бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная психология. Начало жизни человека бесплатно рефераты

В целом сторонники характеризуемого направления уверенны в том, что у мамы есть реальный и очень значимый шанс подарить своему ребенку светлое и солнечное восприятие мира, умение ставить цели и добиваться их, веру в победу, настойчивость, терпение, оптимизм.

Психологи, психоаналитики и психотерапевты, работающие в перинатальных центрах, стремятся разбудить в будущих родителях желание расти, помочь им обрести состояние целостности, избавиться от негативных установок, тревог, страхов и разрешить внутренние конфликты. Особая специфика перинатальной психотерапии связана с признанием того, что глубинная закладка черт личности ребенка, фундаментального отношения его к миру во многом происходит во время беременности и в родах. В классическом психоанализе, начиная с Зигмунда Фрейда, много говорилось о влиянии родовых переживаний на состояние психики человека. Понятие психической травмы рождения сформулировал Отто Ранк, развил эту тему Станислав Гроф. Практический опыт большинства специалистов позволяет им утверждать, что психоаналитическая «травма рождения» - это вторичное явление. Первоначальной причиной является отсутствие любовного контакта у мамы и папы с ребеночком в период беременности. Психоэмоциональный «марафон рождения» в понимании психоаналитиков зависит от того, насколько будущая мать сумела психологически и физически подготовить ребенка к переживаниям в родах. Если любовный контакт матери с ребенком не был сформирован во время беременности, то значительно меньше шансов на их эмоциональное воссоединение после родов. В этой ситуации женщина не испытывает любовь к ребенку, устает от него, хочет быть в отдельной от него палате в роддоме. Поэтому главный акцент в работе с будущими родителями в русле этого направления делается на формирование любовного контакта мамы и ребенка во время беременности. Роды у матери, любящей и поддерживающей своего ребёнка, сопровождаются выработкой «гормонов любви» (окситоцин, простагландины), болезненность схваток в этом случае значительно уменьшается.

Таким образом, главной характеристикой этого направления является формирование любовного отношения матери к своему ребёнку. Все свое внимание мамочка сосредотачивает на ребенке, она «направляет» ему образы, которые ей нравятся, которые она хотела бы передать ребенку. Таким путем, по мысли психоаналитиков, она может задавать будущему ребёнку те культурные ценности, те личные качества, которые близки ей самой.

Школа гаптономии

Гаптономия - мед. греч. hapsis - прикосновение; hapto - касаюсь + nomos- закон; буквально "закон прикосновений».

Гаптономия - методика, разработанная в Нидерландах и получившая широкое развитие в Дании, Франции.

Ведущей идеей гаптономии является идея о том, что в процессе ожидания ребёнка участвуют трое – мать, отец и сам ребенок. Женщина беременна ребёнком, она вынашивает плод любви. Мужчина «беременен» своей женой, он помогает ей вынашивать дитя. Целью гаптономии является первое близкое знакомство и контакты супругов с их будущим ребенком при помощи прикосновений. Можно научить ребенка "выходить на связь" в определенное время или на определенные звуки. Гаптономия не готовит родителей к родам, она подготавливает их к жизни с новорожденным. Это психологическая подготовка к будущей жизни втроем. Одна из задач гаптономии - побудить отца будущего малыша участвовать в раннем, дородовом, контакте со своим ребенком.

Беременная женщина нуждается в ощущении безопасности. Ребенку в материнском лоне для ощущения безопасности и защиты необходимо ощущать, что он не одинок. Получая аффективное подтверждение от своих родителей, ребёнок формирует настоящее чувство базовой безопасности, которое включает в себя хорошее самочувствие и ощущение полноты жизни. Ребенок, родившийся у любящих друг друга родителей, это, как правило, спокойный, улыбчивый, уверенный в себе ребенок. Он мало плачет, очень миролюбив, легко адаптируется к новым ситуациям, вливается в коллектив и легко переносит разлуку. Такой ребенок знает, что хочет. Он рано проявляет свою индивидуальность.

Поэтому в гаптономическом сеансе должны участвовать трое. Важно, чтобы ребенок выстраивал себя в триаде. В идеале – это мать, отец и ребенок. Если отца нет, его роль выполняет специалист, проводящий сеанс сопровождения.

