Возможности экологического воспитания школьников при изучении темы: "Кальций и его соединения"
В настоящее
время учителю химии приходиться рассматривать самые различные экологические
проблемы, одна из которых – проблема чистой воды. Оценивая воду на содержание
минеральных солей, отдельно выделяют концентрацию в ней солей кальция и магния,
говоря о степени жесткости воды.
Мыло в
жесткой воде не мылится, овощи плохо развариваются, а при использовании такой
воды в паровых котлах образуется накипь, которая снижает эффективность их
работы и может привести к взрыву. Жесткую воду перед употреблением
целесообразно умягчить, удалив катионы кальция и магния.
Однако для
жизнедеятельности организма кальций и магний необходимы, так как играют важную
роль в процессах формирования костей, свертываемости крови, сокращении
сердечной мышцы, передачи нервных импульсов. Установлено, что в местностях с
пониженным содержанием кальция в питьевой воде сердечные заболевания более
распространенны. В тоже время, употребление жесткой воды увеличивает опасность
заболевания мочекаменной болезнью, неблагоприятно влияет на формирование
сосудов. Избыток ионов кальция в организме приводит к отложению солей в шейном,
грудном, поясничном отделах позвоночника, суставах конечностей. Отсюда следует,
что важно вести контроль за содержанием солей кальция и магния в питьевой воде.
А познакомиться с некоторыми простыми методами определения жесткости воды
учащиеся могут на уроках химии [13].
Определение
общей жесткости воды в лабораторных условиях проводят методом
комплексонометрического титрования с помощью кальциево-магниевых
ионоселективных электродов. Но эти методы требуют дорогостоящих и практически
недоступных для школы реактивов и приборов, поэтому предлагаем более приемлемый
для школьной лаборатории способ с применением соляной кислоты и ортофосфата
натрия.
Метод основан
на осаждение ионов Са2+ Mg2+ избытком раствора ортофосфата натрия Na3PO4 с последующим
определением остатка осадителя:
3
MeCl2 + 2 Na3PO4 → Me3 (PO4)2↓
+ 6NaCl
3
Me(HCO3)2 + 2 Na3PO4 → Me3
(PO4)2↓ + 6 NaHCO3.
Как видно из
приведенных выше уравнений, из Me(HCO3)2 образуется эквивалентное количество
NaHCO3. При титровании остатка
фосфата натрия соляной кислотой одновременно оттитровывается и гидрокарбонат
натрия, на определение которого расходуется такое же количество соляной
кислоты, как и на определение временной жесткости воды, что необходимо
учитывать в расчетах.
Методика
проведения анализа
В мерную
колбу, вместимостью 250 мл переносят 100 мл анализируемой воды, добавляют точно
измеренный объем (например, 25 мл) 0,2 н. раствора Na3PO4 и отстаивают 30 минут.
Затем доводят до метки дистиллированной водой, тщательно перемешивают и
фильтруют через плотный бумажный фильтр в сухую емкость.
В коническую
колбу объемом 250 мл отбирают 100 мл фильтрата и добавляют 2–3 капли индикатора
метилоранжа, затем титруют соляной кислотой до появления бледно-розовой окраски
раствора.
Параллельно
определяют объем соляной кислоты, пошедшей на определение временной жесткости в
идентичных условиях. Для этого берут мерную колбу вместимостью 250 мл,
добавляют 100 мл анализируемой воды, доводят до метки дистиллированной водой и
тщательно перемешивают. После этого в коническую колбу для титрования отбирают
100 мл раствора, добавляют 2–3 капли метилоранжа и титруют соляной кислотой до
появления бледно-розового окрашивания.
Расчеты:
1.
Рассчитываем временную жесткость воды (моль/л) по формуле:
Ж в. = (Сэ
(HCl) ∙ V (HCl) / Vпр.) ∙ (Vколбы / V (H2O) ∙ 1000, где V (HCl) – объем соляной
кислоты, пошедшей на титрование, л;
Сэ
(HCl) – молярная концентрация
эквивалента соляной кислоты, моль/л;
V (H2O) – объем анализируемой
воды, л;
Vколбы – объем мерной
колбы, л;
Vпр. – объем воды, взятой для
титрования, л.
