Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития
В этот период
формируются предпосылки мужской и женской инициативы, а так же некий половой
образ себя, который ярко выражен в игре; - у мальчика акцент выставлен на
«делании» , а у девочек – «ловлей» в виде или агрессивного захвата, или
превращении себя в привлекательную и неотразимую особу.
Тогда как взрослый
человек в своем поведении руководствуется осознанными мотивами, личностной
системой ценностей, мотивы ребенка еще не осознаны и не имеют системы значимости,
внутренний мир только начинает приобретать устойчивость и определенность. В
своих действия малыш в основном опирается на чувства и желания и в этот период
важно развитие таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других
людей. Примерно с полутора лет важнейшим источником чувств ребенка служит
оценка его действий со стороны взрослых. Похвала, одобрение окружающих,
развивает такое чувство как гордость. В это же время появляется
притязание на признание со стороны взрослого.
Выражается это
обычно: « Смотри, как я умею!», « Смотри, как я делаю!».
Ребенок, стремясь
заслужить положительную оценку, прививает себе привычку делать правильно и
хорошо и получает признание со стороны взрослого и самого себя. Чувство стыда
появляется позднее, чем чувство гордости и провоцируется неодобрением,
порицанием со стороны взрослого.
И все-таки, развитие
самоуважения, чувства гордости и стыда у ребенка в этом возрасте, еще не
означает способность сознательно управлять своими поступками, ему еще трудно удержаться
от немедленного удовлетворения возникшего желания, а тем более выполнить
непривлекательное действие по предложению взрослого, но основные предпосылки
сознательного управления рождаются именно здесь.
Наряду с этим,
важным фактором в развитии психики является идентификация с собственным именем.
Можно сказать, что имя, является основой личностного восприятия и заявления
внешнему миру, недаром первым вопросом, обращенным к ребенку, обычно бывает «
Как тебя зовут?». Такая идентификация выражается в особом интересе к
литературным героям и людям, носящим подобное имя. Постепенно появляется
осознание себя как отдельного человека, выделение своего «Я». Сначала ребенок
начинает говорить о себе в третьем лице: «Ваня хочет!», однако очень скоро он
открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Это и есть начало
формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого
себя среди других. Нередко, в этот период ребенок беседует с собой , ругает,
уговаривает, благодарит. Это происходит, как правило в период с двух до трех
лет. К концу третьего года, под влиянием самостоятельности, происходит
осознание присутствия у себя различных желаний и действий, отличных от тех,
которые «навязаны» взрослыми. Ребенок начинает говорить: «Дай мне», «Я хочу»,
он научается отделять себя от других людей, осознавать, что он обладает волей,
которой может пользоваться. У ребенка появляется стремление к волеизъявлению,
он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желанием
взрослых. Он чувствует, что способен управлять своими действиями и своим
воображением, способен изменить мир. Именно в этот период и проявляется «кризис
трех лет».
1.4. Кризис трех лет.
Кризис трех лет, как
уже писалось выше, возникает при появлении и проявлении «воли» ребенка. В этот
период взаимоотношения ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием.
Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться такими же
правами, выполнять такие же действия. Он отстаивает свою независимость и
самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив
прелесть и возбуждающую тревогу от собственного волеизъявления. Это настолько
захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и
открыто противопоставлять свои желания его ожиданиям.
Важные симптомы
кризиса трех лет ( Э. Келер):
- негативизм
. Выражен отказом подчиняться требованиям взрослых .
- упрямство.
Происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с ней считались.
Ребенок настаивает на своих требованиях и решениях.
- строптивость.
Как правило, это протест против порядков, существующих в доме.
- своеволие . Ребенок
сам хочет что-то делать, стремится к эмансипации от взрослого.
- обесценивание
взрослых. Мама – «дура» .
- протест-бунт.
Ребенок находится в состоянии конфликта, войны с окружающими.
- стремление к
деспотизму . ( встречается в семьях с единственным ребенком)
Все эти симптомы
развиваются внутри отношений взрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в
рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию
противостояния, упрямства и негативизма. Именно взрослый должен в каждом
отдельном случае найти выход из ситуации, в которой ребенок глубоко переживает
свою обособленность от других. Ведь, настаивая на своем, ребенок не только
реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других,
которое он провоцирует своим дурным поведением, или своей волей.
Данный период
становится решающим для установления соотношения между доброй волей и полным
ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, самовыражением
или смиренной угодливостью. Но именно переживания кризиса обостряют
чувствительность ребенка к чувствам и переживаниям других людей, учат не
только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления
себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с другими людьми в
социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и обязанностях,
выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из этого периода
ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для
достоверного ощущения собственных амбиций и целей.