Таким образом, основное значение использования метода гаптономии заключается в обеспечении тактильных и психологических контактов обоих родителей с ребёнком в утробе.

Экспертные оценки ведущих направлений перинатального воспитания.

ФИЛИППОВА Галина Григорьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московской гуманитарно-социальной академии, руководитель секции перинатальной психологии Российского психологического общества и московского отделения этой секции, вице-президент межрегиональной Ассоциации перинатальной психологии и медицины России:

Термин – «пренатальное воспитание» или «пренатальное обучение» звучит некорректно. Можно сказать, что это просто несочетаемые понятия. Ведь пренатальный период – это время до рождения, воспитывать и обучать человека в этот время не имеет смысла.

Дело в том, за 75 лет млн. лет эволюции только млекопитающих природа сделала все, чтобы обеспечить ребенка во внутриутробном периоде всем необходимым для его психического и физического развития и в достаточном количестве. Можно сказать, что все естественные воздействия, которые испытывает ребенок в утробе матери, жестко дозированы и обеспечивают его нормальное развитие.

У нас нет никаких оснований считать, что общение матери с ребенком во время беременности является непременным условием его нормального психического и эмоционального развития. Известно, что у глухонемых матерей рождаются совершенно здоровые дети, которые по своему развитию не отличаются от детей, родившихся у обычных матерей. Существуют народности, согласно культурным традициям которых общение с ребенком во время беременности не поощряется – по их представлениям, голова у ребенка формируется на девятом месяце беременности, поэтому бессмысленно разговаривать, думать о ребенке, как-то реагировать на его шевеления. И, наконец, есть определенный тип женщин, которые, согласно своим психическим и эмоциональным особенностям, не склонны бурно реагировать на беременность саму по себе и на каждое проявление со стороны ребенка, а также не считают нужным интенсивно с ним взаимодействовать – тем не менее, по нашему опыту, у таких женщин рождаются дети, не страдающие отставанием в развитии. Кроме того, не надо забывать, что, оценивая развитие ребенка после рождения, мы в действительности не можем установить, что он получил во внутриутробный период, а что – за время внеутробной жизни.

Таким образом, ребенок, находящийся в утробе матери, не нуждается в каких-либо специальных внешних обучающих или развивающих воздействиях. Любые методики, предусматривающие непосредственное воздействие на ребенка в утробе матери, мы рассматриваем как неоправданное форсирование его развития, демонстрацию недоверия природе, господу Богу и самой женщине.

Другое дело – будущие родители. Есть беременные женщины (и их мужья), которые безо всяких наставлений общаются с малышом, кладут руки на живот, что-то ему рассказывают – мы говорим, что такие пары обладают высокой родительской компетентностью. Компетентная мама безошибочно различает состояние вынашиваемого ею малыша: его спокойное радостное настроение или беспокойство, неудобство. Такая мама интуитивно чувствует, что надо сделать для того, чтобы улучшить ситуацию, чтобы малышу стало комфортно. И после рождения ребенка ей не составляет труда определить его состояние.

Однако часть родителей в силу ряда причин испытывают определенные трудности, не уверены в своих силах, в своей родительской компетенции. В этом случае психологи и психотерапевты могут помочь им осознать свое родительство, повысить уровень родительской компетентности. Так что понятие «пренатальное воспитание», в сущности, стоило бы заменить на воспитание, или обучение, родителей до рождения ребенка.

БОРОВАЯ Татьяна Геннадьевна, член-корреспондент РАМН, профессор кафедры гистологии и эмбриологии педиатрического факультета РГМУ:

