученых степеней. Во всех странах, присоединившихся к
Болонскому процессу, вводятся два цикла учебы по формуле 3+2 (первый,
бакалаврский цикл, должен продолжаться не менее трех лет, а второй,
магистерский, - не менее двух, кроме того, они должны приниматься на
европейском рынке труда в качестве образовательных и квалификационных уровней).
Интеграция в Болонский процесс призвана содействовать европейскому
сотрудничеству университетов и устранению препятствий на пути мобильности
студентов и преподавателей в пределах стран-участниц Болонского процесса.
Болонский процесс в ходе своего развития прошёл ряд этапов,
на каждом из которых расширялся круг стран-участниц процесса и декларировались
новые цели. Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001
года, где представителями уже 33 стран Европы было подписано Пражское коммюнике.
Очередной этап Болонского процесса состоялся в Берлине 18-19 сентября 2003
года, где также было подписано соответствующее коммюнике, но на этот раз
представителями уже 40 стран Европы.
построение европейской зоны высшего образования как
ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью
трудоустройства;
формирование и укрепление интеллектуального, культурного,
социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в
мире европейской высшей школы;
обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с
другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение
большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение
качества образования;
повышение центральной роли университетов в развитии
европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как
носители европейского сознания.
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной
основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на
себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов
стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к
дипломам бакалавра и магистра;
до 2010 года реформировать национальные системы образования
в соответствии с основными положениями Болонской декларации.
На данный момент участниками Болонского процесса и
декларации "Зона европейского высшего образования" являются: Албания,
Андорра, Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Босния и Герцеговина,
Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия,
Германия, Греция, Ватикан, Венгрия, Исландия, Испания, Ирландия, Италия,
Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Черногория, Молдавия, Нидерланды, Норвегия,
Польша, Португалия, Македония, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения,
Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Украина, Великобритания.
Начиная из Бергена (май, 2005), в системе высшего
образования Украины внедрены важные шаги из реализации положений Болонского
процесса, а также подготовлено план действий относительно их внедрения до 2010
года. В 2006 году создана Национальная группа промоутеров Болонского процесса в
Украине (National Team of Bologna Promoters), в которую вовлечены специалисты ведущих университетов Украины. Они
принимают участие в учебных тренингах по актуальным проблемам высшего
образования на Европейском образовательном пространстве и соответственно
проводят в Украине учебные тренинги по следующим основным направлениям:
обеспечение качества высшего образования;
система образования, состоящая из трех циклов;
система квалификаций европейского образовательного
пространства.
В 2006/2007 учебном году во всех ВУЗах Украины III-IV
уровней аккредитации внедрена кредитно-трансферная система ECTS. Подготовлено
соответствующий пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны
рекомендации и осуществляются организационные мероприятия по внедрению
приложения к диплому европейского образца (Diploma Supplement). Выполнение
этого пункта является обязательным условием для всех стран-участниц Болонского
процесса.
Перспективы развития вузов Днепропетровской области в свете
недавнего подписания Украиной Болонского договора обсуждали сегодня руководство
области и научная элита Днепропетровска. Напомним, так называемый Болонский
процесс предполагает интеграцию высшей школы Украины в европейскую систему
образования. Кроме прочего, это означает новый, более качественный уровень
обучения студентов. Насколько реален этот проект, репортаж с традиционного
августовского педсовета.
Реорганизация высшей школы в Украине начнется уже в этом
учебном году.
Она предполагает переход на кредитно-модульную систему (это
новый подход к оценке знаний учащихся), внедрение принципа мобильности (когда
студент, отучившись курс в одном учебном заведении, может продолжить обучение в
другом) и переход на двухступенчатую систему образования.
Европа начала этот путь еще в шестидесятых. Последние восемь
лет процесс активизировался. Сейчас он начался и в Украине.
Такие серьезные планы могут осуществиться лишь при поддержке
государства. И сегодня в обладминистрации отчитывались: мы делаем все возможное.
Несмотря на то, что по финансированию научных проектов Днепропетровская область
занимает второе место по Украине и в дальнейшем на нужды образования деньги
обещает выделять, для движения в Европу этого недостаточно. И если, по мнению
специалистов, с внедрением кредитно-модульной системы проблем нет, то с
мобильностью обучения сложности возникнут.
"Болонская конвенция", подписание которой называют
причиной грандиозных нововведений в системе образования, до сих пор остается
тайной за семью печатями. Её текст отсутствует в компьютерных правовых системах,
и даже в Интернете, в том числе на сайтах Министерства образования и науки,
найти его очень затруднительно. В прошлом году было опубликовано несколько
"пособий", призванных разъяснить общественности суть процесса. Но и
там не нашлось места для нормативной базы. Это вызывает ряд вопросов и мнения,
что документ скрывают.
