Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое
исследование проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
1.1 Исследование теории вопроса воспитания
нравственно-патриотических чувств у детей
1.2 Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в
ДОУ
1.3 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при
взаимодействии с родителями
Глава II. Воспитание нравственно-патриотических чувств у
детей дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей и культурой
родного города при взаимодействии с родителями
2.1 Методология и принципы построения работы
2.2 Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей
дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
при взаимодействии с родителями
Заключение
Список литературы
нравственное
патриотическое дошкольник моральный
Введение
В последние годы в системе
дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание
образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и
тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как
бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность
проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества,
приобретает чрезвычайную значимость.
Важной частью нравственного
воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку
раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру
собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина
начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье
начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по
данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к
традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных
связей [4].
Таким образом, нравственно-патриотическое
воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного
учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями,
семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Именно поэтому, цель нашего исследования
– определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию
нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через
ознакомление с историей и культурой родного города.
Объектом исследования является воспитание нравственно-патриотических
чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности взаимодействия с
родителями в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
через ознакомление с историей и культурой родного города.
В ходе исследования были поставлены задачи:
1.
Изучить
теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
2.
Рассмотреть формы
взаимодействия ДОУ с родителями, в том числе в процессе воспитания
нравственно-патриотических чувств у детей.
3.
Разработать
педагогический проект системы работы по воспитанию нравственно-патриотических
чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой
родного города при взаимодействии с родителями.
Глава I. Теоретическое исследование проблемы
воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через
ознакомление с историей и культурой родного города
1.1 Исследование теории вопроса
воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
В словаре слово «воспитание»
определяется как «деятельность по передаче новым поколениям
общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на
сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок,
понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его
развития, подготовки к общественной жизни и труду» [15]. Таким образом,
воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим
ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и
общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в
деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью
гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к
культуре, к родным местам – нравственное воспитание.
От эпохи к эпохе менялись воззрения,
взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания, начиная с античности.
Нравственное воспитание детей, по
Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом
повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а
наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.
Наставления Я.А. Коменского в области
нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в
детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество,
опрятность, вежливость, почитание старших [17].
Формированию нравственных ценностей у
детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное
воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и
трудовым воспитанием детей [10].
Долгие годы педагогический процесс
больше было направлен на социум (интересы общества, государства),
превалирование общественного интереса над личным.
Советская дошкольная педагогика
рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма,
интернационализма. В наше время, ведущие исследователи проблем нравственного
воспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают:
формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных
национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений
к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств,
формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми,
сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения [6].
Вплотную занимались и занимаются
проблемами нравственности наши современники – педагоги, психологи, философы. Осмысливая
проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные
исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного
воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование
гуманных отношений – Виноградова А.М., Воробева М.В., Буре Р.С., и др.;
формирование любви к Родине – Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф.,
Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитание нравственно-волевых качеств –
Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А и др [17].
Проблеме формирования эмоционально-положительного
отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этими
межнационального общения посвятили свои исследования Е.И Радина, Р.И. Жуковкая,
М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П.Усова и др.
Единого подхода к определению
«нравственное воспитание» не существует.
Нравственное воспитание –
целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение
людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости
нравственных норм (Р.С. Буре) [3].
Нравственное воспитание – целенаправленный
процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С.А. Козлова) [7].
О важности приобщения ребенка к
культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому
детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на
знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом,
нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма
очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о
нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре [13].
Следует подчеркнуть, что в настоящее
время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу.
Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического
воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы,
отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку
чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Задачами нравственно-патриотического
воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и
привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к
природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским
традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о
правах человека;
— расширение представлений о городах
России;
— знакомство детей с символами
государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и
гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства
уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах
детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как
воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Методы
|
Создание у детей практического общественного поведения
|
Формирование у дошкольников нравственно-патриотических
представлений, суждений, оценок
|
Метод приучения;
Упражнений;
Пример взрослых;
Показ действия;
Организация деятельности;
Труд; Игра.
|
Беседы;
Художественная литература;
Рассказывание, рассмотрение картин;
Диафильмы, радио, телепередачи.
|
|
|
Метод убеждения;
Положительный пример взрослого;
Организация педагогических ситуаций, способствующих
преобразованию положительного опыта поведения;
Оценка взрослых, их похвала.
|
|
|
|
|
|
Нравственно-патриотическое воспитание
ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие
нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у
ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке,
дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с
восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает
отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота [7].
У каждого народа свои сказки, и все
они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро,
дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской
народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь
был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не
случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу
термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную
самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине [13].
Таким образом, произведение устного
народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и
способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у
детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно
ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной,
ее столицей и символами.
Система и последовательность работы
по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена
следующим образом:
Безусловно, настоящая схема не может
передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как
бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию [13].
Задача педагога — отобрать из массы
впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир
животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные
события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны
быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная
работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо
выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
1.2 Особенности взаимодействия
педагогов с родителями детей в ДОУ
Издавна ведется спор, что важнее в
становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа,
другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу
семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Так, Я.А. Коменский назвал
материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает
ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без
выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка,
тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист
И.Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое
слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит
совершенно иное впечатление [1].
В основе новой концепции
взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за
воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные
институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную
деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране
политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного
воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих
отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» [16].
Сотрудничество - это общение «на
равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать.
Взаимодействие представляет собой
способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании
социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова
значение слова «взаимодействие» объясняется так:
1) взаимная связь двух явлений;
2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте «семья -
дошкольное учреждение» − личное взаимодействие педагога и родителей по
поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в
процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг
другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации
его развития [9].
Взаимодействие педагогов и родителей
детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
¨
приобщение
родителей к педагогическому процессу;
¨
расширении сферы
участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
¨
пребывание
родителей на занятиях в удобное для них время;
¨
создание условий
для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
¨
информационно-педагогические
материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе
познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей
и развивающей средой;
¨
разнообразные
программы совместной деятельности детей и родителей;
¨
объединение
усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию
ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога
взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его
возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
Страницы: 1, 2, 3
|