Пример
расчета представлен в Приложении 1. Сравнение полученных разными методами
результатов показывает, что предлагаемый метод вполне может быть использован
при определении общей жесткости воды.
Информацию о составе
жесткой воды, видах жесткости и способах ее устранения можно почерпнуть из табл.
1.
Таблица 1.
Жесткость воды
и способы ее устранения
|
Состав жесткой воды
|
Вид жидкости
|
Способы устранения
|
катионы
|
анионы
|
по составу
|
по способу её
устранения
|
Са 2 +
Mg 2+
|
НСО-3
|
карбонатная
|
временная
|
1) нагревание
2) добавка извести
3) пропускание через
ионообменник
|
Сl -
N0-3
SO42-
|
некарбонатная
|
постоянная
|
1) добавка соды,
2) пропускание через
ионообменник
|
Сl -
N0-3
SO42-
НСО-3
|
общая
|
1) пропускание через ионообменник
2) добавка соды
|
2. Тема
«Кальций и его соединения» в школьном курсе химии
Химия – одна
из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного
развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время
на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не
увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьного предмета. Мы
убеждены, что содержание школьного курса химии и процесс обучения должны
отражать не упрощенные представления об особенностях развития химической науки,
а состояние современного знания, реальную сложность объекта познания химии.
2.1 Урок
по теме «Кальций и его соединения» в 9-х классах средней общеобразовательной
школы с. Карасу
Цель
урока: познакомить
учащихся с новым элементом – кальцием, ознакомить с его положением в
периодической системе Д.И. Менделеева, рассмотреть важнейшие природные
соединения и области их применения. Рассмотреть способы получения соединений
кальция в промышленности, дать определение следующих понятий: жесткость воды,
карбонатная и некарбонатная жесткость, изучить способы устранения жесткости
воды.
Задачи
обучения: сформировать
представление об одном из биогенных элементов – кальции, расширить
представление о способах получения, свойствах и способах получения и применения
различных соединений кальция в промышленности.
Задачи
развития:
развитие у учащихся основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать
и т.д.), совершенствовать умение учащихся самостоятельно работать с табличными
данными и т.д.
Задачи
воспитания: продолжить химическое образование школьников.
Ход урока
I.
Организационный
момент (1–2 мин.)
– посадка детей;
– проверка
принадлежностей;
– отметка
отсутствующих и т.д.
II. Опрос домашнего задания
(10 мин.)
1.
Вспомните,
какое место занимает кальций в периодической системе Д.И. Менделеева?
2.
Какую
степень окисления проявляют кальций и магний? Почему?
3.
Известна
ли вам роль кальция в организме человека и живых существ?
III. Изучение нового материала
(20 мин.)
1.
Характеристика магния и кальция. Соединения кальция
Таблица 1.
Схема строения атомов магния и кальция
Химический знак
|
Размещение электронов
по энергетическим уровням
|
Электронная формула
|
Mg
|
+12 Mg 2e-, 8e-, 2e-
|
1s2 /
2s22p6 / 3s2
|
Ca
|
+20 Ca 2e-, 8e-, 8e-, 2e-
|
…3s23p63d0
/ 4s2
|
Положение
магния и кальция в периодической системе и строение их атомов. Магний и кальций в
периодической системе находятся в главной подгруппе группы. Схемы строения их
атомов представлены в таблице. Как видно из схемы, последние два электрона у
атомов магния и кальция расположены на наружном энергетическом уровне. Этим и
объясняется, что магний и кальций во всех соединениях проявляют степень
окисления +2.
2.
Нахождение в природе.
Кальций
обладает большой химической активностью, поэтому встречается в природе только в
виде соединений (табл. 2) [14].