1.3.
Дошкольный возраст.
Основной
характеристикой этого периода является игра. Игра, как средство познания мира и
себя, как очередной этап психического развития. По мнению Д.Б. Эльконина, игра
есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем
интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это
особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра возникает только на определенных
этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное
участие в системе общественного труда, когда возникает»пустой» промежуток времени,
когда надо подождать, чтобы ребенок подрос.
Центром игры является
роль, которую берет на себя ребенок. В детских садах можно видеть, что в игре
детей присутствуют все основные профессии, которые есть в окружающем мире. Взяв
на себя роль взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень
обобщенно, в символическом виде. Д.Б. Эльконин писал, что символика игры дает
возможность смоделировать систему отношений между людьми, в игре происходит
рождение смыслов человеческих действий – все делается для другого человека ,
и в этом есть величайшее гуманистическое значение игры.
Нельзя не упомянуть
значение совместной игры – игры со сверстниками или взрослыми, во время
совместной игры, моделируя различные ситуации, ребенок постепенно обучается тонкой
рефлексии на другого человека , которая в свою очередь имеет сильное
влияние на психическое развитие ребенка.
В дошкольном периоде
ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и
естественно пользуется идентификацией и обособлением. Ребенку
свойственно со всей своей детской горячностью погружаться в общение, в
переживание за другого, проецируя себя на место этого другого. Идентификация в
форме сочувствия делает детей из пассивных слушателей ( чтение сказок, устные
рассказы), в активные. Ребенок искренне сочувствует горю литературных героев, а
при наличии страшных моментов, ужасается, требуя, чтобы книгу закрыли или
придумывает более благополучное развитие ситуации. Обособление же выражается в
стремлении подтвердить свою самостоятельность и , как частное выражение –
отчуждение в виде страхов. Недостаток любви приводит к ощущению одиночества и
«покинутости», отчужденное отношение близких порождает чувство отчужденности
от других и связанный с этим страх – состояние тревоги, беспокойства, сильного
смятения. Некоторые взрослые , для того, чтобы добиться послушания, прибегают к
запугиванию: «Веди себя тихо, не то бабайка заберет!» ( из собственного опыта),
тем самым проявляя не только отчужденность, но и явную агрессию. Частое
переживание страха негативно влияет на физическое и психическое самочувствие
ребенка. Однако принципиально различается страх за других, который
является скорее вариантом сочувствия и способствует появлению такого качества
как сопереживание.
В этом же периоде
ребенок активно овладевает речью как средством общения. С помощью речи, он
учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться впечатлениями и
переживаниями. В своей речи, ребенок бессознательно перенимает стиль общения,
принятый в семье, подражая родителям и близким людям. В своем ребенке каждая
семья получает слепок своих недостатков и эмоциональных проявлений. Развитие
речи у дошкольника идет в нескольких направлениях: - совершенствуется ее
практическое употребление, речь становится основой перестройки психических
процессов и орудием мышления. Рост словарного запаса непосредственно зависит и
отражает условия жизни и воспитания ребенка. Здесь наиболее заметны особенности
индивидуального психического развития. Для детей такого возраста характерны
эксперименты с рифмой, с суффиксами, со сменой смыслового значения слов.
В развитии детей в
виде общения с другими детьми , лежит такое стремление , как потребность быть
признанным, но реализации такой потребности могут сопутствовать и негативные образования,
такие, как ложь (намеренное искажение истины в корыстных целях ) и
зависть ( чувство досады, вызванное благополучием, успехом у другого ).
Нереализованное притязание на признание может спровоцировать ребенка на ложь,
а так же ложь может возникать как компенсация недостаточности волевого
поведения . В ситуации, когда ребенок должен решить для себя дилемму :
удовлетворить собственные желания и стремления и пойти против воли взрослого
или выполнить его требование, сохранив с ним хорошие отношения, ребенок
открывает для себя еще один выход – сделать по-своему и скрыть это. Зависть же
вызывается тем, что ребенок может правильно позиционировать отношения со
сверстниками и свое реальное место в этих отношениях.
Промежуточный кризис
в дошкольный период связан с посещением дошкольных учреждений типа детского
сада, в котором ребенок вынужден строить взаимоотношения со своими
сверстниками. Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений.
Именно это общение требует высокого эмоционального напряжения. В общении со
сверстниками очень быстро складываются отношения, в которых появляются
предпочитаемые и отвергаемые. В этом отношении основная ответственность
ложиться на плечи воспитателя. Воспитатель должен быть доброжелательным, видеть
и нивелировать конфликтные ситуации, увлекать детей интересной деятельностью и
игрой. От стиля общения, положения среди сверстников зависит, насколько ребенок
чувствует себя спокойным, удовлетворенным, это один из первых серьезных опытов
социального взаимодействия на равных условиях, с себе подобными, и именно здесь
ребенок учится применять на практике усваиваемые нормы поведения.
