Высокие интеллектуальные технологии при изучении раздела "Человек" в средней школе
Высокие интеллектуальные технологии при изучении раздела "Человек" в средней школе
ВЫСОКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Оглавление
Введение
Глава
I Теоретические подходы к изучению нетрадиционных педагогических технологий
1.1
Сущность педагогической технологии, предмет, специфика
1.2
Классификация педагогических технологий
1.3
Нетрадиционные педагогические технологии
Глава
II Использование высоких интеллектуальных технологий обучения в средней школе
2.1
Особенности высоких интеллектуальных технологий обучения
2.2
Интеллектуальные технологии на уроках биологии
2.3
Активные методы обучения
2.4
Методические основы изучения раздела «Человек» в средней школе
Глава
III Практическое применение высоких интеллектуальных технологий
3.1
Исследование эффективности использования интеллектуальных технологий при
изучении раздела «Человек» в курсе биологии средней школы
3.2
Рекомендации по внедрению высоких интеллектуальных технологий на уроках
биологии в средней школе
Заключение
Литература
Приложение
1
Приложение
2
Приложение
3
Приложение
4 Пример АМ начала образовательного мероприятия
Приложение
5 Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Приложение
6 Пример АМ презентации учебного материала
Приложение
7 Пример АМ организации самостоятельной работы над темой
Приложение
8 Пример Активных методов релаксации
Приложение
9 Пример Активных методов подведения итогов урока
Приложение
10 Модель методики развития исследовательских умений на уроках биологии
Приложение 11 Презентация урока-обобщения по теме «Скелет
человека»
ВВЕДЕНИЕ
В
законе «Об образовании» Российской Федерации указывается на необходимость
совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы,
целенаправленного развития творческих способностей учащихся.
Еще
К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение –
есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и
мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при
традиционной организации обучения.
Повышение эффективности урока – одна из насущных задач
совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время в современной школе происходит целый
ряд преобразований, которые, прежде всего, нацелены на обеспечение
образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его склонностями,
интересами и возможностями. Эти преобразования есть следствие изменения целевых
ориентаций среднего звена образовательной системы, как результат изменения
социального заказа общества, предъявляемого к образованию в целом.
Построение и моделирование учебного процесса с учетом
потребностей и возможностей каждого ученика возможно только лишь с применением
новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения,
основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет
педагогу раскрыть все способности ученика, заинтересовать его в учебном
процессе, что естественно влияет на его качество знаний и умений. При
использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику
непосредственно принимать участие в моделировании учебного процесса, возможно
прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у
школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей,
умения самостоятельно работать, и развитие интеллекта в целом. Ученик учится
сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением, координирует,
консультирует и контролирует. В результате чего отношения между учеником и
учителем переходят на более высокий субъект-субъектный уровень. К
нетрадиционным технологиям, которые обеспечивают применение данного подхода к
обучению в реальном педагогическом процессе, относятся технологии модульного
обучения, высокие интеллектуальные и интегральные технологии обучения.
Проблемой педагогических технологий как составляющей
педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько,
М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев –
задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и
другие – деятельностным подходом в обучении. Но аспект практической реализации
современных педагогических технологий на уроке остается актуальным.
Современный период развития общества четко обозначил
необходимость обновления основных приоритетов в области образования. Ведущий из
таких приоритетов – качество образования.
П.И Третьяков, Т.И. Шамова пишут: «Нам представляется,
что качество образования – это есть равнодействующая спрогнозированного
процесса и результата, учитывающего целевые приоритеты и потребности личности,
общества и государства.
Определяющее (корневое) понятие «образование»
распространяется на «образование» как результат (образованность), и на
«образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый
результат, тогда и понятие «качество образования» можно отнести и к процессу, и
к результату.»[1] Составляющими
качества биологического образования в этой связи будут качество процесса
биологического образования и качество его результата. В этом контексте
«качество результата» – уровень воспитанности, биологической образованности,
адаптированности, социализации выпускника и, главное, - его способность
сохранять и поддерживать свое здоровье. «Качество процесса» школьного
биологического образования – его способность удовлетворять запросы и
потребности обучающихся, создавать условия для обеспечения перечисленных
результатов обучения.
