Воспитательная система класса
Воспитательная система класса
Курсовая работа
По
педагогике
"Воспитательная система класса"
І. Введение
В современном
мире остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. Как известно,
воспитание не заканчивается в семье. Школа порой является главным воспитателем
детей. Ошибается тот, кто думает, что основная функция школы – образовательная.
Изучая различные предметы, ученик усваивает правила хорошего тона, нравственные
нормы, учится общаться и соответствовать окружающим его людям.
В этой
курсовой работе мы рассмотрим воспитание в школе как ключевой момент развития
ребенка.
Современная
школа не может существовать без воспитательной системы. Многие школы перенимают
системы выдающихся педагогов, другие – разрабатывают свои собственные. В рамках
большой школьной воспитательной системы, или концепции, могут выделяться и
более мелкие, такие как воспитательные системы отдельных классов.
Воспитание,
как известно, относится к социально-обусловленным процессам. На выбор целей,
принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное
влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в
развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в
государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в
практике воспитания детей.
В образовательном
учреждении, в классе, в частности, воспитательная работа уже не может
рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к
урочной деятельности. Сегодня воспитание должно быть понято не как
однонаправленная задача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к
младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их
совместного бытия.
Воспитание в
таком смысле направлено на выработку у подрастающего человека умения решать
жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.
ІІ. Понятие воспитательной системы
Существуют
различные определения понятия "воспитательная система". Рассмотрим
некоторые из них.
Воспитательная
система — комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе
целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками;
освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности
ВС. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития
личности учащихся.
Воспитательная
система – развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных
компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она
создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов
деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих
субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления,
обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Основная ее
цель – личностное развитие школьников. Воспитательная система разворачивается
из педагогической системы, выступающей ее основой. Воспитательная система –
открытая система, взаимодействующая с социальным, природным, культурным
окружением образовательного учреждения. Воспитательная система не статична: в
ее развитии существует прошлое, настоящее и будущее. В ней действуют как
механизмы сохранения и воспроизводства сложившихся способов жизнедеятельности,
так и механизмы дезорганизации и обновления системы. Источниками развития
воспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченности
и хаоса – в форме противоречий между системой и личностью, традициями и
инновациями (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).
Ученые
называют также черты воспитательной системы:
v
Воспитательная система - это
система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы,
ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной
системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.
v
Воспитательная система - это система
педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда
педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы,
приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач
свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.
v
Воспитательная система - это
система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована
на определенные ценности. В современной педагогической науке и практике
признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного
процесса на основе антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений между
педагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследование
воспитательных систем гуманистического типа.
v
Воспитательная система - это система
целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит
из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе
функционировать как единое целое и обладать системными интегративными
качествами.
v
Воспитательная система - это
система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей
социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие
системы.
v
Воспитательная система - это
система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии
целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее
сущностной характеристикой является целенаправленность.
v
Воспитательная система - это
система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена
большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и
качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Будущее
сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный
характер.
v
Воспитательная система - это
система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы скрыта способность
к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических
процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового
состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке
образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и
результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.
Как мы можем видеть, воспитательная система – понятие
сложное, включающее в себя множество компонентов. Характеризуя
внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки
зрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью и
полиструктурностью системного образования, а также существующим различием
мнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует
считать основными, наиболее важными. Академик Л.И. Новикова и ее коллеги
относят к числу таких элементов:
а)цели, выраженные в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающую достижение целевых
ориентиров;
в) субъекта деятельности, ее организующего и в ней
участвующего;
г) рождающиеся в деятельности и общении отношения,
интегрирующие субъект в некую общность;
д) среду системы, освоенную субъектом;
е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в
целостную систему и развитие этой системы.
ü
Основные воспитательные системы
В современном мире существуют
многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом,
местонахождением, временем существования, моделью, основанной на определенном
учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные
воспитательные системы. Остановимся на воспитательных системах наших
соотечественников.
·
Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее
обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Лысенкова Софья Николаевна - учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с
разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было "выравниваний",
без помощи родителей.
Классификационные параметры
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного и психогенного
факторов.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной
интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) с элементами операционной (СУД).
