бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности методики использования игры на уроках русского языка бесплатно рефераты

Возможности методики использования игры на уроках русского языка

Введение


Игра - основной вид деятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, на первый взгляд, бесполезная и вместе с тем необходимая. Словом «игра» обозначаются самые различные, малосхожие между собой явления. В четырехтомном словаре русского языка (Ожегов С.И., Шведова И.Ю. 2; 235) отмечается семь основных значений этого слова. Игра определяется через понятие «деятельность», как и времяпрепровождение детей. Игра номинируется как особая деятельность, обусловленная совокупностью определенных правил, приемов, служащих для развлечения и т.д. Игра - важнейший фактор и средство воспитания детей. Поэтому взрослые не только играют с детьми, но и учат их играть. Игра – определяется как деятельность спонтанная, непринужденная. Ребенка нельзя заставить играть. В игре он обязан чувствовать себя свободно. Но и эта свобода - действие на основе осознанной необходимости. Такой необходимостью даже в детской игре являются правила. Игра - широкий круг деятельности человека, противопоставляемый обычной утилитарно- практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности. Феномен игры привлекал внимание представителей разных наук: философов, эстетов, биологов, этнологов, психологов и др. Начало разработки общей теории игры связано с работами Шиллера, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, Г.В.Плеханова, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Н.К.Крупской, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.С.Макаренко, М.М.Бахтина, Ф.И.Фрадкиной, Л.С.Славиной, Е.А.Флериной, Д.В.Менджерицкого, В.А.Сухомлинского, Ю.П.Азарова, В.С.Мухиной, О.С.Газмана, Спенсера. Шиллер рассматривал психологическую природу игры и видел в ней характеристику существа человека вообще. И для Шиллера игра - наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка сил. Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игры среди разумных существ и на её упражняющую функцию. К.Кросс вслед за Спенсером считал игру специфической деятельностью индивидуумов , проистекающей из внутренней потребности в упражнениях, укреплении и развитии наследственных форм поведения. В основе игры, по Бейтендейку лежат три исходных влечения, которые он заимствовал из теории Фрейда,- к освобождению, к слиянию и тенденции к воспроизведению. Вместе с тем Бейтендейк относит игру к категории ориентировочно- исследовательской деятельности: игра есть действие с предметом, который обладает элементами новизны. Попытка универсализировать понятие игры была предпринята голландским историком и философом культуры Хейзинги: всё многообразие человеческой деятельности сводится у него к игре, рассматриваемой как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Основы историко- материалистического подхода к игре человека были заложены Г.В.Плехановым. По его мысли, игра является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в котором живут дети и активными членами которого они должны стать.

Современные историки культуры рассматривали игру как разновидность общественной практики, состоящей в действительном воспроизведении жизненных явлений вне реальной практической установки; они видят социальную значимость игры на ранних ступенях развития общества в её коллективизирующей и тренирующей роли; указывают на происходящее в ходе истории постепенное вытеснение игры из жизни взрослых драматическим искусством и спортом. Некоторые философы, разрабатывающие проблемы человеческой деятельности, рассматривают игры ребенка как синкретически- художественную деятельность. В современной психологии разрабатывались приемы- вопросы о природе игры и её значение для В.С.Выготским. Основное внимание уделялось ролевой игре- ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста, в которой дети специально создаваемой или условной ситуации, беря на себя роль взрослых, воспроизводят их деятельность и систему отношений в обществе. Был показан социально- исторический характер игры по её происхождению и содержанию. Ролевая игра на протяжении дошкольного детства постепенно перерастает в игры с правилами - обобщенные и сокращенные выражения взрослых отношений. В современной методике и педагогике проблема рассмотрения игровой деятельности является перспективной. Эту проблему рассматривают психологи, методисты, преподаватели - исследователи. Актуальность темы нашей курсовой работы не подлежит сомнению. Она посвящена использованию игры на уроках словесности. Главной целью нашей работы является изучение возможностей методики использования игры на уроках русского языка. Поставленная цель требует постановки и осуществления следующих задач:

·                   изучение методической литературы, посвященной методическим возможностям игры; исследованию роли игровой деятельности в учебном процессе; рассмотрение приемов и средств создания игровой ситуации на занятиях русской словесности;

определение учебно – воспитательного потенциала учебной игры; анализ системы игровых упражнений и выработка рекомендаций использования игры на уроках русского языка. Предметом исследования нашей курсовой работы является игровая деятельность, объектом исследования – методические приемы её использования в учебном процессе. Наша курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы. Материалы нашей курсовой работы могут быть использованы на уроках русского языка в классах с углубленным преподаванием гуманитарных дисциплин в лицеях и гимназиях, на факультативных занятиях по русскому языку.