Современное школьное биологическое образование имеет
ряд противоречий, определяющих особенности его развития.
В первую очередь, это высокая академичность учебников,
преобладание в них фактического материала с низкой степенью обобщения,
репродуктивный характер обучения биологии, и, с другой стороны, – необходимость
формирования биологической, гигиенической, экологической культуры на основе
идей биоэтики, развития информационных, интеллектуальных, коммуникативных
навыков учащихся, формирование ключевых компетенций, необходимых для успешной
их адаптации к жизни в новых условиях.
Этим обстоятельством продиктована необходимость поиска
новых эффективных подходов к преподаванию биологии в школе, прогрессивных
методик и технологий.
Исходя из вышесказанного, цель данной работы - рассмотрение
эффективности использования высоких интеллектуальных технологий обучения для
изучения раздела «Человек» курса биологии в общеобразовательной школе.
Для реализации данной цели, необходимо решить
следующие задачи:
1.
Рассмотреть позиции ученых на
понятие «педагогической технологии».
2.
Систематизировать педтехнологии,
имеющиеся в арсенале учителя.
3.
Рассмотреть нетрадиционные
(инновационные) технологии обучения, а также практические формы их применения в
образовательном процессе.
4.
Проанализировать эффективность
использования высоких интеллектуальных технологий при изучении раздела
«Человек» в курсе биологии общеобразовательной школы.
5.
Сделать выводы, разработать
рекомендации по практическому применению инновационных технологий обучения в общеобразовательной
школе.
Предметом изучения являются нетрадиционные
педагогические технологии.
Объектом изучения – формы и методы нетрадиционных
технологий обучения при изучении раздела «Человек» в курсе биологии
общеобразовательной школы.
Гипотеза данной работы такова: изучение и применение
элементов высоких интеллектуальных педагогических технологий позволит увеличить
эффективность образовательного процесса, а также повысить положительную
мотивацию к учению у обучающихся.
Глава I
Теоретические
подходы к изучению нетрадиционных педагогических технологий
Обновление школы возможно только через научно
обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной
из важнейших проблем педагогической науки и практики.
На сегодня ученые-дидактики и учителя-новаторы
разработали оптимизационную технологию организации учебного процесса на уроке
(Ю.К.Бабанский); технологический процесс поэтапного формирования умственных
действий (Н.Р.Талызина); основные технологические приемы укрупнения
дидактических единиц усвоения математического учебного материала (Г.М.Эрдниев);
опорные листы (В.Ф.Шаталов); комментированное управление учебным процессом
(липецкий опыт, С.Н.Лысенкова); технологические опорные моменты процесса
обучения творчеству: знание как фундамент творчества, строгий отбор учебного
материала, многократное повторение по-разному организованного материала,
разностороннее развитие личности ученика, постоянный контроль учителя за
работой ученика и индивидуальный подход (И.П.Волков)[2].
Уроки истории педагогики весьма поучительны. Чтобы
многое понять, обратимся к истории развития педагогических технологий.
Педагогическая деятельность начала
«технологизироваться» задолго до того, как большинство педагогов, ученых и
практиков осознали объективность протекающих процессов.
Первые педагоги-технологи были, по-видимому, в Древнем
Египте и Вавилоне. Они первыми столкнулись с повторяемостью операций в
педагогическом процессе, выработали отдельные «технологические» приемы.
Первую научную педагогическую технологию создал Ян
Амос Коменский (1592–1670). Им была сформулирована важнейшая идея этой
технологии – гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации
идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической
машиной».
«Для дидактической машины, – писал он, – необходимо
отыскать: 1) твердо уставленные цели; 2) средства, точно приспособленные для
достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами,
чтобы было невозможно не достигнуть цели». Описанный модуль «цель – средства –
правила их использования – результат» составляет ядро любой технологии[3].
Коменский стремился также найти общий порядок
обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой
природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме «искусного
распределения времени, предметов и методов». Со времен Коменского в педагогике
предпринималось немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный
механизм.
На протяжении XX столетия делалось немало попыток
«технологизировать» учебный процесс. До середины 1950-х гг. эти попытки были в
основном сосредоточены на использовании различных технических средств обучения
– компьютеров, радио и других.
