Врачебный контроль, его цели и задачи
Врачебный контроль, его цели и задачи
ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
И
РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Кафедра
промышленной электроники (ПрЭ)
Дисциплина:
“Физическая культура”
Курсовая
работа.
На
тема: “Врачебный контроль, его цели и задачи”.
Выполнил студент
Дмитриченков Владимир Геннадиевич
Проверил преподаватель___________________________________
г.Сургут
План:
1.
Задачи, содержание,
организация, формы и методы врачебного контроля.
2.
Морфофункциональные
характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за
школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого
возраста.
3.
Врачебный контроль за
женщинами занимающимися физкультурой и спортом.
4.
Оценка состояния здоровья,
физического развития и тренированности. Отрицательные явления в процессе
тренировки.
5.
Антидопинговый контроль.
Задачи, содержание, формы,
методы и организация врачебного контроля.
В нашей стране впервые в мире
врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и
спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой
и спортом называется врачебным контролем в физическом воспитании.
Как научная дисциплина
врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской
науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные
возможности лиц систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Врачебный контроль является важным
звеном в научном обосновании теории и практики Российской (Советской) системы
физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией,
биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией -
врачебный контроль составляет спортивную медицину.
Основная цель врачебного контроля в
физическом воспитании -содействие эффективному использованию средств и методов
физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического
развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.
В соответствии с этим задачами
врачебного контроля являются:
наблюдение за состоянием здоровья,
физическим развитием и работоспособностью лиц, занимающихся физическими
упражнениями и спортом; наблюдение за правильным использованием средств и
методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и
физической подготовленности занимающихся, предупреждение и устранение
отрицательных явлений в процессе тренировки (пере тренированности,
переутомления и др.); надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест
занятий, предупреждение спортивных травм, также их лечение.
В настоящее время вся работа по
организации, планированию и руководству врачебным контролем осуществляется
органами здравоохранения. Ими также проводится подготовка врачей- специалистов
по физической культуре в системе институтов усовершенствования врачей и кафедр
по врачебной физкультуре медицинских университетов (институтов). Общий
контроль за постановкой медицинского обслуживания занимающихся физической
культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ
России (раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на
Научно-методический Совет и Федерацию спортивной медицины. В областных центрах
и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые
непосредственно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами,
обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют
санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют ведение врачебного
контроля на предприятиях, в учебных заведениях, спортивных организациях.
Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских
лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах
высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и
тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.
Основная форма в.к. - врачебное
обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования.
Другими формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время
занятий физическими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами
и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение
спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых
оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий: медицинское
обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская
работа и пропаганда физической культуры и спорта.
Врачебные обследования могут
проводиться в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности.
Комплексное врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя
следующие методы:
общепринятый комплекс методов -
анализ общий и спортивный, определение физического развития, физикальное
обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба,
клинические анализы крови и мочи, электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной
клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных
методов.
В условиях спортивной деятельности
применяются методы: определение воздействия тренировочного занятия используя
показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии,
спирометрии. веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с
повторными нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания,
определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет
показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные
инструментальные методы.
Медицинское обследование охватывает
всех студентов вузов и проводится в соответствии с инструкцией об организации
врачебного контроля за физическим воспитанием студентов вузов страны,
введенной в действие в 1972 году.
В начале учебного года студенты в
обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование,
антропометрические измерения. Периодические медицинские осмотры занимающихся
физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные
студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры повторно.
Морфофункциональные
характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за
школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого
возраста.
Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным
возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более
чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и
хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия,
дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию
школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой
часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.
У детей младшего школьного возраста
(7—11 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения
их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления
позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.
Крупные мышцы развиваются быстрее
малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно
развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами
торможения. Отсюда — недостаточная устойчивость внимания и более быстрое
наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке
физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.
В начальных классах особенно важна
профилактика утомления. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры
(душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе —
гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками
и т.п.
В среднем школьном возрасте (12-16
лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника
и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а
потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность
возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается
штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.
Мышечная система в этом возрасте
характеризуется усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы,
особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений.
Этот возраст связан также с началом
полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной
системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на
приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому
при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к
занимающимся.