Особое место в
общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Стереотипы
мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через
непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, мамы и папы, а так же через
традиционные установки: «Ты же девочка, тебе нельзя драться!», «Не реви.
Мальчики не плачут!». Таким образом осознание своего «Я», обязательно включает
в себя осознание половой принадлежности. В совместных играх и реальном общении
дети усваивают не только социальные роли, но и способы общения мужчин и
женщин, мальчиков и девочек. Этому периоду характерно появление первых
предпочтений, «влюбленностей» в особу противоположного пола.
К концу дошкольного
периода ребенок учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему
устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми, у
него начинают формироваться основы ответственного отношения к результатам своих
действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство долга.
Эмоционально- положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры
самосознания нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на соответствие
этическому эталону. Личная заинтересованность в уважении и признании окружающих
приводит к потребности соответствия нравственному эталону. Когда эти
потребности обретают личностный смысл, можно говорить об ответственности, как о
черте личности. Если ребенок до школы обладает чувством ответственности за
самого себя, то с этим чувством он придет в класс и постепенно оно разрастется
до « ответственность за группу», «ответственность за класс».
1.4.
Кризис семи лет.
Готовность к школе.
Основным симптомом
кризиса семи лет является потеря непосредственности .
Это обусловлено тем,
что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент
– переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка,
что оно может принести. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может
иметь осуществление деятельности, его положительные и негативные проявления,
удовлетворение или неудовлетворение от него. Таким образом, в психическом
развитии ребенка впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка.
Согласно взглядам Д.Б.Эльконина, когда появляется ориентация на смысл
поступка, тогда можно говорить о переходе ребенка в новый возраст. Диагностика
этого перехода является одной из самых актуальных проблем современной
возрастной психологии. К этой проблеме непосредственно примыкает проблема
готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие.
В этот период
характерными особенностями поведения ребенка выступают, так называемое ,
«манерничанье» и симптом «горькой конфеты». Манерничанье проявляется в том,
что ребенок постоянно что-то из себя «строит», играет придуманные им самим роли
и образы, зачастую становится скрытным. Симптом «горькой конфеты» у ребенка
обусловлен желанием скрыть внутреннее ( а порой и физическое) ощущение боли и
страха. Ребенок начинает замыкаться в себе и становится неуправляемым. Кризис
требует перехода к новой социальной ситуации, нового содержания отношений, в
том числе и с близкими. Ребенок стремится осуществлять обязательную,
общественно необходимую и общественно полезную деятельность ( по Д.Б.Эльконину
) Эти тенденции выражаются в стремлении скорее пойти в школу.
Проблема готовности к
школе до сих пор не имеет четкого решения. Нередко ребенок приходит в школу с
более высокими показателями развития, однако позже обнаруживается, что
психически ребенок оказывается не готов. Переход к системе школьного обучения –
это переход от естественной, реактивной программы к упорядоченной программе
школьных предметов , усвоению научных понятий ( Л.С.Выготсткий ). Однако в мире
существуют различные учреждения и программы, направленные на подготовку ребенка
к школе, постепенный интеллектуальный и психический переход от стадии детства к
более ответственному и серьезному периоду – школьному.
2. Школьный возраст.
Это очень серьезный
этап в становлении человека. Психика человека меняется кардинально, и за 10
школьных лет, из меленького ребенка формируется взрослая личность. Этот этап
невозможно рассматривать целиком, поэтому он разбивается на две составляющих –
младший школьный возраст и подростковый период ( отрочество ).
2.1. Младший школьный
возраст.
Ведущей деятельностью
данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к
усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Этот
период занимает особое место в психологии ещё и потому, что является
качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время
психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной
деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого
школьника" . Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду
и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит
резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит
свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует
развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь
сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей.
Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходится выносить нагрузки, связанные с
умственной деятельностью.
Два
важных новообразования младшего школьного периода - это личностная рефлексия и
рефлексия интеллектуальная. Рефлексия (от лат "reflexio" - "обращение
назад") - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов
и состояний. Рефлексия в общей психологии - это познание субъектом внутренних
психических актов и состояний. Личностная рефлексия понимается как осознание
действующим лицом того, как он воспринимается партнёром по общению. Когда
человек анализирует себя и своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми
и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом,
приходит к некоторому познанию своего «я». Это способствует пониманию
особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода
самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|