Воспитание согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию
Воспитание согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы воспитания согласованных
действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по
конструированию
1.1
Психолого-педагогическое
обоснование понятия "согласованные действия"
1.2
Значение
строительных игр и занятий по конструированию для развития детей старшего
дошкольного возраста
1.3
Возрастные
особенности детей шестого года жизни
Глава 2 Воспитание согласованных действий у детей шестого
года жизни в процессе строительной игры
2.1 Содержание и этапы эмпирического исследования проявления
согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры
2.2 Изучение уровня проявления согласованных действий у детей
шестого года жизни в процессе строительной игры
2.3 Содержание учебно-воспитательной работы по развитию
согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на
занятиях по конструированию
2.4 Педагогические условия, способствующие воспитанию
согласованных действий в строительной игре и на занятиях по конструированию у детей
шестого года жизни
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Гуманистические
преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском
образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса
воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих
наиболее полному развитию детей. Система дошкольного образования в настоящее
время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся
в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми
направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность
самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе
особую значимость приобретает проблема воспитания согласованных действий. В
отечественной и зарубежной психологии и педагогике неоднократно подчеркивалось,
что для полноценного социального и познавательного развития ребенку необходимо научиться
согласованным действиям не только со взрослыми, но и со сверстниками (З.М. Богуславская,
Р.С. Буре, Я. Корчак, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, В.А. Сухомлинский,
Ж. Пиаже и др.) [6, 16, 30]. Авторы отмечают, что в ситуации взаимодействия с
ровесниками ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точнее
оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную
согласованную деятельность.
Изучение
проблем взаимодействий и взаимоотношений детей в совместной деятельности
становится одним из центральных направлений научных исследований современных
отечественных педагогов и психологов. Результаты работ ученых свидетельствуют о
том, что воспитание согласованных действий у детей играет важную роль в
становлении полноценной личности (Л.И. Божович, И.М. Кононова, З.В. Лиштван и
др.) [4, 20, 24 ].
В
старших группах детского сада самостоятельная деятельность детей всё чаще
принимает коллективный характер, особенно если речь идет о совместных
строительных играх. Её устойчивость зависит не только от наличия у детей
соответствующих навыков, но и от умения участников приходить к общему согласию,
обсуждая вопросы организации деятельности, реализации замысла, распределения
ролей, обязанностей, возможного удовлетворения интересов партнёра.
Самостоятельная
совместная деятельность детей нередко распадается потому, что у них оказываются
несформированными способы сотрудничества, практичного воздействия друг на
друга, умения прийти к общему согласию, поддержать предложение сверстника,
согласованно действовать, отсутствуют ориентиры на состояние партнёров.
Наличие
у детей умение замечать огорчения сверстника, понять его эмоциональное
состояние (тревогу, обиду, неудовлетворённость из-за отказа принять его
предложение и пр.), оценить целесообразность его совета или предложить помощь,
поделиться способствуют поддержанию интереса к совместной деятельности,
созданию в группе положительного микроклимата. Таким образом, среди проблем,
связанных с формированием социальной ориентации ребёнка дошкольного возраста,
одно из важных мест занимает проблема воспитания у детей умений согласованно
действовать.
Всё это
подчёркивает актуальность исследуемого вопроса применительно к коллективу
детей, где потребность в совместной деятельности возникает достаточно рано. Умение
согласованно действовать, необходимо формировать в дошкольном возрасте, т.к.
согласованность в деятельности дошкольников в определенной степени влияет на
подготовку детей к обучению в начальной школе.
Среди
работ, посвященных этой проблеме, хотелось бы отметить ряд исследований, в
которых анализируется согласованность действий дошкольников друг с другом в игровой
деятельности (строительные игры) и на занятиях (В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко,
В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.) [11, 34]. Воспитание согласованных действий
рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения
дошкольников. При этом отмечается необходимость специальной организации деятельности
детей на занятиях и в строительных играх. В процессе такой организации ребенок
овладевает способами согласованных действий со сверстниками, что, в свою
очередь, положительно влияет на осознанность и инициативность при решении
широкого круга воспитательно-образовательных задач. В детском саду
большое место в играх детей занимает игровое детское строительство, часто
требующее объединения группы детей для создания построек. Но организация совместной
деятельности детей при этом не всегда бывает на должном уровне.
