Воспитательная система класса и особенности управления ею
Воспитательная система класса и особенности управления ею
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Институт дистанционного образования
Воспитательная система класса и
особенности управления ею.
(курсовая работа)
Григорьева Татьяна Николаевна
Научный
руководитель
Елизова
Елена Александровна
Красноярск
2009
Содержание
Введение
Глава 1. Воспитательная система
класса
1.1 Сущность и структура
воспитательной системы
1.2 Система целей и задач
воспитательного процесса
1.3 Планирование воспитательной
работы
Глава 2. Особенности управления
воспитательной системой класса
2.1 Технология моделирования
воспитательной системы
2.2 Самоуправление в классном
коллективе
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Воспитание, как известно,
относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов,
содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние
оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии
государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и
общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания
детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и воспитательная
деятельность классных руководителей.
Однако, не все перемены
можно назвать прогрессивными, полезными. До сих пор значительная часть классных
наставников испытывает серьёзные затруднения в определении стратегии и тактики
действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими
воспитанниками. Еще остаётся актуальной проблема поиска классными
руководителями форм, приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных
радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.
Без внимания не остаются
и такие сложные моменты в работе классного руководителя, как взаимодействие с
родителями, обеспечение развития самоуправления в классном коллективе,
педагогическая поддержка ребенка, психолого – педагогическая диагностика
формирования детского коллектива и развития учащихся.
В последние годы
значительно возрос интерес учителей и руководителей учебных заведений к
использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в
управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое
количество педагогических коллективов, которые пытаются моделировать и
создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки
оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать
педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное
эффективным. Педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в
своей деятельности смогли убедиться в целесообразности использования системного
подхода, становятся его сторонниками и стремятся расширить рамки его применения
в педагогической практике.(1.)
Не случайно в тех
учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная
система учебного заведения в целом, появилось желание создать воспитательные
системы в группах и классах. Построение воспитательной системы в структурном
подразделении образовательного учреждения является не только субъективным
желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Для
обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы
класса можно привести следующие аргументы:
·
Ребёнок, являясь
сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного
интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально
взаимосвязаны;
·
Воспитательная
система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребёнка,
эффективно содействующая его личностному росту;
·
Системный подход
позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при
организации воспитательного процесса в классе;
·
В процессе
построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый
облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов
классного сообщества;
·
Воспитательная
система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей в
процессе их развития.(9.)
Осознание возможностей и
преимуществ системного построения практики воспитания учащихся, несомненно,
стимулирует желание классных руководителей применять системный подход в
воспитательной деятельности.
Актуальность:
Следует заметить, что
создать гуманистическую, целостную и эффективную воспитательную систему класса
нелегко, особенно в нынешних условиях работы педагогов. Умение моделировать и
строить систему воспитания можно отнести к разряду «высшего пилотажа». Чтобы
системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые
представления о сущности воспитательной системы, её структуре и основных
компонентах.
Исходя из выше сказанного,
определилась цель моей курсовой работы.
Цель: выяснить, какие методологические подходы
и теоретические положения являются наиболее важными и часто используемыми в
деятельности эффективно работающих классных руководителей.
В связи с поставленной
целью были сформулированы следующие задачи
Задачи:
·
Изучить психолого
– педагогическую литературу;
·
Раскрыть
структуру воспитательной системы;
·
Изучить
технологию моделирования воспитательной системы;
·
Освоить
особенности организации детского внутриклассного самоуправления;
·
Провести
рефлексию работы классного руководителя за год.
Глава 1. Воспитательная
система класса
1.1
Сущность и структура воспитательной системы
Воспитательная система
класса – это
комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых
обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и
развития членов классного сообщества.(15)
Воспитательная система
класса как сложное социально – педагогическое явление состоит из большого
количества компонентов. Наверное, таких составляющих несколько десятков, а
возможно и больше. Всё зависит от степени детализации анализа, в процессе
которого целое мысленно делится на части. Важно определить, какие компоненты
системного образования являются основными. Если это установить, то станет
очевидным перечень компонентов, на которых следует сосредоточить внимание при
моделировании и построении системы воспитания. Создатели теории воспитательных
систем Л.И. Новикова, В.А. Караковский и Н.Л. Селиванова утверждают: «Ошибаются
те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать
модель. В ней должны быть выделены наиболее важные (существенные) компоненты и
связи».(13)
Внимательно изучив научно
– методическую литературу, проведя опытно-экспериментальную работу и применив
теоретические методы исследования, они сумели выявить компоненты воспитательной
системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных
и важных.
Их оказалось пять:
1.
Индивидно –
групповой;
2.
Ценностно –
ориентационный;
3.
Функционально –
деятельностный;
4.
Пространственно –
временный;
5.
Диагностико –
результативный.
Рассмотрим каждый из
перечисленных компонентов.