В 1960-е гг. вводится термин «педагогическая
технология». Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на
котором строили последующие этажи педагогической технологии, стало программированное
обучение. Его характерными чертами стало уточнение учебных целей и
последовательная, поэлементная процедура их достижения. Развитие
программированного обучения можно определить словами американского педагога
У.Шрамма: «Программированное обучение есть своего рода автоматический
репетитор, который ведет учащихся 1) путем коротких логически связанных шагов,
так что он 2) почти не делает ошибок и 3) дает правильные ответы, которые 4)
немедленно подкрепляют путем сообщения результата, в результате чего он 5)
движется последовательными приближениями к ответу, который является целью
обучения»[4].
Академик В.В.Давыдов отмечал: «Использование
компьютеров в программированном обучении приводило к формированию у школьников
лишь узких знаний и навыков исполнительского характера и не способствовало их
переносу в новые ситуации, развитию творческого мышления»[5].
Необходимо было взять ценное из опыта программированного обучения и рационально
его использовать.
В 1970-е гг. системный подход в преподавании позволил
решать дидактические проблемы, отвечающие заданным целям, достижение которых
должно поддаваться четкому описанию и определению. Системный подход лежит в
основе любой педагогической технологии. В 1970–1980-е гг. педагогические
технологии охватили практически все страны, получив признание ЮНЕСКО.
Долгое время считалось, что применительно к педагогике
термин «технология» не «работает», т. к. характеризует процессы, происходящие в
промышленном производстве.
Но «технологизировать» можно любую человеческую
деятельность при условии повторяемости ее элементов и масштабности
осуществления, поскольку это создает подходящие экономические условия для
создания специального оборудования. В связи с этим термин «педагогическая
технология» правомерен и справедлив.
Ниже приведены определения этого термина различными
авторами.
«Педагогическая технология – направление в
педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного
процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов
обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы
оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих
образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и
материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (М.В.Кларин)[6].
«Технология обучения представляет собой область
применения системы научных принципов к программированию процесса обучения и
использованию их в образовательной практике с ориентацией на детальные и
допускающие оценку цели обучения; она ориентирована в большей степени на
учащегося, а не на изучаемый предмет; на проверку сложившейся практики (методов
и техники обучения) в ходе эмпирического анализа и широкого использования
аудиовизуальных средств в обучении, определяет практику в тесной связи с теорией
обучения» (Ф.Янушкевич)[7].
«Педагогическая технология – совокупность
психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и
компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем,
чертежей, диаграмм, карт).
Технологическими образованиями обеспечивается
возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний,
умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной
или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология есть
организационно-методический инструментарий педагогического процесса»
(Б.Т.Лихачев)[8].
«Педагогическая технология — это:
– содержательно-операционная деятельность по
обеспечению педагогического процесса;
– систематическое и последовательное воплощение на
практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса;
– совокупность взаимосвязанных средств, методов и
процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на
формирование личности с заданными качествами;
– деятельность, направленная на создание условий для
формирования уровня образованности личности;
– рационально организованная деятельность по
обеспечению достижения целей педагогического процесса» (В.П.Беспалько)[9].
«Под педагогической технологией следует понимать
пооперационно организованную деятельность педагога (учителя),
взаимодействующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным
путем некоего педагогического стандарта на специфической методической основе»
(С.А.Маврин)[10].
«В 1960-е годы под термином “педагогическая
технология” понимали систему указаний, которые в ходе использования современных
методов и средств обучения должны обеспечивать обучение за возможно более
сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств. В последующем
педагогическая технология рассматривалась как целостный процесс постановки
целей, постоянного обновления учебных планов и программ, оценивания
педагогических систем в целом и постановки новых целей, как только появилась
новая информация, об эффективности системы» (С.Сполдинг)[11].
«Педагогическая технология в широком смысле трактуется
как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса
обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и
взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования»
(А.Н.Кузибецкий)[12].
Одно из наиболее удачных определений педагогической
технологии предложил Беспалько, т. к. раскрыл глубинный смысл технологии в
педагогике:
·
с помощью педагогической
технологии происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|