Внутриутробное воспитание и обучение существует и проводится оно самой природой. В эмбриональном развитии человека его клетки постепенно приобретают разные качества и свойства, иными словами - специализируются, обучаются. Впоследствии они создают разнообразные ткани, из которых формируются органы и системы плода, выполняющие разные функции. Подобное обучение происходит на основе генетических программ (детерминации) клеток, исполнение которых зависит не только от состояния зародыша, но и, в значительной мере, - от состояния организма матери. Эти программы «работают» надежно лишь в тех случаях, когда беременная женщина здорова, не имеет наследственной патологии, с любовью вынашивает ребенка и с надеждой ожидает его рождения. Связь ребенка с организмом матери в период беременности настолько тесна и значима, что, говоря о развитии плода, специалисты всегда имеют в виду систему “мать-плод”. Механизмы реализации биологических программ невероятно сложны, а происходящие на их основе процессы чрезвычайно напряженны. Одни и те же клетки зародыша могут развиваться в разных направлениях, создавая ткани с кардинально разными свойствами и функциями. Например, клетки мезенхимы дифференцируются в клетки костных, хрящевых, жировой, гладкомышечной тканей, а также в форменные элементы крови. К сожалению, нам еще крайне мало известно о механизмах регуляции генетических программ эмбрионального развития, и любое вмешательство в их работу без должного уровня знаний может оказаться в лучшем случае бессмысленным, а в худшем - вредным для зародыша. Некоторые авторы методик выдвигают в качестве аргумента в пользу дородового обучения нереализующиеся резервы плода - в частности, резервы погибающих, невостребованных в эмбриогенезе нервных клеток. Рассматривая данные предложения, следует иметь в виду, что в основе развития тканей (в том числе - нервной) лежит комплекс биологических процессов, включающий не только размножение и специализацию (обучение) клеток, но и так называемую запрограммированную клеточную гибель. Последней подвергаются те клетки, которые на каком-то из этапов утрачивают значение для развивающейся ткани (или органа) либо приобретают поломки в структуре своего генетического кода (ДНК). Естественная гибель таких клеток в эмбриогенезе так же неотвратима, как обучение и поступательное развитие подавляющего большинства других клеток организма зародыша. Более того, у ученых данных, подтверждающих, что количество нервных клеток в головном мозге связано с уровнем интеллекта. Что же касается возможностей плода воспринимать звуки, запахи и другие сигналы, то это характеризует процесс созревания его органов чувств. Важнейшим же этапом обучения является анализ информации в коре головного мозга, способность к которому в основном появляется после рождения ребенка при общении его с окружающим миром. Ребенок рождается функционально незрелым, его органам и системам (в том числе и головному мозгу) еще предстоит пройти немалый путь в своем развитии.

Итак, если обсуждать проблему дородового воспитания, следует сказать, что предпринимаемые намеренно воздействия на систему "мать-плод" в эмбриогенезе должны иметь очень веские основания и базироваться на прочных знаниях. Конечно же, общение с природой, занятия музыкой, рисованием, любимыми делами, беседы с психологом не повредят растущему плоду, если они доставляют удовольствие матери и она чувствует, что при этом общается с малышом, и им обоим хорошо. Положительные эмоции матери, несомненно, полезны и ребенку, равно как отрицательные реакции вредны и даже опасны для плода. Важнейшее позитивное влияние на развивающийся плод в процессе беременности должны оказывать забота о беременной и ее будущем ребенке в семье, а также квалифицированный дородовый патронаж врачом-акушером и психологом. При правильной организации беременности и последующего воспитания ребенка его способности не замедлят проявиться, и задачей родителей будет лишь вовремя эти способности заметить и бережно способствовать их развитию. Истории известны случаи рождения вундеркиндов, умеющих чуть ли не с пеленок читать, рисовать, играть на музыкальных инструментах и т.п., но большинство из них так и не реализовало свои способности во взрослой жизни. А отдаленные последствия, быть может, более важны, чем ранние успехи в детском возрасте.

ПАВЛОВА Любовь Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца:

Женщине, ожидающей ребенка, важно уметь понимать свое состояние, чутко реагировать на мир. Однако не всем это дано от природы, а может быть, и от воспитания. Ученые установили существование двух групп будущих матерей - с высоким и с низким уровнем психологической готовности к материнству. Женщины с низким уровнем психологической готовности к материнству (1 группа) не испытывали особого желания иметь ребенка, в период беременности были "далеки" от ощущения материнства. Как правило, в детстве такие женщины сами были лишены родительской ласки. Рожденные ими малыши чаше проявляли отрицательные эмоции, медленнее развивались. Женщины с высоким уровнем психологической готовности к материнству (2 группа) радовались, узнав о своей беременности; они испытывали чувство общности с еще не рожденным ребенком. Среди этого контингента матерей был высокий процент удачных родов, а их дети чаще имели хорошие показатели постнатального развития. Зададимся вопросом: можно ли научиться быть мамой?

