Воспитательная работа в инновационных школах
Воспитательная работа в инновационных школах
Министерство
образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
Государственный Университет им. Е.А. Букетова
Педагогический
факультет
Кафедра теории и
методики дошкольной и психолого-педагогической подготовки
Дипломная
работа по педагогике
Тема: «Воспитательная
работа в инновационных школах»
Терёшкина Наталья Александровна
Студентка группы ср ПиП-33
Научный руководитель:
Карманова Ж.А.
зав. кафедрой,
к.пс.н., доцент
Караганда – 2006
Содержание
Введение. 3
Глава
1 Теоретические основы организации воспитательной системы в инновационных
школах. 6
1.1
Сущность и значение инновационных школ в системе образования. 6
1.2
Цель, задачи и направления воспитательного процесса в инновационной школе. 11
1.3
Особенности функционирования воспитательной системы гимназии. 15
Глава
2 Исследование воспитательной системы гимназии №9. 31
2.1
Характеристика воспитательной системы гимназии. 31
2.2
Структура модифицированных программ воспитания и развития учащихся СОГ №9. 35
Глава
3 Анализ результативности воспитательной деятельности института классных
воспитателей за 2004-2005 уч.год. 50
3.1
Выявление рейтинга воспитателей ИКВ. 50
3.2
Выявление уровня воспитанности учеников. 57
Заключение. 61
Список
использованной литературы. 63
Введение
Сложившаяся социально-экономическая и политическая
ситуация в современном Казахстане детерминирует необходимость изменения
приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только
традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую
очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации
ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание
воспитательных и образовательных задач.
Главное в инновационном преобразовании школы – создание
такой социокультурной, предметно-образовательной среды, где бы в комплексе
решались задачи учебно-воспитательного процесса на принципах взаимообогащения,
взаимоуважения, сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в
педагогической науке Казахстана на сегодня не в достаточной степени исследованы
проблемы моделирования воспитательных систем организаций образования, выявления
их особенностей, управления воспитательной работой в школах нового типа.
Именно школы нового типа как воспитательные системы
должны стать экспериментальной площадкой для разработки передовых технологий
воспитания и развития, внедрение которых в практику позволит преодолеть узкий
«предметоцентризм и мероприятийный подход», повысить уровень общего развития и
воспитанности учащихся.
Как показывает анализ практического опыта и научных
достижений в исследуемой области, существует противоречие между необходимостью
научно-обоснованного управления воспитательной системой и не разработанностью
его научно-педагогических условий. Поэтому теоретическое осмысление новых
подходов к формированию воспитательной работы в инновационных школах и поиск
наиболее эффективных условий организации управления этой работы составили
проблему нашего исследования и явились основанием для выбора его темы в ее
следующей формулировке: «Воспитательная работа в инновационных школах».
Объект исследования: инновационная школа – гимназия №9.
Предмет исследования: воспитательная работа в
инновационных школах.
Гипотеза исследования: формирование творческой активности
педагогического коллектива в процессе развития личности учащегося будет
происходит успешно, если будет использован эффективный метод усовершенствования
воспитательного процесса, как на самом уроке, так и во внеурочное время.
Методологической основой исследования являются:
системный, личностный, деятельностный, личностно-ориентированный,
синергетический, амбивалентный, культурологический и инновационный подходы.
Цель дипломной работы – исследование воспитательной
работы в инновационных школах.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы организации
воспитательной системы в инновационных школах.
2. Исследовать воспитательную систему гимназии №9.
3. Проанализировать результативность воспитательной
деятельности института классных воспитателей на 2004-2005 учебный год.
Теоретическую основу исследования составили: системная
концепция нововведений, концепция инновационно-дидактической деятельности,
традиции классического гимназического образования.
Источники исследования: официальные документы (законы,
правила, положения, концепции, проекты и др.), труды классиков по педагогике и
теории менеджмента, теории управления системой образования, материалы
исследований по разработке и апробации моделей гимназического образования,
научные труды по этнопедагогике, личностно-ориентированному обучению, гуманиции
и гуманитаризации образования, издания периодической печати по актуальным
проблемам педагогики и управления, учебные планы, учебные программы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической
научной литературы по исследуемой проблеме; исследование текущей документации,
опыта работы и инновационной педагогической деятельности; системный и
сравнительный анализ; классификация, систематизация и интерпретация полученных
данных; опытно-экспериментальная работа; математические методы обработки
данных; методы моделирования и описания развивающихся систем.