Индивидно – групповой
– представляет собой
сообщество детей и взрослых, объединённых совместной жизнедеятельностью в
рамках учебного класса. Он состоит из нескольких элементов:
ü Классного руководителя;
ü Учащихся класса;
ü Родителей учащихся;
ü Педагогов и других взрослых,
принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного
коллектива.
Индивидно – групповой
компонент имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены классного
сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая субъективными полномочиями,
решают, какую воспитательную систему создавать, как её моделировать и строить,
каким образом система должна функционировать и т.д. Во – вторых, смысл и
целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы
обусловлены необходимостью реализации потребности в изменении индивидных и
групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Основное
предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию
личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном
классе.
Главную роль в построении
и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель.
Его ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и
увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов.
Важнейшей составляющей
индивидно – группового компонента, да и классной воспитательной системы в
целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они – полноправные субъекты
своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания
воспитательной системы, а с другой – объекты преднамеренно сфокусированного и
непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений.
Проблемы создания и
функционирования воспитательной системы не могут не волновать родителей,
администрацию школы, учителей – предметников и других взрослых, участвующих в
жизнедеятельности класса. Следовательно, родители не должны остаться вне рамок
процесса моделирования и функционирования воспитательного процесса. «Ни один
воспитатель, - по мнению А.С. Макаренко, - не имеет право действовать в
одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен
быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и
коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода
к ребёнку, там не может быть ни какого воспитательного процесса».(20)
Ценностно –
ориентационный – представляет
собой совокупность следующих элементов:
ü Ключевая идея замысла системы;
ü Цель и задачи воспитания;
ü Перспективы жизнедеятельности
классного сообщества;
ü Принципы построения воспитательной
системы и жизнедеятельности класса.
Подчеркивая существенную
значимость данного компонента, ученые называют его ценностно – смысловым ядром
системы или главным, детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования
и развития воспитательной системы. В воспитательном пространстве класса
существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Одни ценности
играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения,
другие – имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат лишь
фоном их жизнедеятельности, а третьи – вообще не замечаются и как бы вовсе не
существуют. Речь идёт о приоритете тех или иных ценностей в воспитательной
системе, об иерархии в тот или иной момент бытия общности детей и взрослых. (28.)
Функционально –
деятельностный – складывается
из таких элементов как:
ü Системообразующий вид деятельности,
формы и методы организации совместной деятельности и общения;
ü Основные функции воспитательной
системы;
ü Педагогическое обеспечение
жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нём.
Основу данного компонента
составляет совместная деятельность членов классного сообщества. Выбор
ситемообразующего вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и
потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа
учебного заведения и его структурных подразделений.
Выбор содержания и способов
организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной
взаимосвязи с функциями воспитательной системы. По мнению Н.Л. Селивановой (24),
класс по отношению к личности ребёнка может выполнять следующие функции:
Образовательную -
направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины
мира;
Воспитательную - содействующую
нравственному становлению личности школьника;
Защитную - связанную,
прежде всего с психологической защитой ребёнка от негативных влияния среды;
Компенсирующую –
предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих
способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как
познание, игра, общение;
Интегрирующую и
корректирующую – заключающиеся в том, что при соблюдении определённых условий
класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые
испытывает ребенок, как в классе, так и вне его.
Успешность реализации
классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения
жизнедеятельности классного сообщества, и прежде всего от целесообразной и
эффективной деятельности классного руководителя.
Пространственно –
временной – состоит
из таких элементов, как:
ü Эмоционально – психологическая,
духовно – нравственная и предметно – материальная среда жизнедеятельности и
развития учащихся;
ü Связи и отношения классного
сообщества с другими общностями детей и взрослых;
ü Место и роль класса в воспитательном
пространстве образовательного учреждения;
ü Этапы развития воспитательной системы.
Успешность развития
воспитательной системы класса зависит от умения классного руководителя
правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ним избрать
адекватные цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре
этапа в развитии воспитательной системы:
1-й этап – проектирование
системы (преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и
других личных характеристик членов классного сообщества);
2-й этап – становление
системы (особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений,
формирование чувства «мы», апробированию форм и способов совместной
деятельности, взращиванию традиций классного коллектива);
3-й этап – стабильное
функционирование системы (активное развитие самоуправленческого начала);
4-й этап – завершение
функционирования или коренное обновление системы (характерны две тенденции:
первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием
всего школьного коллектива; вторая – искать новые идеи, формы и способы обновления
жизнедеятельности класса). (4.)
Диагностико –
результативный – включает
в себя следующие элементы:
ü Критерии эффективности воспитательной
системы;
ü Методы и приёмы изучения
результативности воспитательной системы.
Следует заметить, что в
педагогической науке проблема исследования эффективности учебно –
воспитательного процесса остаётся в значительной степени неразрешённой. Нет у
учёных и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения
результативности воспитательной системы класса. На наш взгляд (3), критерием
эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть
признаны следующие показатели:
Воспитанность
учащихся;
Защищённость и
комфортность ребёнка в классе;
Удовлетворённость
учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|