В нашем
исследовании рассматривается проблема воспитания у детей умений согласованно
действовать в строительных играх и на занятиях, руководствуясь тем, что эти
умения - сложное качество, необходимое в любой совместной деятельности. Кроме
того, умение согласованно действовать является одним из видов коллективной
деятельности, в котором присутствуют в своём первоначальном виде основные
компоненты коллективной деятельности вообще: умение намечать определённую цель,
принимать общую задачу как свою личную; направлять свои действия на достижения
единой цели, определённой коллективом детей; подчинять личные интересы
общественным; согласовывать содержание деятельности, распределять задания между
участниками совместной деятельности; ответственно относиться к выполнению своей
части работы, согласуя свои действия с работай коллектива детей; умение
заботливо относиться к товарищам, делиться своим опытом, оказывать помощь.
Связь умений действовать согласованно с чертами коллективных отношений в
основном выражается в том, что умения действовать согласованно являются основой
для развития более сложных коллективных отношений. Наличие или отсутствие
умений согласованно действовать у отдельных детей определяют процесс общения
между ними в совместной деятельности.
Проблеме воспитания
согласованных действий посвящено достаточно много работ отечественных и
зарубежных исследователей (Т.В. Антонова, Н.Я. Михайленко, НА. Короткова, С.Л. Новоселова,
и др.) [2, 20, 26]. Умение совместно действовать служит основой для воспитания
дружеских взаимоотношений детей. В коллективной строительной игре формируются
навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются
дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к
активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения,
приобретенные на занятиях по конструированию.
Формирование
умений детей согласованно действовать, строить взаимоотношения на дружеской
основе рассматривалось в трудах Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой,
Л.А. Пеньевской и др. [12, 24, 38]. Исследования показывают, что умение
согласованно действовать в труде, на занятиях, в играх имеет общие для всех
особенности и является следствием целенаправленной работы воспитателей с
детьми. Эти особенности имеют место и в строительной деятельности.
Строительная
игра занимает значительное место в деятельности детей, она интересна для детей
всех возрастных групп детского сада. Почти ежедневное участие детей в
строительной игре создаёт возможности для повторений и закреплений у них
полученных знаний и умений. В процессе выполнения построек дети находятся в
определённых связях и отношениях, особенно в решении таких вопросов, как
соответствие постройки по размеру, согласование её местоположения, её
украшений, в использовании материала. Кроме того, строительные игры
представляют большие возможности для проявления у детей инициативы, творчества.
Вместе с тем, необходимо признать, что недостаточно развивать только игровое
взаимодействие ребенка-дошкольника со сверстниками. В условиях дошкольного
образовательного учреждения в последнее время немало внимания уделяется развивающим
занятиям с детьми. Однако вопрос воспитания согласованных действий дошкольников
с ровесниками на таких занятиях, разработан недостаточно полно, что на практике
приводит к тенденции показательной деятельности взрослого, дающего знания в "готовом"
виде. Такой способ работы препятствует развитию самостоятельных согласованных
действий детей в строительных играх и на занятиях. Следовательно, в данном
случае нельзя говорить о полноценном проживании ребенком дошкольного периода
детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем,
постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к той
культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития
общества.Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования на современном
этапе "Воспитание согласованных действий в строительной игре у детей шестого
года жизни".
Цель
исследования: изучить педагогические условия
воспитания согласованных действий в строительной игре у детей шестого года
жизни.
Объектом
исследования выступает учебно-воспитательный
процесс дошкольного образовательного учреждения.
Предметом
исследования
выступает процесс воспитания согласованных действий у детей шестого года жизни в
строительной игре.
Гипотеза исследования:
воспитание
согласованных действий у детей шестого года жизни в строительных играх будет
эффективным при следующих условиях:
·
создании
эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;
·
воспитателем
выдвигаются задачи в процессе строительных игр и на занятиях по
конструированию, требующие от детей совместного решения, и создается активный
интерес к сотрудничеству старших дошкольников со сверстниками;
·
педагогическое
сопровождение ориентировано на индивидуальные и личностные особенности детей и
развивается как диалоговое с учетом трудностей и достижений старших
дошкольников в освоении опыта сотрудничества со сверстниками.
Исходя
из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1.
Проанализировать
психолого-педагогические исследования по обозначенной проблеме.
2.
Определить уровни
овладения дошкольниками, согласованными действиями в строительной игре.
3. Выявить наиболее эффективные
педагогические условия, методы и приёмы воспитания умений согласованно
действовать в строительной деятельности детей шестого года жизни.
Для решения поставленных
задач исследования использовались следующие методы исследования:
·
теоретические - изучение и анализ педагогической,
психологической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;
·
эмпирические - педагогическое наблюдение проявления согласованных
действий во время строительной игры педагогический эксперимент, обработка
результатов исследования.
