бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Воспитание различных категорий девиантного поведения бесплатно рефераты

Воспитание различных категорий девиантного поведения

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «ПЕДАГОГИКА»

Тема: “Воспитание различных категорий девиантного поведения. ”

Проверил: к. пед. н. доцент

Лузгин С. А.

Рязань 2002 г.

План


Введение 3


Девиантное поведение – что это такое? 4


СМИ – причина девиантного поведения? 8


Практическая психотерапия или протяни падающему в пропасть руку! 13


Центры психологической реабилитации 18


Заключение 22


Литература 23

Введение

К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь»,
«Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение подростков», «Смысложизненные предпочтения подростков», «Внимание: беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в
Internete, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных
«круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается, если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице.
Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ, трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного поведения» знает только по наслышке. Да, он читали или где-то слышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть только одно место - тюрьма».

Однако, всегда ли это будет единственное и правильное решение? Поломать, покалечить начинающуюся судьбу так легко. Еще проще, наверное, чем надломить деревце, растущее у оживленной дороги. Неудачно развернулся рядом неуклюжий грузовик, и хрупкое деревце, бывшее только что зеленым и стройным, сломалось. Как его потом выправить, вылечить, чтоб росло дальше, выше и чтоб росло без изъяна?

В этой работе я постараюсь рассмотреть варианты воспитания лиц девиантного поведения именно с точки зрения не «сломать» неудачно начинавшуюся жизнь, а «помочь вернуться» из своих заблуждений в реальный мир, но уже без злобы, на правах равного.

Девиантное поведение – что это такое?

Девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio - отклонение) – это:
1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;
2. Социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.[1]

К основным формам девиантного поведения принято относить алкоголизм, проституцию, наркоманию, самоубийство, преступность.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет собой группу повышенного риска. Почему?

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста. Во- вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В- третьих, противоречия, обусловленные перестройкой организмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.
Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится сталкиваться учителям и родителям?

Злоупотребление алкоголем. Эта опасность распространена у нас широко. По данным опроса спиртные напитки употребляли 75% подростков в возрасте 13-14 лет и 95% в возрасте 17-18 лет. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем.

Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленным стремлением подростка преодолеть тяготящее ее чувство зависимости. Если строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки.

Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.
Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.

Употребление наркотиков. Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в определенных местах.

Более точно распределение можно проследить по данным социологического опроса.

Причины употребления наркотиков молодыми людьми (в %)[2]

|1 |Под влиянием других людей, компаний |85,5 |
|2 |Из-за употребления спиртных напитков |7,6 |
|3 |От безделья, отсутствия занятий |57,7 |
|4 |От незнания всех последствий употребления |15,7 |
| |наркотиков | |
|5 |Из-за стремления к удовольствию |59,2 |
|6 |Желание выглядеть взрослым |23,3 |
|7 |Чтобы забыть плохое |35,1 |
|8 |Отсутствует контроль взрослых |13,8 |
|9 |Ради интереса к «запретному плоду» |54,1 |
|10 |От неумения контролировать себя |22,6 |
|11 |По принуждению |7,9 |
|12 |Чтобы стать «своим» |43,2 |

Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияние между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

«Харьков, заводской район, квартал типовых пятиэтажек. В одном из этих домов, прямо на лестничной площадке, компания семнадцатилетних ребят ногами и палками насмерть забила молодого инженера. Повод был ничтожный: кто-то кому-то что-то не так сказал…»[3]

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие оценки в школе, отчислили из спорт секции и т. п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них
– своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я все могу! Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («А я что? Я – как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которое потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Суицидальное поведение. Проблема юношеских самоубийств многие годы была у нас под запретом. Поэтому распространены два ошибочных мнения:
1. Что юношеские самоубийства в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди;
2. Что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийств.

У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-то примера (в свое время опубликование гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств среди немецкой молодежи). Следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Среди подростков 32 % суицидальных попыток приходится на долю 17-тилетних, 31% -
16-тилетних, 21 % - 15-тилетних, 12 % - 14 -тилетних и 4 % - 12-ти-13- тилетних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают таки попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративных характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не повторяются.

В 9 случаях из 10 юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и юноши часто говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии», «показать, как ты любишь другого»,
«выяснить, любит ли тебя действительно другой», «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны.
Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши или девушки в один вид девиантных действий повышает вероятность вовлечения также и в другой. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы подростков). Девиантное поведение в начале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (социальные условия, противоречивые ожидания других, недостаток материальных ресурсов, плохое владение нормальными способами социальной адаптации и/или преодоление трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие девиантной группы:

Облегчает совершение девиантных действий, если подросток к ним внутренне готов;

Обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях;

Уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом образуется порочный круг.

Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшат возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

Итак, кратко охарактеризовав что подразумевается под девиантным поведением, стоит перейти к рассмотрению причин его вызывающих и способов борьбы с ним.

СМИ – причина девиантного поведения?