Название минерала
|
Химическая формула
(основной составной части)
|
Важнейшие месторождения
|
Известняк, мрамор
|
CaCO3
|
Широко распространен
|
Гипс
|
CaSO4 ∙
2 H2O
|
Широко распространен
|
Фосфорит
|
Ca3
(PO4) 2
CaCO3 ∙
MgCO3
|
Широко распространен
|
3.
Получение.
Кальций получают путем электролиза его расплавленного хлорида.
4. Физические свойства.
Кальций – металл серебристо-белого цвета, очень легкий (ρ = 1,55 г./см3),
как и щелочные металлы, но несравненно тверже их и имеет гораздо более высокую
температуру плавления, равную 851 0С.
5.
Химические свойства. Подобно щелочным металлам кальций является сильным
восстановителем, что схематически можно изобразить так:
Соединения
кальция окрашивают пламя в кирпично-красный цвет. Как и щелочные металлы,
металлический кальций обычно хранят под слоем керосина.
6.
Применение. Благодаря большой химической активности металлический кальций
применяют для восстановления некоторых тугоплавких металлов (титан, цирконий и
др.) из их оксидов. Кальций используют также в производстве стали и чугуна, для
очистки последних от кислорода, серы и фосфора, для получения некоторых
сплавов, в частности, свинцово-кальциевых, необходимых для изготовления
подшипников.
7.
Важнейшие соединения кальция, получаемые в промышленности.
Оксид кальция
получают в промышленности обжигом известняка:
CaCO3 → CaO + CO2
Оксид кальция
– тугоплавкое вещество белого цвета (плавится при температуре 2570 0С),
обладает химическими свойствами, присущими основным оксидам активных металлов (I, табл. II, с. 88) [14].
Реакция
оксида кальция с водой протекает с выделением большого количества теплоты:
CaO + H2O ═ Ca (OH)2 + Q
Оксид кальция
является основной составной частью негашеной извести, а гидроксид
кальция – гашеной извести.
Реакция
оксида кальция с водой называется гашением извести.
Оксид кальция
применяется в основном для получения гашеной извести.
Гидроксид
кальция Ca(OH)2 имеет большое практическое значение. Он применяется
в виде гашеной извести, известкового молока и известковой воды.
Гашенная
известь
– тонкий рыхлый порошок, обычно серого цвета (составная часть гидроксида
кальция), немного растворим в воде (1,56 г. растворяется в 1 л воды при 20
0С). Тестообразную смесь гашенной извести с цементом, водой и песком
применяют в строительстве. Постепенно смесь твердеет:
Ca (OH)2 + CO2 → CaCO3 ↓ + H2O
Известковое
молоко –
взвесь (суспензия), похожая на молоко. Она образуется при смешивании избытка
гашеной извести с водой. Применяют известковое молоко для получения хлорной
извести, при производстве сахара, для приготовления смесей, необходимых в
борьбе с болезнями растений, для побелки стволов деревьев.
Известковая
вода –
прозрачный раствор гидроксида кальция, получаемый при фильтровании известкового
молока. Используют ее в лаборатории для обнаружения оксида углерода (IV):
Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3 ↓ + H2O
При
длительном пропускании оксида углерода (IV) раствор становится
прозрачным:
CaCO3
+ CO2 + H2O → Ca(HCO3)2
Если
полученный прозрачный раствор гидрокарбонатного кальция нагревают, то снова
происходит помутнение:
Ca(HCO3)2
→ CaCO3 ↓ + H2O + CO2 ↑
Подобные
процессы протекают также и в природе. Если вода содержит растворенный оксид
углерода (IV) и действует на известняк, то некоторая часть карбоната кальция
превращается в растворимый гидрокарбонат кальция. На поверхности раствор согревается,
и из него вновь выпадает карбонат кальция.