База исследования: МДОУ детский сад комбинированного
вида № 131 г. Комсомольск-на-Амуре.
Научная значимость
исследования: выявлена специфика организации
согласованных действий дошкольников при решении познавательных и творческих
задач и педагогические условия их воспитания для детей МДОУ детский сад № 131 г.
Комсомольска-на-Амуре.
Практическая
значимость исследования заключается в определении педагогических условий, разработке опытно-экспериментальной
программы и методические рекомендации к ней для воспитателей по воспитанию у детей шестого года жизни
согласованных действий в строительных играх для МДОУ детский сад № 131 г.
Комсомольска-на-Амуре.
Структура, объем и
содержание работы определены целью и задачами исследования. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического
списка (47 источника).
Глава 1 Теоретические
основы воспитания согласованных действий у детей шестого года жизни в
строительной игре и на занятиях по конструированию
1.1 Психолого-педагогические
аспекты понятия "согласованные действия"
Отечественная психология
рассматривает личность как продукт общественно-исторических условий и отводит
деятельности, которую человек выполняет совместно с другими людьми,
определяющее значение в развитии его личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,
А.В. Запорожец и др.) [14, 22].
Ребенок как личность
развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе
игровой; причем если она организована определенным образом, то оказывает
положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между
детьми.
И.М.
Кононова и С.Н. Литвинова понимают игровое взаимодействие как поступки,
совместные действия, а игровые взаимоотношения как личностную основу
взаимодействия [20]. Освоение способов взаимодействия со сверстниками помогает
становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпатия, взаимопомощь,
понимание эмоционального состояния партнера, что в свою очередь качественно меняет
характер и содержание взаимодействия [17].
Ознакомление
с практикой работы дошкольных учреждений свидетельствует, если не уделяется
должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей
о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между
людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия. В результате
действия носят в основном стереотипный характер, чаще всего они кратковременны,
сюжет игры не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены. Детские
игровые объединения возникают главным образом в самостоятельной, свободной от
прямого влияния взрослого детской деятельности, что характерно для творческой
игры дошкольника.
"Взаимоотношения",
так же как и близкое ему понятие "межличностные отношения", - это
многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром
которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как
правило, свое выражение в общении и совместной деятельности людей, во взаимооценках
членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер. С
учетом особенностей проявления отношений между детьми Т.А. Репиной было условно
выделено три основных их вида: собственно-личностные отношения, оценочные и
деловые (вернее, их зачатки) [40]. В реальной действительности все три вида
отношений чаще всего выступают слитно, в единстве. Отношения первого вида в
большей степени, чем остальные, непосредственны и эмоционально окрашены. В
отношениях оценочных и деловых ярче, чем в первых, представлено рациональное
начало.
М.И. Лисина
дает такое определение понятия "взаимоотношения", - как личностные
отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности, а "взаимодействие"
- компонент совместной деятельности и отношений. Общение представляет собой "особую
потребность человека". Общение обязательно включает взаимные действия
партнеров [39].
Под
взаимодействием А.В. Запорожец, М.И. Лисина понимают процесс выполнения
несколькими индивидами согласованных действий [39]. Они считают основой
взаимодействия такие действия, которые согласованы с партнером и выполняются
вместе с ним. Совместные действия взаимообусловлены и направлены на
осуществление общей цели. Кроме того, по их мнению, взаимодействие - это фон,
на котором в процессе общения осуществляется выражение ребенком своего
отношения к другому человеку.
Процесс
собственно личностного развития ребёнка под влиянием взаимоотношений,
складывающихся с окружающими людьми, можно представить следующим образом. В
доступных для ребёнка (с учётом его возраста) видах деятельности образуются
соответствующие формы общения, в которых ребёнком усваиваются соответствующие формы
правил и норм человеческих отношений, которые ведут к дальнейшему расширению
сферы общения.
В
игровой деятельности проявляется взаимодействие: во-первых, между субъектом и
объектом деятельности, во-вторых, между субъектами деятельности. В первом
случае, качественно изменяются способы деятельности, что приводит к развитию и
обогащению содержательного аспекта взаимодействия. Во втором случае
взаимодействие между субъектами деятельности порождает изменение в
межличностных отношениях, формируется социальная направленность субъектов.
Итак, на фоне взаимодействия возникают межличностные отношения между субъектами
деятельности. Основным условием возникновения и развития общения и
взаимоотношений является совместная игровая деятельность. Различные виды
межличностных отношений осуществляются при помощи специфических высказываний
или соответствующих действий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|