Однако, приложив некоторые усилия, законодательство по
Болонскому процессу всё же можно востребовать. Во-первых, следует отметить, что
Болонской конвенции в природе не существует, а основными документами процесса
являются Великая хартия университетов (Болонья, 1988), Лиссабонская конвенция (1997),
Сорбоннская декларация (Париж, 1998) и Болонская декларация (1999). Эти и
другие тексты существуют в электронном виде на английском и на русском языках. Основная
цель процесса - гармонизация национальных образовательных систем высшего
образования в странах Европы к 2010 г. Большинство европейских стран подписало
Болонскую конвенцию еще в 1999 году. Главная идея документа - создание до 2010
года стандартной общеевропейской вузовской системы. Вопрос о присоединении
Украины к Болонской конвенции будет рассматриваться в мае 2005 года. Переход к
европейским стандартам высшей школы Украина провозгласила еще в конце 80-х. Например,
в 1988 году наша страна подписала и вскоре ратифицировала Лиссабонское
соглашение европейских государств о взаимном признании высшего образования. Однако
тогда каких-либо существенных изменений ни студенты, ни преподаватели вузов не
ощутили. Со вступлением же Украины в Болонский процесс связаны совершенно новые
стандарты образования. Какие преимущества будет иметь Украина после подписания
Болонской конвенции?
Если вы окажетесь за границей, у вас уже не будет
необходимости в стажировках и пересдаче экзаменов: все дипломы будут иметь
единый образец. Болонское соглашение означает увеличение мобильности студентов
и преподавателей. Во время учебы можно будет беспрепятственно изменять страну
или университет. То есть теперь совершенно не обязательно учиться в одном вузе:
какие-то дисциплины можно изучить, например, во Франции, какие-то в Германии,
какие-то в Украине, после чего в одном из университетов получить диплом с
европейским вкладышем. Единый европейский диплом упрощает трудоустройство наших
граждан за границей, и это один из главных плюсов Болонского процесса. Но все
это - в будущем. Пока же Украина должна серьезно изменить собственную систему
образования, чтобы привести ее к евростандартам.
Изучение документов по Болонскому процессу даёт возможность
не только понять смысл энтузиазма европейских стран, но и предположить, зачем
нужны реформы, которые внедряют украинские чиновники.
Прежде всего, Болонская конвенция предусматривает
трехступенчатую систему высшего образования. Первая ступень - бакалавр. Достигается
она по окончании четырех лет обучения. В мировой практике, утверждают эксперты,
абсолютное большинство людей с высшим образованием как раз те, кто имеет
степень бакалавра.
Бакалавр - "специалист широкого профиля". Повсеместное
внедрение этого уровня как отдельной образовательной ступени - один из главных
экспериментов Болонского процесса.
Этот эксперимент направлен на удешевление массового высшего
образования и подготовку людей, имеющих фундамент, на который можно быстро
"наращивать" новые специальные знания, в зависимости от велений
прогресса и интересов работодателей. Причём последние, видимо, ещё не оценили
прогрессивности бакалаврата, так как во многих документах Болонского процесса
указано, что работодатель обязан брать на работу бакалавра как лицо с высшим
образованием. Сейчас страны-участницы разрабатывают систему, которая сможет
регулировать трудоустройство счастливых обладателей степени бакалавра (Болонская
декларация от 19.06.1999; Формирование общеевропейского пространства высшего
образования. Коммюнике конференции министров высшего образования. Берлин, 19.09.2003).
Однако, несмотря на все директивы, рынок берёт своё, и бакалаврат всё больше
превращается в первую ступень высшего образования, не имеющую самостоятельного
значения в приобретении профессии. Далее следует уровень магистра. В
Лиссабонской конвенции и Болонской декларации подчёркивается, что для обучения
на этом уровне студент должен обладать квалификацией бакалавра. Однако способ,
с помощью которого человек становится магистрантом, определяется на национальном
уровне. По идее, Болонский процесс обязывает вузы стран-участниц обеспечивать
определённый минимальный уровень в соответствующих областях. Всё, что может
дать конкретный университет за пределами этого уровня, только приветствуется. Никто
в Европе не заставляет и не собирается рушить всё разнообразие учебных
программ, наработанных столетиями. Понятие престижности вуза также останется. Для
получения второй степени - магистра - нужно учиться еще два года. Считается,
что на этом этапе и происходит отбор самых успешных студентов, потому что
количество бюджетных мест в магистратуре будет составлять всего 15-20 процентов
от количества бакалавров. Два уровня - бакалавр и специалист - были введены в
Украине еще в 1998 году. Стать специалистом, то есть получить более высокую
степень, имел возможность любой бакалавр, поступивший на пятый курс. Теперь же,
говорят эксперты, ситуация должна измениться: уровня специалиста не будет, а
продолжать учебу в магистратуре смогут только самые достойные. В поле
Болонского процесса находится и третья ступень - аспирантура, где также
предполагается провести унификацию степеней. Защитившие диссертацию выпускники
аспирантуры будут именоваться докторами философии в соответствующих областях
науки. Третий уровень - Postgraduate - это нынешние аспиранты, будущие научные
работники. Система присуждения ученых степеней тоже несколько изменится: для
получения признаваемого в Европе звания доктора наук защищать придется не две (кандидатскую
и докторскую), а только одну диссертацию.