Именно эту задачу и решают пренатальные центры. Будущим мамам, обращающимся к деятельности таких центров нужно принять во внимание следующее.

Пренатальная педагогика делает свои первые шаги. Пока трудно с уверенностью предложить для введения в массовую практику какие-либо до конца разработанные системы. Прошло примерно 20 лет с того момента, когда отечественная наука обратилась непосредственно к данной проблеме. Еще не накоплен достаточный материал, позволяющий судить об отдаленных последствиях этих методик и их подлинной результативности.

К воздействиям на неродившегося ребёнка, на наш взгляд, следует относиться с осторожностью. Внутриутробный период развития малыша проходит по строгим законам и в относительно короткое время. Метаморфозы внутри материнского чрева столь быстры и последовательны, что не учитывать их нельзя. Вместе с тем, учитывать дозированность и качество педагогических воздействий на плод невозможно. Так, например, уже на четвертом месяце беременности по-разному развивается мозг мальчика и девочки. Так на кого вы будете воздействовать? Или: звуки в жидкой среде воспринимаются совершенно по-другому, так как же приближать их источник к животу матери?

Подчеркнем еще раз: каждый ребенок – индивидуальность. Можно предполагать, что эта индивидуальность существует на ранних этапах пренатального и постнатального развития. Стоит ли так настойчиво стремиться воздействовать на эту индивидуальность, вторгаться в жизнедеятельность формирующегося человека?

ЧИЧЕРИНА Нина Александровна, к . п. н., психолог-психотерапевт, директор перинатального "Благовест-Н:

Современные научные медицинские и психологические исследования свидетельствуют о том, что мысли и эмоции, которые испытывает мать во время беременности, оказывают непосредственное влияние на развитие ее ребенка, а также на его самосознание. Американские ученые Дэвид Чемберлен, Стивен Реймонд, Томас Верни и многие другие доказывают, что чувства ребенка, его мозг начинают работать раньше, чем мы себе это представляли. Все, что происходит с матерью, происходит и внутри нее. Это относительно новое представление. Раньше плацента, соединяющая ребенка с матерью, воспринималась большинством ученых как изоляция, барьер, который защищал ребенка от всех внешних проявлений, а также в большей степени оттого, что происходило внутри матери. Но теперь научная мысль утверждает, что плацента - это передатчик: она передает абсолютно все от матери непосредственно ребенку.

Доктор- психиатр Томас Верни предоставил неоспоримые доказательства, что эмоциональное, психологическое и интеллектуальное развитие личности начинается во внутриутробном периоде. Внутриутробный младенец может видеть, слышать, переживать и, на примитивном уровне, даже обучаться. Известно, что когда будущая мать испытывает какие-либо эмоции - положительные или отрицательные, или когда она счастлива или несчастлива, ее организм выделяет различные гормоны. Они играют определенную роль в процессе становления человеческого организма и выделяются в организме женщины очень рано, уже в течение первых недель после зачатия. К 12-14 неделям беременности у ребенка формируются все органы и системы жизнедеятельности, и для него уже важно, в каком расположении духа находится мама, да и папа тоже. Не родившийся ребенок не такой уж несмышленыш, как кажется. Он ведет себя, как новорожденный, сосет пальчик, своими движениями может выражать как приятие чего-либо, так и неприятие.

Первый возраст жизни.

Родившись в этот мир, человек вступает в первый свой возраст – новорожденность. Границы этого периода разнятся у врачей, физиологов и психологов. Врачи считают, что новорожденность заканчивается, когда малыш восстанавливает свой вес, который он имел при рождении. Несколько дней после рождения, новорожденный, как правило, теряет в весе. И потому восстановление первоначального веса является для врачей сигналом того, что первый жизненный стресс ребёнком преодолён.