Еще одним фактором, способствующим романтизации девиантного поведения среди подростков, являются наши средства массовой информации. Те, которые должны воспитывать «лиц девиантного поведения», наоборот способствуют увеличению их численности.

В качестве примера можно привести теле репертуар только одного дня нашего телевидения: "Любовь со смертью" (о похождениях молодой некрофилки),
"Колдовская любовь" (сочетание черной магии и "тяжелой" эротики),
"Космическая морская пехота" (о "крутых" американских парнях, наводящих
"американский порядок" в космических просторах), "Главная цель" (о повадках, приемах и зверствах американской мафии - учебное пособие для доморощенных российских бандитов), "Бандитский Петербург" (поделка уже отечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками, поножовщиной, трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей, где все та же кровь и те же трупы и катастрофы. На современном отечественном телевидении у Запада позаимствовано все: "Поле чудес" и диснеевские мультфильмы, американское шоу с русским названием "Добрый вечер с Игорем Угольниковым" и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС.

В августе-декабре 2001 г. Единым научно-методическим центром Комитета по культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических исследований РАН проведено социологическое исследование "Молодежь Москвы о средствах массовой информации". В нем участвовали молодые москвичи в возрасте 14-20 лет. Выборочная совокупность составила 754 человека. Среди них - учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том, из каких источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни молодежи, ответы распределились следующим образом.

Источники информации о жизни молодежи

(Здесь и далее в % от числа опрошенных)[4]
|Из телепрограмм |27,7 |
|Из радиопрограмм |19,1 |
|Из газет |14,3 |
|Из журналов |18,2 |
|Из сети "Интернет" |12,3 |
|Из слухов |8,1 |
|Из других источников |0,3 |

Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение.
Радио в последние годы переживает период подъема, оно - на втором месте по своим информационным возможностям. В основном, это новые радиостанции, ориентированные в своей деятельности на молодежную аудиторию, чьи информационно-музыкальные программы пользуются большой популярностью и отражают как музыкальные пристрастия, так и "околомузыкальную" жизнь, освещают широкий спектр молодежных проблем.

В ходе нашего исследования молодым респондентам был задан вопрос, сколько времени они уделяют тем или иным информационно-культурным источникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в "арьергарде" оказались книги.

Сколько времени Вы уделяете:[5]
|Источник информации |1-2ч.|3-4ч. |Более 4ч.|Не уделяю|
|Чтению газет и журналов |56,4 |20,5 |4,7 |18,4 |
|Прослушиванию аудио- и |46,8 |22,7 |9,3 |21,2 |
|видеокассет | | | | |
|Видеофильмам |43,8 |24,6 |7,3 |24,3 |
|Телепередачам |43,6 |36,8 |14,3 |5,3 |
|Изучению специальной |36,9 |12,1 |5,1 |45,9 |
|литературы, учебников | | | | |
|Радиопередачам |35,5 |26,9 |14,9 |22,7 |
|Чтению художественной |34,3 |15,7 |7,5 |42,5 |
|литературы | | | | |

К лидерам, формирующим мнение, представления и запросы подростков и молодежи можно отнести популярных артистов и певцов, музыкальные группы, диск-жокеев, спортивных кумиров и модельеров, газетных, журнальных, телевизионных и радиокомментаторов, обозревателей и ведущих программ и т. п.

Печатной периодике молодежь уделяет значительно меньшее внимание. Тиражи большинства современных газет и журналов невелики. По охвату аудитории они намного уступают электронным СМИ. В условиях современного мегаполиса воздействие СМИ на человека многократно возрастает, т.к. в информационный процесс включается множество дополнительных факторов, усиливающих пропагандистское воздействие.

Какие газеты и журналы читает московская молодежь?[6]
|Название |% | |Название |% |
|"Московский |14,3 | |"FUZZ" |1,8 |
|комсомолец" | | | | |
|"Аргументы и факты" |12,8 | |"Российская газета" |1,7 |
|"Комсомольская |8,2 | |"Труд" |1,5 |
|правда" | | | | |
|"Афиша" |5,4 | |"Штучка" |1,5 |
|"Коммерсант" |5,1 | |"Советская Россия" |1,4 |
|"ОМ" |4,6 | |"Неон" |1,4 |
|"Независимая газета" |3,9 | |"Тусовочка" |1,3 |
|"Птюч" |3,9 | |"Российские вести" |1,2 |
|"YES!" |3,8 | |"Студенческий |1,2 |
| | | |меридиан" | |
|"Молоток" |3,6 | |"Сегодня" |1,0 |
|"Известия" |2,7 | |"КТО?" |0,9 |
|"COOL GIRL" |2,6 | |"Завтра" |0,8 |
|"Криминал" |2,4 | |"Башня" |0,8 |
|"COOL" |2,4 | |"Твое время" |0,6 |
|"Совершенно секретно"|2,3 | |"Красная звезда" |0,4 |
|Газеты |2,2 | |"Правда" |0,4 |
|административных | | | | |
|округов | | | | |
|"Вечерняя Москва" |1,8 | |"Правда Москвы" |0,1 |

Страницы: 1, 2