В необходимости подобных изменений многие сегодня не
сомневаются: "Наша система высшего образования устарела, - говорит
Владимир Малинкович, политолог, директор Украинского филиала Международного
института гуманитарно-политических исследований. - А система наших академических
степеней не помогает, а наоборот, тормозит рост науки. Мы должны избавиться от
ненужной системы Академии Наук, где сначала 3 или 5 лет пишут кандидатскую,
потом 10 лет докторскую диссертацию, тема которой к моменту защиты утратит свою
актуальность. Такая система выращивает не ученных, а льготников. На Западе
другая система: бакалавр, магистр, потом доктор (без таких длинных переходов из
одного разряда в последующий). Мне кажется, надо быстрей влиться в эту систему.
Чтобы молодые люди, получившие образование в Украине, могли свободнее
реализовывать себя там". Болонская конвенция предусматривает прозрачность
критериев оценки знаний. С этой целью вводится кредитно-модульная система
обучения, которая существует сегодня уже в двадцати трех украинских вузах. Модули
(или, проще говоря, блоки тем) объединяются в кредит. По результатам изучения
каждой дисциплины студенту присуждается определенное количество кредитов. Один
кредит - это 36 учебных часов, куда входят лекционные, практические занятия, а
также самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
За год обучения каждый студент должен посетить и отработать
четко определенное количество учебных часов, другими словами, набрать 60
кредитов. Таким образом, устанавливается более гибкий график обучения, отпадает
необходимость в традиционных сессиях - студент набирает сумму кредитов на
протяжении всего учебного года. Если гражданин решил продолжить обучение в вузе
другого города или другой европейской страны, он имеет возможность прибавить к ранее
полученным кредитам новые. При этом автоматического взаимного признания
дипломов по всей территории Болонского процесса не предполагается. Согласно
разделу III Лиссабонской конвенции, квалификации (дипломы), выданные в одной из
стран-подписантов, подлежат обязательной оценке. Достижение процесса - в том,
что обладатель квалификации может требовать бесплатную оценку своего
образования, но не может её избежать. Для того, чтобы упростить процедуру
оценки, вводится унифицированная "система кредитов" (кредиты - зачетные
единицы трудоемкости пройденных курсов) и единая форма Приложения к диплому. Предполагает
Болонский процесс и обеспечение образовательной мобильности студентов, когда
часть курса может быть прослушана студентом в другом вузе, а потом засчитана
без потерь. Также в Болонской системе предполагается развивать совместные
образовательные программы, которые разрабатываются и осуществляются несколькими
вузами (например, когда некоторые курсы можно качественнее изучить в другом
вузе, благодаря научным традициям или лучшей материальной базе). Еще одно
новшество состоит в том, что учебная программа будет включать в себя, кроме
обязательных дисциплин, и такие, которые студент сможет выбирать по
собственному желанию. Таким образом, студент будет изучать то, что интересно и
нужно именно ему, при этом выбирая себе еще и преподавателя. По требованиям
Болонского процесса, в специальном приложении к диплому должны быть отражены
десять основных позиций. В частности, сколько кредитов, из каких дисциплин и в
каких учебных заведениях набрал их студент. Именно это и будет означать
прозрачность контроля за качеством обучения. Итак, Украина должна внести
достаточно серьезные изменения в систему высшего образования, согласно
требованиям Болонской конвенции.
По словам бывшего министра образования Украины Василия
Кременя, "никаких потерь украинское образование в рамках вхождения в
европейскую интеграцию не будет иметь". "Европа нам не навязывает
конкретных мероприятий по перестройке системы образования, - считает Василий Кремень.
- От членов конвенции требуется только прозрачность системы оценки уровня
знаний и наличие общепризнанных методик сравнения национальных систем
образования". Но по каким именно критериям сравнивать эти национальные
методики образования - пока не совсем понятно. "Есть различия в названиях
специальностей: на Украине, в России, в Европе, - говорит эксперт Олег Уваров,
некогда исполнявший функции заместителя начальника Главного управления
образования и науки Харьковской областной госадминистрации. - Возникают
вопросы, как идентифицировать эти специальности: по содержанию, по критериям
обучения, по времени". Кроме того, внедрение требований Болонской
конвенции в европейских странах пока еще вызывает ряд трудностей. Согласно
отчету Союза национальных студенческих обществ Европы, у студентов больше всего
проблем возникает с накоплением кредитов. В каждой стране, подписавшей
Болонскую конвенцию, до сих пор существует собственная, неунифицированная
система накопления, в связи с чем кредиты, полученные в другом вузе, зачастую
не признаются, и студенты вынуждены повторно проходить один и тот же курс. Согласно
этому же отчету, свобода выбора дисциплин - понятие достаточно иллюзорное. То
есть, выбирать-то ты, конечно, можешь, но обязательные дисциплины ты все равно должен
посещать в полном объеме. Кроме того, как показывает та же европейская
практика, во многих университетах за "выборочные" курсы студент
получает слишком мало кредитов. Но это проблемы из числа общеевропейских.
Страницы: 1, 2
|
|