По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, технократическая,
общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая с
элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная
с элементами диалога.
По направлению модернизации: эффективность организации и управления учебным
процессом.
По категории обучающихся: массовая, без всякой сегрегации.
Целевые ориентации
• Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.
• Успешное обучение всех.
Концептуальные положения
• Личностный подход педагогики
сотрудничества.
• Успех - главное условие развития детей
в обучении.
• Комфортность в классе: доброжелательность,
взаимопомощь; ребенок, у которого что-то не получается, не чувствует себя
ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.
• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
• Последовательность, системность содержания учебного материала.
• Дифференциация, доступность заданий для каждого.
• К полной самостоятельности — постепенно.
• Через знающего ученика учить незнающего.
Особенности содержания
С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную
трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный
процесс.
Рис. 1. Технология С.Н.Лысенковой
Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а
раньше. Для каждой темы это начало разное. Обозначим его на схеме (рис. 1,
отрезком Б. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения
трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу.
Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке
малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно,
последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение
вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики.
Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем
по-другому чувствуют себя в пространстве времени.
Отрезок А - это уже обобщение по теме на основе определенных знаний.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний, 2)
уточнение новых понятий, их обобщение, применение и
3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий (отрезок
В). Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод
знаний в долговременную память.
Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива (четвертый
этап); ею оканчивается и начинается каждый учебный год (отрезок Г).
Подход к
структуре материала обусловлен задачами опережающего введения я последующего
повторения понятий и называется пробно-порциальным.
Особенности методики
Вторым "китом", на котором
основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление.
Методический прием "комментируемое
управление" представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том,
что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести
непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр,
проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.).
Метод комментирования был в 60-х годах
широко распространен как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он
получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: "думаю,
говорю, записываю". Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент
делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С помощью комментированного управления:
• средний и слабый тянутся за сильным
учеником;
•развивается логика рассуждений,
доказательность, самостоятельность мышления;
• ученик ставится в положение учителя,
управляющего классом.
И, наконец, третий "кит"
системы С.Н.Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые
рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц,
карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со
схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не
висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче
учиться.
Первоклассники - вчерашние малыши
детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это
естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение
математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу
элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.
Затем, когда ученик отвечает на вопрос
учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема
становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено
не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление,
осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
"Киты" Лысенковой тянут за
собой шлейф методических приемов (тысячу педагогических "мелочей"):
• В первом классе - без домашних заданий.
• Домашнее задание по новой теме дается
тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.
• Механическое зазубривание правил и
формулировок отсутствует.
• Дифференцированный опрос: каждого
ученика спрашивают в "его время" - когда он может ответить.
• Воспитание организованности в ребенке.
• Взаимодействие с родителями.
• Связь между годами обучения -
преемственность.
• Все "киты" и приемы
применяются во взаимодействии.
·
Технология В.Ф.Шаталова: интенсификация обучения на основе
схемных и знаковых моделей учебного материала
Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого
университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации
обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного
классно-урочного способа обучения.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная — ЗУН.
По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная,
дидактоцентрическая.
По типу управления: система малых групп + "репетитор".
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая,
индивидуально-групповая.
По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами дидактоцентризма.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции.
Целевые ориентации
·
Формирование ЗУН.
·
Обучение всех детей, с любыми
индивидуальными данными.
·
Ускоренное обучение (обучение за 9
лет в объеме средней школы).
Принципы
- многократное повторение, обязательный
поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками,
динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы
действий;
- личностно-ориентированный подход;
- гуманизм (все дети талантливы);
- ученье без принуждения;
- бесконфликтность учебной ситуации,
гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;
- соединение обучения и воспитания.
Особенности содержания
• Материал вводится крупными дозами.
• Поблочная компоновка материала.
• Оформление учебного материала в виде
опорных схем-конспектов (рис. 2)
• Опорный конспект представляет собой
наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации,
представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о
примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
Кроме того, в них дана классификация
целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).
Рис. 2.
Опора - ориентировочная основа действий,
способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.
Опорный сигнал - ассоциативный
символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое
значение. Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного
конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему
фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного
материала.
Страницы: 1, 2
|