Глава 1 Теоретические основы
организации воспитательной системы в инновационных школах
1.1 Сущность и значение инновационных школ в системе
образования
Слово «инновация» – имеет латинское происхождение. В
переводе оно означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение
новизны.
Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как
новшество, и как процесс введения этого новшества в практику. Само понятие
«инновация» – впервые появилось в XIX веке и означало введение некоторых
элементов одной культуры в другую. В начале XX века сформировалась новая
область знания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться
закономерности нововведений. Наука о нововведениях – инноватика – возникла, как
отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и
внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы в США утвердились термины
«инновационная политика фирмы», «инновационный процесс». В 60 – 70-е годы на
Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств,
осуществляемых фирмами и другими организациями. [17, 89]
В работе А.И.Пригожина дается такое определение –
«нововведение или инновация – это целенаправленное изменение, которое вносит в
определенную социальную единицу – организацию, общество, группу – новые,
относительно стабильные элементы».[26, 85]
Термин «педагогическая инновация» и соответствующее направление
научных исследований появились в Западной Европе и США еще в середине 60-х
годов XX века. Под "педагогической инновацией" понимается изменение,
направленное на повышение уровня и качества знаний обучаемых, расширение
спектра целей, достигаемых в учебно-воспитательном процессе, сохранение и
укрепление физического, психического и нравственного здоровья всех участников
образовательного процесса. [22,19]
Развитие педагогической инновации в нашей стране связано
с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между
имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её
реализовать.
Концептуальные изменения казахстанской системы
образования начались (в бывшем СССР) в середине 80-х годов с мощного общественно-педагогического
движения. Рядовые учителя, отдельные директора школ пытались на своем уровне -
в классе или школе - строить новые гуманные и демократические отношения с
детьми. Такие педагоги объединялись в ассоциации, клубы, творческие союзы. Их
деятельность и активность расшатывали жесткую административную конструкцию
советского образования и делало реальным многообразие типов
учебно-воспитательских подходов.[19, 16]
Возрос массовый характер применения нового. В связи с
этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий
«новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.
Таким образом, казахстанский путь к демократизации
образовательного процесса пролегал через построение новых гуманных отношений
учителя и ученика, через поиск индивидуальных методов обучения и воспитания,
соответствующего интересам ребенка.
Поэтому одним из важнейших инструментов решения задачи
превращения лозунгов в реальность стали инновационные школы (ИШ). Они возникли
естественно из обычных школ, в которых появились интеллектуальные лидеры и
творческие группы педагогов. Такие школы разрабатывали оригинальные программы
собственного развития. В этих программах лидеры планировали реализацию как
собственных идей, так и педагогических идей ученых. [17, 58]
Именно благодаря таким частным инициативам в Казахстане
появились первые гимназии, школы Штайнера, Монтессори, школы, воплощающие
подходы Л.С.Выготского. Естественно, что вокруг них концентрировались наиболее
живые и творческие учителя, специалисты. Объективно инновационные школы
рассматриваются как очаги обновления, демонстрирующие всем остальным, как много
можно добиться, если пользоваться новыми условиями. Они также демонстрируют на
практике возможности реализации новых подходов к методике обучения и воспитания.
В условиях стратегической ориентации государства на
инновационный путь развития, подтверждением чего, в числе многих факторов,
является утверждение Концепции развития Образования РК, особую актуальность
приобретает Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» от
03.07.2002г. № 333». [47,82]
Осмысление данного закона в контексте Концепции развития
образования РК позволяет установить закономерность: постоянный мониторинг
эффективности педагогической деятельности, высокоэтичная конкуренция учителей
имеют смысл тогда, когда в учреждениях образования доминирует инновационная
деятельность. Последняя, согласно Закону, определяется как «деятельность,
направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов
продукции в различные области производства и сферы управления обществом,
результаты которой используются для экономического роста
«конкурентоспособности». [37,33]
В настоящее время выделяется 5 основных направлений
работы инновационных школ:
а) организация углубленной подготовки учащихся по
отдельным предметам (гимназии и школы, имеющие классы с углубленным изучением
предмета);
б) системная работа школы над единой темой, которой
подчинена работа педагогического, административного, ученического и
родительского коллективов;
в) профильная работа школы, ориентированная на
предпрофессиональную подготовку учащихся к определенной области (лицеи);
г) сочетание общеобразовательной подготовки со средним
специальным образованием (техникумы, ПТУ и школы со специальными
"техническими" классами);
д) школы, сочетающие общеобразовательную подготовку с
профессиональной подготовкой первой ступени на уровне первых курсов
соответствующего ВУЗа (колледжи). [35, 93]
Каждое направление имеет свои особенности, требующие
внесения соответствующих изменений в их воспитательную и образовательную
деятельность.