В старшем школьном возрасте (17—18
лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный
рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в
высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно
развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация
движений.
На рост и развитие школьников существенное
влияние оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие
процедуры.
Исследования
показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют
те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого
неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия).
Нормой суточной двигательной активности школьников 11-15 лет является наличие
(20-24)% динамической работы в дневном распорядке, то есть 4—5 уроков
физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять
3100-4000 ккал.
Два урока физкультуры в неделю (даже
сдвоенные) компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на
11%. Для нормального развития девочек необходимо 5—12 ч в неделю, а мальчиков —
7—15 ч занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры,
физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя
гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно
высокой (средняя ЧСС при этом — 140-160 уд/мин).
Большая роль в наблюдении за ростом,
развитием и состоянием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тренером)
отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля
является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в
последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьников,
корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.
Понятие о врачебном контроле не
должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями,
оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий,а именно:
контроль за состоянием здоровья и
общим развитием занимающихся физической культурой и спортом;
врачебно-педагогические наблюдения на
уроках физкультуры в процессе тренировочных занятий, соревнований;
диспансерное обследование
занимающихся в школьных секциях;
медико-санитарное обеспечение
школьных соревнований;
профилактика спортивного травматизма
на уроках физкультуры и на соревнованиях;
профилактика и текущий санитарный
контроль мест и условий проведения занятий и соревнований;
врачебные консультации по вопросам
физической культуры
и спорта.
Важным участком работы школьных
медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися,
который должен охватывать все формы физического воспитания в школе — уроки
физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой
перемене и т.д. И главное — определение влияния занятий физкультурой на организм
школьника.
Школьный врач (или медицинская
сестра) определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания
и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы
распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными
отклонениями в состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда
они занимаются вместе со здоровыми детьми).
Врач (медсестра) следит за
соблюдением ограничений в занятиях того или иного школьника, имеющего
отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).
Важным направлением
врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения
санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий
физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность
спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности
страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).
Об интенсивности нагрузки на уроках
физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой
урока по пульсу и внешним признакам утомления.
Эффект от физкультуры минимален, если
нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда
пульс ниже 130 уд/мин и т.д.
Кроме того, врач (медсестра) и
учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников,
перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть
степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 с с подсчетом пульса
до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к
занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.
Примерные сроки освобождения от
уроков физкультуры: ангина — 14-28 дней, следует опасаться резких
переохлаждений;
бронхит — 7-21 день; отит — 14-28
дней; пневмония — 30-60 дней; плеврит — 30-60 дней; грипп — 14-28 дней; острый
неврит, пояснично-крестцовый радикулит — 60 и более дней; переломы костей —
30-90 дней; сотрясение головного мозга — 60 и более дней; острые инфекционные
заболевания — 30-60 дней.
Важная форма работы врача и учителя
физкультуры — профилактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Основными
причинами травматизма у школьников являются: плохая разминка, неполадки в
оснащении и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при упражнениях на
снарядах, раннее возобновление занятий школьником, перенесшим заболевание,
плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.
Двигательная активность школьников.
Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь.
Движение — залог здоровья — это аксиома. Понятие “двигательная активность”
включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе
жизнедеятельности.
В детском и подростковом возрасте
двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в
процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения,
общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную физическую активность
в свободное время. Все эти части тесно связаны между собой.
Для контроля за двигательной
активностью используют хронометраж (определение ее продолжительности и вида,
одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шаго-метрию
(подсчитывают движения с помощью специальных приборов — шагомеров) и др.
Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество
километров, пройденных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, которые
вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании земли в специальном
устройстве возникают электрические сигналы, по которым миниатюрный счетчик
подсчитывает число шагов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным
Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной
активности представлена таким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая
активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю
прибавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на
возраст 14,5 лет).
У юных спортсменов суточная величина
энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым
они занимаются.
Следует отметить, что и недостаток
движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на
здоровье школьников.
Летом, для обеспечения школьникам
условий для достаточной двигательной активности, следует шире использовать подвижные
игры, плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп.
Врачебный контроль за юными
спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена,
если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней
подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым
заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике,
прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У
них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с
нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких
случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.
Врачебный контроль (ВК) при занятиях
физкультурой и спортом предусматривает:
Страницы: 1, 2, 3
|