Физиологическим критерием завершения периода новорожденности считается появление реакции на зрительные и слуховые раздражители. Приблизительно к тридцатому дню своей жизни ребёнок проявляет сосредоточенность во взгляде, а также реагирует вниманием на звук. Появление этих реакций в поведении ребёнка и является для физиологов критерием перехода в младенчество.

Для психологов период новорожденности завершается с появлением у ребёнка первых признаков психической деятельности. Эти признаки могут весьма разниться, но объединяет их общее наименование – комплекс оживления. Комплекс оживления – это многообразные проявления положительных эмоций, связанных с узнаванием взрослого человека. Именно первые признаки выражения радости, как реакции на лицо и (или) голос взрослого (в первую очередь – матери) подтверждают тот факт, что психика новорожденного работает. Узнавая взрослого, ребёнок всем своим существом обращается к нему – улыбка, движение, издаваемые звуки, - всё свидетельствует о стремлении воздействовать на взрослого. Начало выстраивания взаимодействия с взрослым человеком завершает период новорожденности. Многие исследователи (13, 269) называют новорожденность переходным периодом от внутриутробного развития человека к самостоятельному существованию.

Вот как характеризует кризис новорожденности Л.С.Выготский

«Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности. В момент родов ребёнок физически отделяется от матери, но из-за ряда обстоятельств в этот момент не происходит ещё биологического отделения его от матери. В основных жизненных функциях ребенок остается ещё долгое время биологически несамостоятельным существом» (с.269).

Л.С.Выготский подчеркивает своеобразие ситуации развития в новорожденности тем, что в момент родов происходит физическое, но не биологическое отделение ребёнка от матери. Все существование ребенка в период новорожденности занимает промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства.

Переходный характер новорожденности прослеживается на нескольких основных отличительных особенностях. Первое, что называет Л.С.Выготский, - это питание, которое носит смешанный характер. «С одной стороны, ребенок питается по способу животных: он воспринимает внешние раздражения, отвечает на них целесообразными движениями, с помощью которых захватывается и усваивается пища. Весь его пищеварительный аппарат и обслуживающий этот аппарат комплекс сенсомоторных функций играет главную роль в питании. Однако ребенок питается молозивом матери, а впоследствии её молоком, т.е. внутриорганическим продуктом материнского организма. Таким образом, питание новорожденного представляет собой как бы переходную форму, …промежуточное звено между внутриутробным и последующим внеутробным питанием» (с.270).

Следующая особенность периода новорожденности – специфичность основной формы существования новорожденного, которая отличается недостаточной дифференцированностью сна и бодрствования. Часто у новорожденного наблюдается среднее состояние между сном и бодрствованием, которое больше всего напоминает состояние дремоты.

Третье существенное отличие периода новорожденности связано со способностью ребенка к движению. Л.С. Выготский подмечает, что новорожденный ребенок уже обладает рядом двигательных реакций, возникающих в ответ на внешние раздражители, но еще целиком лишен способности к самостоятельному передвижению в пространстве.

Последним прямым и бесспорным доказательством того, что период новорожденности следует рассматривать как переходный период между утробным и внеутробным развитием Л.С.Выготский называет следующее. «Последние месяцы эмбрионального развития могут в случае преждевременных родов протекать в условиях внеутробного развития, как и первые месяцы новорожденности в случаях задержанных и отсроченных родов могут протекать в условиях развития утробного» (272).

Центральное новообразование периода новорожденности – индивидуальная психическая жизнь ребенка. Два момента отмечаются ученым в этой связи. Жизнь присуща ребёнку уже в утробе, но в период новорожденности эта жизнь становится индивидуальным существованием вне организма, в котором она зародилась. Второй момент обусловлен тем, что эта индивидуальная жизнь есть форма бытия ребенка как социального существа, наделенного психической жизнью.

Переход к младенчеству знаменуется новой фазой в развитии малыша – это начало эмоционального взаимодействия, общения ребёнка и взрослого. Как только появляются первые признаки того, что «контакт» состоялся, психологи отмечают появление новой общности – «ситуация Мы»(термин Выготского). Рёбенок, начавший общение с взрослым человеком переходит в категорию младенцев.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru



Страницы: 1, 2