Глава 1. Деятельностный подход к пониманию игры как важного учебно-воспитательного средства

Понятие игры. Игровая деятельность. Понятие «игра», на первый взгляд, многим кажется простым и ясным. Игра ассоциируется с детством: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Детская игра - один из сложнейших теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны потому, что понять природу детской игры - это значит понять природу самого человека. «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений»,- пишет известный советский исследователь игры Д.Б.Эльконин. Попробуем рассмотреть это положение несколько подробнее (13; 63 – 64). Возьмём в качестве примера первобытное общество. Группа охотников возвращается после охоты. Каждый выполняет определенную функцию: одни вспугивали животного, другие направляли его в сторону засады, третьи ожидали зверя. Но если что- то не получилось, людям не удалось согласовать групповые действия и зверь ушел?... Так возникает необходимость предварительной репетиции, подготовки. Участники предстоящей охоты воспроизводят похожую ситуацию, но они не могут поступить так, как сделали бы мы с вами. Им еще не доступно мысленное, воображаемое повторение событий. Первобытные люди воспроизводят ситуацию в развернутых действиях.

Но в отличие от реальной охоты они лишены своего результата, они несколько иные. Повторяется лишь внешний рисунок движений. Так родилась игровая деятельность. Итак, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. « Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. А как же возникла детская игра?» (19; 5 -7 ). В обществах, стоящих на низших уровнях развития, дети жили с взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли главную задачу воспитания - сделать детей участниками общественного производительного труда. А основное средство воспитания – непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда- то, по сути, детства не было, следовательно, не было и игры.

Итак, детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производительный труд взрослых. Современное детство существенно отличается от детства людей XIX века. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к сложной взрослой жизни. Вместе с постепенным усложнением форм производства происходит новое распределение трудовых обязанностей. Дети перестают принимать непосредственное участие в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Но все больше разнообразных действий формируется у детей на уменьшенных копиях реальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают утрачивать свою результативную функцию. Игровые действия приобретают в группе детей соревновательный характер, возникают игры- соревнования, игры по правилам. Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, возникновение новых производительных отношений приводят к тому, что возможность включения детей в производительный труд еще более осложняется, а овладение усложнившимися орудиями все дальше отодвигается во времени. Возникает производство специальных предметов для детей.

Причем теперь это предметы не для формирования специальных профессиональных умений и навыков, а для развития некоторых общих зрительно- двигательных и других координаций, необходимых при самых разных видах труда. Возникают современные игрушки, и рождается сюжетно- ролевая игра. Таким образом, игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Её возникновение связано не с действием каких- либо внутренних врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе (19; 5 – 7). Что же такое игра - доступная ребенку и непостижимая для ученого?

Итак, подводя предварительный итог рассуждений об игре, можно отметить следующее. Прежде всего игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единым мотивом. Игра - это деятельность; следовательно, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра связана с практикой, с воздействием на мир (4; 250). Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности.

В структуру игры входят: 1) роли, взятые на себя играющими; 2) игровые действия как средство реализации этих ролей; 3) игровые употребления предметов - замещено реальных предметов игровыми, условными; 4) реальные отношения между играющими. (7; 138 – 164). Сюжетом игры является воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализации. Характерная особенность игры - её двупланность, присущая также драматическому искусству, элементы которой сохраняются в любой коллективной игре: 1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; 2) ряд моментов этой деятельности несет условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью. Игра - особый вид деятельности. Во - первых, потому что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.

В подарок от природы получаем предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И не один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра- это деятельность, предписанная самой природой развития человека. Человек есть «человек играющий», homo ludens ( Хейзинги ). Во - вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть» в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которое обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к её результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужден к действию, прямая цель которого по своему собственному внутреннему содержанию лишена для индивида значимости в силу того, что посредством этого действия человек может обходным путем достичь удовлетворения каких- то своих потребностей, не связанных непосредственно с внутренним содержанием данного действия.

Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему; значимость тех или иных её сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. Игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силу которых действие побуждается каким – нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на который оно направлено. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию.

В этом основная особенность игровой деятельности и в этом её основное очарование, лишь сравнимое с очарованием высших форм творчества (16; 485 – 496). Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры. Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть уход от действительности, но есть и проникновение в неё. Потому в ней нет ухода, нет бегства от действительности особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир.

Все, чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности с тем, чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие. В игре нереально только то, что для неё не существенно; в игре нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никаких иллюзий; но всё, что в ней существенно, - в ней подлинно реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются. Например, в состязательных, спортивных играх вопросы о том, кто сообразительнее, сильнее,- это реальные вопросы о реальных свойствах играющих, которые в игре получают своё решение, вызывая подлинные чувства соперничества, успеха, неудачи, торжества.

Итак, игра — непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель игры, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.

Существует много различных концепций игровой деятельности. Их многообразие обусловлено как различием методологических позиций, с точки зрения которых определяется игра (например, позитивизм или фрейдизм), так и сложностью и многообразием самого феномена игры и ее функциональных значений. Усложняет понимание игры и то, что детская игра имеет не только предпосылки в животном мире, но и .переходит в другие виды деятельности, в которых исчезает игра, но сохраняется игровое начало.

Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода (детства до начала отрочеств); ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом.

Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, но в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё (6; 234 – 272).

Страницы: 1, 2, 3