* Большое практическое
значение имеет хлорная известь. Она получается при реакции гашеной извести с
хлором:
0 +1
-1
2
Ca(OH)2 + 2 Cl2 → Ca(ClO)2 + CaCl2
+ 2H2O
Действующей
составной частью хлорной извести является гипохлорит кальция. Гипохлориты
подвергаются гидролизу. При этом выделяется хлорноватистая кислота.
Хлорноватистую кислоту из ее соли может вытеснить даже угольная кислота:
Ca(ClO)2
+ CO2
+ H2O → CaCO3 ↓+ 2 HClO
2 HClO → 2 HCl + O2 ↑
Это свойство
хлорной извести широко используют для отбеливания, дезинфекции и дегазации.
8. Гипс. Различают следующие виды
гипса: природный – CaSO4 ∙ 2H2O, жженый – (CaSO4)2 ∙ H2O, безводный – CaSO4.
Жженый
(полуводный) гипс, или алебастр, (CaSO4)2 ∙ H2O получают при нагревании
природного гипса до 150–180 0С:
2 [CaSO4 ∙ 2H2O] → (CaSO4)2 ∙ H2O + 3H2O ↑
Если смешать
порошок алебастра с водой, то образуется полужидкая пластическая масса, которая
быстро твердеет. Процесс затвердевания объясняется присоединением воды:
(CaSO4)2 ∙ H2O + 3H2O → 2 [CaSO4 ∙ 2H2O]
Свойство
жженого гипса затвердевать используют на практике. Так, например, алебастр в
смеси с известью, песком и водой применяют в качестве штукатурки. Из чистого
алебастра изготавливают художественные изделия, а в медицине его используют для
накладывания гипсовых повязок.
Если
природный гипс CaSO4 ∙ 2H2O нагревать при более высокой температуре, то
выделяется вся вода:
CaSO4 ∙ 2H2O → CaSO4 + 2H2O↑
Образовавшийся
безводный гипс CaSO4 уже не способен присоединить воду, и поэтому его назвали
мертвым гипсом.
Жесткость
воды и способы ее устранения.
Всем
известно, что в дождевой воде мыло хорошо пенится (мягкая вода), а в ключевой –
обычно плохо (жесткая вода). Анализ жесткой воды показывает, что в ней
содержатся значительные количества растворимых солей кальция и магния. Эти соли
образуют с мылом нерастворимые соединения. Такая вода непригодна для охлаждения
двигателей внутреннего сгорания и питания паровых котлов, так как при
нагревании жесткой воды на стенках охладительных систем образуется накипь.
Накипь плохо проводит теплоту; поэтому возможен перегрев моторов, паровых
котлов, кроме того, ускоряется их изнашивание.
Какие бывают
виды жесткости?
Карбонатная,
или временная, жесткость обусловлена присутствием гидрокарбонатов кальция и
магния.
Ее можно устранить следующими способами:
1)
кипячением:
Ca(HCO3)2 → CaCO3 ↓ + H2O + CO2 ↑
Mg(HCO3)2
→ MgCO3 ↓ + H2O + CO2 ↑
2) действием
известкового молока или соды:
Ca(OH)2
+ Ca(HCO3)2 → 2CaCO3 ↓ + 2H2O
Ca(HCO3)2
+ Na2CO3 → CaCO3 ↓ + 2NaHCO3
Ca2+
+ 2 HCO3 - + 2 Na+ + CO32-
→ CaCO3 ↓ + 2 Na+ + 2HCO3-
Ca2+ + CO32- → CaCO3 ↓
Некарбонатная,
или постоянная, жесткость обусловлена присутствием сульфатов и хлоридов кальция
и магния.
Ее устраняют
действием соды:
CaSO4 + Na2CO3 → CaCO3 ↓ + Na2SO4
MgSO4
+ Na2CO3 → MgCO3 ↓ + Na2SO4
Mg2+
+ SO42- + 2Na+ + CO32- →
MgCO3 ↓ + 2Na+ + SO42-
Страницы: 1, 2, 3, 4
|