Инновации в общеобразовательных учебных заведениях
приобретают важное значение в условиях развития национальной системы общего
среднего образования
Инновационные школы характеризуются системным экспериментированием,
апробацией и применением инноваций в общеобразовательном процессе. [31, 32]
Под образовательными инновациями мы понимаем новизну,
которая существенным образом изменяет результаты образовательного процесса,
создавая при этом усовершенствованные или новые:
- образовательные, дидактические, воспитательные системы;
- содержание образования;
- образовательные педагогические технологии;
- методы, формы, средства развития личности, организации
обучения и воспитания;
- технологии управления учебным заведением, системой
образования. [17, 25]
Образовательные инновации делятся на:
психолого-педагогические; научно-производственные; социально-экономические.
К психолого-педагогическим инновациям относятся
нововведения в учебный, воспитательный и управленческий процессы; к
научно-производственным – компьютерные и мультимедийные технологии; к
социально-экономическим – юридические, правовые и экономические
нововведения.[17, 30]
Рассматривая психолого-педагогические инновации как
новообразованные или усовершенствованные технологии, которые существенным
образом изменяют объемы, структуру и качество педагогического процесса, мы
выделяем технологии: интеграционно-естественного образования В.Р.Ильченко,
развивающего обучения Эльконина-Давыдова (О.К.Дусавицкий), личностно-ориентированного
обучения (О.Я.Савченко, С.И.Годмазин), коллективного обучения (Л.Кочина,
Н.Бибик), модульно-развивающего обучения (А.Фурман), личностно-ориентированного
воспитания (И.Д.Бех), адаптивного управления (Г.В.Ельникова) и.т.п.[17, 36]
Эти и прочие образовательные инновации, как правило,
представлены своими технологиями. Под инновационной образовательной технологией
мы понимаем совокупность форм, методов и средств в обучении, воспитании и
управлении, объединенных единой целью.
К воспитательным инновационным технологиям относятся
художественные средства и приемы влияния педагога на сознание ученика с целью
формирования у него личностных ценностей в контексте с общечеловеческими. Это
такие технологии, как:
- ранняя социализации учащегося;
- национальная направленность воспитательного процесса;
- духовное развитие учеников и т.п.[23, 24]
1.2 Цель, задачи и направления воспитательного процесса в
инновационной школе
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания,
когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое
его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного
формирования личности. В современной педагогической литературе и практике
понятие "воспитание" употребляется в широком и узком смысле.
В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму
воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному
участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании
воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза,
общественных организаций, но и влияние всего жизненного уклада общества,
господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой
информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также
образование и обучение.[8, 91]
В узком смысле воспитание означает формирование
мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое
развитие.
Воспитание является двусторонним действием; с одной
стороны — деятельность педагога, с другой — деятельность воспитанника (их
воздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество). Здесь уместно
привести следующее высказывание: «Процессы обучения и воспитания могут быть
полноценными только в том случае, если они являются взаимными: обучается и
воспитывается не только студент, но и преподаватель». Кроме того, определенные
коммуникативные отношения и связи предполагают и взаимодействия между самими
обучающимися.[4, 55]
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический
процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг),
разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной,
природной, предметно- эстетической среды, непрестанно расширяющееся
воспитательное пространство. [5, 59]
Компоненты воспитательной системы школы:
Цели - совокупность идей, для реализации которых она
создается.
Деятельность, обеспечивающая её реализацию
Субъект деятельности, её организующий и в ней
участвующий.
Отношения, рождающиеся в деятельности и общении,
интересующие субъектов в некую общность;
Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в
целостную систему и развитие этой системы.
Цель школьной воспитательной системы - создание
благоприятных условий в школе, способствующих социальной адаптации учащихся.
Специфика образовательных учреждений разного типа и
реализация разных направлений воспитательной работы требует конструирования
разнохарактерных систем ее организации. [18, 374]
Отличаясь по содержанию и направленности, воспитательная работа
инновационных школ должна подчиняться модернизированной системе принципов ее
организации и проводиться в формах, отвечающих требованиям разнообразия,
целевой направленности, адекватности тем целям и задачам, для решения которых
они выбираются.
Основными задачами воспитательной работы в инновационном
образовательном учреждении являются:
устранение воспитательных затруднений;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|